«Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.»
методическая разработка по физкультуре (7 класс)

Круглов Александр Сергеевич

Тема занятия: Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.

Актуальность занятия, подтверждаемое данной разработкой, состоит в её опережающем характере: в отделении дополнительного образования детей ФГОС еще не реализуется, а занятие разработано на основе системно-деятельностного подхода с активным вовлечением учащихся, в познавательную деятельность, а также с целью реализации личностных и метапредметных результатов образования. Предлагаемое занятие направлено на обеспечение высокой двигательной активности учащихся, что является важной и непростой задачей для большинства педагогов отделения дополнительного образования детей. Ключевые слова: ФГОС на занятии отделения дополнительного образования детей, развитие двигательной координации, личностные и метапредметные результаты на занятии отделения дополнительного образования детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №459 Пушкинского района Санкт-Петербурга

XX ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПЕДАГОГОВ

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
РОССИИ»


Тема занятия:
«Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.»

Автор составитель: Учитель физической культуры, ГБОУ СОШ № 459 Пушкинского района Санкт-Петербурга.


Методическая разработка занятия

по программе Отделения дополнительного образования детей «баскетбол»

Тема занятия: Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.

Актуальность занятия, подтверждаемое данной разработкой, состоит в её опережающем характере: в отделении дополнительного образования детей ФГОС еще не реализуется, а занятие разработано на основе системно-деятельностного подхода с активным вовлечением учащихся, в познавательную деятельность, а также с целью реализации личностных и метапредметных результатов образования. Предлагаемое занятие направлено на обеспечение высокой двигательной активности учащихся, что является важной и непростой задачей для большинства педагогов отделения дополнительного образования детей. Ключевые слова: ФГОС на занятии отделения дополнительного образования детей, развитие двигательной координации, личностные и метапредметные результаты на занятии отделения дополнительного образования детей.

Основные задачи:

1. Научить учащихся техническим действиям игрока защиты.

2. Совершенствовать стойку баскетболиста.

3. Ознакомить учащихся с тактическими действиями игрока защиты.

4. Способствовать развитию координационных и скоростных способностей при выполнении защитных действий.

5. Способствовать воспитанию дисциплинированности, трудолюбия, уважения к сопернику, командной работы.

6.Содействовать усвоению учащимися технических и тактических действий игрока защиты.

Необходимое оборудование и инвентарь: баскетбольные мячи, манишки, «хвосты», флипчарт, магнитофон, свисток.  

Методическую разработку составил: Круглов Александр Сергеевич, учитель физической культуры.

Частные педагогические задачи

Действия педагога

Дози-ровка

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты, формы и методы их диагностики

Подготовительная часть занятия 13 мин.

1. Обеспечить начальную организацию и общую готовность к учебному занятию учащихся.

Обучающимся дается задание поделиться на пары и проверить соответствие формы требованиям техники безопасности.

2 мин.

Вход учащихся в зал. Обучающиеся проверяют друг у друга наличие спортивной формы, соответствие её требованиям техники безопасности. Построение в одну шеренгу в левом дальнем углу зала, приветствие. Расчет на первый и второй, раздача манишек. Берут мячи со шведской стенки.

Личностные: Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной   деятельности (ЛР7);  Метапредметные: самостоятельно контролировать и корректировать деятельность (МР1).

Форма: взаимопроверка. Метод наблюдения.

2. Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани и подвижности в суставах для работы с мячом

Инструкция учащимся: «Следить за правильным выполнением упражнений.

- На мяч не смотреть.

- Спина прямая.

2 мин.

1. Разминочный бег с ведением баскетбольного мяча:

  • правой рукой
  • левой рукой
  • попеременно правой и левой рукой
  • Бег спиной вперед с ведением правой и левой рукой
  • Бег с изменением направления движения по свистку

Ведение мяча шагом
правой или левой рукой, восстановление дыхания.
Перестроение через середину по два.

Предметные: Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности, использование их в режиме учебной деятельности. (ПР4);

3.Создать условия для формулировки учащимися целей занятия.

Обозначить правильность выполнения стойки баскетболиста в защите.

