Комплекс упражнений для обучения технике бега с барьерами школьников старшего возраста
методическая разработка по физкультуре (10, 11 класс)

Матвеева Наталья Назимовна

Современные требования ФГОС в области Физической культуры, подразумевают искать, рассматривать и внедрять используемые в современном спорте методы и технологии развития физических качеств. Одним из методов развития физических качеств на мой взгляд, является  освоение техники барьерного бега на уроках физической культуры в разделе программы легкая атлетика. Барьерный бег, как было выше изложено, является хорошим подспорьем для развития физических качеств школьников, таких как : координационные способности, скоростно-силовые способности, ловкость, гибкость, сила и не менее важное волевое качество смелость. Современная жизнь требует от подрастающего поколения преодоления трудностей во многих аспектах. Чтобы преодолеть барьер нужно преодолеть в первую очередь себя, проявить смелость, что является методом воспитания волевых качеств. Внедрение современных методов и технологий на уроках физической культуры, на мой взгляд, в подростковом возрасте в период 15-17 лет, является одним из кирпичиков для базового фундамента построения личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matveeva_konspekt_barernyy_beg.docx41 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ средняя школа № 288 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга

Конспект урока по физической культуре

« Обучение технике  бега с барьерами» с использованием современных                               информационных технологий.

                                                                                                                                                         Учитель физической культуры

                                                                                                                                                                        Матвеева Н.Н.

Санкт-Петербург 2016 г.

УРОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Матвеева Наталья Назимовна, учитель физической культуры ГБОУ средняя школа №288

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

          Раздел программы: Легкая атлетика

Тема урока:Барьерный бег.

Цель урока:Обеспечить овладение занимающимися на уровне «сформированности элементарных двигательных умений» техникой  бега с барьерами, а также развитие физических и личностных качеств, характерных для легкоатлетических упражнений, формирование необходимых знаний для их успешного освоения.

Основные задачи:

  1. Научить технике барьерного бега.
  2. Содействовать развитию координационных способностей, скоростно-силовых, применительно к разучиваемым легкоатлетическим упражнениям техники  бега с барьерами.
  3. Содействовать воспитанию волевых качеств (смелости и решительности), характерных для легкоатлетических упражнений техники  бега с барьерами, воспитанию культуры движений.
  4. Содействовать формированию знаний об основах техники  бега с барьерами, о прикладном, оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении легкоатлетических  упражнений.

Личностные результаты, достигаемые в ходе изучения темы « бег с барьерами» отражают :

  •  овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений оздоровительной и тренировочной направленности, обеспечивающих функциональную готовность организма к преодолению барьеров, с учетом индивидуальных физических свойств учащихся;
  •  воспитание волевых качеств посредством усложнения условий выполнения учебных заданий, обеспечивающих психологическую готовность организма к преодолению барьеров, с учетом индивидуальных личностных свойств учащихся;
  •  воспитание культуры движений посредством легкоатлетических упражнений;
  •  овладение умением преодолеть барьеры в беге.

Метапредметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «барьерный бег» отражают [8,9]:

  •  формирование первоначальных представлений о прикладном значении легкоатлетических упражнений как средстве физической культуры и возможности их применения в повседневной жизнедеятельности;
  •  приобретение умений в выборе инвентаря и одежды для занятий легкоатлетическими упражнениями, умений организовывать места занятий и осуществлять контроль своей деятельности в процессе выполнения легкоатлетических упражнений, обеспечивая безопасность в рамках различных условий их выполнения;
  •  формирование первоначальных представлений о способах наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, величиной физических нагрузок и использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий;
  •  овладение умениями находить адекватные способы взаимодействия во время учебной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Предметные результаты, достигаемые в ходе изучения темы «барьерный бег» отражают [8,9]:

  •  формирование первоначальных представлений о оздоровительно-развивающем и воспитывающем значении легкоатлетических упражнений и их влиянии на развитие человека;
  • Овладение легкоатлетическими упражнениями  и необходимыми знаниями об основах техники для их успешного выполнения.  

Формы и методы диагностики личностных, метапредметных и предметных результатов учащихся на уроке. Методы контроля позволяют реализовывать функции учителя по управлению учебной деятельностью учеников . В настоящее время методы диагностики обеспечивают комплексную оценку результатов и сопровождаются оцениванием эффективности обучения не только по результативности физических упражнений, по соответствию параметрам стандартной технике изучаемого упражнения, требующих от ученика познавательных действий, но и предполагают оценивание результатов регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий с учетом личностного развития.

