«ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА»
статья по физкультуре

Гресс Светлана Александровна

. Воспитание будущего спортсмена - это не только индивидуальное развитие специальных физических качеств, но и формирование личности и характера будущего спортсмена.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФИЗИОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА»

«Физиологические особенности спортивной тренировки детей школьного возраста»

 Учитель физической культуры МБОУ « Гвардейская школа-гимназия №3»

ГРЕСС СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА

Гвардейское 2021 год

Содержание:

Введение.

1. Анатомо – физиологические особенности детского организма. 

2. Оценка воздействия тренировочной и соревновательной нагрузки на детский организм.

2.1.Нормирование нагрузок

2. Развитие движений и формирование двигательных (физических) качеств.

2.2.Средства и методы физкультурного воспитания.

3. Возрастные особенности детского и подросткового организма при организации занятий спортом.

3.1. Этапы спортивной подготовки.

3.2.Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора юных спортсменов.

4. Возрастные особенности динамики состояния организма при спортивной деятельности.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Роль юношеского спорта во всем мире неуклонно возрастает, так как он является важнейшей базой подготовки спортивных резервов. Стремительный рост достижений в мировом спорте требует неустанного поиска новых, действенных средств и методов работы с юными спортсменами.

Огромное влияние на развитие человека оказывают движения, физические упражнения. Недостаток движения, ограничение двигательной активности отрицательно сказывается на формировании организма. Деятельность различных систем организма находится в прямой зависимости от активности скелетных мышц, особенно в детском возрасте. Двигательная активность стимулирует обмен веществ и энергии, совершенствование всех функций и систем организма и повышает его работоспособность. Велика роль двигательной активности в подготовке к труду. Осваивая новые движения, человек обучается управлять работой мышц, сложными движениями, необходимыми в трудовой и спортивной деятельности. Школьные годы - период максимальных темпов роста всего организма. Индивидуальное развитие обусловлено влиянием наследственных факторов и определяется генетической программой, которая реализуется в определенных условиях окружающей среды.
Развитие человека от момента рождения и до смерти (онтогенез) представляет непрерывный единый процесс (индивидуальное развитие). На протяжении жизни организм претерпевает ряд закономерных (физиологических) изменений.

Цель работы: Обосновать необходимость применения теоретических знаний возрастной физиологии при подборе физических упражнений, учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников, чтобы физическая нагрузка была соразмерной, безопасной, а физическое развитие своевременным и гармоничным.

1.Анатомо – физиологические особенности детского организма.

Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на юных спортсменах возможно лишь при условии учета анатома – физиологических особенностей организма. Каждый возрастной период имеет свои особенности в строении и функциях отдельных органов и систем. Мышечная система. В младшем школьном возрасте следует избегать больших по объему и интенсивности нагрузок. К 14 – 15 годам развитие суставно – связочного аппарата мышц и сухожилий достигает высокого уровня. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11 – 12 лет, а у мальчиков в 13 лет. К 14 – 15 годам мышцы по своим свойствам мало отличаются от свойств взрослых людей. В этом же возрасте увеличивается сила мышц и способность их к длительной работе. Нервная система. У детей младшего школьного возраста сила и уравновешенность нервных процессов невелики и преобладают процессы возбуждения. В подростковом возрасте все более значительной становится тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга. В то же время повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость свидетельствуют о недостаточной силе тормозного процесса. В юношеские годы нервные процессы отличаются большой подвижностью, хотя возбуждение все еще продолжает преобладать над торможением. При регулярных занятиях спортом наблюдается большая сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Это обеспечивает более экономную в энергетическом отношении деятельность органов и систем. У мальчиков к 13 – 14 годам, у девочек к 10 – 11 годам функциональное состояние вестибулярного анализатора достигает уровня развития взрослых. Сердечно – сосудистая система. В младшем школьном возрасте сократительная способность миокарда еще недостаточна, деятельность сердца мало экономична. Доставка кислорода к работающим мышцам обеспечивается в основном за счет усиления кровотока. Объем крови, вырабатываемой сердцем при каждом сокращении, вполовину меньше, чем у взрослых. Поэтому для обеспечения организма нужным количеством кислорода, сердце ребенка должно делать значительно больше сокращений. У них также менее интенсивно происходит ликвидация кислородного долга, а потребление кислорода в восстановительном периоде осуществляется при менее экономной функции внешнего дыхания и  кровообращения. Все это дает основания считать, что для детей младшего школьного возраста характерны большая напряженность функции кровообращения и дыхания. Установлено, что даже при незначительных нагрузках частота сердечных сокращений у детей увеличивается в большей степени, чем у взрослых. При напряженной мышечной деятельности у детей 7 – 11 лет она достигает 200 – 220 ударов в минуту. У подростков меняется реакция организма во время напряженных физических нагрузок. С возрастом происходит постепенное увеличение объема сердца. Если с 7 до 11 лет объем сердца возрастает на 30 –35%, то в возрасте от 14 до 18 лет – на 60 – 70 %. В 12 – 14 лет частота сердечных сокращений достигает 210 ударов в минуту и с возрастом постепенно снижается до180 – 190 ударов в минуту. У подростков 10 – 16 лет выполнение объема упражнений максимальной мощности сопровождались более значительной частотой сердечных сокращений. У детей и подростков, занимающихся спортом, ускоряется процесс формирования сердца, увеличивается его объем, развивается физиологическая гипертрофия. Гипертрофия и увеличение сердца у юных спортсменов является вполне благоприятным, так как позволяют длительно переносить большие равномерные нагрузки без особой опасности. В ответ на физическую нагрузку сердце юного спортсмена реагирует учащением сокращений. Это приводит к укорочению фаз систолы, к увеличению скорости повышения внутрижелудочкого давления. Также изменения свидетельствуют о повышении эффективности сердечного сокращения. При нагрузках, равных по мощности, у юных спортсменов с более высокой квалификацией систолический объем крови больше, а частота сердечных сокращений меньше. Для тренированных юных спортсменов характерны: более высокий порог анаэробного обмена при напряженной мышечной работе, высокая степень экономизации различных функций и повышенная способность к утилизации кислорода в функционирующих тканях. Опорно- двигательный аппарат. При проведении физических тренировок необходимо учитывать особенности состояния функций опорно-двигательного аппарата. Позвоночник отличается большой гибкостью и неустойчивостью основных изгибов — грудного и поясничного. Грудной изгиб полностью формируется к 7-му году жизни, а поясничный — к 12-му. Эластичный связочный аппарат, толстые межпозвоночные диски и слаборазвитые мышцы спины не в состоянии долго поддерживать тело в правильном положении, что может вызвать развитие деформации позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и т. п.

2. Оценка воздействия тренировочной и соревновательной нагрузки на детский организм.

 Чтобы правильно оценить уровень нагрузки необходимо определить морфологические и функциональные изменения, отражающие состояние отдельных систем организма, в разных состояниях: 1) в покое; 2) при выполнении стандартных нагрузок; 3) при максимальных соревновательных нагрузках. Можно учитывать субъективную оценку и работу сердечно – сосудистой системы. Субъективная оценка:1) настроение; 2) общее самочувствие; 3) работоспособность; 4) аппетит; 5) сердцебиение; 6) одышка; 7) потливость. Оценка деятельности сердечно – сосудистой системы. Для оценки воздействий физического упражнения на состояние сердечно – сосудистой системы можно использовать подсчет пульса и измерение кровяного давления. Известно, что регулярные, методически правильно организованные занятия спортом способствуют уменьшению частоты сердечных сокращений в покое. С возрастом работоспособность сердца повышается: увеличивается объем крови, выбрасываемой сердцем с каждым сокращением, увеличивается минутный объем кровотока. Этим обеспечивается хорошее наполнение желудочков сердца и достаточный их отдых.

2.1.Нормирование нагрузок.        

Нагрузка на скоростно-силовые качества на занятиях лёгкой атлетикой, в играх может способствовать развитию выносливости при условии достаточно высокой средней ЧСС (выше 120 уд/мин.) и ловкости при сложно-координационных движениях.

Выполнение нагрузок с учётом этих положений позволяет достигнуть достаточного срочного тренировочного эффекта по всем качествам за 20-25 мин. А остальное время урока можно использовать для решения других задач.

На уроке физкультуры необходимо осуществлять текущий контроль, помогающий определить соответствие даваемой на уроке нагрузки возможностям ребёнка. Он осуществляется с помощью простых методов, отражающих субъективное состояние ребёнка, его самочувствие и объективное состояние по ЧСС и АД.

Учитель, обучив детей, подсчитывает ЧСС, регистрирует этот показатель до урока и через 2-5 мин. после его окончания; ЧСС должна прийти к исходной.

Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности распределения физической нагрузки на уроке, её соответствия физиологическим возможностям ребёнка необходимо строить физиологическую кривую урока: ЧСС определяется 2-3 раза по 10 с перед уроком; в конце вводной части; в конце основной части урока; в конце урока, его заключительной части; в восстановительном периоде, спустя 2-5 мин. после урока.

Внешние признаки утомления

Важное  значение при контроле за физической нагрузкой имеет определение внешних признаков утомления.

Наблюдаемые признаки и состояние ребёнка

Степень напряжённости утомления

небольшая

средняя

Окраска кожи лица, шеи

Небольшое покраснение лица, выражение его спокойное

Значительное покраснение лица, выражение его напряжённое

Потливость

Незначительная

Выраженная потливость лица

Дыхание

Несколько учащённое, ровное

Резко учащённое

Движения

Бодрые, задания выполняются чётко

Неуверенные, нечёткие, появляются дополнительные движения. У некоторых детей моторное возбуждение, у других - заторможенность

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, отказ от дальнейшего выполнения заданий

2.2.Средства и методы физкультурного воспитания.

 Физическая культура детей младшего школьного возраста — наиболее ответственный и благоприятный период в формировании двигательных способностей ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее не известные упражнения и действия, физкультурные знания.

Активность младшего школьника в виде организованных занятий в рамках школьных уроков физкультуры, физкультпауз и т. д. должна дополняться внешкольными формами занятий: ежедневной утренней физзарядкой и двумя-тремя тренировочными занятиями в неделю.

3. Возрастные особенности детского и подросткового организма при организации занятий спортом:

  1. К занятиям спортом допускаются только здоровые и практически здоровые дети.
  2. Врачебный контроль за состоянием здоровья юных спортсменов проводится не реже 2 раза в год, включая функциональные пробы и оценку физического состояния.
  3. Своевременное лечение очагов хронической инфекции.
  4. Спортсменов делят на группы, однородные по биологическому возрасту и уровню подготовленности с обязательной индивидуализацией нагрузок, строгим соблюдением режима быта, отдыха, питания.
  5. Снижение физических нагрузок в период эмоциональных стрессов (экзамены).
  6. Обязательное соблюдение принципов регулярности занятий и постепенности увеличения нагрузок.
  7. Специализация проводится на базе широкой общей физической подготовки.
  8. Не допустимо переносить особенности режима и методики тренировок взрослых на работу с подростками и детьми.
  9. Методика проведения тренировок предусматривает чередование нагрузки на отдельные мышечные группы, частые перерывы, использование подвижных игр и других приемов, позволяющих разнообразить нагрузку, сделать ее эмоционально более насыщенной, поскольку детский организм не переносит однообразной монотонной работы.
  10. Необходимо учитывать возрастные периоды совершенствования двигательных качеств и в соответствии с этим планировать тренировочную нагрузку.
  11. Преждевременное начало занятий определенными видами спорта, раннее выступление в соревнованиях, участие в соревнованиях вместе с взрослыми оказывают отрицательное влияние на состояние здоровья ребенка и подростка. Поэтому необходимо соблюдать возрастные нормативы начала занятий по видам спорта и нормативы начала выступления в спортивных соревнованиях, например, все виды борьбы допускаются к соревнованиям не ранее, чем через 6 месяцев после начала тренировок, а так же нормативы перехода к этапам спортивной подготовки.

Сроки допуска к занятиям физической культурой и спортом, участию в соревнованиях детей и подростков, возрастные этапы спортивной подготовки определены с учетом созревания физических и психических функций организма, развития двигательных качеств.

3.1. Этапы спортивной подготовки.

1 этап – предварительная спортивная подготовка (1-3 года) основная задача – формирование общей подготовки и обучение технике избранного вида спорт (группы начальной подготовки);

2 этап – начальная специализация. Дети занимаются в учебно-тренировочных группах 1-4 года. За это время происходит совершенствование техники избранного вида спорта на фоне общефизической подготовки (учебно-тренировочные группы);

3 этап – углубленное спортивное совершенствование. На данном этапе объемы общефизической подготовки снижаются, идет узко специализированная подготовка по данному виду спорта (группы спортивного совершенствования);

4 этап – группы высшего спортивного мастерства.

3.2.Медицинские вопросы спортивной ориентации и отбора юных спортсменов.

