ФУТБОЛ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности
рабочая программа по физкультуре

Волошин Александр Олегович

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  физкультурно-спортивной направленности

Возраст учащихся: 6 – 18 лет

Срок реализации программы: 8 лет

Уважаемые коллеги, используя данную программу целиком или отдельные главы, абзацы, строки не поленитесь указать автора, источник и ссылку откуда была взята данная программа в списке используемой литературы, спасибо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа по футболу489 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР (спортивный)

«КРИСТАЛЛ»

ФУТБОЛ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

Возраст учащихся: 6 – 18 лет

Срок реализации программы: 8 лет

                                                                               Автор – составитель:

                                                                               Волошин Александр Олегович,

                                                                               педагог дополнительного образования    

                                                       

пгт. Кавалерово

2021 год

Раздел № 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка

Актуальность данной программы дополнительного образования в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации сил, знаний, полученных детьми и подростками в базовом компоненте, формированию жизненных ценностей, овладению опытом самоорганизации, самореализации, самоконтроля ребенка и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. В системе дополнительного образования детей, программа, ориентирована на физическое совершенствование ребенка, формирование здорового образа жизни, воспитание спортивного резерва нации.

Программа соответствует государственной политике в области дополнительного образования, социально востребована и требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, ориентирована на удовлетворении образовательных потребностей детей и родителей, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.

Направленность программы физкультурно–спортивная.

Уровень освоения базовый. 

Отличительные особенности программы доступные для воспитанников упражнения, в соответствии их возраста и уровня подготовки, способствующие овладению элементами техники и тактики игры в футбол, развитию физических способностей, формирование знаний по теории и методике игры в футбол и отличие от  специализированных спортивных школ работа на массовость, а не на спортивное мастерство.

Адресат программы 6 – 18 лет, охватывает большой возрастной период, поэтому нужно учитывать возрастные особенности воспитанников. 

В работе с детьми 6 – 11 лет все внимание сосредотачивается на воспитании стойкого интереса  к занятиям футболом, всесторонней физической подготовке (преимущественно развитию быстроты, ловкости и координации движений), обучению основам техники владения мячом и тактики игры в фут6ол.

В 12-14 лет совершенствуется всесторонняя физическая подготовка юных футболистов, в основном заканчивается обучение их техническим приемам, определяется игровое место в составе команды. Участвуя в соревнованиях, занимающиеся приобретают навыки в тактике, наиболее подробно изучают основы техники и тактики игры в футбол. В процессе обучения обращается внимание на привитие элементарных навыков заниматься самостоятельно, выполнять упражнения по физической подготовке  и индивидуальной технике, владения мячом.

В 15-16 лет продолжается совершенствование  физической подготовки, техники владения мячом и тактики игры. Совершенствуются также навыки самостоятельных занятий по физической и технической подготовке, усваиваются основы методики обучения и тренировки футболистов, воспитываются элементарные инструкторские и судейские навыки.

В 16-17 лет продолжается дальнейшее совершенствование общей и специальной физической подготовленности, выполнение технических приемов с учетом индивидуальных особенностей и места занимаемого в составе команды, повышают теоретические знания; совершенствуют инструкторские и судейские навыки.

 В 17-18 лет продолжается дальнейшее повышение уровня индивидуальной, общей и специальной физической подготовленности, технического и тактического мастерства, повышают свои теоретические знания, особенно в вопросах методики спортивной тренировки, совершенствуют инструкторские и судейские навыки.

Особенности организации образовательного процесса:

- условие набора и формирование групп, ответственный этап в работе спортивного центра. От способностей, занимающихся, во многом зависит дальнейший успех юных футболистов. Поэтому приему занимающихся в спортивно–оздоровительную группу (СО), должна предшествовать работа педагогов по отбору и поиску одаренных детей к занятиям футболом. Для этого в работе спортивного центра практикуется шефство  над общеобразовательными школами.

В процессе занятий и соревнований, которые проводятся в общеобразовательных школах, педагоги спортивного центра имеют возможность определить заинтересованность футболом, проверить уровень развития двигательных качеств, способность ребенка к усвоению технических приемов, сообразительность, активность, умение выполнять целесообразные действия в условиях игровой обстановки и отобрать лучших для обучения в спортивный центр. Отобранные для обучения в спортивный центр ребята зачисляются в группу СО. Прием в спортивный центр производится в августе – октябре каждого года.

Поступающие в спортивный центр подают заявление о приеме, ксерокопию свидетельства о рождении, справку от врача.

- режим занятий строится исходя из таких факторов и условий как: режим работы спортивного центра, учебной смены в общеобразовательной школе, учебной нагрузки, возраста ребенка, количество детей в группе;

- возможность и условия зачисления в группы второго и последующих годов обучения зависит от выполнения воспитанниками требований контрольных нормативов. В процессе занятий педагог ведет систематический учет юных спортсменов, проводя контрольные испытания по физической и технической подготовке. Они проводятся в форме тестирований и соревнований, а результаты их фиксируются в протоколах и доводятся до сведения всех занимающихся.

Для перевода из одной учебной группы в другую занимающиеся обязаны выполнить требования, предусмотренные программой для каждой возрастной группы;

- продолжительность образовательного процесса данной программы рассчитана на реализацию в течение 8 лет подготовки юных футболистов с 6 до 18 летнего возраста.

Программа детализирует содержание учебно-тренировочной работы на каждом этапе подготовки и возраст детей.

В спортивно-оздоровительных группах (СО) возраст 6 – 8 лет, количество учебных часов 240 в год,  группах начальной подготовки (НП) НП1 возраст 9 – 10 лет, количество учебных часов 240 в год, НП2 возраст 10 – 11 лет, количество учебных часов 360 в год,  учебно-тренировочных групп (УТГ) УТГ1 возраст 11 – 12 лет, количество учебных часов 360 в год, УТГ2 возраст 12 – 13 лет, количество учебных часов 480 в год,  УТГ3 возраст 14 – 15 лет, количество учебных часов 480 в год, УТГ4 возраст 15 – 16 лет, количество учебных часов 480 в год, УТГ5 возраст 17 – 18 лет, количество учебных часов 480 в год; содержание учебного материала по теоретической, физической, технической и тактической подготовке, распределение объемов нагрузки на каждый год обучения, с учётом возрастных особенностей учащихся и требований СанПиН 2.4.4.3172-14, система контроля и нормативные требования для перевода обучающихся на следующий этап подготовки.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: формирование физической культуры личности в процессе всестороннего развития физических качеств воспитанников, овладения техникой и тактикой игры в футбол и ее основными правилами.

