лыжная подготовка
рабочая программа по физкультуре

Политаева Татьяна Николаевна

Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут  только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная  учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lyzhnaya_podgotovka.docx34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


Рабочая программа для учебной группы начальной подготовки составлена на основе примерной типовой программы. При составлении программы были использованы рекомендации ведущих специалистов в области лыжного спорта, опубликованные в печати. Программа включает пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание программного материала, средства контроля и др. 

Занятия лыжным спортом компенсируют недостаточную двигательную активность современных подростков, в результате происходит предотвращение многих заболеваний, совершенствуются функциональные возможности организма, повышается работоспособность. Принести полное удовлетворение занятия лыжным спортом могут  только тогда, когда лыжник в полной мере владеет техникой ходьбы на лыжах, техникой спуска с гор и поворотов. Наиболее быстро и хорошо осваивают технические приемы дети и подростки. Правильные и рациональные движения сохраняются в последствии на всю жизнь. Продуманная и хорошо организованная  учебно-тренировочная работа способствует успешной подготовке юных спортсменов лыжников.

Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний.
Программа помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в информационном пространстве. Работа начинается с 1 класса и рассчитана на весь курс начальной школы. Данная программа может рассматриваться как одна из ступеней к здоровому образу жизни и неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в школе.
                 

Цели и задачи программы:

Цели: 
- Укрепление здоровья и повышение уровня физического развития учащихся
- Воспитание спортивного резерва для занятия лыжными видами спорта

Задачи:
- приобщение подростков к здоровому образу жизни
- формирование и закрепления потребности в систематических занятиях спортом
- развитие физических качеств, необходимых для занятий лыжным спортом
- укрепление опорно-двигательного аппарата и дыхательной системы подростка
- освоение и совершенствование техники и тактики лыжных ходов
- формирование морально-волевых качеств юных спортсменов

Высокий уровень эффективности работы учебной группы может быть достигнут только при условии хорошо продуманного учебно-тренировочного процесса. В работе секции применяется самый широкий арсенал педагогических методов и форм организации деятельности. Лучшим методом обучения является квалифицированный показ и объяснение. На занятиях с младшими подростками целесообразно применение игрового метода. Поэтому, помимо игровых заданий, подвижных игр, в тренировочных занятиях используется элементы спортивных игр на уменьшенных площадках по упрощенным правилам. Большое место в тренировочном процессе имеет равномерный метод тренировок в восстанавливающем, поддерживающем и развивающем режиме. Для совершенствования скоростной выносливости чаще всего применяется повторный метод. Этим методом выполняются скоростно-силовые упражнения.
Учебный курс включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях обучающиеся получают необходимые знания по истории развития лыжного спорта, основах гигиены лыжника, самоконтроле и врачебном контроле, организации соревнований. На практических занятиях приобретаются и совершенствуются навыки техники и тактики лыжного спорта.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Секция по лыжным гонкам осваивается мальчиками и девочками в начальной школе в возрасте 8-11 лет. Программа рассчитана на 68 часов ( 2 часа в неделю).

 Учебно-тематический план



Тема


Количество часов


 Теоретическая подготовка


1


Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России


3


2


Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь


3


3


Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам


3


4


Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам


3



Итого


12


Практическая подготовка


1


Общая физическая подготовка


30


2


Техническая подготовка


32


3


Контрольные упражнения и соревнования


6



Всего часов


68



Содержание программы спортивной секции 


Теоретическая подготовка

1. Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникнове-
нии лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.


Порядок и содержание работы секции. Значение лыж в жизни пародов Севера. Эволюция лыж и снаряжения лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

 2. Правила поведения и техника безопасности на занятиях.
Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.


Поведение на улице во время движения к месту занятия и па учебно-тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях

 2 Закаливание, режим дня и гигиена спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений па мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.

4.
 Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям, оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.


Практическая подготовка

1.
Общая физическая подготовка.

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Спортивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости. Эстафеты и прыжковые упражнения, направленные на развитие скоростно-силовых способностей и быстроты. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.

2. Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении попеременным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

4. Контрольные упражнении и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2 км.


