Программа
рабочая программа по физкультуре (11 класс)

Алекова Виктория Анатольевна

Что может быть важнее и прекраснее здоровья? Оно помогает каждому из нас осознать свои огромные физические и духовные возможности, позволяет воспринимать окружающий мир во всём его многообразии, открывает перед нами широкие перспективы в труде, отдыхе, общественных делах. Не будет преувеличением сказать, что здоровье – залог счастливой и радостной жизни.

Естественно, возникает вопрос: «А что такое здоровье?»

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

Студент смолоду должен понимать роль и значение здоровья в своей жизни. В этом случае его легче будет уберечь от вредных привычек, научить правилам гигиены, привить навыки рационального режима дня, приобщить к спорту, тренировать свой организм к возможным будущим перегрузкам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа149 КБ

Предварительный просмотр:

 1. Пояснительная записка

Что может быть важнее и прекраснее здоровья? Оно помогает каждому из нас осознать свои огромные физические и духовные возможности, позволяет воспринимать окружающий мир во всём его многообразии, открывает перед нами широкие перспективы в труде, отдыхе, общественных делах. Не будет преувеличением сказать, что здоровье – залог счастливой и радостной жизни.

Естественно, возникает вопрос: «А что такое здоровье?»

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

Студент смолоду должен понимать роль и значение здоровья в своей жизни. В этом случае его легче будет уберечь от вредных привычек , научить правилам гигиены, привить навыки рационального режима дня, приобщить к спорту, тренировать свой организм к возможным будущим перегрузкам.

Кроме того, на студента отрицательно действуют неблагоприятные факторы внешней среды: загрязненные воздух, почва, реки и т. д.

Негативным факторам внешней среды, всевозможным перезагрузкам можно противопоставить здоровый образ жизни, направленный на сохранение и укрепление здоровья. Профилактика заболеваний, которой и раньше уделяли серьезное внимание, становиться стратегическим направлением здравоохранения. Следовательно, можно говорить о том ,что физическое воспитание – тренировка закалка- одновременно тренирует в студенте духовное начало: стойкость, волю, целеустремленность.

Необходимость изучения в средних специальных заведениях  курс "здоровье" диктуется тем, что современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении такого рода знаний реально существует.

2. Организационно-методический раздел

Цель программы:

- вооружение студентов знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья и формирование у них жизненных установок на ведение здорового образа жизни.

 Задачи программы:

  • воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

- получение студентами системы знаний о здоровье человека и факторах, влияющих на формирование и поддержание здоровья;

- изучение биологических основ жизнедеятельности организма и здорового образа жизни;

- обоснование необходимости ведения здорового образа и стиля жизни;

- изучение физиологических основ традиционных и современных оздоровительных систем;

- ознакомление студентов с различными оздоровительными системами физических упражнений.

 Место программы в профессиональной подготовке.

Понятие "здоровье", его содержание и критерии. Функциональные возможности проявления здоровья человека в различных сферах жизнедеятельности. Влияние образа жизни на здоровье. Влияние условий окружающей среды на здоровье. Наследственность и меры здравоохранения. Их влияние на здоровье. Здоровье в иерархии потребностей культурного человека. Влияние культурного развития личности на отношение к самому себе. Система знаний о здоровье. Направленность поведения человека на обеспечение своего здоровья. Методы определения индивидуально-психологических особенностей личности. Взаимосвязь физкультурно-спортивной деятельности и общекультурного развития студентов. Направленность образа жизни студентов, ее характеристика. Способы регуляции образа жизни.

Содержательные особенности составляющих здорового образа жизни: режим труда, отдыха, питания, двигательная активность, закаливание, профилактика вредных привычек, требования санитарии и гигиены, учет экологии окружающей среды, культура межличностного общения, сексуального поведения, психофизическая саморегуляция.

Адекватное и неадекватное отношение к здоровью, его самооценка студентами и отражение в реальном поведении личности. Ориентация на здоровье у лиц, отнесенных к интериалам и экстериалам. Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни. Отражение здорового образа жизни в формах жизнедеятельности студентов. Сущность и значение использования психопрофилактики и психогигиены в жизнедеятельности. Необходимость активности личности в приобщении к здоровому образу жизни. Жизненные, психологические, функциональные и поведенческие критерии использования здорового образа жизни. Физическое самовоспитание и самосовершенствование как необходимое условие здорового образа жизни.