Задачи программы:

Воспитательные:

- воспитать моральные и волевые качества человека;

- сформировать у воспитанников устойчивого интереса к занятиям футболом и физической культуре в целом;

- сформировать потребность к ведению здорового образа жизни и укреплению здоровья.

Развивающие:

- развить физические способности (силовые, скоростные, скоростно-силовые, координационные, гибкость, выносливость);

- повысить уровень технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;

- совершенствовать развитие навыков и умения игры футбол.

Обучающие:

- сформировать набор необходимых теоретических и практических знаний о футболе;

- обучить технике и тактике игры в футбол;

- обучить приемам и методам контроля физической нагрузки при самостоятельных занятиях.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

Группа СО                                                                                                                         

п/п

Наименование

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Развитие футбола в стране, в мире

2

2

-

Фронтальный

2

Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена

2

2

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

3

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж

2

2

-

Индивидуальный

Индивидуально– групповой

Комбинированный

Фронтальный

4

Техника безопасности на занятиях

2

2

-

Комбинированный

Фронтальный

5

Правила  игры организация соревнований

2

2

-

Комбинированный

Фронтальный

6

Общая физическая подготовка (ОФП)

44

-

44

Комбинированный

Фронтальный

7

Специальная физическая подготовка (СФП)

28

-

28

Комбинированный

Фронтальный

8

Изучение и совершенствование техники игры

90

-

90

Комбинированный

Фронтальный

9

Изучение и совершенствование тактики игры

22

2

20

Комбинированный

Фронтальный

10

Психологическая подготовка

3

3

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

11

Интегральная подготовка

40

-

40

Комбинированный

Фронтальный

12

Приемные, переводные и выпускные испытания

3

-

3

Тестирование

13

Участие в соревнованиях

(в общую часовую нагрузку не идет)

(50)

-

(50)

Соревнование

Итого:

240

15

225

Содержание учебного плана 1 года обучения.

Группа СО

1. Тема: Введение.

Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения. Организация работы секции.

2. Тема: Развитие футбола в стране, в мире.

Теория: Возникновение футбола, значение и место футбола в мире.

3. Тема: Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена.

Теория: Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Личная гигиена, режим дня и питание. Использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для, закаливания организма.

4. Тема: Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж.

Теория: Врачебный контроль самоконтроль при занятиях футболом. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.

Понятие о «спортивной форме», утомлении и переутомлении.

Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма.

Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований.

5. Тема: Техника безопасности на занятиях.

Теория: Правила поведения на занятиях. Причины  травматизма.

6. Тема: Правила  игры организация соревнований.

Теория: Разбор правил игры. Права и обязанности игроков.

Роль капитана команды, его права и обязанности.

Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.

7. Тема: Общая физическая подготовка (ОФП).

Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов. Общие развивающие упражнения.

Упражнения с предметами. Использование гантель, мячей, набивных мячей. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.

8. Тема: Специальная физическая подготовка (СФП).

Практика. Упражнения для развития силы. Использование тренажеров, гимнастический жгут.

Упражнения для развития быстроты. Бег на 10–30 м из различных исходных положений.

Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180 градусов. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.

Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и  повторный бег с мячом. Двусторонние игры (для групп УТГ).

Упражнения, способствующие формированию правильных движений футболиста без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; крестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Прыжки: с места и разбега толчком одной и двумя ногами.

9. Тема: Изучение и совершенствование техники игры.

Практика: Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногами, с места, в движении.  

Удары по мячу головой. Удары, серединой лба без прыжка и в прыжке.

Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий.

Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема, ведение правой, левой ногой. Ложные движения (финты). Бег с изменением направления движения.

Отбор мяча. С выпадом и без.

Вбрасывание мяча. Из-за боковой линии с места, из положения шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги и на ход партнеру.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.

10. Тема: Изучение и совершенствование тактики игры.

Теория: Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки футболиста. Понятие о стратегии, системе, тактике, стиле игры.

Практика: Упражнения для развития ориентировки. Выбор места на игровом поле.

11. Тема: Психологическая подготовка.

Теория: Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов. Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов, в связи с перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям.

12. Тема: Интегральная подготовка.

Практика: Двусторонние игры: 1*1; 2*2; 3*3;4*4.

13. Тема: Приемные, переводные и выпускные испытания.

Тестирование: Комплекс испытаний для контроля качества спортивной тренировки. Таблица прилагается.

14. Тема: Участие в соревнованиях.

Практика: Первенство школы, района, края.

Учебный план 2 года обучения

Группа НП 1                                                                                                                         

п/п

Наименование

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Развитие футбола в стране, в мире

2

2

-

Фронтальный

2

Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена

2

2

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

3

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж

2

2

-

Индивидуальный

Индивидуально– групповой

Комбинированный

Фронтальный

4

Техника безопасности на занятиях

2

2

-

Комбинированный

Фронтальный

5

Правила  игры организация соревнований

2

2

-

Комбинированный

Фронтальный

6

Общая физическая подготовка (ОФП)

36

-

36

Комбинированный

Фронтальный

7

Специальная физическая подготовка (СФП)

28

-

28

Комбинированный

Фронтальный

8

Изучение и совершенствование техники игры

95

-

95

Комбинированный

Фронтальный

9

Изучение и совершенствование тактики игры

25

5

20

Комбинированный

Фронтальный

10

Психологическая подготовка

3

3

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

11

Интегральная подготовка

40

-

40

Комбинированный

Фронтальный

12

Приемные, переводные и выпускные испытания

3

-

3

Тестирование

13

Участие в соревнованиях

(в общую часовую нагрузку не идет)

(55)

-

(55)

Соревнование

Итого:

240

18

222

Содержание учебного плана 2 года обучения.

Группа НП 1

1. Тема: Введение.

Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения. Организация работы секции.

2. Тема: Развитие футбола в стране, в мире.

Теория: Возникновение футбола, значение и место футбола в мире.

3. Тема: Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена.

Теория: Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Личная гигиена, режим дня и питание. Использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для, закаливания организма.

4. Тема: Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж.

Теория: Врачебный контроль самоконтроль при занятиях футболом. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.

Понятие о «спортивной форме», утомлении и переутомлении.

Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма.

Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований.

5. Тема: Техника безопасности на занятиях.

Теория: Правила поведения на занятиях. Причины  травматизма.

6. Тема: Правила  игры организация соревнований.

Теория: Разбор правил игры. Права и обязанности игроков.

Роль капитана команды, его права и обязанности.

Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.

7. Тема: Общая физическая подготовка (ОФП).

Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов. Общие развивающие упражнения.

Упражнения с предметами. Использование гантель, мячей, набивных мячей. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.

8. Тема: Специальная физическая подготовка (СФП).

Практика: Упражнения для развития силы. Использование тренажеров, гимнастический жгут.

Упражнения для развития быстроты. Бег на 10–30 м из различных исходных положений.

Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180 градусов. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.

Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и  повторный бег с мячом. Двусторонние игры (для групп УТГ).

Упражнения, способствующие формированию правильных движений футболиста без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; крестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Прыжки: с места и разбега толчком одной и двумя ногами.

9. Тема: Изучение и совершенствование техники игры.

Практика: Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногами, с места, в движении.  

Удары по мячу головой. Удары, серединой лба без прыжка и в прыжке.

Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча – на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий.

Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема, ведение правой, левой ногой. Ложные движения (финты). Бег с изменением направления движения.

Отбор мяча. С выпадом и без.

Вбрасывание мяча. Из-за боковой линии с места, из положения шага. Вбрасывание мяча на точность: в ноги и на ход партнеру.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками.

10. Тема: Изучение и совершенствование тактики игры.

Теория: Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки футболиста. Понятие о стратегии, системе, тактике, стиле игры.

Практика: Упражнения для развития ориентировки. Выбор места на игровом поле.

11. Тема: Психологическая подготовка.

Теория: Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов. Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов, в связи с перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям.

12. Тема: Интегральная подготовка.

Практика: Двусторонние игры: 1*1; 2*2; 3*3;4*4.

13. Тема: Приемные, переводные и выпускные испытания.

Тестирование: Комплекс испытаний для контроля качества спортивной тренировки. Таблица прилагается.

14. Тема: Участие в соревнованиях.

Практика: Первенство школы, района, края.

Учебный план 3 – 4 годов обучения

Группа НП 2 – УТГ 1

п/п

Наименование

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Развитие футбола в стране, в мире

2

2

-

Фронтальный

2

Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена

2

2

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

3

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж

2

2

-

Индивидуальный

Индивидуально– групповой

Комбинированный

Фронтальный

4

Техника безопасности на занятиях

2

2

-

Комбинированный

Фронтальный

5

Правила  игры организация соревнований

3

3

-

Комбинированный

Фронтальный

6

Общая физическая подготовка (ОФП)

47

-

47

Комбинированный

Фронтальный

7

Специальная физическая подготовка (СФП)

41

-

41

Комбинированный

Фронтальный

8

Изучение и совершенствование техники игры

142

-

142

Комбинированный

Фронтальный

9

Изучение и совершенствование тактики игры

43

8

35

Комбинированный

Фронтальный

10

Психологическая подготовка

3

3

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

11

Интегральная подготовка

70

-

70

Комбинированный

Фронтальный

12

Приемные, переводные и выпускные испытания

3

-

3

Тестирование

13

Участие в соревнованиях

(в общую часовую нагрузку не идет)

(65)

-

(65)

Соревнование

Итого:

360

22

338

Содержание учебного плана 3 – 4 годов обучения.

Группа НП 2 – УТГ 1

1. Тема: Введение.

Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения. Организация работы секции.

2. Тема: Развитие футбола в стране, в мире.

Теория: Возникновение футбола, значение и место футбола в мире.

3. Тема: Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена.

Теория: Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Личная гигиена, режим дня и питание. Использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для, закаливания организма.

4. Тема: Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж.

Теория: Врачебный контроль самоконтроль при занятиях футболом. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.

Понятие о «спортивной форме», утомлении и переутомлении.

Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма.

Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований.

5. Тема: Техника безопасности на занятиях.

Теория: Правила поведения на занятиях. Причины  травматизма.

6. Тема: Правила  игры организация соревнований.

Теория: Разбор правил игры. Права и обязанности игроков.

Роль капитана команды, его права и обязанности.

Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.

7. Тема: Общая физическая подготовка (ОФП).

Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов. Общие развивающие упражнения.

Упражнения с предметами. Использование гантель, мячей, набивных мячей. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.

8. Тема: Специальная физическая подготовка (СФП).

Практика: Упражнения для развития силы. Использование тренажеров, гимнастический жгут.

Упражнения для развития быстроты. Бег на 10–30 м из различных исходных положений.

Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180 градусов. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.

Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и  повторный бег с мячом. Двусторонние игры (для групп УТГ).

Упражнения, способствующие формированию правильных движений футболиста без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; крестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Прыжки: с места и разбега толчком одной и двумя ногами.

9. Тема: Изучение и совершенствование техники игры.

Практика: Удары по мячу ногой. Удары подъемом (внешней, внутренней частью и серединой). Удары на точность.

Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке с разбега по летящему с различной скоростью и траекторией мячу.

Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча.

Ведение мяча. Ведение серединой подъема, носком и внутренней стороной стопы. Ложные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой).

Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с противником. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча.

Вбрасывание мяча. Вбрасывание из-за боковой линии с места, из положения параллельного расположению ступней ног. Вбрасывание мяча изученными способами с разбега: на точность и дальность (по коридору шириной 2 – 3м).

Техника игры вратаря. Ловля в броске мяча  летящего в сторону от вратаря на высоте живота, груди, головы и колен. Ловля катящегося в сторону мяча в броске. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением и в броске. Ловля опускающихся и прыгающих мячей.

10.Тема: Изучение и совершенствование тактики игры.

Теория: Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки футболиста. Понятие о стратегии, системе, тактике, стиле игры.

Практика: Упражнения для совершенствования умения ориентироваться. Игра в пятнашки в парах на ограниченной площади (играют 3-4 пары), 8-6 игроков образуют круг. Стоя на месте, передают друг другу в одно касание 2 мяча.

Тактические действия полевых игроков. В нападении и защите, играя по избранной тактической системе в составе команды, уметь выполнять основные обязанности на своем игровом месте.

Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот.

11. Тема: Психологическая подготовка.

Теория: Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов. Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов, в связи с перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям.

