Методика развития функциональных возможностей легкоатлета
методическая разработка

Кашапова Клара Наильевна

Методика развития функциональных возможностей легкоатлета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика развития функциональных возможностей легкоатлета

Предварительное обеспечение определенного уровня общей физической подготовленности является основой для развития функциональных возможностей спортсмена в нужном для его специализации направлении. Это положение является основополагающим для всех видов легкой атлетики.

Когда речь идет о юных спортсменах, то время, необходимое для достижения нужного уровня физической подготовленности, должно исчисляться годами, а не месяцами и неделями. Путь к достижению этой цели — последовательные или одновременные занятия различными видами физической активности, направленные главным образом на развитие всех двигательных качеств: быстроты, силы, скоростно-силовых, выносливости, гибкости, координационных способностей. При этом необходимо соблюдать определенное соотношение между временем, отводимым для развития соответствующих двигательных качеств, и временем, затраченным на совершенствование техники. Двигательное качество в любом виде легкой атлетики может проявиться наиболее эффективно при условии овладения совершенной техникой. И если нужная пропорция нарушается, то замедляется рост спортивных результатов и даже возможно их снижение.

Наиболее частая ошибка в скоростно-силовых видах легкой атлетики, особенно в соревновательном периоде тренировки — увлечение «шлифовкой» отдельных технических деталей за счет уменьшения внимания физической подготовке. А в циклических видах легкой атлетики, связанных с выносливостью, неумеренная погоня за «километражем» приводит к нарушению структуры движения. Таким образом, одним из основных условий развития функциональных возможностей легкоатлета в нужном направлении является обеспечение специальной технической подготовленности путем использования широкого круга вспомогательных упражнений, которые как по форме, так и по содержанию должны способствовать совершенствованию техники избранного вида легкой атлетики вместе с развитием соответствующих двигательных качеств.

Наиболее целесообразное средство развития двигательных качеств в единстве с обучением спортивной технике — избранный вид легкой атлетики. Однако такое ограничение в выборе средств для обеспечения специальной физической подготовленностью может быть сделано отчасти в отношении бега на длинные дистанции и спортивной ходьбы, а в отдельных видах легкой атлетики лишь в том маловероятном случае, если у спортсменов все качества, необходимые для успеха в данном виде, с самого начала были развиты в идеальном соотношении и в процессе дальнейших занятий они продолжали развиваться равномерно и в нужной пропорции. Но это практически недостижимо.

Поэтому поиски повышения функциональных возможностей спортсмена и особенно развития двигательных качеств — одна из первоочередных задач тренера на всем протяжении учебно-тренировочного процесса в течение года и многих лет подряд. Она решается в зависимости от множества обстоятельств: возрастных и индивидуальных особенностей; уровня подготовленности; генетических предпосылок; характера спортсмена и его морально-волевых качеств; избранного вида специализации и др. Ниже предлагаются методические рекомендации по развитию различных способностей спортсмена для трех групп видов легкой атлетики: 1) спринтеров и барьеристов; 2) прыгунов и метателей; 3) бегунов на средние, длинные дистанции и ходоков. Для спортсменов первой группы главным качеством является быстрота, для второй — скоростно-силовые способности, для третьей — выносливость. В спринтерском и барьерном беге быстрота получает выражение в относительно независимых формах ее проявления:простой двигательной реакции;частоте движений;резкости (импульсивности) движений — скоростной силе;быстроте в комплексном выражении.

Для развития простой двигательной реакции у спринтеров и барьеристов применяются различные упражнения, связанные с продвижением спортсмена по сигналу (звуковому или слуховому) в течение 5 —10 с. Наиболее применяемые средства — бег по команде с низкого или высокого старта на 20 — 30 м с интенсивностью движений 95—100 % от максимума. Количество повторений 3 — 4 раза, отдых между ними около 1 мин. Количество серий — 3 — 4, отдых между сериями — 1 — 2 мин.

При развитии частоты движений рекомендуется применять следующие упражнения: семенящий бег — 30—40 м, бег на месте в упоре — 10 — 20 с, бег под уклон (наклон дорожки 20°) — 60 — 80 м, бег с помощью тяги — 30 — 60 м, бег по нанесенным отметкам — 30 — 50 м, бег с помощью звуко-светолидера — 15 — 30 с, бег по ветру — 60 — 80 м и др. Скорость бега во всех случаях на уровне 100 % от максимальных возможностей. Интервал отдыха между повторениями равен 3 мин. Количество повторений и серий — 3 — 4, отдых между сериями — 8 — 10 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение комплексной методики музыкально-певческого воспитания Д.Е.Огороднова для развития музыкальных возможностей учащихся ДМШ и ДШИ.

В работе представлены некоторые методы, упражнения и приёмы, используемые в работе со слабоинтонирующими детьми. Их применение может помочь преподавателям хора и сольфеджио развивать певческие возможн...

Методика организации исследовательской деятельности по географии как средство формирования и развития потенциальных возможностей школьников.

Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности....

Влияние спортивных игр на развитие опорно-двигательного аппарата и функциональных возможностей организма у обучающихся 5-го класса на уроках физической культуры.

Влияние спортивных игр на развитие опорно-двигательного аппарата и функциональных возможностей организма у обучающихся 5-го класса на уроках физической культуры....

методика «Развитие познавательных и творческих способностей у детей с ограниченными возможностями с использованием техники Эбру»

quot;Загадка эбру или почему краски не тонут"Я очень люблю удивлять окружающих, поэтому  часто провожу опыты и...

МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СИЛОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 13-14 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БЕГОМ

Одной из важнейших проблем физической подготовки школьников является проблема поиска эффективных средств и методов развития силовых качеств. Существует необходимость решения многих методических вопрос...

методика развития быстроты легкоатлетов на начальном этапе подготовки

Актуальность. В настоящее время наиболее сложным физическим качеством является быстрота, которая определяется совокупностью всех временных признаков движения – продолжительностью, темпом, р...

Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы

Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием ...