Проект на тему «Профессионально прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре»
проект по физкультуре

Рябоконова Анастасия Александровна

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Тема: «Профессионально прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре»

 

Содержание

 

Исходные данные 3

Актуальность 8

Цели и задачи проекта 11

Этапы проектного задания: 12

Описание полученных результатов 13

Комплекс лечебной физкультуры. 15

Заключение 17

Список литературы: 19

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryabokonova_proekt_15_12_17_1_1_1.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ

Тема: «Профессионально прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре»

г. Черняховск, 2017 г.


Содержание

Исходные данные        3

Актуальность        8

Цели и задачи проекта        11

Этапы проектного задания:        12

Описание полученных результатов        13

Комплекс лечебной физкультуры.        15

Заключение        17

Список литературы:        19


 Исходные данные

Указываются конкретные условия, которые подлежат обязательному выполнению или учету в рамках проектной работы.

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», профессиональный стандарт педагога (проект), рабочая программа учебной дисциплины программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура.

Учитель – это всегда активная, творческая личность. Он выступает организатором повседневной жизни школьников. Пробуждать интересы, вести учащихся за собой может только человек с развитой волей, где личной активности отводится решающее место. Педагогическое руководство таким сложным организмом, как класс, детский коллектив, обязывает воспитателя быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций. Педагог – образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец.

Труд учителя физической культуры, тренера характеризуется значительной физической и интеллектуальной нагрузкой, требует высокой общей и физической трудоспособности. Особенными являются и условия, в которых он осуществляет свою деятельность.

Профессиональные требования к учителю: профильные навыки, физическая форма, знание основных методик преподавания, умение оказать первую помощь.

Личностные требования к учителю: ответственность, стрессоустойчивость, коммуникабельность. Подготовка и проведение уроков, организация соревнований, контроль безопасности учащихся во время урока

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — это целенаправленное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Основное назначение ППФП — направленное развитие и поддержание на оптимальном уровне тех психических и физических качеств человека, к которым предъявляют повышенные требования конкретная профессиональная деятельность; выработка функциональной устойчивости организма к условиям этой деятельности и формирование прикладных двигательных умений и навыков, преимущественно необходимых в связи с особыми внешними условиями труда.

Суть ППФП в том, что в основе спортивных занятий и физического труда лежит похожий двигательный процесс, и по совпадению психофизических характеристик можно определить прямое родство каждого вида спорта с той или иной профессией.

В настоящее время определилось несколько форм ППФП в системе физического воспитания, которые могут быть сгруппированы по следующему принципу:

· учебные занятия (обязательные и факультативные);

· самостоятельные занятия, физические упражнения в режиме дня;

· массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия.

Каждая из этих групп имеет одну или несколько форм реализации ППФП, которые могут быть избирательно использованы или для всего контингента студентов, или для его части.

Основным способом воспитания и сохранения ППФП человека является специально организованная двигательная активность в виде физических упражнений, которые включают механизм «моторно-висцеральной регуляции», способствующей накоплению и поддержанию резервных возможностей организма на высоком уровне. Считается, что наибольшее значение для целей ППФП имеет развитие общей выносливости, физиологической основой которой являются аэробные возможности человека. Именно они обеспечивают успешность выполнения продолжительной работы умеренной интенсивности, которая чаще всего наблюдается в целом ряде массовых профессий. Иногда выносливость определяется как основное профессионально важное качество, обеспечивающее полное освоение профессии и высокопроизводительный труд.

Функциональная направленность видов спорта также различна, поэтому и совершенствование психофизиологических функций на занятиях отдельными видами спорта происходит в различной степени. Большая пластичность нервной высшей деятельности обусловливает возможности ее совершенствования. Способность организма, и прежде всего центральной нервной системы, приспосабливаться к различным условиям, к воздействиям внешней среды даст почти неограниченные возможности направленного образования морфофизиологических сдвигов под воздействием соответствующего подбора средств, методов и тренировочных нагрузок.

Различная прикладная направленность видов спорта обусловливает необходимость их систематизации в целях ППФП. В любом виде спорта особенности деятельности определяются специфическими требованиями к ее выполнению. В одних видах спорта основные требования направлены на развитие точности и техники выполнения движений, в других - на регулирование временных, пространственных или силовых параметров исполнения, в третьих - на согласованность действий, четвертые предъявляют смешанные требования.

Двигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная сила, выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентриро­ванному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофи­зические качества. Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.

В качестве основных средств ППФП используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально-подготовительные).