12. Тема: Интегральная подготовка.

Практика: Двусторонние игры: 1*1; 2*2; 3*3;4*4.

13. Тема: Приемные, переводные и выпускные испытания.

Тестирование: Комплекс испытаний для контроля качества спортивной тренировки. Таблица прилагается.

14. Тема: Участие в соревнованиях.

Практика: Первенство школы, района, края.

Учебный план 5 – 6 годов обучения

Группа УТГ 2 – УТГ 3

п/п

Наименование

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Развитие футбола в стране, в мире

2

2

-

Фронтальный

2

Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена

2

2

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

3

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж

2

2

-

Индивидуальный

Индивидуально– групповой

Комбинированный

Фронтальный

4

Техника безопасности на занятиях

2

2

-

Комбинированный

Фронтальный

5

Правила  игры организация соревнований

3

3

-

Комбинированный

Фронтальный

6

Общая физическая подготовка (ОФП)

54

-

54

Комбинированный

Фронтальный

7

Специальная физическая подготовка (СФП)

55

-

55

Комбинированный

Фронтальный

8

Изучение и совершенствование техники игры

190

-

190

Комбинированный

Фронтальный

9

Изучение и совершенствование тактики игры

70

10

60

Комбинированный

Фронтальный

10

Психологическая подготовка

5

5

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

11

Интегральная подготовка

90

-

90

Комбинированный

Фронтальный

12

Приемные, переводные и выпускные испытания

5

-

5

Тестирование

13

Участие в соревнованиях

(в общую часовую нагрузку не идет)

(70)

-

(70)

Соревнование

Итого:

480

26

454

Содержание учебного плана 5 – 6 годов обучения.

Группа УТГ 2 – УТГ 3

1. Тема: Введение.

Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения. Организация работы секции.

2. Тема: Развитие футбола в стране, в мире.

Теория: Возникновение футбола, значение и место футбола в мире.

3. Тема: Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена.

Теория: Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Личная гигиена, режим дня и питание. Использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для, закаливания организма.

4. Тема: Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж.

Теория: Врачебный контроль самоконтроль при занятиях футболом. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.

Понятие о «спортивной форме», утомлении и переутомлении.

Понятие о травмах.

Особенности спортивного травматизма. Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований.

5. Тема: Техника безопасности на занятиях.

Теория: Правила поведения на занятиях. Причины  травматизма.

6. Тема: Правила  игры организация соревнований.

Теория: Разбор правил игры. Права и обязанности игроков.

Роль капитана команды, его права и обязанности.

Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.

7. Тема: Общая физическая подготовка (ОФП).

Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов. Общие развивающие упражнения.

Упражнения с предметами. Использование гантель, мячей, набивных мячей. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.

8. Тема: Специальная физическая подготовка (СФП).

Практика: Упражнения для развития силы. Использование тренажеров, гимнастический жгут.

Упражнения для развития быстроты. Бег на 10–30 м из различных исходных положений.

Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180 градусов. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.

Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и  повторный бег с мячом. Двусторонние игры (для групп УТГ).

Упражнения, способствующие формированию правильных движений футболиста без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; крестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Прыжки: с места и разбега толчком одной и двумя ногами.

9. Тема: Изучение и совершенствование техники игры.

Практика: Удары по мячу ногой. Удары по летящему мячу различными способами с поворотом на 90-180° и в прыжке. Резаные удары внешней и внутренней частями подъема по летящему мячу. Удар «подсечка» (носком). Бросок мяча подъемом. Переводы мяча стопой и грудью. Удары на точность, силу и дальность.

Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба без прыжка и в прыжке  поворотом до 180°.

Остановка мяча. Остановка с поворотом до 180° - внутренней и внешней стороной стопы  катящегося и опускающегося мяча, грудью - летящего мяча. Остановка подъемом опускающегося мяча. Остановка мяча на высокой скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий.

Ведение мяча. Совершенствование всех способов ведения мяча, увеличивая скорость движения, выполняя рывки и обводку. Ложные движения (финты). Обучение финтам: показать желание овладеть мячам, катящимся навстречу или сбоку.

Отбор мяча. Отбор мяча в «полушпагате», «шпагате» и подкате. Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча с падением на руки (соблюдая правила вбрасывания мяча).

Техника игры вратаря. Отбивание мяча кулаком в прыжке на выходе из ворот. Отбивание мяча ногой, катящегося или низко летящего вблизи вратаря.

10. Тема: Изучение и совершенствование тактики игры.

Теория: Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки футболиста. Понятие о стратегии, системе, тактике, стиле игры.

Практика: Тактические действия полевых игроков. Совершенствование игры по избранной технической системе. Тактика вратаря. Уметь выбирать место (в штрафной площади) при ловле мяча на выходе и на перехвате.

11. Тема: Психологическая подготовка.

Теория: Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов. Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов, в связи с перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям.

12. Тема: Интегральная подготовка.

Практика: Двусторонние игры: 1*1; 2*2; 3*3;4*4.

13. Тема: Приемные, переводные и выпускные испытания.

Тестирование: Комплекс испытаний для контроля качества спортивной тренировки. Таблица прилагается.

14. Тема: Участие в соревнованиях.

Практика: Первенство школы, района, края.

Учебный план 7 – 8 годов обучения

Группа УТГ 4 – УТГ 5

п/п

Наименование

темы

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Развитие футбола в стране, в мире

2

2

-

Фронтальный

2

Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена

2

2

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

3

Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж

2

2

-

Индивидуальный

Индивидуально– групповой

Комбинированный

Фронтальный

4

Техника безопасности на занятиях

2

2

-

Комбинированный

Фронтальный

5

Правила  игры организация соревнований

3

3

-

Комбинированный

Фронтальный

6

Общая физическая подготовка (ОФП)

50

-

50

Комбинированный

Фронтальный

7

Специальная физическая подготовка (СФП)

59

-

59

Комбинированный

Фронтальный

8

Изучение и совершенствование техники игры

185

-

185

Комбинированный

Фронтальный

9

Изучение и совершенствование тактики игры

75

15

60

Комбинированный

Фронтальный

10

Психологическая подготовка

5

5

-

Индивидуальный

Комбинированный

Фронтальный

11

Интегральная подготовка

90

-

90

Комбинированный

Фронтальный

12

Приемные, переводные и выпускные испытания

5

-

5

Тестирование

13

Участие в соревнованиях

(в общую часовую нагрузку не идет)

(75)

-

(75)

Соревнование

Итого:

480

31

449

Содержание учебного плана 7 – 8 годов обучения.