 Защитник должен всегда находиться в устойчивом положении и быть готовым к борьбе с нападающим игроком, а устойчивым положением является стойка с выставленной вперед ногой и на параллельных ногах.
Важность этого разминочного упражнения состоит в реализации личностного результата, связанного с развитием умения достигать общей цели, ориентируясь на партнера. Педагог поощряет обучающихся в командной работе.

4 мин.

Объяснение правил игры.
Игра «Выхвати хвост». Учащиеся надевают «хвосты». По сигналу, учащиеся начинают перемещаться в стойке баскетболиста от боковой линии до боковой линии. Задача игроков выхватить хвост соперника и не дать выхватить свой.
Побеждает тот игрок, кто выхватит большее количество «хвост» соперника.

Личностные: способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения (ЛР6);

Метапредметные: умение самостоятельно контролировать и корректировать деятельность (МР1).

Методы наблюдения и взаимопроверки на основе оценочной карты.

4. Организация активного целеполагания.

Организация промежуточной рефлексии по выполнению задания:

Учащиеся подходят к флипчарту.

«Как вы уже догадались сегодня мы будем совершенствовать защитные действия игрока обороняющейся команды, а какие конкретно действия вы ответите мне в дальнейшем».

Педагогу важно организовать совместное обсуждение выполненного задания с группой

Приложение№1.
Задание №1 на флипчарте.

«Мы вспомнили с вами правильное выполнения защитной стойки, а теперь ответьте мне, какие могут быть ошибки при выполнении защитной стойки».

Задание № 2 на флипчарте. «Какие виды защиты вы знаете?

Когда применяется индивидуальная защита? А что необходимо для командной защиты.
Задание № 3 на флипчарте.
«Ваша задача поставить своего защитника на свою позицию»
«Опробование учащимися построения в командной защите.


Обсуждение происходит в высоком темпе.

5 мин.

Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цель дальнейшего занятия. Учащиеся перечисляют по очереди возможные ошибки при выполнении защитной стойки.

Возможные варианты ответов:

Слишком высокое или низкое положение локтей.

Ноги не согнуты (перемещается на прямых ногах).

 Ноги согнуты слишком сильно.

Стопы не плотно стоят на опоре.

Передвижения выполняются подскоками, а не стелящимся приставным шагом.

Положение корпуса слишком прямое.

Корпус слишком наклонен вперед.

Возможные варианты ответов:

Индивидуальная и командная

Для индивидуального отбора.

Необходимо знать расстановку в защитной зоне.

Основная часть урока 20 мин.

5.Совершенствование

защитных действий игрока обороняющейся команды.

6.Создать двигательное представление о индивидуальных и командных действиях защиты.

7. Обучение согласованности действий в упражнениях

Подготовка учащихся к работе с техниками индивидуальной и командной защиты.

Перестроение учащихся через середину по два,

Личностные: способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения (ЛР6) (в процессе игры в баскетбол) Метапредметные: Использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях (МР1); (в процессе игры в баскетбол)

Предметные: Владение физическими упражнениями разной функциональной направленности (ПР4);

Владение техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, активное применение их в игровой и соревновательной деятельности (ПР5).

  1. ноги согнуты в коленях;
  2. спина прямая;
  3. смотрим вперед

1. Игроки располагаются парами, лицом друг к другу. Один игрок держит мяч, другой старается дотронуться до него, сбоку.

  1. ноги согнуты в коленях;
  2. спина прямая;
  3. смотрим вперед

2. Игроки встают парами, лицом друг к другу. Один игрок ведет мяч, другой старается дотронуться до него сбоку, но владеющий мячом игрок перемещает его, укрывает.

  1. ноги согнуты в коленях;
  2. спина прямая;
  3. смотрим вперед

3. Когда игроки во время выполнения любого упражнения слышат свисток и команду «зашита», их задача быстро занять свое положение в защитной зоне, после чего они возвращаются к выполнению предыдущего занятия.