Одним из важных разделов совместной работы врача и тренера является спортивная ориентация и спортивный отбор. Выбрать для каждого спортсмена вид спортивной деятельности, наиболее отвечающий его индивидуальным способностям – задача спортивной ориентации. Задача спортивного отбора – отобрать детей наиболее пригодных в связи с видами спорта.

Во избежание негативного воздействия занятий спортом на растущий организм, необходимо учитывать физиологические особенности организма в каждый возрастной период. Выделяют следующие возрастные группы:

  • 1-3 года- предшкольная;
  • дошкольная 4-6 лет;
  • младшая школьная 7-11 лет;
  • средняя школьная 12-15 лет;
  • старшая школьная 16-18 лет.

Возраст до 7 лет считается детским; с 8 до 14 – подростковым; с 15-18 – юношеским.

Главную роль в оценке развития детей и подростков играет биологический уровень зрелости организма. На него ориентируются при составлении программ тренировки, дозирования нагрузок. У подростков с признаками раннего полового созревания показатели физического развития и физической подготовленности выше, чем у тех , у которых они появляются позднее.

При организации занятий физкультурой и спортом тренерам и другому преподавательскому составу следует знать и учитывать абсолютные и относительные противопоказания к занятиям спортом.

В детско-юношеском спорте должны быть исключены характерные для

спорта высших достижений и коммерческого спорта изнуряющие нагрузки, нарушающие развитие человека. В детско-юношеском спорте изначально должно преобладать физическое совершенствование как условие развития человека.

4.Возрастные особенности динамики состояния организма при спортивной деятельности.

В процессе спортивной деятельности в физиологическом состоянии организма отмечается несколько периодов, сменяющих друг друга: стартовое состояние, врабатывание, устойчивое состояние, утомление и восстановление.

У юных спортсменов предстартовые условнорефлекторные изменения различных функций могут быть более выражены, чем у взрослых. Словесная информация о предстоящей мышечной деятельности вызывает у детей более заметные изменения ЧСС и АД, причем у спортсменов предрабочее увеличение функций более значительно по сравнению с не занимающимися спортом.

Период врабатывания у детей несколько короче, чем у взрослых. Например, у детей 7-14 лет в беге на короткие дистанции максимальная скорость достигается на 5-й секунде, а у юношей 17-18 лет - на 6-й. Правда, юноши за это время достигают большей скорости и преодолевают большее расстояние. В упражнениях на выносливость (плавание, "езда" на велоэргометре) у детей также несколько раньше стабилизируются некоторые показатели работоспособности, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

После периода врабатывания наступает устойчивое состояние. Способность удерживать устойчивое состояние зависит от возраста. Дети меньше, чем взрослые, способны сохранять его. Они быстрее достигают максимального уровня потребления О2, но в способности удерживать этот уровень уступают взрослым (рис. 96). Более короткий период устойчивого состояния сочетается у подростков с более стремительным, чем у взрослых, развитием гипоксемии, что является результатом большего рассогласования функций у подростков при напряженной мышечной деятельности.

От возраста зависит также характер процессов утомления. У детей в период утомления работоспособность, скорость движений снижаются в большей мере, чем у взрослых. Дети вынуждены прекращать работу при меньших изменениях внутренней среды организма, в условиях значительно меньшей кислородной задолженности.

При умеренной аэробной работе в период развивающегося утомления у подростков больше выражена дискоординация вегетативных функций (дыхания и кровообращения), в большей мере повышается энергетическая стоимость упражнений (В. М. Волков, А. В. Ромашов).

У юных спортсменов утомление нередко проявляется в более значительных нарушениях координации движений и взаимодействия двигательных и вегетативных функций (например, в нарушении согласования между дыханием и движением).

Возраст влияет и на характер восстановительных процессов после физической нагрузки. После непродолжительных, преимущественно анаэробных, упражнений восстановление работоспособности, вегетативных функций, ликвидации кислородной задолженности у детей происходит в более короткие, чем у взрослых, сроки. Правда, как в абсолютных, так и в относительных единицах величина кислородной задолженности у детей меньше. При работе максимальной мощности у детей 11 -14 лет восстановление потребления О2 происходит на 12- 14-й мин, а у взрослых - на 16- 18-й мин.

Восстановительные процессы после интенсивных упражнений носят; неравномерный характер. Сначала они протекают быстро, а затем медленно. В быструю фазу восстановления ликвидируется большая, чем у взрослых, часть кислородного долга. У детей 8- 9 лет она составляет 60-70% общего долга, а у взрослых - лишь около 40%. С возрастом (от 11 до 20 лет) наряду с повышением выносливости и возможности производить большую работу увеличивается время восстановления.

 Быстрое восстановление у детей после непродолжительных упражнений не дает им заметных, преимуществ перед взрослыми. Дело в том, что при продолжительных и утомительных нагрузках, при многократных повторениях упражнений восстановительные процессы у детей протекают медленнее, чем у взрослых.

Признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды. Генетическая информация может быть реализована только в том случае, если она в каждом возрастном периоде будет оптимально взаимодействовать с определенными условиями среды. Установлено, что эффективность спортивного совершенствования значительно выше, если акценты педагогических влияний совпадают с индивидуальными анатомо-физиологическими особенностями спортсмена в данный возрастной период.

Влияние определенного фактора среды неодинаково на различных этапах развития организма. Для каждого этапа характерен "свой комплекс" наиболее действенных факторов, которые дают наибольший эффект. Неадекватным возможностям организма внешние факторы не позволяют использовать резервы организма, которыми он располагает на отдельных этапах онтогенеза.

Развитие двигательных качеств у спортсменов 12-16 лет находится в зависимости не столько от паспортного, сколько от биологического возраста. Неодинаковые темпы развития детей одного и того же паспортного возраста могут ввести тренера в заблуждение в отношении их истинных способностей. Высокий спортивный результат в детские и юношеские годы может быть обусловлен не спортивной одаренностью, а генетически более ранними сроками биологического созревания. Таким образом, акцент при спортивном отборе на детей-акселератов не всегда целесообразен. Нередко подростки с замедленными темпами индивидуального развития являются потенциально более способными, но их одаренность может проявиться позднее.

Заключение.

Спортивные достижения определяются, с одной стороны, уровнем исходных результатов (ювенильные показатели), а с другой - темпами прироста их в ходе спортивного совершенствования. В связи с неодинаковыми темпами прироста между ювенильными показателями и конечными достижениями (дефинитивные показатели) не всегда есть полное соответствие. Поэтому необходимо учитывать не только исходный уровень достижений, но и темпы, прироста функциональных возможностей, развития двигательных качеств. Установлено, что результаты юных пловцов, легкоатлетов, достигнутые к концу 2-3-го года занятий, не зависят от первоначальных исходных результатов. Следовательно, в данном случае не исходный спортивный результат, а индивидуальные темпы развития функциональных возможностей в большей степени взаимосвязаны с дефинитивными показателями.

Более высокие темпы прироста спортивных достижений имеют место при так называемом дифференцированном спортивном совершенствовании, т. е. при условии избирательного подхода к занимающимся с учетом их индивидуальных морфологических и функциональных данных, особенностей развития высшей нервной деятельности. Принцип индивидуализации имеет широкий спектр действия. Воспитание будущего спортсмена -это не только индивидуальное развитие специальных физических качеств, но и формирование личности и характера будущего спортсмена.

Список литературы:

  1. Безруких М. М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошкольная педагогика и психология»; «Педагогика и методика дошкольного образования»:  М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер.
  2. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учеб. для вузов / Данилова Н. Н. – М.: Аспект Пресс, 1998.
  3. Солодков А. С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учеб. для вузов физ. культуры ,Олимпия Пресс, 2005.  
  4. Коц Я.М. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической

культуры, Физкультура и спорт, Россия, Москва  

  1. Корюкин Д.А.  Особенности спортивной подготовки детей Методические рекомендации для студентов специальности 032101- физическая культура и спорт, Курган 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по физической культуре "Основы теории и методики физического воспитания и спорта"

Представлен элективный курс для учащихся 9 класса рассчитанный на 8 часов, разработан Архипкиной Т.И....

Немного о физиологии физического воспитания и спорта....

Представляю вашему вниманию немного теоретического материала в виде презентации...

Задачи развития физического воспитания и спорта в школе.

Отчет о работе руководителя  городского методического объединения учителей физической культуры и ОБЖ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ.01.01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.1.1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

Методические указания к самостоятельным работам разработаны в соответствии с рабочей программой профессионального модуля 03 Методическое обеспечение образовательного процесса, междисциплинарного МДК.0...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПМ.01.01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.1.1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПМ.01.01. ПРЕПОДАВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Т.1.1. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА...