Нравственное воспитание в ходе обучения футболу
статья по физкультуре

Афанасьев Михаил Алексеевич

«Воспитание целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных imageценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном гражданском и профессиональном становлении». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» создается для человека и человеком, она imageпространство и результат деятельности Учеников, Учителей, Общества. Именно эти три смыслообразующие категории являются ядром образовательной стратегии Санкт-Петербурга. Школа не должна готовить к определенной профессии на всю жизнь, но обязана сформировать способность принимать решения, строить новую образовательную траекторию.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-2.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание в ходе обучения физической культуре

Яковлева Н. И., учитель физической культуры

Андреева С. А., учитель физической культуры

Афанасьев М. А. , учитель физической культуры

ГОУ гимназии N2513, г. Санкт - Петербург

«Воспитание целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном гражданском и профессиональном становлении». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» создается для человека и человеком, она пространство и результат деятельности Учеников, Учителей, Общества. Именно эти три смыслообразующие категории являются ядром образовательной стратегии Санкт-Петербурга. Школа не должна готовить к определенной профессии на всю жизнь, но обязана сформировать способность принимать решения, строить новую образовательную траекторию.

Эта тенденция открывает определенную перспективу для изменения функций учителя, выявляет многие направления совершенствования физического воспитания школьников.

Высшей ценностью поликультурного образовательного пространства является человек, личность учащегося, а главный смысл и цель образования должны быть связаны с его развитием, социально-педагогической поддержкой, защитой индивидуальности, ненасильственным культуросообразным воспитанием, созданием условий для творческой самореализации. К сложностям реализации подхода, существенно ограничивающим поступательное развитие физической культуры школьников, относятся:

  1. необеспеченность перерастания процесса физическо11) воспитания учащихся в физическое самовоспитание и самосовершенствование;
  2. участие учащихся в массовых спортивных соревнованиях в основном за чет административных воздействий, а не как результат сформированности у них потребности в проверке и оценке своих физических возможностей;

 3.  низкий уровень самоорганизации и самоуправления учащихся в физкультурно-спортивной деятельности;

4. слабые педагогические знания семьи в формировании физической культуры, здорового образа жизни, культурного содержательного досуга детей учащихся).

Как следствие, физическая культура для большинства учащихся еще не стала личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остается низким, многие из них не приобщились пока к ежедневным занятиям физическими упражнениями, спортом, туризмом.

Перевод физической культуры в школе на качественно новый уровень сопряжен с четким определением ее целевой направленности. Поэтому необходимо определить  эту интегративную цель педагогического процесса. Очевидно, что данная цель нуждается в определении, которое:

  1. Соответствует потребностям и условиям современного этапа развития общества, школы, личности;
  2. Является единой для всех звеньев и ступеней системы воспитания, обеспечивая их преемственность;

З) В конкретизированном виде может служить критерием эффективности воспитательного процесса;

4) Выступает как результат совокупной деятельности школы, родителей, самих учащихся и той среды, в которой протекает их жизнедеятельность,

Такой интегральной целью выступает физическая культура личности школьника как продукт развития этой культуры в индивиде, как часть его общей культуры. В физической культуре личности школьника проявляются все структурные элементы его общей культуры:

 уровень культурного развития как личности; способы достижения этого уровня;  разнообразная деятельность, в которой проявляется достигнутый культурный уровень.

Культурная деятельность школьника может рассматриваться как самореализация личности, а также выступать ее чертой активности и стимулом формирования. Основанием для этого является весь образовательно-воспитательный процесс в школе, ориентированный на развитие общей культуры учащихся в единстве знаний, умений, убеждений, навыков, качеств личности, творческих способностей, норм поведения, организации образа жизни в социуме.

Физическая культура личности учащегося это качественное, системное и динамическое образование личности, характеризующееся определенным уровнем ее физическою развития и образованности, осознание способов достижения этого уровня и жизнедеятельности в целом. Ее структура включает три взаимосвязанных компонента:

  • Мотивационно-ценностные ориентации личности на активно-положительное (позитивное) отношение к физической культуре, сформированную жизненную потребность в ней, систему знаний и убеждений, организующих и направляющих познавательную и практическую активность личности;
  • Физическое совершенство личности, определяющее состояние ее здоровья, психофизиологические и физические возможности как основа активно Преобразующей социально значимой деятельности, умения и навыки, необходимые и достаточные для этого;
  • Деятельностный подход, проявляющийся в широком диапазоне физкультурно-спортивной активности (познавательной, просветительской, организаторской, инструкторской, судейской).

Таким образом,о физической культуре личности невозможно судить лишь на

умениями и навыками. Необходим учет и таких компонентов, которые относятся духовной сфере личности:

  1. содержание мыслей и чувств;
  2. иерархия ценностных ориентиров;

З. степень развития интересов и потребностей;

4. убеждения, определяющие социальную активность учащегося как патриота, гражданина.