Группа УТГ 4 – УТГ 5

1. Тема: Введение.

Теория: Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения. Организация работы секции.

2. Тема: Развитие футбола в стране, в мире.

Теория: Возникновение футбола, значение и место футбола в мире.

3. Тема: Гигиена, закаливание, режим, питание спортсмена.

Теория: Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Личная гигиена, режим дня и питание. Использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для, закаливания организма.

4. Тема: Врачебный контроль, самоконтроль, предупреждение травм, оказание первой помощи, спортивный массаж.

Теория: Врачебный контроль самоконтроль при занятиях футболом. Объективные данные самоконтроля: вес, динамометрия, спирометрия, кровяное давление. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение.

Понятие о «спортивной форме», утомлении и переутомлении.

Понятие о травмах. Особенности спортивного травматизма.

Основные приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, потряхивание). Массаж до, во время и после тренировки и соревнований.

5. Тема: Техника безопасности на занятиях.

Теория: Правила поведения на занятиях. Причины  травматизма.

6. Тема: Правила  игры организация соревнований.

Теория: Разбор правил игры. Права и обязанности игроков.

Роль капитана команды, его права и обязанности.

Обязанности судей. Способы судейства. Выбор места судьей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.

7. Тема: Общая физическая подготовка (ОФП).

Практика: Общеразвивающие упражнения без предметов. Общие развивающие упражнения.

Упражнения с предметами. Использование гантель, мячей, набивных мячей. Подвижные игры и эстафеты. Игры с мячом; игры с бегом, с элементами сопротивления, с прыжками, с метанием; эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.

Легкоатлетические упражнения. Бег, прыжки в длину и в высоту с места и с разбега.

8. Тема: Специальная физическая подготовка (СФП).

Практика: Упражнения для развития силы. Использование тренажеров, гимнастический жгут.

Упражнения для развития быстроты. Бег на 10–30 м из различных исходных положений.

Упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный мяч головой, ногой, рукой (для вратарей); то же, выполняя в прыжке поворот на 90 – 180 градусов. Подвижные игры: «Живая цель», «Салки мячом» и др.

Упражнения для развития специальной выносливости. Переменный и  повторный бег с мячом. Двусторонние игры (для групп УТГ).

Упражнения, способствующие формированию правильных движений футболиста без мяча. Бег: обычный, спиной вперед; крестным и приставным шагом (вправо и влево), изменяя ритм за счет различной длины шагов и скорости движения. Прыжки: с места и разбега толчком одной и двумя ногами.

9. Тема: Изучение и совершенствование техники игры.

Практика: Удары по мячу ногой. Совершенствовать точность ударов (в цель, в ворота, двигающемуся партнеру).

Удары по мячу головой. Совершенствовать технику ударов лбом, особенно в прыжке, выполняя их с активным сопротивлением, обращая при этом внимание на высокий прыжок, выигрыш единоборства и точность направления полета мяча.

Остановка мяча. Совершенствовать остановку мяча различными способами.

Ведение мяча. Совершенствовать ведение мяча различными способами как правой, так и левой ногой на высокой скорости, изменяя направление и ритм движения, применяя финты, надежно контролируя мяч и наблюдая за игровой обстановкой.

Ложные движения (финты). Совершенствовать финты с учетом развития у занимающихся двигательных качеств и игрового места в составе команды, обращая особое внимание на совершенствование «коронных» финтов (для каждого игрока) в условиях игровых упражнений, товарищеских и календарных игр.

Отбор мяча. Совершенствовать умение определять (предугадывать) замысел противника, владеющего мячам, момент для отбора мяча и безошибочно применять избранный способ овладения мячам.

Вбрасывание мяча. Совершенствовать точность и дальность вбрасывания мяча, изменяя расстояние до цели, вбрасывание мяча партнеру для приема его ногами и головой.

Техника игры вратаря. Совершенствовать технику ловли и отбивания различных мячей, находясь в воротах и на выходе из ворот, обращая внимание на быстроту реакции, на амортизирующее (уступающее) движение кистями и предплечьями при ловле мяча, на мягкое приземление при ловле мяча в броске. Совершенствовать броски руками и выбивание мяча ногами на точность и дальность.

10. Тема: Изучение и совершенствование тактики игры.

Теория: Взаимосвязь физической, технической и тактической подготовки футболиста. Понятие о стратегии, системе, тактике, стиле игры.

Практика: Тактические действия полевых игроков. Совершенствовать игру по избранной тактической системе.

Тактика вратаря. Совершенствовать умение определять направление возможного удара, занимая в соответствии с этим наиболее выгодную позицию и применять наиболее рациональные технические приемы. Совершенствовать игру на выходах, быструю организацию контратаки, руководство игрой партнеров по обороне.

11. Тема: Психологическая подготовка.

Теория: Значение развития волевых качеств и психологической подготовленности для повышения спортивного мастерства футболистов. Основные методы развития волевых качеств и совершенствования психологической подготовки футболистов в процессе спортивной тренировки. Умение преодолевать трудности, возникающие у футболистов, в связи с перенесением больших физических нагрузок. Непосредственная психологическая подготовка футболиста к предстоящим соревнованиям.

12. Тема: Интегральная подготовка.

Практика: Двусторонние игры: 1*1; 2*2; 3*3;4*4.

13. Тема: Приемные, переводные и выпускные испытания.

Тестирование: Комплекс испытаний для контроля качества спортивной тренировки. Таблица прилагается.

14. Тема: Участие в соревнованиях.

Практика: Первенство школы, района, края.

1.4 Планируемые результаты

Личностные результаты:

-  обучающийся будет владеть знаниями нормы и морали, принятых в обществе;

- обучающийся будет владеть знанием необходимости занятий физической культуры и футболом в частности;

- обучающийся будет понимать ценность здорового образа жизни и влиянии его на будущее человека.

Метапредметные результаты:

- обучающийся будет владеть знаниями о физических способностях человека и  самостоятельно составлять план-конспект для их развития, для себя и окружающих людей;

- обучающийся будет владеть знаниями о технической и тактической подготовленности футболиста и способах их развития;

- обучающийся будет владеть навыками развития и совершенствования игры в футбол.