Предметом изучения дисциплины " Здоровая молодежь-будущее России " является:

1) здоровье как медицинская и социальная категория;

2) механизмы формирования здоровья;

3) методы оценки индивидуального развития здоровья;

4) способы сохранения и укрепления здоровья;

5) теория и методика здорового образа жизни.

Лекционный материал вбирает сведения об основных физиологических и психологических закономерностях жизнедеятельности организма человека. Рассматриваются вопросы адаптации организма к неблагоприятным факторам внешней среды, актуальные экологические проблемы, вопросы рационального питания, закаливания организма, основные аспекты саморазрушающего поведения, традиционные этнические оздоровительные системы тренировки, мировоззренческие аспекты здорового образа жизни и т. д.

Лабораторные (методико-практические) занятия предусматривают освоение методических приемов оценки функционального состояния организма, уровня физического состояния и количественной оценки соматического здоровья, а также методов коррекции состояния организма и т.д. Кроме того, эти занятия предусматривают освоение различных оздоровительных систем (туристические походы выходного дня и многодневные, лыжные прогулки, водный туризм, аутогенная тренировка, элементы восточных оздоровительных систем и т.д.).

Требования к уровню усвоения содержания программы.

Студент должен знать:

  • о взаимосвязи физического, психического и социального здоровья человека и       общества;
  • о биологической природе и целостности организма человека.
  • основы жизнедеятельности человека и здорового образа жизни;
  • методы и способы, сохраняющие и укрепляющие здоровье;
  • факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;
  • адаптивных возможностей организма, методики оздоровительной физической тренировки, личной гигиены;
  • поведение человека в экстремальных условиях социума и природной среды;
  • основные приемы и методы по реабилитации человека;
  •  основы семейной этики, сексологии и сексопатологии.

Студент должен уметь:

  • определять уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности;
  • давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
  • составлять индивидуальные тренировочные программы по применению методов отдельных оздоровительных систем для различных категорий населения;
  • применять полученные знания для сохранения и укрепления здоровья,  соблюдать   принципы здорового образа жизни в современных условиях жизнедеятельности.
  • применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления умственной и физической работоспособности человека.

3. Содержание курса

3.1. Разделы программы.

Программа" Здоровая молодежь-будущее России " состоит из двух разделов. Первый – теоретический. Тематика лекционного курса насчитывает 6 тем. Второй раздел – самостоятельный.

3.2. Темы и краткое содержание (лекционный курс)

Тема 1. Введение в дисциплину

Лекция 1.Здоровье как человеческая ценность. Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия “болезнь” и “здоровье”. Состояние здоровья населения России. Основные понятия и термины. Здоровье – как научная проблема. Здоровье как социальная ценность жизни. Основные факторы, определяющие здоровье. Индивидуальное и общественное здоровье. Показатели здоровья.

Тема 2. Биологические основы здоровья

Лекция 2. Биохимические основы функционирования здорового организма человека. Основные структурные системы организма. Белки, жиры и углеводы. Витамины и их значение для поддержания здоровья. Роль холестерина в нормальном функционировании организма. Холестерин и атеросклероз. Клетка как минимальная единица организма. Строение клеточной мембраны. Рецепторы. Влияние на здоровье. Виды тканей и их роль в нормальном функционировании организма. Покровная ткань. Кожа как вид эпителиальной ткани. Принципы физиологической косметики. Виды соединительной ткани. Роль жировой ткани в организме человека. Нервно-мышечная система. Влияние физической подготовки на здоровье человека.

Лекция 3.. Нервная ткань как система регуляции здоровья. Строение нейронных сетей. Виды нейронов. Понятие о синаптической передаче. Рефлекторная дуга и поддержание постоянства внутренней среды организма как основа здоровья и долголетия. Вегетативная нервная система и здоровье. Симпатическая нервная система и работоспособность. Методы повышения работоспособности. Парасимпатический отдел вегетативной нервной системы и гомеостаз. Вегетативная регуляция регионального кровотока. Учение о стрессе. Адреналин как гормон стресса.

Лекция 4. Опорно-двигательный аппарат и здоровье. Принципы организации опорно-двигательного аппарата. Двигательная активность и здоровье. Строение позвоночника как опоры тела. Роль правильной осанки для здоровья и социальной адаптации. Причины остеохондроза. Профилактика и устранение боли в спине традиционными методами.