Значительная часть упражнений, используемых в качестве средств ППФП, представляет собой обще(широко)-прикладные упражнения. Таковыми правомерно считать те упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности (часто при выполнении действий вспомогательного характера) или в экстремальных условиях, вероятных в ней.

Особое место непосредственно прикладные упражнения занимают в ППФП тогда, когда она строятся применительно к профессиональной деятельности, включающей в большом объеме двигательную активность в форме основных, необходимых в обыденной жизни двигательных действий (ходьбу и другие циклические действия по преодолению пространства, поднимание и переноску грузов и т. д.), когда эффективность профессиональной деятельности прямо зависит от разнообразия и отлаженности двигательных навыков как, например, в работе монтажников-высотников, выполняющих немеханизированные операции, а также когда для адекватных действий в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности нужны специализированные сложные двигательные навыки. Состав средств ППФП в таких случаях, понятно, наиболее специфичен.

Менее специфичны те средства ППФП, которые используются преимущественно для воспитания физических качеств и производных от них способностей, так или иначе влияющих на эффективность профессиональной деятельности и обусловливающих ее воздействие на человека. Ведь при осуществлении задач по их воспитанию нужно руководствоваться закономерностями не только прямого, но и косвенного переноса тренировочного эффекта упражнений, используя и общий (неспецифический) эффект адаптации к различным видам мышечной деятельности и факторам внешней среды.

Так для воспитания двигательно-координационных способностей, нужных в сапных видах профессиональной деятельности, в процессе ППФП используют широкий круг разнообразных по форме упражнений; для воспитания общей выносливости - аэробный бег и другие упражнения циклического характера; для повышения уровня работоспособности в деятельности, осуществляемой в условиях высокой внешней температуры, - различные виды упражнений, в процессе выполнения которых существенно возрастает температура тела и нанимающийся вынужден длительное время противостоять функциональным сдвигам во внутренней среде организма (многократный повторный бег большой и максимальной физиологической мощности и т. д.). ППФП в таких случаях практически сливается с общей физической подготовкой, специализированной в какой-то мере в аспекте профессионального профиля, или спортивной тренировкой в соответственно избранном виде спорта.


Актуальность

В графе актуальность раскрывается необходимость или потребность в выполнения проектной работы как для самого студента (в рамках освоения отдельного вида профессиональной деятельности), так и для колледжа, организации, предприятия и т.д.

Необходимость ППФП обусловлена особенностями трудовой деятельности в современном обществе, а именно недостаточной в большинстве случаев двигательной активностью, высоким эмоциональным напряжением, неблагоприятным влиянием внешней среды. В связи с уменьшением доли простого физического труда и повышением значимости таких качеств, как быстрота, устойчивость внимания и ряда других, меняются требования к физической и психической подготовке специалистов. Нередко именно состояние здоровья и низкая физическая подготовленность становятся препятствием при приеме на работу и в продвижении по службе.

Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью. Их можно получить в процессе физического воспитания, в учебном материале по другим дисциплинам, например, основам безопасности жизнедеятельности, путем самостоятельного изучения специальной литературы. Существенно, что для повышения профессиональной работоспособности могут с успехом использоваться знания из области спортивной тренировки, так как в том и другом случае имеют место общие закономерности. Например, сведения о развитии быстроты, распределении и переключении внимания, полученные в процессе занятий спортивными играми, полезны при подготовке диспетчеров, операторов пультов управления энергосистем и т. д.

Прикладные умения и навыки обеспечивают эффективность трудовых операций и безопасность выполнения определенных видов работ. В ряде случаев они способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении производственных задач (управление автомототранспортом, ходьба на лыжах, гребля, плавание и т. п.). Освоение прикладных умений и навыков в процессе ППФП имеет ту особенность, что не всегда требуется доводить отдельные трудовые действия до степени автоматизма в силу многогранности видов труда даже у представителей одной и той же профессии.

Прикладные физические и психические качества — это те качества, от которых непосредственно зависит выполнение профессиональных обязанностей на соответствующем уровне. Эти качества могут развиваться не только посредством специально подобранных упражнений, но и в процессе самого труда. Однако в этом случае профессиональное совершенствование человека происходит только на первых этапах и то лишь до некоторого уровня, чем и обусловлена необходимость ППФП.

Прикладные специальные качества характеризуют способность организма противостоять определенным воздействиям внешней среды: высоким и низким температурам, гипоксии, укачиванию и пр. При формировании этих качеств большое значение имеет явление так называемой неспецифической адаптации человека. Оно заключается в том, что тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит перепады температур, более устойчив к инфекциям и т. п.

Цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Она предполагает создание предпосылок к ускоренному профессиональному обучению, высокопроизводительному труду в избранной области, предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, использованию средств физической культуры для активного отдыха и восстановления работоспособности в рабочее и свободное время, внедрению физической культуры в трудовой коллектив.

Задачи ППФП определяются особенностями профессиональной деятельности и включают:

-овладение необходимыми прикладными знаниями;

-освоение прикладных умений и навыков;

-развитие прикладных физических и психических качеств;

-развитие прикладных специальных качеств.

Данный проект позволит :

Знать:

- Сущность педагогической деятельности, ее происхождение.

- Ценностные характеристики педагогической деятельности.

- Спектр педагогических профессий.

- Структуру качеств личности и профессиональную компетентность педагога.

- Сущность педагогического общения, функции средства общения.

- Компоненты педагогического творчества и мастерства.

- Пути профессионального становления педагога.

Уметь:

- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

- Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

- Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

- Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

- Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием.


Цели и задачи проекта

Цель исследования: изучить основы профессионально прикладной физической подготовки учителя по физической культуре.

Цель проектного задания: овладение умением ориентироваться в педагогических концепциях, объясняющих профессионально-прикладную физическую подготовку учителя по физической культуре, умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; демонстрация общих компетенций учителя начальных классов; готовности к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя.

Задачи:

1. Изучение психолого – педагогической и методической литературы по теме: «профессионально-прикладная физическая подготовка учителя по физической культуре»

2. Изучение и анализирование собранной информации.

3.Подготовка продукта проектного задания. Составление мини сборника «Средства профессионально-прикладной физической подготовки»

4. Овладение умением анализа процесса и результатов проделанной работы

Формат проектного задания:

По целевому назначению: учебный

По доминирующей деятельности: практико-ориентированный

По комплексности: моно-проект

По составу участников: персональный

По срокам выполнения: среднесрочный


Этапы проектного задания:

 Предпроектный.

 Временные рамки: 01.09.- 01.10.2017 г. - изучение и анализ теоретического материала по выбранной теме, определение плана работы.

Этап реализации.

 Временные рамки: 02.10-01.12.2017 г. - изложение материала по обозначенной проблеме, вопросам игровой деятельности в соответствии с разработанным планом; представление результатов проектного задания в форме продукта.

Рефлексивный.

Временные рамки: 02.12-20.12.2017 г. - Анализ проделанной работы, выводы по материалу, который был раскрыт на этапе реализации проектного задания.

Послепроектный.

Временные рамки: 25.12-30.12.2017г. - отразить в программе профессионального педагогического самообразования программу дальнейшего изучения вопросов, изложенных в проектном задании.


Описание полученных результатов

Формулируются достигнутые результаты (на каждом этапе и общие, рассчитанные на долгосрочную перспективу).

Главная целевая направленность ППФП – преимущественное и специальное воспитание прикладных физических и специальных качеств, умений и навыков, особенно необходимых в профессиональной деятельности будущих специалистов.

 Физические упражнения являются основными средствами ППФП.

 Подбор отдельных физических прикладных упражнений или целостных видов спорта для решения задач ППФП осуществляется по принципу адекватности их психофизиологического воздействия с теми физическими, психическими и специальными качествами, которые предъявляются профессией. Так, если профессиональный труд требует проявления выносливости, то при подготовке применяются те упражнения, те виды спорта, которые в наибольшей степени развивают общую выносливость (бег на длинные дистанции, лыжные гонки и т.п.).

 Целостное применение прикладных видов спорта в целях психофизической подготовки и профессионального труда основано на положении о том, что занятия различными видами спорта, а также квалификация спортсменов накладывает определенный отпечаток на состояние их физического развития и функциональной подготовленности.

 Каждая спортивная деятельность (вид спорта) совершенствует преимущественно специфические для нее психофизиологические функции, поэтому примеров может быть еще много.

Одной из форм организации занятий по ППФП во внеучебное время являются спортивно-прик­лад­ные соревнования. Высокая действенность этой формы связана с мак­си­маль­ной психофизической нагрузкой, проверкой прикладных умений и на­вы­ков в экстре­маль­ной, соревновательной ситуации. Предмет соревнований могут составлять действия, характерные для того или иного вида трудовой деятельности, например, пожарно-прик­лад­ной спорт, различные виды многоборья, альпинизм, спортивное ориентирование, конный спорт, гребля.


Комплекс лечебной физкультуры.