  1. ноги согнуты в коленях;
  2. спина прямая;
  3. смотрим вперед

4. Один игрок- нападающий, а второй защитник.
Нападающий выполняет ведение мяча от боковой линии к противоположной. Задача защитника перемещаясь в стойке не дать себя обыграть, все время находясь перед нападающим, Игроки меняются ролями, после того, как дойдут до противоположной стороны.

5. Один игрок- нападающий, а второй защитник.
Нападающий выполняет ведение мяча от боковой линии к противоположной, его задача не дать защитнику выбить мяч, а задача защитника перемещаясь в стойке не дать себя обыграть, выполнить имитацию выбивания. мяча, все время находясь перед нападающим. Игроки меняются ролями, после того, как дойдут до противоположной стороны.

  1. ноги согнуты в коленях;
  2. спина прямая;
  3. смотрим вперед

6. Когда игроки во время выполнения любого упражнения слышат свисток и команду «зашита», их задача быстро занять свое положение в защитной зоне, после чего они возвращаются к выполнению предыдущего занятия.

Заключительная часть урока 7мин

8. Содействовать осмыслению обучающимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности, выявлять мнения обучающихся о результативности их деятельности

Задание № 4 на флипчарте. «Оцените свою деятельность на занятии, поставив своего защитника в определенную зону».

Рефлексия: в конце занятия учащимся дается возможность оценить свою работу на занятии. Они прикрепляют своего «защитника» в определенную зону и высказывают свое мнение:

1) Уверенно себя чувствую в защите

2) Есть ошибки и я их исправлю.

3) Ничего не получается.

 По самоанализу детей можно судить о выполнении поставленных задач на занятии.

Личностные: Сформированность основ саморазвития и самовоспитания (ЛР5);

Метапредметные:

Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов (МР9).

Приложение № 1

Задание № 1 Какие могут быть ошибки при выполнении защитной стойки?




















Рис.1 Защитная стойка баскетболиста

Типичные ошибки при выполнении защитной стойки баскетболиста:

1.Положение локтей слишком высокое.

1а. Положение локтей слишком низкое.

2. Ноги не согнуты (перемещается на прямых ногах).

2а. Ноги согнуты слишком сильно.

3. Стопы не плотно стоят на опоре.

3а. Передвижения выполняются подскоками, а не стелящимся приставным шагом.

4. Положение спины слишком прямое.

4а. Корпус слишком наклонен вперед.

Задание № 2 Какие виды защиты вы знаете?

Защита

Индивидуальная                                                                             Командная

Задание № 3 Поставьте своего защитника на свою позицию.














По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему: «Формирование технико-тактических действий школьников через систему занятий с углубленным изучением баскетбола»

Ведущей идеей опыта является постоянное совершенствование и новизна системы занятий по баскетболу с детьми, выявление эффективных форм и методов, единство уроков физической культуры и внек...

Методическая разработка занятия: Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.

Актуальность занятия, подтверждаемое данной разработкой, состоит в её опережающем характере: в отделении дополнительного образования детей ФГОС еще не реализуется, а занятие разработано на основе сист...

Методическая разработка занятия: Баскетбол. Технико-тактические действия игрока обороняющейся команды.

Актуальность занятия, подтверждаемое данной разработкой, состоит в её опережающем характере: в отделении дополнительного образования детей ФГОС еще не реализуется, а занятие разработано на основе сист...

«Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями. Работа над техникой стойки игрока, передвижениями на площадке с мячом и без, поворотами на месте, передачами мяча в парах на месте и в движении. Повторение способов обводки соперников. Совер

Пополнение знаний учащихся в области баскетбола.Комплексное развитие быстроты, координационных и кондиционных способностей.Овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями, при соблюдении...

Технико-тактические возможности команды при использовании базовых схем расстановки игроков в футболе

Схема игры 4-3-3Схема игры 4-4-2 (В следующей статье разберём другие схемы расстановки игроков в футболе)...

Технико-тактическая подготовленность игроков атакующего стиля против защитного стиля в настольном теннисе

Современный настольный теннис - это мощные атакующие удары, требующих значительных физических усилий, а многократность их повторений ведет к специальной выносливости...