Лекция 5. Дыхание и кровообращение – два главных условия жизни. Структура и функция сердечно-сосудистой системыАртериальное давление и венозный возврат. Реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Респираторная система и основные оздоровительные системы, направленные на ее развитие. Легочная вентиляция. Транспорт кислорода и углекислого газа. Регуляция внешнего и тканевого дыхания. Гипервентиляция и мозговой кровоток. Физиологические механизмы психосоматических расстройств и пути их профилактики.

Лекция 6. Иммунитет и здоровье. Здоровье как функция неспецифического иммунитета. Болезнь как функция специфического иммунитета. Аллергия.Традиционные методы укрепления иммунной резистентности.

Лекция 7. Эндокринная система и здоровье. Основные гормоны и их роль в нормальной жизнедеятельности организма. Голодание и глюкокортикоиды. Половые гормоны и поведение. Тропные гормоны и старение.

Лекция 8. Пищеварение, рациональное питание и здоровье. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Питание  необходимая жизненная потребность человека. Шесть классов питательных веществ (углеводы, жиры (липиды), белки, витамины, минеральные вещества, вода). Основы рационального питания человека. Питание в здоровом образе жизни. Распространенные заблуждения о питании. Ожирение и здоровье. Этиология ожирения. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья в связи с избыточной массой тела и ожирением. Значение физической активности для регуляции массы тела.

Тема 3. Образ жизни и здоровье

Лекция 9. Здоровый и нездоровый образ жизни. Традиционные основы здорового образа жизни. Здоровый и нездоровый образ жизни. Основные факторы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни - основа долголетия. Адаптационные процессы в организме и здоровье. Физиологические резервы организма – основа здоровья человека.

Лекция 10-11. Физическая активность и здоровье. Физическая активность и здоровье человека. Двигательная активность – жизненно необходимая биологическая потребность организма человека. Гиподинамия, гипокинезия и здоровье. Сердечно-сосудистые заболевания и физическая активность. Особенности физической активности различных контингентов населения. Понятие о резервах организма. Потенциал здоровья и его реализация. Выбор физических упражнений для укрепления здоровья и физической подготовленности. Основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта. Методы оздоровительной тренировки для сохранения и развития физического здоровья. Аэробные возможности человека и здоровье.

Тема 4. Организация адаптивного физического воспитания в системе образования

Лекция12. Адаптация организма обучающихся к физическим нагрузкам. 
Повышение интереса подростков к занятиям спортом. Создание положительной динамики в состоянии и укреплении здоровья воспитанников. Основы безопасности при проведении занятий адаптивной физической культурой. Врачебный контроль.

Лекция 13. Повышение реабилитационного потенциала детей с ОВЗ через коррекцию физического развития. Развитие и поддержание интереса занятиями адаптивной физкультурой как образа жизни. Возрастные аспекты адаптивной физической культуры.

Тема 5. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье

Лекция 14Окружающая среда и здоровье. Образ жизни и экология. Гигиеническая культура, личная гигиена, режим дня. Биологические и физико-химические основы терморегуляции. Виды теплоотдачи. Охлаждение и перегревание. Закаливание организма.

Лекция 15. Сезонный образ жизни. Традиционные основы сезонного образа жизни. Погода и метеозависимость. Применение результатов научно-обоснованных биоритмов к решению задач укрепления здоровья.

Тема 6. Основы профилактики вредных привычек

Лекция 16. Курение и здоровье. Распространенность курения в России и влияние курения на продолжительность жизни. Компоненты табачного дыма, влияние курения на здоровье. Никотин и никотиновые рецепторы. Курение и мозговой кровоток. Что должны делать специалисты (врачи, педагоги, психологи) по профилактике курения. Способы преодоления курения.

Лекция 17. Токсикомания, наркомания и здоровье. Вредные привычки и их социальные последствия. Виды токсикомании и последствия при их длительном употреблении. Виды наркомании и последствия при их употреблении. Медиаторные механизмы наркотической зависимости (опиаты, галлюциногены, амфетамины). Физиологический механизм героиновой "ломки". "Флэшбэк" и психоделическая культура. Необратимые последствия употребления наркотиков. Профилактические мероприятия.

Лекция 18.Пьянство и здоровье. Действие этанола на организм человека. Роль алкоголь дегидрогеназы. Алкоголь и мозг. Алкоголь и дисфункция печени. Физиологические механизмы опьянения. Умение не приобщаться к пагубным привычкам в агрессивных социальных условиях.