Исходное положение

Методика выполнения

Количество выполнения

Руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч (основная стойка)

На счет 1-2 - руки поднять вверх ладонями наружу, потянуться - вдох; 3 опустить руки вниз и описать ими круг - выдох; 4 - возвратиться в и.п.

4-6 раз в среднем темпе

Руки на поясе, ноги врозь

На счет 1-2 - повернуться влево, руки в стороны - вдох; 3-4 - возвратиться в и.п. - выдох; 5-8 - то же в другую сторону

4-5 раз в медленном темпе

Основная стойка

На счет 1-2 - присесть, не отрывая пяток от пола, немного наклонившись вперед и отводя руки назад, - выдох; 3-4 - возвратиться в и.п. - вдох

4-6 раз в медленном темпе

Основная стойка

На счет 1 - присесть, держа руки на бедрах, - выдох; 2 - возвратиться в и.п. - вдох. Дышать ровно.

3-4 раза

Руки на поясе, ноги на ширине плеч

На счет 1 - наклониться влево, правую руку поднять вверх - вдох; 2 - возвратиться в и.п. - выдох; 3-4 - то же в другую сторону

3-4 раза

Основная стойка

На счет 1 - левую руку вытянуть вперед; 2-7 - маховые движения ногой (вперед-назад); 8 - возвратиться в и.п. Дыхание не задерживать.

По 3-4 раза каждой ногой

Основная стойка

На счет 1 - левую руку вытянуть вперед правой ногой, правую руку вытянуть вперед; 3- приставить руки к плечам (кисти сжаты в кулаки); 4 - возвратиться в и.п.; 5-8 - то же, начиная с правой руки и делая шаг левой ногой

3-4 раза в среднем темпе

Основная стойка

Ходьба на месте. Закончить ходьбу 2-3 дыхательными упражнениями

15-20 секунд


Заключение

В ходе работы над проектным заданием я овладела следующими общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Представление результатов в форме (макет, графика, схемы, фотоальбома, отзыва, характеристики и т.д.)

Проверяемые результаты обучения : ОПОР з1, ОПОР з2, ОПОР з3 , ОПОР у1, ОПОР у2, ОПОР у3, ОПОР у4, ОПОР у5,ОПОР у6, ( ОК), У1 – У3; З1-З10

 


Список литературы:

  1. Физическое воспитание. Учебник для студентов вузов. /Под ред. В.А. Головина, А.В. Коробкова, В.А. Маслякова, А.В. Чоговадзе, В.Г. Щербакова. М.: Высшая школа, 1983.
  2. Физическая культура: Учебное пособие / Под ред. В.А. Коваленко. – М.: Изд-во АСВ, 2000.
  3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В.И. Ильинича. М.: Гардарики, 2000.
  4. Массовая физическая культура в вузе. /Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. М.: Высшая школа, 1991.
  5. Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физической культуры. Том I и II. / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.В. Новикова. М.: ФиС, 1976.
  6. Жолдак В.И. Физическая культура в системе научной организации труда. М.: 1982.
  7. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. М.: Аспект Пресс, 1995.
  8. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.99 N 80-ФЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы руководителя физического воспитания по теме: "Профессионально-прикладная физическая подготовка"

Тема ""Профессионально-прикладная физическая подготовка" раскрывает пути внедрения инновационных методик, технологий по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы...

Рабочая программа курса дополнительного образования по физическому воспитанию "Секция общей физической подготовки «Играйте на здоровье!»"

Через внеурочную деятельность по стандартам второго поколения с первого класса можно привести учащихся к осознанию в младшем школьном возрасте необходимости ведения здорового образа жизни. Так возникл...

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Понятие методики в педагогической теории и практике охватывает совокупность средств, методов и методических приемов, характеризующих в целом путь реализации образовательных или воспитательных задач. М...

Автореферат на тему "Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях" в системе профессионального образования"

В автореферате представлены материалы исследования, проведенные на базе Санкт-Петербургского Пожарно-спасательного колледжа среди студентов специальности "Защита в чрезвычайных ситуациях"....

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития физических качеств на уроках физической культуры»

Тема самообразования: «Подвижные игры как средство развития  физических качеств на уроках физической культуры»...

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Материал об общей физической,специальной  подготовке, интенсивности физических нагрузок, формах занятий физическими упражнениями и т.д В конце изучения материала предлагается пройти те...

Общая физическая подготовка на уроках физической культуры

Здоровым детям всегда хочется бегать, прыгать, играть. Большое количество движений положительно влияют не только на его физическое состояние, но и духовное, а также эмоциональное развитие. Очень важно...