"Корригирующая гимнастика на уроках физической культуры"
учебно-методический материал по физкультуре

Материал можно использовать на выступления на родительском собрании, при изучении теоретических сведений. Материал содежит теоретические сведения онарушениях осанки, меры профилактики и коррекции.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корригирующая гимнастика на уроках физической культуры Сообщение для учащихся и родителей Автаев Сергей Иванович Учитель физической культуры МОУ «СОШ с. Берёзовая Лука Духовницкого р. Саратовской области»

Слайд 2

Осанка Привычная поза человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы

Слайд 3

Нарушения осанки Сколиоз, кифоз, лордоз

Слайд 4

Нарушения осанки Плоскостопие

Слайд 5

Причины нарушения осанки Привычка к неудобным позам, ношение груза в одной руке, обувь, слабое физическое развитие

Слайд 6

Коррекция во вводной части Ходьба и бег, упражнения с предметами и без предметов

Слайд 7

Коррекция в основной части Снарядовая гимнастика

Слайд 8

Заключительная часть урока Дыхательные упражнения



Предварительный просмотр:

Корригирующая гимнастика на уроках физической культуры.

Непременным условием рационально построенного двигательного режима школьников является качественное разнообразие движений. Занятия физическими упражнениями, виды мышечной деятельности должны быть разнообразными, но сбалансированными в количественном отношении с потребностями и возможностями растущего организма. В социальных и оздоровительных целях общеобразовательные учреждения должны создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьника в движении.

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе должна обеспечивать дифференцированное  применение средств и форм физического воспитания в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности детей и подростков. Систематичность этой работы, постепенное увеличение нагрузок и комплексное использование разнообразных форм и средств физического воспитания- залог успешного сбережения и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Осанка- это привычная поза человека в положении стоя, сидя и во время ходьбы. Как выглядит человек с правильной осанкой? Голова прямо, плечи развернуты, живот подтянут. Правая и левая стороны расположены симметрично: на одном уровне находятся плечи и нижние углы лопаток, одинаковые треугольники талии-пространство между внутренней поверхностью опущенной вниз руки и туловища.

У человека с неправильной осанкой голова или излишне запрокинута назад, или опущена вперед, плечи сведены вперед, спина сутулая, грудная клетка запавшая, живот выпячен. Правая и левая стороны тела несимметричны: на разных уровнях плечи и нижние углы лопаток, неодинаковые треугольники талии.

Сколиозом называют любое отклонение позвоночника  во фронтальной плоскости, фиксированное или нефиксированное.

По различным локализациям искривлений различают:

  • Торакальный сколиоз – искривление только в грудном отделе позвоночника.
  • Люмбальный сколиоз – искривление только в поясничном отделе позвоночника.
  • Тораколюмбальный сколиоз – одно искривление в зоне грудопоясничного перехода.
  • Комбинированный сколиоз – двойное S-образное искривление  позвоночника.

Лордоз  (согнувшийся, сутулый)  - изгиб, обращенный выпуклостью вперед.

  • Физиологический лордоз формируется в шейном, поясничном  отделах позвоночника на первом году жизни, обеспечивая компенсацию физиологического .
  • Кифоз (согнутый, горбатый) – в общих случаях представляет собой искривление верхнего отдела позвоночника. Может быть как приобретенным, так и наследственным.
  • Различают физиологический кифоз, который наблюдается в норме у взрослых(грудной и крестцовый), и патологический кифоз, развивающийся в следствии заболеваний ( например, поражение одного или нескольких позвонков) позвоночника и нарушений осанки.
  • Плоскостопие – изменение формы стопы, характеризующееся опущением ее продольного и поперечного  сводов.
  • Различают первоначальное, поперечное и продольное плоскостопие (возможно сочетание обеих форм). Поперечное плоскостопие в сочетании с другими деформациями составляет 55,23%, продольное плоскостопие в сочетании с другими деформациями стоп – 29,3%.

Плоскостопие находится в прямой зависимости от массы тела: чем больше масса и, следовательно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие. Продольное плоскостопие встречается чаще всего в возрасте 16-25 лет, поперечное – в 35-50 лет.