Предметные результаты:

- обучающийся будет владеть необходимыми знаниями о теории и практики игры в футбол;

- обучающийся будет владеть техникой и тактикой игры в футбол на высоком уровне для своей возрастной группы;

- обучающийся будет владеть приемами и методами контроля физических нагрузок при самостоятельных занятиях, фиксируя результаты и занесение их в таблицу.  

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

  1. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Детский оздоровительно – образовательный центр должен иметь:

1. Учебный класс для проведения теоретических занятий, оборудованный необходимыми наглядными пособиями (схемы, электронная доска, компьютер).

2. Футбольное поле с травяным покровом для проведения соревнований и занятий, соответствующее требованиям правил игры.

3. В зимних условиях - крытый спортивный зал.

4. Тренажерный зал для занятий силовой подготовки.

5. Переносные ворота размером 7,32х2,44 м (2 комплекта).

6. Переносные ворота размером 5х2 м (2 комплекта).

7. Фишки для обводки (не менее 15).

8. Макеты футбольного поля с передвижными фигурами или шашками (2).

9. Мячи футбольные (из расчета один мяч на двух, занимающихся).

10. Набивные мячи, гантели, скакалки, флажки, белая широкая тесьма, секундомеры, свистки.

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:

- видео материалы, литература по футболу и т. д.;

- Интернет-ресурсы:

1. https://rfs.ru  (методическая информация для работы, новости в мире Российского футбола);

2. http://fpfootball.ru/  (информация об экипировке и оборудовании для футбола);

3. http://footballcoach-11.blogspot.com  (новые направления в тренировках, комплексы силовых, беговых тренировок, которые применяет при подготовке планов-конспектов);

Нормативно-правовая база:

Данная программа разрабатывалась с учетом географического положения детского оздоровительно-образовательного центра, климатических и социальных условий, наличием материальной базы, а также с использованием:

1. Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014г. № 1726;

4.  Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 года № 41 «Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

5. Уставом Учреждения и порядком разработки и реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

В соответствии с формами обучения на практике выделяют формы контроля: индивидуальный, групповой, фронтальный, комбинированный, тестовый:

- индивидуальный контроль каждый воспитанник получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи;

- групповой контроль при проведении такого контроля воспитанники временно делятся на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается свое задание;

- фронтальный контроль при фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе этого контроля изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет педагогу вовремя наметить меры по их преодолению и устранению;

- комбинированный контроль сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым;

- тестовый контроль тестирование – это приемные, переводные и выпускные испытание, которые сдают воспитанники по окончанию учебного года.

Для приема в группу СО

При приеме мальчиков в группу СО основное внимание уделяется выявлению у них способностей к  занятиям футболом, к  достижению спортивных результатов в процессе последующего обучения (неправильно, когда ориентируются только на уровень навыков игры, который мальчик имеет в момент приема).

Из состава кандидатов педагоги выбирают для зачисления в спортивный центр мальчиков     имеющих лучшие показатели (по результатам предварительных наблюдений и выполненных контрольных упражнений).

При зачислении педагоги должны акцентировать внимание и на такие качества у воспитанников, как:

1. Устойчивый интерес к занятиям футболом и добросовестное выполнение ими упражнений на занятиях.

2. Наиболее «быстрое» овладение техническими приемами и тактическим действиями.

3. Наличие достаточного уровня развития ловкости и координации движений, инициативы и находчивости.

4. Добившихся лучших результатов по выполнению следующих контрольных упражнений:

а) бег – 3х10м (по треугольнику) и 4х15м («челночный» - туда и обратно). Границы отрезков обозначаются стойками обводки или флажками с высотой древка не мене 1,5 м;

б) прыжок в длину с места;

в) прыжок вверх: с места - толчком двумя ногами; с разбега (3 – 4  шага) -  толчком одной ногой;

г) вбрасывание мяча на дальность.

Для приема и перехода в группу НП 1.

1. Регулярно посещать занятия и проявлять трудолюбие.

2. Правильно выполнять изученные технические приемы.

3. Уметь применять основные приемы техники в условиях игровых упражнений и двусторонних игр.

4. Выполнить контрольные нормативы по физической и технической подготовке, предусмотренные программой.

Для перехода в группу НП 2.

1. Выполнить контрольные нормативы по физической и технической подготовке, предусмотренные программой.

2. Уметь применять изученные приемы техники в условиях игры, а также выполнять в составе команды основные обязанности на своем игровом месте.

3. Знать правила игры в футбол и выполнять обязанности судьи на учебных занятиях.

Для перехода в группу УТГ 1 – 2.

1. Выполнить классификационные требования, необходимые для получения 3 юношеского разряда по футболу.

2. Выполнить контрольные нормативы по физической и технической подготовке, предусмотренные программой.

3. Принять участие в судействе соревнований по футболу в школе.

4. Знать программный теоретический материал.

Для перехода в группу УТГ 3 – 4.

1. Выполнить классификационные требования, необходимые для подтверждения 3 юношеского разряда по футболу.

2. Выполнить контрольные нормативы по физической и технической подготовке, предусмотренные программой.

3. Принять участие в организации и судействе соревнований по футболу в школе.

4. Получить положительную оценку по инструкторской практике за проведение занятий с мальчиками в секции футбола коллектива физической культуры школы.

5. Знать программный теоретический материал.

Для перехода в группу УТГ 5.

1. Выполнить классификационные требования, необходимые для получения 2 юношеского разряда по футболу.

2. Выполнить контрольные нормативы по физической и технической подготовке, предусмотренные программой.

3. Получить звание «Юный судья» по футболу.

4. Сдать зачет по теоретическому разделу программы.

Условия выполнения контрольных упражнений.

Для полевых игроков и вратарей.

                                       По общей физической подготовке.

1. Бег 60 м.

2. Бег 100 м.

3. Бег 300м.

4. Кросс 600 м.

5. Кросс 800 м.

6. Прыжок в высоту с разбега.

Примечания:

- упражнения выполняются по правилам соревнований по легкой атлетике. Бег выполняется с высокого старта.

- подтягивание на перекладине, выполняется из виса хватом сверху, подбородок при подтягивании должен быть выше перекладины.

Для полевых игроков.

По специальной физической подготовке.

1. Бег 30 м с мячом – выполняется с высокого старта (с места), мяч нужно вести любым способом, делая на отрезке не менее трех касаний мяча, не считая остановки за финишной линией. Упражнение считается законченным, когда игрок остановит мяч за линией финиша. Судья на старте фиксирует правильность старта и количества касаний мяча, а судья на финише – время бега.