В ходе урока использованы следующие методы контроля:

  • методы практического контроля в форме педагогического наблюдения: анализ и оценка учителем выполнения учебных заданий учащимися, реакций организма учащихся на нагрузки с учетом ощущений занимающихся, соответствия поведения учащихся установленным правилам (содержание и дозировка упражнений обеспечивают не только образовательный эффект (формирование двигательных умений и навыков), но и развитие физических и нравственных качеств, интеллектуальной и эмоциональной сферы занимающихся на основе активизации соответствующих видов их деятельности, расширения познавательного интереса);
  • методы устного контроля в форме контрольной беседы, рассказа ученика (ученики побуждаются к продумыванию предстоящих действий в паузах между физическими упражнениями на основе анализа предыдущих, на основе наблюдений за действиями товарищей, при подведении итогов урока на основе анализа учителя и самооценки учащимися результативности выполненных в уроке видов деятельности).

Методы самоконтроля используются учеником для прослеживания результативности личных занятий физическими упражнениями.

Использование современных образовательных технологий в уроке:

  •  здоровьесберегающие технологии : внедрение адаптивной системы обучения с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья, применение упражнений с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной), формирование умения сохранять правильную осанку в процессе разнообразных видов двигательной деятельности на уроке;

  •  технологии разноуровнего обучения: обеспечение свободы в выборе средств обучения посредством создания условий для выполнения учебных заданий различного уровня сложности с учетом уровня обучаемости, необходимого времени для освоения учебного материала (например, в рамках начального уровня сложности – выполнить преодоление барьера в шаге, в  облегченных и стандартных условиях в объеме технических требований; в рамках повышенного уровня сложности – выполнить преодоление барьера в беге);

  • технологии коллективного обучения: обучение посредством организации групп учащихся для обучения в сотрудничестве, работающих совместно над решением какой-либо задачи, в процессе которой возникает необходимость адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся, устанавливая социальные контакты (во время подготовки инвентаря для занятий легкоатлетическими упражнениями и его последующей уборке по окончании; в процессе выполнения легкоатлетических упражнений);

  • компьютерные технологии: использование ЭОР в рамках урока (демонстрация слайдов с последующим выполнением их содержания: преодоление барьера с правого бока в шаге, преодоление барьера с левого бока в шаге, преодоление барьера через середину правой ногой вперед в шаге, преодоление барьера через середину левой ногой вперед в шаге. Преодоление  барьера в беге)

Место проведения занятия: спортивная площадка размером 30м х 30 м.

Необходимое оборудование и инвентарь:

  •  легкоатлетические барьеры – 10 шт.
  •  конусы – 4 шт.
  • Скакалки на каждого ученика.
  • Ноутбук.

Части занятия и их продолжительность

Частные задачи к конкретным видам деятельности

Содержание

учебного материала

Дозировка

Организационно-методические указания

Вводно-подготовительная часть – 12-13 минут.

Обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к занятию.

1.Организованный вход в зал в колонне по-одному с последующим построением учащихся в одну шеренгу, обмен приветствиями.

25-30сек.

Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд.

Создать целевую установку на достижение конкретных результатов в предстоящей деятельности.

Содействовать профилактике травматизма.

2.Сообщение задач занятия учащимся с разъяснением правил техники безопасности при выполнении упражнений.

25-30сек.

Обеспечить предельнуюлаконичность, конкретность и смысловую емкость задач урока и правил ТБ, доступность понимания их формулировок контингенту учащихся.

Акцентировать внимание занимающихся на необходимости сохранения правильной осанки при всех видах передвижений, выполнении строевых упражнений, в исходных и конечных положениях в общеразвивающих упражнениях.

Организовать учащихся к выполнению упражнений в передвижении.

Содействовать общему «разогреванию» и постепенномувведению организма учащихся в активную двигательную деятельность (упр.3. - 8.).

3.Перестроение в колонну по одному поворотом на месте и ходьба в обход зала с размыканием на дистанции в два шага.

15-20сек.

Выполнять перестроение и передвижение по команде и под счет учителя.

Способствовать профилактике нарушений осанки и плоскостопия

(упр.4.).

4.Передвижение в ходьбе в колонне по одному противоходом, змейкой с заданием:

- на носках, руки вверх;

- на пятках, руки за голову.

1 мин.

по 20-30 м. каждым из способов передви-жения

Акцентировать внимание занимающихся на необходимость сохранения принятой дистанции, правильного положения рук при передвижении.

Смену направления движения и способа передвижения выполнять по команде учителя.

Использовать музыкальное сопровождение.

Активизировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма (упр.5.).

5.Передвижение в беге в колонне по одному противоходом, змейкой.

до 2мин.

Акцентировать внимание учащихсяна необходимость самоконтроля за техникой бега.

Выполнять в умеренном равномерном темпе под музыкальное сопровождение.

Содействовать оптимизации ритма дыхания и ЧСС.

6. Упражнения в глубоком дыхании при передвижении в ходьбе.

30-40сек.

Акцентировать внимание учащихся на ритме дыхания.

Организовать учащихся к выполнению общеразвиваюших упражнений.

7. Перестроение из колонны по одному  в шеренгу, с размыканием на дистанции в два шага.

30-40сек.

Выполнить перестроение по команде учителя.

Ориентировать учащихся на размыкание на дистанции и интервалы в два шага.

Обеспечить функциональную готовность организма к действиям по овладению акробатическими упражнениями.

Способствовать формированию правильной осанки.

8. Общеразвивающие упражнения:

до 5 мин.

Акцентировать внимание учащихся на выполнении с максимальной амплитудой движений.

 Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани туловища и подвижности в суставах (упр пр.8.1, 8.2).

I. И.п. – стойка, правая рука вверх, левая вдоль туловища:

1 – 2 рывки  руками назад;

3 –4  смена положения рук.

4-6 раз

Акцентировать внимание учащихся  на  выполнении упр. 1 и 2 с максимальной амплитудой.

II.. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс:

1 – наклон вправо, леваярука вверх;

2 – выпрямиться в и.п.;

3-4 – повторить счет «1-2» влево, праваярука вверх.

4-6 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения.

Наклон выполнять точно в сторону.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани  ног и подвижности всуставах (упр.8.3,8.4).

III. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх:

1 – наклон вперед-книзу;

2 – выпрямиться в и.п.

6-8 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения. Ноги в коленях при наклоне не сгибать. Выполнять до касания опоры пальцами рук или ладонями.

IV. И.п. –  левым боком к гимнастической стенке, опор на левую ногу, держась левой рукой за пролет гимнастической стенки:

  1. -  мах правой ногой вперед- вверх;

2 - мах правой ногой вниз-назад.

3-4 – то же  левой ногой.

6-8 раз

Ориентировать учащихся на активные движения ногами  с максимальной амплитудой.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани  ног и подвижности всуставах (упр.8.5).

V.И.п.– стойка лицом к гимнастической стенке, держась руками за пролет гимнастической стенки:

12 мах прямой правой  ногой дугой поочередно в правую и левую стороны вверх

3-4 – то же левой ногой.  

6-8 раз

Ориентировать учащихся на активные движения ногами  с максимальной амплитудой

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани передней поверхности бедра, подвижности в тазобедренном  суставе и  поясничном отделе позвоночника (упр.8.6)

VI. .И.п- стойка  спиной к гимнастической стенке, согнуть левую  ногу в коленном суставе, упор на носок  левой стопы на пролет гимнастической стенки.

1-2 подняться на носок правой ноги, прогнуться в пояснице, выводя таз вперед

3-4 ,правую  ногу согнуть в колене,  выполнить полуприсед.

5-6-7-8 то же с упором на другую ногу.

6-8 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения.

Содействовать увеличению эластичности мышечной ткани внутренней и задней поверхности бедра, подвижности в тазобедренном  суставе (8,7)

VII. И.п – стойка боком на правой ноге, левую согнуть в колене, упор на голень на пролет гимнастической стенки.

  1.  наклон вперед, руками коснуться пола.
  2.  Вернуться в и.п.

      3-4то же с упором на другую ногу.

6-8 раз

Акцентировать внимание учащихся на плавном выполнении упражнения. Опорнуюногу в колене при наклоне не сгибать. Выполнять до касания опоры пальцами рук или ладонями.