Проверить свою осанку достаточно легко. Для этого, сохраняя привычную для вас позу, подойдите к стене, встаньте к ней вплотную спиной. Если при этом вы касаетесь стены затылком, лопатками, ягодицами и пятками, то у вас правильная осанка. Если же вы касаетесь не всеми названными точками , то осанка у вас неправильная.

Проверить себя на наличие плоскостопия тоже довольно легко, сделав отпечаток своей стопы на сыром песке и сравнив его с нормой на картинке.

 Причины нарушения осанки и плоскостопия: привычка к неправильным позам во время стояния, сидения, перенос тяжестей в одной руке, неудобное место для сна, большой вес, неудобная одежда и обувь, слабое физическое развитие.

Для профилактики нарушения осанки и плоскостопия применяются упражнения корригирующей гимнастики (от латинского corrigire – исправлять) вид лечебной гимнастики, направленный на исправление или предупреждение отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата. Такие упражнения можно проводить как в подготовительной, так и в основной и заключительной частях урока. Прежде всего упражнения корригирующей гимнастики на уроке направлены на укрепление групп мышц, отвечающих за сохранение правильной осанки, укрепления свода стопы. Такие упражнения могут быть без предметов, с предметами и на снарядах. В разных частях урока применяются разные упражнения и комплексы.

Вводная часть урока. Применение упражнений корригирующей гимнастики в основном направлено на сохранение правильной осанки при выполнении упражнений разминки. Это маховые упражнения, наклоны в разных плоскостях, ходьба и бег в различных исходных положениях. Для профилактики плоскостопия используется ходьба на носках, пятках, внешней стороне стопы, перекатом с пятки на носок. Применение предметов (гимнастические палки, скакалки, мячи, обручи) во вводной части урока дает дополнительный эффект. Наряду с упражнениями корригирующей гимнастики проводятся дыхательные упражнения.

Основная часть. В этой части урока решаются задачи обучения двигательным, техническим, тактическим навыкам, а не только укрепления мышц. Особая роль в профилактике нарушений осанки отводится разделу «гимнастика». Выполняя упражнения снарядовой гимнастики, ученики укрепляют именно те группы мышц, которые отвечают за правильное удержание тела в вертикальном положении. Например, выполняя вис прогнувшись на перекладине или разновысоких брусьях, укрепляются мышцы спины, брюшного пресса, рук, передняя и задняя поверхность бедра, межреберные мышцы. При выполнении равновесий на бревне или гимнастической скамейке хорошо прорабатываются мышцы голеностопа и голени. Акробатические упражнения дают большой эффект в развитии подвижности в суставах, позвоночнике.

Заключительная часть. Задачи этой части урока сводятся к снятию напряжения, приведение в норму всех систем организма. Медленный бег и спокойная ходьба с сохранением правильной осанки способствует укреплению навыка ее поддержания.

Также упражнения корригирующей гимнастики можно проводить на матах в положении лежа и сидя, на гимнастической стенке в висе, на гимнастической скамейке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ритмической гимнастике на уроках физической культуры в начальной школе.

1.    Ритмическая гимнастика2.      Содержание упражнений ритмической гимнастики3.      Технология конструирования комплексов упражнени...

Воспитание через физические упражнения и красоту движений в рамках занятий ритмической гимнастикой на уроках физической культурой

Великий немецкий поэт Шиллер писал: «Искусство – изваять из мрамора Венеру и Аполлона. Еще более великое искусство – сделать человека таким, каким он должен быть». А каким должен быть человек? Ответ и...

Дыхатательная гимнастика на уроке физической культуры

На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, которая требует усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких во время занятий необходи...

Элементы гимнастики на уроке физической культуры.

Методическая разработка урока по физической культуре для детей 10-12 лет с легкой степенью умственной отсталости....

Статья :Применение ритмической гимнастики на уроках физической культуры.

В настоящее время, особое внимание уделяется культуре, искусству и приобщению детей к здоровому образу жизни. Среди множества форм художественного воспитания особое место занимает ритмическая гимнасти...