2. Бег 5х30 м с мячом выполняется так же, как и бег на 30 м с мячом. Все старты – с места. Время для возвращения на старт – 25 сек. В случае нарушения правил прохождения отрезка футболист возвращается на старт (за счет 25 сек.) и упражнение повторяется. Обязанности судей те же, что при беге на 30 м с мячом.         

3. Доставание подвешенного мяча головой в прыжке выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой, высота прыжка определяется разницей между высотой подвешенного мяча и ростом игрока. На каждую высоту даются три попытки, учитывается лучший результат.

4. Удар по мячу ногой на дальность – выполняется правой и левой ногами по не подвижному мячу с разбега любым способом. Измерение дальности полета мяча производится от места удара до точки первого касания мяча о землю. Для удара каждой ногой даются по три попытки. Засчитывается лучший результат ударов каждой ногой. Конечный результат определяется по сумме лучших ударов обеими ногами.

5. Жонглирование мячом – выполняются удары правой и левой ногой (любой частью стопы), бедром и головой. Удары выполняются в любой последовательности.

По технической  подготовке.

1. Удары по воротам на точность – выполняются по неподвижному мячу правой и левой ногами с расстояния 17м (подростки 11-12 лет с расстояния 11 м). Мяч посылаются воздуху в прямоугольник высотой 120 см и шириной 250 см (прямоугольник обозначается лентами или стойками). Удары выполняются любым способом. Дается десять ударов каждой ногой. Учитывается сумма попаданий.

2. Вбрасывание мяча на дальность – выполняется в соответствии с правилами игры в футбол по коридору шириной 3м. Мяч, упавший за пределами коридора, не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается результат лучшей попытки.

3. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам. Выполняется с линии старта (30 м от линии штрафной площади), вести мяч 20 м, далее обвести змейкой четыре стойки (первая стойка ставится в 10 м от штрафной площадки к центру поля, далее через каждые 2м ставятся еще три стойки) и не доходя до штрафной площади, забить мяч в ворота. Время фиксируется с момента старта до пересечения линии ворот мячом. В случае если мяч не будет забит в ворота, упражнение не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается результат лучшей попытки.

Для вратарей.

1. Доставание подвешенного мяча кулаком вытянутой руки в прыжке – выполняется с разбега, отталкиваясь любой ногой. Высота прыжка определяется разницей между высотой подвешенного мяча и высотой вытянутой руки (кисть сжата в кулак). На каждую высоту даются три попытки. Учитывается лучший результат.

2. Удар по мячу ногой с рук на дальность (разбег не более четырех шагов) – выполняется с разбега, не выходя из пределов штрафной площади, по коридору шириной в 10 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается лучший результат.

3. Бросок мяча рукой на дальность (разбег не более четырех шагов) – выполняется по коридору шириной 5 м. Мяч, упавший за пределы коридора, не засчитывается. Даются три попытки. Учитывается лучший результат.

Примечания:

- упражнения по общей физической подготовке выполнятся в обуви без шипов.

- упражнения по специальной физической и технической подготовке выполняются в полной игровой форме (бутцы, гетры, трусы, футболка).

                                                                                                             

НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ И ТЕХНИКЕ ИГРЫ В ФУТБОЛ

п/п

Упражнения

11

лет

12

лет

13

лет

14

лет

15

лет

16

лет

17

лет

18

лет

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Для полевых игроков и вратарей

По ОФП

1

2

3

4

5

6

7

Бег 60м (сек)

Бег 100 м (сек)

Бег 300 м (мин)

Кросс 600 м (мин)

Кросс 800 м (мин)

Прыжок в высоту с разбега (см)

Подтягивание на перекладине

(раз)

10,5

-

1,10

-

-

90

2

10,2

-

1,05

-

-

95

2

10,0

-

-

2,30

-

100

4

9,6

-

-

2,20

-

110

6

-

14,8

-

-

3,10

115

7

-

14,4

-

-

3,05

120

8

-

13,9

-

-

2,55

125

9

-

13,5

-

-

2,45

130

10

1

2

3

4

5

1

2

3

Для полевых игроков СФП

Бег 30 м с мячом (сек)

Бег 5х30 м с мячом (сек)

Доставание подвешенного мяча головой в прыжке (см)

Удар по мячу ногой на дальность (м)

Жонглирование мячом (раз)

По тех. подготовке

Удар на точность попадания (м)

Вбрасывание мяча руками на дальность (м)

Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам (сек)

6,8

-

-

-

10

6

7

-

6,6

-

-

-

10

7

9

-

6,4

35,0

25

25

20

8

11

11,5

6,2

33,0

28

28

25

6

14

11,2

6,0

31,0

30

33

-

7

15

10,9

5,8

30,0

33

37

-

8

16

10,7

5,6

29,5

37

40

-

10

17

10,5

5,4

27,0

40

45

-

14

20

9,9

1

2

3

Для вратарей

Доставание подвешенного мяча кулаком в прыжке (см)

Удар по мячу ногой с рук на дальность (м)

Бросок мяча рукой на дальность (м)

-

-

-

-

-

-

35

25

15

40

28

17

45

31

19

48

34

23

50

36

26

52

38

28

  1. Методические материалы

Занятия с различными учебными группами должны проводиться с учетом возрастных особенностей. В соответствии с этим подбираются средства и методы обучения.

Программа состоит из учебного материала для теоретических и практических занятий.

Педагогам следует обратить особое внимание на организацию теоретических занятий во всех возрастных группах. Эти занятия способствуют практической реализации принципа сознательности в учебно-тренировочном процессе. Занимающихся с самого начало надо приучать, опираясь на полученные теоретические знания, самостоятельно анализировать свои действия, определять способы и пути улучшения своих спортивных результатов.

Изучение теоретического материала программы осуществляется в форме 10 минутных бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий.

Педагог должен логически увязывать материал теоретических занятий с теми теоретическими сведениями, которые учащиеся получают школе. Проводя эти занятия, следует широко использовать наглядные пособия, видеофильмы, плакаты. Темы для теоретических занятий подбираются педагогом с учетом подготовленности занимающихся. В конце занятий педагог рекомендует своим воспитанникам специальную литературу для самостоятельного изучения.