Оценка достижения планируемых результатов

Успешное осуществление спортивной тренировки во многом зависит от правильного контроля за подготовленностью обучающихся. В практических и научных работах отечественных и зарубежных исследованиях по лыжному спорту можно встретить большое количество разнообразных контрольных испытаний и тестов по определению уровня тренированности. С помощью этих тестов определяется уровень развития специальных физических качеств: выносливости, скорости, силовой выносливости; уровень развития двигательной работоспособности; уровень развития  технических и тактических навыков. Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.


Планируемые результаты

·  Укрепление здоровья учащихся.

·  Успешное выполнение контрольных нормативов.

·  Умение передвигаться классическим и коньковым ходами.

·  Умение применять лыжные мази и парафины.

Контрольные нормативы




п-п


Контрольное упражнение


возраст


Оценка


мальчики


девочки


3


4


5


3


4


5


 1. Общая физическая подготовка


1.


Бег 30м (сек)


9


6,6


6,0


5,4


6,8


6,2


5,5


10


6,5


5,8


5,1


6,6


6,0


5,2


2.


Бег 60 м (сек)


9


11,8


11,2


10,6


12,2


11,6


10,8


10


11,2


10,6


10,0


11,4


10,8


10,1


11


10,6


10,0


9,4


11,1


10,4


9,8


3.


Прыжок в длину сместа (см)


9


145


155


165


135


145


155


10


155


165


175


145


155


165


11


160


170


190


150


160


170


4.


Подтягивание на перекладине (раз)


9


3


4


6


-


-


-


10


4


6


8


-


-


-


11


5


7


9





5.


Отжимание в упоре на руках (раз)


9


12


14


16


8


11


14


10


14


16


18


10


14


16






14


16


18


6


Лыжи. Классический стиль. 1 км (мин, сек)


9


7,38


6,17


5,17


8,17


7,38


6,32


10


6,17


5,47


5,12


7,38


6,32


5,47


11


5.40


5,00


4,30


7,10


6,00


5,15


7


2 км (мин,сек)


9


15,18


13,39


12,44


16,34


15,19


13,52


10


13,28


12,44


11,19


15,19


13,52


12,38


11


12,50


12,00


10,40


14,40


13,00


12,10



 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛЫЖНОЕ ГОНКИ.


№урока


Тема

По плану

Фактич.

Примечание

1

Вводное занятие. Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Общая физическая подготовка



2

Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России . Спортивные и подвижные игры



3

Контрольные упражнения. Общая физическая подготовка. Циклические упражнения, направленные на развитие выносливости.



4

Углубленное медицинское обследование. Краткая характеристика техники лыжных ходов. Общая физическая подготовка.



5

Общая физическая подготовка Спорт ивные и подвижные игры, направленные на развитие ловкости, быстроты, выносливости.



6

Общая физическая подготовка . Специальная физическая подготовка



7

Специальная физическая подготовка . Контрольные упражнения и соревнования



8

Контрольные упражнения и соревнования. Общая физическая подготовка



9

Общая физическая подготовка



10

Специальная физическая подготовка. Краткая характеристика техники лыжных ходов.



11

Углубленное медицинское обследование. Общая физическая подготовка



12

Специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка



13

Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Подвижные игра «Салки».



14

Высокий старт (20-40 м). Бег по дистанции (50-60 м). Финиширование. Линейная эстафета. Специальные беговые упражнения. ОРУ. Челночный бег (3 х 10). Развитие скоростных качеств.



15

Прыжок в длину с 9-11 беговых шагов. Подбор разбега, отталкивание. Метание теннисного мяча на дальность и на заданное расстояние. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств.



16

Бег (1500 м). Спортивная игра «Лапта». ОРУ. Специальные беговые упражнения.



17

Уметь: играть в баскетбол по упрощенным правилам
Передвижения игрока. Повороты с мячом. Остановка прыжком. Передача мяча двумя руками от 1руди на месте с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча на месте со средней высотой отскока. Бросок мяча в движении двумя руками снизу. Позиционное нападение с изменением позиций. Развитие координационных способностей. Правила баскетбола.



18

Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различным способом в движении с пассивным сопротивлением игрока. Бросок мяча двумя руками от головы с места с сопротивлением. Быстрый прорыв (2 х 1). Учебная игра. Развитие координационных способностей.