Тема 7. Основы семейного здоровья

 Лекция 19.Основы семейного здоровья. Анатомо - физиологические основы полового развития. Вегетативное обеспечение мужской и женской сексуальности. Половые гормоны и поведение. Тестостерон и половое влечение. Пролактин и родительское поведение. Влияние стереотипов поведения и морально-нравственного воспитания на половое развитие. Губительная роль порнографии и разврата на половую функцию. Медицинские, социальные и психологические аспекты полового воспитания. Венерические заболевания и их профилактика.

3.3. Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Тема 1. Введение в дисциплину " Здоровая молодежь-будущее России ":

  • Что такое здоровье и болезнь?
  • Какие факторы определяют здоровье?

Тема 2. Биологические основы здоровья.

  • Что такое изомерия органических молекул и ее роль для здоровья?
  • Что такое холестерин?
  • Что такое жировая ткань?
  • Как ограничения в питании приводят к ожирению?
  • Почему "не годы старят, а невзгоды"?
  • Что такое чувствительные нейроны?
  • Что называется рефлекторной дугой?
  • Почему наркомания неизлечима или что такое синаптическая передача?
  • Что называется стрессом?
  • Что такое "отложение солей"?
  • Что называется артериальным давлением?
  • Что такое венозный возврат?
  • Что такое варикозное расширение вен?
  • Каковы последствия гипервентиляции?
  • В чем опасность специфического иммунитета?
  • Что такое аллергия?
  • К каким последствиям ведет голодание?
  • Почему надо есть досыта?
  • Что такое специфическое динамическое действие пищи?

Тема 3. Образ жизни и здоровье

  • Что означает понятие "традиционные основы здорового образа жизни"?
  • Каковы основные факторы здорового образа жизни?
  • Какова роль физической активности в здоровом образе жизни?
  • Что такое гиподинамия и как она влияет на здоровье?
  • Каковы основные оздоровительные эффекты физической культуры и спорта?
  • Что такое аэробные возможности человека?

Тема 4. Организация адаптивного физического воспитания в системе образования

  • Что означает адаптивная физическая культура?
  • Какова роль адаптивной физической культуры?
  • Слуховая сенсорная система: рецепторы, механизмы восприятия и передачи звуковой информации. Значение слуховой и вестибулярной сенсорных систем в управлении движениями.

Тема 5. Окружающая среда и здоровье       

  • Как влияет экологическая обстановка на здоровье?
  • В чем состоит значение режима дня?
  • Что такое закаливание организма?
  • Что такое метеозависимость?
  • Как влияет погода на здоровых людей?

Тема 6. Основы профилактики вредных привычек

  • Как влияет курение на здоровье человека?
  • Как влияет курение на мозговой кровоток?
  • Каковы способы преодоления курения?
  • Каков физиологический механизм наркотической зависимости?
  • Как влияет алкоголь на организм человека?

Тема 7. Основы семейного здоровья

  • Что делает мужчину мужчиной, а женщину женщиной?
  • Какова роль вегетативной нервной системы в обеспечении половой функции?
  • Как влияют половые гормоны на поведение?
  • Что такое первичные, вторичные, третичные и четвертичные половые признаки?

3.4. Тематика рефератов

  • Влияние экологических факторов на здоровье и методы противодействия последствиям вредных экологических влияний.
  • Принципы здорового питания.
  • Мифы о питании. Теория и практика здорового питания.
  • Методы безопасной коррекции веса.
  • Механизмы наркотической зависимости.
  • Механизмы пагубного воздействия алкоголя на организм человека.
  • Женский алкоголизм как основа вырождения нации.
  • Роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья.
  • Биоритмы и их значение в режиме дня.
  • Основной вопрос медицины – здоровый образ жизни.
  • Сексология и сексопатология в трудах отечественных и зарубежных ученых.
  • Сексопатология в обыденной жизни. (З.Фрейд, Э.Фромм и т.д.) 
  • Физиологические аспекты йоги.
  • Стресс и доступные методы его преодоления.
  • Стрессогенные заболевания и методы их профилактики.
  • Погода и здоровье. Метеозависимость
  • Русские народные метеорологические приметы, границы их применимости и связь их со здоровьем.
  • Русские народные пословицы о здоровье.
  • Влияние кофеина на организм человека.
  • Природные факторы здоровья человека.
  • Синдром хронической усталости и пути его профилактики.
  • Гигиена умственного труда.
  • Методы самооценки состояния здоровья.
  • М.В.Ломоносов "О сохранении и умножении российского народа"
  • Традиционные религии и здоровье.
  • Сектантство и здоровье.
  • Соотношение телесного и духовного в здоровом образе жизни.

4. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

4.1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. – М.: Издательская фирма "КРУК", 1998.
  2. Анатомия, физиология, психология человека. Краткий иллюстрированный словарь. / Под ред. А.С.Батуева. – СПб: "Питер", 2002.
  3. Бароненко В. А Здоровье и физическая культура студента / В. А. Бароненко, Л. А. Раппопорт ; под ред.В. А. Бароненко. – М. : Альфа – 2003. – 352с.
  4.  Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. – 218 с.
  5. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия феномен зависимости. – М.: Изд-во Центрполиграф, 2001.
  6. Егоров И.В. Клиническая анатомия человека. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  7. Конышев В.А. Кому что есть. Раздумья о пище. Москва: ФиС, 1998.
  8. Медицинский справочник тренера. – М.: "ФиС", 1981.
  9. Минвалеев Р.С. Коррекция веса. Теория и практика здорового питания. - СПб: "Питер", 2001.
  10. Минвалеев Р.С. Похудеть без вреда. Очерки прикладной физиологии. - СПб: "Питер", 2002.
  11.  Сексопатология. Справочник. Под ред. Г.С.Васильченко. - М.: "Медицина", 1990.

4.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

 1. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье / И. И Брехман . – М. : Физкультура и спорт, 1990, - 208 с.

2. Вайнер Э. Н. Валеология : учебник / Э. Н. Вайнер - М. : Флинта, 2002. – 416 с.

3. Зайцев Г. К. Валеология, культура здоровья / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – М. : БАХРАХ, 2003 – 164 с.

4. Куликова Н. В. Здоровый образ жизни : учеб. пособие : часть 1. / Н. В. Куликова, Т. И. Селиванова, Н. В. Моргалева. – Томск : издательство Томского государственного педагогического университета, 2007. – 96 с.

5. Марков В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней /В. В. Марков. - М. : ACADEMIA, 2001 – 186 с.

6. Нарзулаев С. Б. Основы валеологии : учеб. пособие / С. Б. Нарзулаев и др. – Томск : Изд-во Том. Ун-та, 1999. – 269 с.

7. Покровский В. И Политика здорового питания /  В. И. Покровский и др. – Новосибирск. 2002. - 344 с..

  1. Селье Г. Стресс без дистресса / Г. Селье - М. : Прогресс, 1979. – 123 с.

9. Физическая культура студента ; под ред. В. И. Ильинича / - М. : Гардарики, 2002. – 448 с.

10. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья: монография / А. Г. Щедрина. – Новосибирск : издательство СО РАМН, 2003. – 164 с.

Приложение А

Комплекс упражнений для утренней зарядки

Выполняем каждое упражнение по 8-10 раз

Упражнения для головы

  1. Поворачиваем голову вправо и влево;
  2. Наклоны головы назад и вперед;
  3. Медленно вращаем головой.

Упражнения на плечи и руки

  1. Вращательные упражнения плечами поочередно и вместе;
  2. Вращения прямыми руками, как бы рисуя круг;
  3. Быстрые махи руками, первая рука сверху, вторая — снизу;
  4. Согнутые руки в меру резко отводим несколько раз назад, после чего отводим один раз прямые руки;
  5. Разогреваем локти, вращая согнутые руки;
  6. Разогреваем кистевые суставы, вращая по очереди в одну и другую сторону.

Упражнения для туловища

  1. Ставим ноги на ширину плеч. Выполняем наклоны вперед, стараясь коснуться ладонью пола. Движение должно быть плавным, и ни в коем случае резким, дабы не травмировать поясницу;
  2. Выполняем вращения тазом, держа руки на поясе;
  3. Ставим руку на пояс, вторую над головой и тянемся в сторону первой.

Упражнения для ног

  1. Выполняем поочередные махи ногами, вперед-назад;
  2. Приседания, без отрыва пяток от пола;
  3. Подъемы на носок ноги, сперва одной ногой, потом другой.

На этом можно закончить с утренней зарядкой. Но если хотите добиться большего эффекта, то можете выполнить комплекс утренней гимнастики.