        Механизм процесса формирования ориентаций учащихся (схематически) состоит в следующем, Ценностные Ориентации воспринимаемые личностью (на уроке, во внеклассной и внешкольной деятельности) проходят через своеобразный фильтр самосознания и дифференцируется на уровне «значения» или личностного смысла». Далее, преломляясь в условиях реальной жизнедеятельности и опыте школьников, они разделяются на подтвержденные и неподтвержденные, на реально управляющие их действиями и поступками и на те которые просто хранятся в сознании, позволяя ориентироваться в системе тех нормативных требований, которые предъявляют им учителя, коллектив, социум, семья.

Процесс формирования можно считать состоявшимся, когда ценностные ориентации, проверенные личным опытом, превращаются в реальные мотивы поведения личности. Этот процесс будет протекать интенсивнее, если ценностные ориентации в физической культуре сопряжены с жизненными планами личности.

Физическое совершенство как важнейшая ценность физической культуры личности школьника и ее необходимое качество определяет динамическое состояние личности, характеризующее ее стремление и всестороннему целостному развитию в физкультурно-спортивной деятельности, обеспечивающей условия для раскрытия индивидуальных физических способностей. Процесс достижения этого практическое движение от менее к более совершенному состоянию, обусловленному во многом собственной активностью личности. Вот почему формирование потребностей в физическом совершенствовании и самовоспитании у школьников является ключевым звеном в образовательно-воспитательной работе по физической культуре,

Специфическим ядром практической стороны физической культуры являются те отношения, которые складываются в процессе физкультурно-спортивной деятельности, развивающие духовную и физическую сферу личности, обогащающие ее идеалами, нормами поведения, ценностными ориентирами. Все виды данной деятельности — это созданные человечеством ценности, в которых выражены размах индивидуальных или совокупных творческих сил и способностей. При всем многообразии физкультурно-спортивной деятельности каждый индивид определяет и присваивает себе единичное, тем самым, приобщаясь к ценностям физической культуры.

Удовлетворяя потребности общества, данная деятельность служит способом развития самого субъекта деятельности школьника и его культуры. Критерием развития является физкультурно-спортивная активность учащихся с проявлением в ней такого отношения, как преимущественно активное или созерцательно- пассивное, стабильное или непостоянное. Формы реализации этой деятельности могут различаться по охвату — массовые (в масштабах школы), групповые (в параллели классов или одном классе), индивидуальные; по специфике задач ориентированные игры). процесс формирования физкультурно-спортивной активности учащихся .усматривает:

  • удовлетворение общественных и личных интересов
  •  активизацию потребностно-мотивационной сферы, эмоционального,

интеллектуального и волевого компонентов деятельности

  • учет индивидуально-психологических активности;        особенностей        уровня активности
  •         расширение информационно-познавательной и коммуникативно-регулятивной функции деятельности, обеспечивающих процессы самопознания, самоуправления, эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности.

В целом, формирование физической культуры личности школьника означает целенаправленное, постепенное и последовательное приближение к более высокой степени развития всей системы ее качеств, способностей, свойств и возможностей в соответствии с возрастными и другими особенностями.

Литература:

  1. Матвиенко В.И. Модернизация образования: Петербургский Вектор Комлтет по образованию СПб //Год учителя, 2010
  2. Нагавкина Л. С., Рузина М. С., Сидорова - Шпилкер М. Н. Х1играционная педатгика: Социально-педактические технологии СПб АППО, 2008
  3. Дереклеева Н.И. Классные часы «Нравственность». - Москва, 2006
  4. Ильин Е.П. Психология физическтх» воспитания. Просвещение, 2006. Москва: издательство Просвещение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч.1 (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня знаний и ...

Экология души (Уроки литературы как составляющая часть методической системы технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 А (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Экология души (Уроки литературы как составная часть методической системы - технологии эвристического обучения - в процессе интеллектуального развития и духовно-нравственного воспитания учащихся). Ч. 2 Б (из 1-5).

Современные социально-экономические условия значи­тельно усложнили задачи, стоящие перед учителем по совершен­ствованию учебно-воспитательной работы, обеспечению высо­кого уровня зна...

Теоретический материал по теме: "Нравственное воспитание учащихся в обучении истории"

Освещение  проблемы нравственного воспитания в методической литературе.  Структура нравственных знаний.  Методика формирования нравственных знаний о труде.  Методиче...

"Духовно-нравственное воспитание обучающихся в ходе реализации образовательных программ «Мир рукоделия» и «Сувенир».(из опыта работы)

В этом мвтериале я хочу рассказать о духовно-нравственном  воспитании моих обучающихся  по программам «Сувенир» и «Мир рукоделия»  на основе познания культуры и традиций русского народа...

Проблемы нравственного воспитания учащихся надомного обучения в коррекционной школе.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в коррекционных школах является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Учащиеся, обучающиеся на индивидуальном (надомн...

Нравственное воспитание в ходе обучения физической культуре

laquo;Воспитание целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечелове...