Особенности лыжной подготовки на уроках физической культуры
статья по физкультуре (11 класс)

Болдырева Татьяна Владимировна

Лыжная подготовка способствует развитию физических и психологических качеств обучающихся, необходимых в их будущей профессиональной деятельности. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм. Ходьба и бег на лыжах благотворно воздействуют на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы обучающегося. Регулярные занятия способствуют развитию таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, гибкость и др.

В ходе уроков по лыжной подготовке решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, которые предусмотрены программами по физической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_lyzhnoy_podgot._statya.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности лыжной подготовки

 на уроках физической культуры

     Одним из важнейших средств физического воспитания обучающихся в системе профессионального образования является лыжная подготовка. Лыжная подготовка способствует развитию физических и психологических качеств обучающихся, необходимых в их будущей профессиональной деятельности. При передвижении на лыжах в работу вовлекаются все основные группы мышц рук, ног и туловища, что оказывает положительное влияние на организм. Ходьба и бег на лыжах благотворно воздействуют на сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы обучающегося. Регулярные занятия способствуют развитию таких качеств, как выносливость, сила, ловкость, гибкость и др. 

В ходе уроков по лыжной подготовке решаются образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, которые предусмотрены программами по физической культуре. 

Решение данных задач невозможно осуществить на одном уроке, так как они связанны между собой и образуют единую систему уроков по лыжной подготовке.

На первом уроке раздела «Лыжная подготовка» я провожу с обучающимися инструктаж по технике безопасности и правилам поведения на лыжах. При организации урока, дозировании нагрузки и выбора методов обучения учитываю пол, возраст и уровень подготовленности обучающихся.

Во время занятий при передвижении на лыжах обучающимся приходится выполнять однообразную и монотонную работу, что вызывает более быстрое утомление молодого организма. Поэтому одной из наиболее важной задачи является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению обучающимися учебного материала, пробуждая интерес к занятиям на лыжах.

С этой целью на уроках по лыжной подготовке стараюсь своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению техники элементов спусков и подъемов, включаю игры и игровые задания. Для закрепления навыков в технике способов передвижения провожу соревнования внутри группы на достижение более высоких количественных показателей.  Например, пройти отрезок за наименьшее количество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расставленных флажков и др. При этом важно не допустить превращение урока в развлекательное мероприятие, иначе будет страдать решение образовательных, а порой и воспитательных задач.

     В основном все уроки лыжной подготовки проводятся на свежем воздухе.

В условиях пониженной температуры и присутствии даже небольшого ветра недопустимы длительные паузы, объяснения техники и наглядный показ должны быть не долгими, но в то же время краткими и точными. Поэтому на занятиях лыжной подготовки моторная плотность урока гораздо выше по сравнению с другими видами уроков физической культуры.

      На своих уроках я внимательно контролирую состояние обучающихся и своевременно (в случае необходимости) вношу поправки в дозировку упражнений на лыжах. Неверное представление о степени утомления обучающихся, об их подготовленности может привести к перегрузке. Я всегда наблюдаю за реакцией занимающихся на выполняемую нагрузку и оцениваю степень утомления, как по внешним признакам (изменению глубины дыхания, потоотделению, цвету кожи лица, осанке, координации движений), так и по объективным показателям - частоте сердечных сокращений (подсчет пульса).

Большую часть лыжных ходов обучающиеся не могут освоить на одном занятии. Для изучения техники передвижения каким-либо ходом, поворотов, спусков и других элементов отводится несколько уроков, которые связанны между собой. Так как каждый элемент лыжной подготовки требует разного времени обучения, то изучение одного заканчивается, другого начинается, а какого-либо третьего еще продолжается.

При изучении нового способа передвижения на лыжах, я применяю коллективное обучение. Но, имея разный уровень подготовленности, некоторые обучающихся опережают своих товарищей в освоении нового материала. В таких случаях чтобы не замедлять процесс обучения и не снижать активность обучающихся, на определенных этапах обучения я распределяю обучающихся на подгруппы по уровню подготовленности так, чтобы, передвигаясь по двум лыжням (по внутреннему и наружному кругу), они могли успешно осваивать технику. При раздельном передвижении не мешая друг другу, и не образовывая помехи для прохождения дистанции, обучающиеся могут спокойно и не торопясь осваивать технику ходов. Слабо подготовленные обучающиеся, передвигаются по внутреннему кругу (ближе к преподавателю).

На следующих уроках по мере освоения обучающимися техники лыжных ходов я перехожу к индивидуальному подходу. Индивидуальное исправление ошибок отдельных обучающихся, не останавливая всю группу, я осуществляю поочередно, вызывая отстающих на внутренний круг.

Такой подход применяю и при развитии физических качеств, когда разбиваю обучающихся на подгруппы с одинаковой подготовленностью. В этом случае все занимающиеся в подгруппе будут двигаться примерно с одинаковой скоростью, не мешая друг другу. В то же время такой подход позволяет избежать перегрузки обучающихся, что может случиться, если в подгруппе хорошо подготовленных окажется один-два слабых обучающегося.

При обучении технике лыжных ходов я составляю пары из обучающихся различной подготовленности (в этом случае лучше владеющий техникой идет впереди, а его товарищ - следом, перенимая навыки техники). При длительном передвижении на лыжах очень важно добиваться передвижения с равномерной скоростью один за другим в колонну, не обгоняя друг друга и не мешая.

В процессе занятий я стараюсь варьировать индивидуальные и групповые формы работы. Так, при развитии быстроты передвижения на одном из уроков провожу эстафеты (командные гонки), а на другом уроке наоборот - индивидуальное прохождение отрезка на скорость с раздельного старта (через 5-10 с). Такое сочетание различных методов обучения и развития физических качеств способствует повышению эффективности урока.