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

  1. ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
  2. ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
  3. взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
  4. ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
  5. придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
  6. подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

  1. ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  2. ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
  3. ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  4. ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Занятия для мускулатуры живота:

  1. ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  2. ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
  3. научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
  4. ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  5. ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

  1. проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
  2. крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

  1. ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
  2. взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

20.ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;

21.ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;

22.ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Приложение Б

Самомассаж и упражнения для здоровья

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать Самомассаж и гимнастике. После дыхательных упражнений можно приступить собственно к выполнению самомассажа и физических упражнений.

ПЕРВОЕ ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ  - Сделайте полный выдох, набирайте воздух медленно через нос, при этом следить за тем чтобы передняя брюшная стенка (живот) все больше выдавалась вперед; при этом ваша диафрагма уплощается, объем легких увеличивается, грудная клетка расширяется (важно воздух набирать не до удушья!). Задержать воздух на несколько секунд, затем сделать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки, в конце выдоха грудь опускается. Вдыхать и выдыхать следует плавно, избегать «толчков». Следующий вдох через 2-3 секунды не больше.

ВТОРОЕ ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ - Делать в положении сидя прямо, спокойно, положите руки на бедра, расслабьтесь. Старайтесь не думайте о постороннем, сосредоточьте свое внимание на область своего  живота. Прикройте глаза, кончик языка должен быть у верхних резцов. Сделайте 50 вдохов и выдохов, вдыхайте через нос, выдыхайте через рот без напряжений.

УПРАЖНЕНИЕ-МАССАЖ ДЛЯ УШЕЙ - Сделайте двумя пальцами массаж ушных раковин вниз и верх 18 раз. После чего закрыть уши ладонями, пальцы при этом приложить к затылку, сблизив кончики; слегка постукивать 2 пальцами по затылку до трех раз. Это упражнение тонизирует кору головного мозга, уменьшает головную боль, ощущение шума в ушах, головокружение.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА - В полости рта двигать языком верх, влево, вправо восемнадцать раз.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЗУБОВ – Делать упражнение в положении сидя в спокойной позе, зубами нижней челюсти слегка ударять по зубам верхней челюсти тридцать шесть раз.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ НОСА - Потрите область носа наружными сторонами 1 пальцев до тех пор, пока не появится чувство тепла. Далее вдоль носа проделать восемнадцать массажных движений двумя пальцами с обеих сторон. Улучшается кровообращение верхних дыхательных путей, также предохраняет от насморка.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГЛАЗ - Сидеть непринужденно, закрыть глаза. Межфаланговым суставом первых пальцев (руки при этом должны быть теплыми) сделайте вдоль век 18 массирующих движений от наружного угла к внутреннему углу глаза. Затем сделать массаж бровей также 18 раз от переносицы к вискам. После этого повернуть вправо и влево, вниз и вверх глазные яблоки 18 раз. Улучшает зрение, укрепляет нервную систему.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ШЕИ - Скрестите пальцы на затылке, поднимите голову, смотрите вверх, руками старайтесь согнуть шею (при этом мышцы шеи должны препятствовать этому движению); делайте от 3 до 9 раз. Улучшает кровообращение головы.

УПРАЖНЕНИЕ-МАССАЖ ДЛЯ ЛИЦА - Проводить по лицу слегка нажимая кончиками пальцев сверху вниз, как при умывании, девятнадцать раз.

УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПОЗВОНОЧНИКА - Упражнение делать стоя (можно и сидя), слегка сжать ладони в кулаки, согнуть руки в локтях, раскачиваться влево и вправо по 18 раз, стремитесь соблюдать при этом ритмичность дыхания. Усиливает деятельность внутренних органов, улучшает эластичность легких, особенно нижних его отделов; улучшает кровообращение головного мозга.

УПРАЖНЕНИЕ-МАССАЖ ДЛЯ ПЛЕЧЕВОГО СУСТАВА - Ладонью правой руки взяться за левое плечо и сделайте восемнадцать круговых движений по часовой стрелке. Аналогично то же самое сделать с левой рукой. Улучшает кровообращение, снимает боль в суставе, нормализует нервную систему.

 УПРАЖНЕНИЕ ”КРУЧЕНИЕ” - Делать упражнение в положении стоя, слегка согнуть руки в локтях, а ноги в бедрах, коленях, шея и спина прямые, делайте повороты влево и вправо, не поднимая стопы от пола; следите, чтоб двигались все суставы ног, рук, шеи и поясницы. Тренируется подвижность суставов, усиливает мозговое кровообращение.