Значительное место в занятиях с юными футболистами, особенно с группами СО и НП, отводится общей физической подготовке. Под ее влиянием занимающиеся получают разносторонние физическое развитие, улучшают здоровье, что помогает лучше воспринимать тренировочные нагрузки, достигать более высокого развития физических качеств. От уровня развития физических способностей быстроты, силы, выносливости и ловкости во многом зависит возможность успешного освоения современной техники и тактики игры, формирования футболиста высокого класса. Только на базе общего физического развития, полученного в подростковом возрасте, возможна специализация, успешное совершенствование юных футболистов в старших учебных группах.

Развивая физические качества, важно учитывать, что наиболее высшие темпы роста быстроты у юных спортсменов отмечаются в возрасте от 10 до 13-14 лет, силы – от 14 до 15 и выносливости – от 15до 18 лет.

Быстрота является одним из ведущих качеств, так как от степени ее развития во многом зависит уровень достижения в футболе. В практике игры в футбол быстрота рассматривается как скорость восприятия и оценки ситуации, принятия решения и начала действия, передвижения и выполнения технических приемов, перехода от выполнения одного приема к другому. При всей важности многообразных компонентов качества быстроты эффективность игровых действий футболиста во многом зависит от стартового рывка и дистанционной скорости, которым и следует уделять первоочередное внимание в процессе занятий.

Упражнениям на быстроту должна предшествовать 15–20 минутная интенсивная разминка, обеспечивающая необходимую подготовку опорно-двигательного аппарата к выполнению быстрых движений.

Ниже приведены примерные комплексные занятия, решающие разного вида задач:

Комплексное занятие, решающее задачи физической, технической и тактической подготовки.

Подготовительная часть (10-15мин).

1. Медленный бег, ходьба.

2. Упражнения общей разминки.

3. Упражнения специальной разминки.

Основная часть (50-55мин).

1. Упражнения на быстроту и ловкость (без мяча и с мячом).

2. Упражнение на совершенствование технических приемов.

3. Технико–тактические упражнения.

4. Двухсторонняя игра или упражнения на выносливость.

Заключительная часть (5-10мин).

1. Упражнения на расслабление мышечного аппарата.

2. Упражнение на ловкость и гибкость.

Комплексное занятие, решающее задачи технической и физической подготовки.

Подготовительная часть (10-15мин).

1. Медленный бег, ходьба.

2. Общеразвивающие упражнения.

3. Упражнения на ловкость и гибкость.

Основная часть (50-55мин).

1. Изучение нового технического приема.

2. Упражнения на развитие быстроты.

3. Совершенствование технических приемов без единоборства и с применением сопротивления противника.

4. Совершенствование технико–тактических  приемов в учебной игре.

Заключительная часть (5-10мин).

1. Подвижная игра («Охотники и утки» или «Мяч по кругу»).

2. Упражнения на расслабление мышечного аппарата.

Комплексное занятие, решающее задачи технической и тактической подготовки.

Подготовительная часть (10-15мин).

1. Медленный бег, ходьба.

2. Различные беговые упражнения.

3. Упражнения с мячом в парах и больших группах.

Основная часть (50-55мин).

1. Изучение новых технических приемов.

2. Изучение индивидуальных и групповых тактических действий.

3. Игровые упражнения на воспитание тактического взаимодействия.

4. Совершенствование технико–тактических действий в двухсторонней игре.

Заключительная часть (5-10мин).

1. Медленный бег, ходьба.

2. Упражнения на внимание и равномерное дыхание.

  1. Календарный учебный график

Годовой план график по этапам обучения

Этапы образовательного процесса

СО

НП 1

НП 2

УТГ 1

УТГ 2

УТГ 3

УТГ 4

УТГ 5

Продолжительность учебного года, неделя

40

40

40

40

40

Количество

учебных дней

109

109

109

239

239

Возраст детей

6 – 8

9 – 10

11 – 13

13 – 15

15 – 18

Продолжительность занятия, час

2

2

2

2

 

2

Режим занятия, неделя

3

3

3

6

6

Продолжительность учебного периода

с 1.09

-

30.06

с 1.09

-

30.06

с 1.09

-

30.06

с 1.09

-

30.06

с 1.09

-

30.06

Годовая учебная нагрузка, час

240

240

240

480

480

  1. Календарный план воспитательной работы

План воспитательной работы на учебный год


п/п

Мероприятие

Объем

мин

Время проведения

1

Техника безопасности

 на тренировке и в быту

(беседа)

15

сентябрь

2

День отказа от курения

(беседа)

15

ноябрь

3

Конфликты в команде и способы решения

(беседа)

15

январь

4

Питание спортсмена

(беседа)

15

март

5

Я на тренировке – Я дома

(беседа)

15

май

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 c.

2. Бишаева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров) / А.А. Бишаева. - М.: КноРус, 2017. - 160 c.

3. Лысова, Н.Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. 2-е изд. / Н.Ф. Лысова, Р.И. Айзман. — М.: СУИ, 2017. — 398 c.

4. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник / С.Н. Попов. - М.: Academia, 2019. - 96 c.

5. Рамендик, Д. М. Общая психология и психологический практикум: учебник / Д. М. Рамендик. – Москва: Юрайт, 2016. – 303 с.

6. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащегося / Титаренко, Т.М. - М.: Радянська школа, 2018. – 126 с.

7. Учимся управлять собой и детьми. Педагогический практикум / В.М. Лещинский, С.В. Кульневич. - М.: Просвещение, 2018. – 953 с.

8. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник / Под ред. Кикотия В.Я., Барчукова И.С.. - М.: Юнити, 2017. - 288 c.

9. Футбол: аннотированная книжная библиография, 1891-2015 / М. М. Глейзер. - Санкт-Петербург : Реноме, 2015. - 494 с.

10. Чертов, В. Б. 100 легендарных футболистов / В. Б. Чертов. – М.: Эксмо, 2015. – 95 с.

11. Чирва, Б. Г. Футбол. Тренировка "техники игровых эпизодов", начинающихся после остановки игры: моногр. / Б.Г. Чирва. - М.: Дивизион, 2015. - 200 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Умная пчелка» Возраст обучающихся: 5-7 лет

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Природа и художник"

На занятиях по программе «Природа и художник» мир природы выступает как предмет пристального внимания и как средство эмоционально-обзорного воздействия на творческую деятельность воспитанников....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....