19

Имитация лыжных ходов. Передача мяча в тройках со сменой места. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча с сопротивлением. Штрафной бросок. Игровые задания (2 х2, 3 х 3). Учебная игра. Развитие координационных способностей



20

Скользящий шаг. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног .Имитация. Игра баскетбол.



21

Попеременный двухшажный ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног. Имитация. Выполнение комбинации упражнений на гимнастической скамейке и ОРУ с гимнастическими палками. Подтягивания в висе.



22

Одновременный бесшажный ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног. Имитация. Игра баскетбол.



23

Одновременный двухшажный ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног.Имитация. Развитию физических качеств.



24

Коньковый ход. Схема движения. Стойка. Работа рук. Работа ног.Имитация. пробегать дистанцию 1500 (2000) м



25

Специальная физическая подготовк. Общая физическая подготовка.



26

 Игры «К своим флажкам», «Два мороза». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Общая физическая подготовка



27

Контрольные упражнения и соревнования Техническая подготовка



28


Игры «Волк во рву», «Посадка картошки». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Значение и способы закаливания.



29

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Общая физическая подготовка



30

Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Игры «Кто обгонит», «Через кочки и пенечки». Эстафеты с мячами. Развитие скоростно-силовых способностей.



31

Эволюция лыж и снаряжения лыжника Контрольные упражнения и соревнования



32

Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Играй, играй, мяч не давай». Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. Популярность лыжных гонок в России.Бег1000м.



33

Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте. Ведение мяча на месте со средним отскоком. Игра «Гонка мячей по кругу». Развитие координационных способностей Специальная физическая подготовка



34

Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. . Лазание по канату в три приема. Перелезание через препятствие. Игра «Лисы и куры». Развитие скоростно-силовых качеств.Бег1000м



35

Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка



36

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей



37

Личная гигиена спортсмена Игры «Удочка», «Зайцы в огороде». Эстафета «Веревочка под ногами». Развитие скоростно-силовых качеств бег1000м



38

Эстафеты с предметами. Игра «Парашютисты». Развитие скоростных качеств Бег1000м. Специальная физическая подготовка .



39

 Подъем переворотом в упор, передвижение в висе (м.). Махом одной ногой, толчком другой подъем переворотом (д.). Выполнение ОРУ с гимнастической палкой (5-6 упражнений). Подтягивания в висе. Упражнения на гимнастической скамейке. Эстафеты. Развитие силовых способностей.Бег1200м



40

Кувырок вперед в стойку на лопатках (м.). Кувырок назад в полушпагат. «.Мост» из положения стоя без помощи (д.). Лазание по канату в два приема. ОРУ с мячом. Эстафеты. Развитие силовых способностей.Бег1200м.



41

Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Кувырок вперед в стойку на лопатках (м.). Кувырок назад в полушпагат. «.Мост» из положения стоя без помощи (д.). Лазание по канату в два приема. ОРУ с мячом. Эстафеты. Развитие силовых способностей



42

Поведение на улице во время движения к месту занятия и па учебно-тренировочном занятии Построение в шеренгу с лыжами на руках. выполнение команд «Равняйсь», «Смирно», «По порядку рассчитайсь», «Вольно». Переноска лыж способом под руку, надевание лыж. Поворот на месте переступанием вокруг пяток лыж. передвижение ступающим шагым. Дистанция2км.



43

 Игра «Кто быстрее». Поворот на месте переступанием вокруг пяток лыж. Ознакомление с попеременным двухшажным ходом: согласованность движений рук и ног. передвижение 30-50 м. спуск в основной стойке, подъем «лесенкой». . Дистанция2км.



44

 Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Попеременный двухшажный ход: посадка лыжника ; согласованность движений рук и ног - упражнения. Передвижение 50-100 м без палок. Дистанция2км.



45

Транспортировка лыжного инвентаря. Передвижение по учебной лыжне попеременным 2-ух ш. ходом. Игры на горке: «смелее с горки», «не задень Дистанция2км.



46

Передвижение попеременным 2-ух ш. ходом по учебной лыжне с плавным переходом на спуск: спуск в осн. стойке Дистанция3км.



47

Преодоление подъема ступающим шагом и «лесенкой», спуск в основной стойке и торможение падением. Игра «с горки на горку». Прохождение дистанции 3 км попеременным 2-ух ш. ходом в умеренном темпе



48

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Равномерное передвижение попеременным 2-ух шажным. ходом 3500 м



49

Соревнования по лыжным гонкам. Дистанция 2км-3км. Подъем «полуелочкой», «лесенкой»; спуски в основной стойке. Эстафета на лыжах.