УПРАЖНЕНИЕ-САМОМАССАЖ ДЛЯ ПОЯСНИЦЫ - В положении стоя, потрите ладони, чтобы они стали теплыми, далее массируйте поясницу восемнадцать раз правой рукой и восемнадцать раз левой рукой. Снимает боль в пояснице, улучшает кровообращение в малом тазу (данное упражнение рекомендуется при хронических болезнях половых органов).

 УПРАЖНЕНИЕ-САМОМАССАЖ ДЛЯ МЫШЦ БЕДРА – Делать упражнение в положении сидя на стуле, двумя руками массируйте правое и левое бедро от коленей верх. Снимает усталость после ходьбы.
УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ СТУПНЕЙ - Делать упражнение, лежа либо сидя (можете делать в постели утром и вечером), сгибайте стопы в плюснефаланговых и фаланговых суставах, старайтесь приблизить пальцы к подошвам, напрягая связку свода стопы; движения разгибания и сгибания должны быть ритмичными. 35-50 раз. Лечение и профилактика плоскостопия, также снизит негативные последствия ношения неудобной обуви, в том числе и обуви на высоких каблуках.



Приложение В

Положение о конкурсе «Самая здоровая группа»

 Конкурс «Самая здоровая группа» проводится  для всех групп. Участие в нем, на добровольных началах, принимает вся группа, классный руководитель, а также родители.

Цель: содействовать формированию у студентов здорового образа жизни и интереса к занятиям физкультурой и спортом.

Задачи:

  1. Привлечь максимально возможное количество студентов и их родителей к занятиям физкультурой для сохранения здоровья и улучшения работоспособности.
  2. Обучить студентов  методам и приемам организации активного отдыха.
  3. Пропагандировать в студенческом сообществе здоровый образ жизни.

 

 Общеколледжный  конкурс «Самая здоровая группа» проводится в течение всего учебного года.

Участие в нем классных коллективов оценивается членами жюри, в состав которого входят представители администрации, педагоги. Жюри использует следующие критерии оценки:

- участие группы в общеколледжных спортивно-оздоровительных мероприятиях - 10 баллов (за  каждого студента группы);

-участие студентов от группы в городской Спартакиаде среди средних специальных учебных заведений - 15 баллов;

-привлечение родителей к пропаганде здорового образа жизни-10баллов;

-пропуски по болезни - вычитаются 1балл (за каждого участника);

-организация группой внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятий для студентов других групп-20 баллов;

-выпуск листков здоровья, газет в которых пропагандируется здоровый образ жизни-15баллов;

-участие в спортивных секциях и кружках-5 баллов (за каждого участника);

-организация походов, экскурсий, прогулок;

-проведение в классе ежедневной утренней гимнастики-5 баллов;

-наличие у студентов вредных привычек-  -10 баллов (за каждого участника).

Победители конкурса награждаются почетными грамотами и подарками.

Приложение Г

Основные направления деятельности и формы работы

Тематика классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни.

Цикл бесед: 

  1. «Гигиена студента».
  2. «Гигиена умственного труда».
  3. «Зависимость здоровья человека от окружающей среды».
  4. «О хороших привычках».
  5. «Умеем отдыхать».
  6. «Ты и телевизор».
  7. «Твой режим дня».
  8. «Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение».

Цикл классных часов:

  1. «Как уберечь себя от беды».
  2. «Наше здоровье в наших руках».
  3. «Здоровые привычки - здоровый образ жизни».
  4. «Я здоровье берегу, сам себе я помогу».
  5. «Кто наши враги».
  6. «О спорт, ты мир».
  7. «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».
  8. «Режим питания»,
  9. «Вредные привычки и их преодоление».
  10. «Пока горит свеча».
  11. «Здоровый образ жизни - главное условие профилактики возникновения                                  вредных привычек».
  12. «Бросай курить - ты уже не маленький».
  13. «Память, как ее тренировать».
  14. «Особенности влияния никотина и других токсических веществ на развитие организма человека».
  15. «Сотвори сам себя».
  16. «Нет наркотикам».
  17. «О ВИЧ-инфекции».
  18. «Здоровье человека XXI века».
  19. «Гармония тела и духа».        
  20. «Кушайте на здоровье».    
  21. «Прелести «свободной любви».
  22. «Умение управлять собой».
  23. «Крик о помощи».
  24. «Экзамены без стресса».
  25. «Сделан правильный выбор».

     26.«Разговор начистоту».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...