Основная часть -25 - 26 минут.

9.Подводящие  упражнения на овладение навыка бега с барьерами:

Упр. 1. Демонстрация слайдовс последующим выполнением их содержания

Использовать ИКТ

Совершенствоватьнавык в выполнении специальных беговых упражнений

Специальные беговые упражнения:

Упр.2 Бег с высоким подниманием бедра.

Упр.3 Бег с захлестыванием голени.

Упр.4  Бег в выносом прямых ног перед собой.

Упр.5Бег с имитацией преодоления барьера

по 3-4 раз

Предварительно перестроить учащихся  в колонну по одному.

Выполнять упражнения по распоряжению учителя используя групповой метод организации деятельности учащихся.

Упр.     6   Стоя справа от барьеров, перемещение правым  боком вдоль барьеров , совершая маховые движения прямой ногой над барьером поочередно правой затем левой ногой.

Упр.       7Стоя  слева от барьеров, перемещение левым  боком вдоль барьеров , совершая маховые движения прямой ногой над барьером поочередно левой  затем правой  ногой.

Упр. 8Преодоление барьеров с правого края, имитируя мах правой ногой, пронося толчковую левую над барьером.

Упр 9 Преодоление барьеров с левого края, имитируя мах левой ногой, пронося толчковую правую над   барьером

Упр      10            Преодоление барьеров перешагиванием через середину барьера.

Упр       11      Преодоление одного барьера бегом

4-6 раз

4-6 раз

4-6 раз

4-6 раз

4-6 раз

4-6 раз

Предварительно перестроить учащихся  в колонну по одному перед барьерами выставленными  в ряд  (4-6 барьеров).

Выполнять упражнения по распоряжению учителя используя групповой метод организации деятельности учащихся.

Следить за правильным движением маховой ноги

Следить за правильным движением толчковой ноги.

Следить за правильным выполнением движения

Следить за правильным выполнением движения

Заключительная часть – 4-5 минут.

Содействовать оптимизации функционального состояния организма занимающихся.

10. Построение учащихся врассыпную по спортивной площадке  и выполнение упражнений на расслабление групп мышц.

до 3 мин.

Содействовать осмыслению учащимися результативности собственной учебно-познавательной деятельности.

11. Построениев одну шеренгу и подведение итогов урока:

- выявление мнений учащихся о результативности их деятельности,

- обобщение высказываний учащихся,

- оценка степени решения задач,

- выделение лучших.

до 2 мин.

Стимулировать учащихся к самоанализу результативности собственной деятельности на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретико-методологические основы обучения технике бега на короткие дистанции

·        Цель и задачи обучения технике бега на короткие дистанции·        Методическая последовательность обучения·...

Методика обучения технике бега на уроках физкультуры в основной школе

БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ. Старты. Задачи обучения.Научить учащихся технике высокого и низкого старта.Ознакомить занимающихся с техникой стартового разгона и бега по дистанции. По...

Конспект открытого урока физкультуры по теме" Обучение техники бега на 60 метров с низкого старта. Совершенствование техники бега на 60 метров с высокого старта"

Задачи урока: обучить технике бега на 60 метров, коррегировать отставание в развитии скоростно-силовых качеств, совершенствовать координационные способности....

Обучение техники бега с препятствиями; эстафетному бегу

Задачи урока1. Обучение техники бега с припятствиями; эстафетному бегу.2.Развитие координации, выносливости3. Воспитание трудолюбия, коллективизма.Тип урока: обучающий.Место проведения: по точной с эл...

Комплекс упражнений по обучению элементам эмотивной эмфазы на уроках английского языка в средней школе на старшем этапе обучения.

В данной статье приводятся эффективные упражнения для активации эмоциональности в диалогах на уроках английского языка в 11 классах среднеобразовательных школ....

Конспект занятия "Специальные упражнения для улучшения техники бега"

Содействие гармоничному физическому развитию, выполнение объёма тренировочных нагрузок, предусмотренных програмными требованиями....

Представление собственного инновационного педагогического опыта. Специальные упражнения для обучения технике барьерного бега

Специальные упражнения барьеристов и собственно барьерный бег способствуют воспитанию многих качеств, необходимых бегунам, прыгунам, метателям.      Успех в барьерном беге опр...