        Программный раздел «Лыжная подготовка» начинается с  изучения и совершенствования техники попеременного двушажного хода. Затем изучаются и совершенствуются одновременные ходы, способы подъемов, спусков и поворотов в движении, преодоления бугров и впадин на склонах и попеременный четырехшажный ход.

    Попеременный двухшажный ход довольно сложный по координации движений и является одним из основных способов передвижения на лыжах. Поэтому при обучении и совершенствовании этого хода я уделяю особое внимание согласованности работе ног и рук, что непосредственно в дальнейшем влияет на скорость передвижения и технику выполнения этого хода. Цикл движений данного хода состоит из двух скользящих шагов и сопровождающих их толчков разноименными палками. В период окончания отталкивания ногой голень, бедро и туловище образуют прямую линию. Движение рук состоит из следующих элементов: вынос руки с палкой вперед, постановка палки на снег, отталкивание палкой вниз-назад. Обучение одновременным ходам на уроках лыжной подготовки начинается с бесшажного хода. Этот ход является достаточно простым по координации движений. У обучающихся, при его изучении, не возникают особые затруднения.

    При изучении одновременного двухшажного хода необходимо овладеть схемой движения. Обучающиеся достаточно легко осваивают процесс обучения. В период изучения обращаю внимание на такие ошибки в технике выполнения, как слабый толчок ногами, скользящие шаги отличаются друг от друга по длине, ранняя постановка маховой ноги на снег при выносе вперед, нарушение согласованности движений в выносе палок вперед.

На уроках лыжной подготовки предусмотрено изучение различных способов торможений, спусков и поворотов.

Обучающиеся осваивают и совершенствуют подъемы «полуелочкой» и «елочкой».  

     При обучении и совершенствовании я обращаю  внимание на основные ошибки: чрезмерное или недостаточное отведение носка лыжи в сторону, большой наклон туловища вперед или малый наклон голеней, недостаточно сильное отталкивание палками. Важным является постановка лыжи на ребро, что увеличивает устойчивость обучающихся, выполняющих подъем на склоне.

     Наиболее сложным для обучающихся по координации движений является попеременный четырехшажный ход. После рассказа техники данного хода я выполняю наглядный показ, сначала на обычной скорости, затем в медленном темпе. Не смотря на сложность выполнения попеременного четырехшажного хода, все основные элементы (скольжение, отталкивание палками, лыжами) уже изучены обучающимися при освоении попеременного двушажного хода. Главной задачей в процессе обучения является объединение всех элементов хода в новом для них ритме.

После того как обучающиеся усвоили технику одновременных и попеременных ходов, технику подъемов, спусков и торможений на лыжах, начинается изучение конькового хода.

Те обучающиеся, которые хорошо могут выполнять поворот переступанием, гораздо легче и быстрее осваивают коньковые ходы. В период изучения конькового хода необходимо уделять особое внимание отталкиванию внутренним ребром лыжи и общей координации движений. Далее обучение происходит путем устранения ошибок и совершенствования отдельных элементов хода.

По сравнению с другими видами физических упражнений (например, с играми) передвижение на лыжах более однообразно и монотонно. Поэтому одной из важнейших задач является повышение эмоциональности урока, что будет способствовать более быстрому и прочному усвоению обучающимися учебного материала. С этой целью я стараюсь своевременно чередовать передвижение по учебному кругу с занятиями на склоне по изучению техники подъемов и спусков, включать игры и игровые задания, разнообразить методы обучения и т.д.  При закреплении техники передвижения я провожу состязание на достижение более высоких количественных показателей (пройти отрезок за наименьшее количество скользящих шагов, при спуске подобрать больше расставленных флажков и др.). Правильное соотношение применяемых подводящих упражнений с основными в передвижении на лыжах и с игровыми упражнениями и заданиями способствует повышению качества учебной работы на уроках лыжной подготовки.

     В учебной программе по физической культуре предусматривается тесная связь уроков лыжной подготовки с внеклассной работой по данному разделу.                 В зимний период ежемесячно проводятся оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия, дни здоровья и физкультурные праздники на лыжах.

      Проведение таких мероприятий способствует оздоровлению и закаливанию обучающихся, повышению общей работоспособности, формированию навыков самостоятельной работы, воспитанию морально-волевых качеств.

Список использованной литературы

 Баталов А.Г. Краткий курс дисциплины «Лыжный спорт»: учебное пособие. М., 2001.

Раменская Т.И. Техническая подготовка лыжника. – М., 2000.

Макаров А.А. Методика начального обучения техники лыжных ходов. – М., 1993.

Манжосев В.М. Марков В.П. Техника передвижения на лыжах. – М., 1990.

Донской Д.Д., Гросс Х.Х. Техника лыжника гонщика. – М., 1999.

Раменская Т.И. Специальная подготовка лыжника. Учебная книга. М: СпортАкадемПресс, 2001. С. 54-56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Техника безопасности на уроках физической культуры по лыжной подготовке (средняя школа).

Общие требования к безопасности. Требования к безопасности перед началом, во время и по окончанию занятий. Нормы температуры воздуха для проведения занятий по лыжной подготовке. ...

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов

Учет индивидуальных особенностей учащихся на уроках физической культуры как необходимое условие достижений ими личностных результатов.ФГОС основного общего образования большое внимание уделяет педагог...

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 5 класса на тему "Поворот махом на месте через лыжню вперед и через лыжню назад". УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях.

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 5 класса на тему "Поворот махом на месте через лыжню вперед и через лыжню назад". УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Ля...

Доклад по теме:"Методические особенности проведения современного урока физической культуры"

Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физической ку...