50

Значение лыжных мазей. Попеременный двухшажный ход. Дистанция3км.



51

Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях. Одновременный двухшажный ход Дистанция3км.



52

Коньковый ход без палок. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Дистанция3км



53

Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках Дистанция3км.



54

Коньковый ход без палок. Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости, координационных способностей, силовой выносливости. Дистанция3 -4км



55

Спуск в высокой стойке. Подъём «ёлочкой». Дистанция3 -4км



56

Торможение «плугом». Игры на лыжах. Дистанция3 -4км



57

Переход с одновременных ходов на попеременные Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях.Дистанция4км.



58

Переход с одновременных ходов на попеременные Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях.Дистанция4км.



59

Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходо. Коньковый ход без палок. Дистанция3 -4км



60

Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. . Коньковый ход .Дистанция4км.



61

Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Коньковый ход .Дистанция4км.



62

 Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Переход с одновременных ходов на попеременные. Дистанция3 -4км



63

Циклические упражнения, направленные на развитие выносливо. Дистанция3 -4км



64

Комплексы общеразвивающих упражнений, направленные на развитие гибкости. . Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Дистанция3 -4км



65

Соревнования. Дистанция1 -2км.



66

Общая физическая подготовка Специальная физическая подготовка. Дистанция3 -5км.



67

Техническая подготовка. Дистанция3 -5км.



68

Техника спуска Техника подъема Коньковый ход .Дистанция4км.




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса

  1. Верхошанский Ю.В.. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.
  2. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1977.
  3. Евстратов В.Д., Виролайнен П.М., Чукардии Г.Б. Коньковый ход? Не только... - М.: Физкультура и спорт, 1988.
  4. Ермаков В.В. Техника лыжных ходов. - Смоленск: СГИФК, 1989.
  5. Лыжный спорт / Под ред. В.Д. Бвстратова, Г.Б. Чукардина, Б.И. Сергеева. - М.: Физкультура и спорт, 1989.
  6. Манжосов ВН., Огольцов ИТ., Смирнов Г.А. Лыжный спорт. -М.: Высшая школа, 1979.
  7. Манжосов ВН. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и Спорт, 1986.
    Мищенко B.C. Функциональные возможности спортсменов. -Киев: Здоровья, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока по физической подготовке. Тема: Лыжная подготовка. Способы лыжных ходов.

Техника одновременных ходов.Техника попеременных ходов. всестороннее физическое совершенствование с использованием лыжных ходов.развитие у студентов чувства коллективизма, настойчивости, ре...

Конспект урока по физической культуре для 8класса.Тема: "Лыжная подготовка. Передвижение с чередованием лыжных ходов".

Цель урока - научить выполнять передвижение с чередованием лыжных ходов, прививать интерес к занятиям лыжной подготовки....

Методическая разработка «Подготовка лыжных трасс для учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»»

Трудно переоценить то значении, которое имеет для качественного обучения лыжной подготовке в школе решение проблемы с хорошими трасами. Как мы знаем лыжные трассы включают в себя учебные, тренировочны...

Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту со школьниками.

Формы работы и занятий по лыжной подготовке и лыжному спорту  со школьниками....

Теоретический урок по лыжной подготовке по теме «Лыжные ходы». - презентация

Теоретический урок по лыжной подготовке по теме «Лыжные ходы».Ученые вопросы:1.Правилах техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой и соревнованиях.2.Подборка для себя лыжного инвентаря.3.Лыжн...

Урок по лыжной подготовке в спортивном зале "Совершенствование техники лыжных ходов, техническая подготовка лыжника-гонщика"

Не всегда запланированные уроки можно провести на открытом воздухе. Порой учителю из-за низкой температуры воздуха  не удаётся провкести урок. предлагаю вашему вниманию конспект урока (занятия) п...

Лыжная подготовка. Форма одежды и правила техники безопасности на уроках лыжной подготовки.

Лыжи появились в глубокой древности, еще в каменном веке. Первые лыжи были короткими и широкими, и охотники могли на них только ходить по снегу.Ходьба на лыжах очень популярна в нашей стране и являетс...