ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 16-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья по физкультуре
В статье представлены данные об изменениях показателей скоросной выносливости у мальчиков 16-17 лет при дополнительный занятиях легкой атлетикой во внеурочное время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 56.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пляскин Леонид Леонидович
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 16-17 ЛЕТ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В статье представлены данные об изменениях показателей скоростной выносливости у мальчиков 16-17 лет при дополнительных занятиях легкой атлетикой во внеурочное время.
Ключевые слова: развитие скоростной выносливости, урок физической культуры, легкая атлетика, старшие школьники.
Занятия легкой атлетикой особенно важны для развития у школьников такого важного физического качества, как выносливость, причем как общей выносливости, так и скоростной выносливости. Более высоких результатов в упражнениях циклического характера достигает тот, кто сможет поддерживать заданную скорость передвижения дольше, чем другой. В этом и выражается суть скоростной выносливости.
От того, насколько успешно будет развиваться это качество у конкретного человека в процессе занятий физической культурой и спортом во многом зависит насколько будет успешна его физкультурно-спортивная деятельность в целом[4].
Для качественного развития скоростной выносливости важно найти подходящую методику для школьников старших классов, чтобы развивать все их физические качества.
Упражнения легкой атлетики отлично подходят для развития как общей, так и скоростной выносливости, имея в основе подготовки базовые упражнения для развития аэробных способностей, поэтому данные методы, а именно медленный длительный бег, темповый кроссовый бег и длительный десяти километровый кроссовый бег в переменном темпе, используются в связке со средствами для их развития. Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения, широко используются в детских дошкольных учреждениях, школах, средних и высших учебных заведениях. Разнообразные легкоатлетические упражнения и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе и беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и разной степени физической подготовленности.
Среди средств физического воспитания подростков, средства легкой атлетики (виды бега, прыжков и метаний) занимают одно из главных мест. Это объясняет их доступностью, динамичностью, эмоциональностью и естественностью[1].
Для определения эффективности влияния легкой атлетики на развитие скоростной выносливости был проведен педагогический эксперимент на базе средней общеобразовательной школы № 99 города Новосибирска, с октября 2020 года по март 2021 года.. В эксперименте приняли участие 2 группы школьников 16-17 лет. В исследовании использовали данные 12-ти мальчиков каждой группы примерно одного уровня подготовки.
Ученики 11 классов посещали легкую атлетику в школе во внеурочное время. Обе группы, контрольная и экспериментальная занимались по одной схеме занятий по программе обучения. Занятия проходили 3 раза в неделю после уроков, каждое длительностью 90 минут. Эксперимент заключался в том, что экспериментальная группа на занятиях по легкой атлетике выполняла наш разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие скоростной выносливости у мальчиков 16-17 лет.
До и после эксперимента проводилось тестирование для определения уровня развития скоростной выносливости у школьников 16-17 лет. В качестве тестов использовались следующие упражнения:
1. Бег 150м. Тест измерялся в точности до 0,01 секунды.
2. Бег 300м. Тест измерялся в точности до 0,01 секунды.
3. Бег 10 х10м. Тест измерялся в точности до 0,01 секунды.
Тесты проводились на одном физкультурном занятии и в том порядке, в каком они перечислены, каждый тест выполнялся после полного восстановления.
В течении нашего педагогического эксперимента контрольная группа занималась по одной схеме занятий по программе обучения предусмотренной на основе учебника для О/У В.И. Ляха. Экспериментальная группа занималась так же по стандартной программе обучения, но на занятиях по легкой атлетике выполняла наш разработанный комплекс упражнений, направленный на развитие скоростной выносливости у школьников 16-17 лет.
Комплекс упражнений состоял из беговых упражнений, которые выполнялись с помощью комбинирования методов непрерывного длительного бега, повторного и интервального. Данные комплексы состояли из следующих упражнений:
- Челночный бег.
- 7 раз по 50 метров.
- Бег со сменой ритма.
- Интервальный бег.
- Силовые упражнения на ноги в сочетании с бегом на ускорение.
- Челночный бег с ускорением по отрезкам в разном темпе.
- Интервальные ускорения с коротким отдыхом.
Упражнения данного комплекса чередовались на каждом занятии. Использовались 1, 2 или 3 упражнения на одном занятии, чтобы на их выполнение уходило не более 15 минут. Упражнения выполнялись преимущественно в основной части занятия. Сами упражнения имеют множество вариаций в исполнении, а изменение временных промежутков, темпа, времени, величины отрезков и так далее, способствуют развитию скоростной выносливости. Так же с ростом тренированности учеников паузы отдыха между повторениями упражнений сокращались, а интенсивность увеличивалась. Такой режим тренировочных упражнений так же способствует развитию скоростной выносливости.
После эксперимента тестирование показало следующие результаты(рис. 1,2,3):
Рисунок 1. Результаты контрольных тестов в беге на 150м в КГ и ЭГ за весь эксперимент.
В показателе бега на 150м мальчики экспериментальной группы опережают контрольную группу на 1,6 сек.
Рисунок 2. Результаты контрольных тестов в беге на 300м в КГ и ЭГ за весь эксперимент.
В показателе бега на 300м мальчики экспериментальной группы опережают контрольную группу на 1,8 сек.
Рисунок 3. Результаты контрольных тестов в беге 10х10м в КГ и ЭГ за весь эксперимент.
В показателе бега 10х10м мальчики экспериментальной группы опережают контрольную группу на 1,93 сек.
По рисункам видно, что показатели скоростной выносливости улучшились в двух группах, так как обе группы занимались на протяжении 5 месяцев эксперимента. Но все же есть различия в показателях и результаты тестов экспериментальной группы лучше, чем контрольной группы. Так в контрольной группе в тесте на 150м показатель увеличился с 26,2 секунд до 24,1 секунды, то есть на 2,1 секунды. В экспериментальной группе показатель увеличился с 26,3 секунд до 22,5, то есть на 3,8 секунды, что больше, чем КГ на 1,6 сек.
В показателе бега на 300м в контрольной группе показатель увеличился с 58,7 секунд до 55,6 секунд, то есть улучшился на 3,1секунду. В экспериментальной группе показатель улучшился с 58,4 секунд до 53,8 секунд, то есть на 4,6 секунд, что превосходит показатель КГ на 1,8 секунды.
В показателе бега 10х10м в контрольной группе показатель увеличился с 38,25 секунд до 35,33 секунд, то есть улучшился на 2,92 секунды. В экспериментальной группе показатель улучшился с 38,57 секунд до 33,4 секунд, то есть на 5,17 секунд, что превосходит показатель КГ на 1,93 секунд.
Данные результаты показывают, что наша методика с использованием подобранных упражнений комбинированным методом на занятиях по легкой атлетике в процессе развития скоростной выносливости у школьников работает. Если продолжать использовать этот комплекс упражнений, внося корректировки и совершенствуя, можно успешно продолжать развивать скоростную выносливость у школьников старших классов.
Библиографический список
- Давыдова, Е. М.Развитие физических качеств на уроке лёгкой атлетики : V класс. Физическая культура в школе. - 2013. - № 6. - С. 7.
- Кулькова, И. В. Физические качества - важная составляющая формирования двигательных умений и навыков; Физическая культура в школе. - 2015. - № 4. - С. 45-52
- Никитушкин, В. Г.Легкая атлетика в школе [Электронный ресурс] : Учебное пособие - Воронеж : Истоки, 2007. - 609 с. - URL: http://www.iprbookshop.ru/27257 (дата обращения: 16.01.2021) .
- Пахомова Е.А. Влияние занятий легкой атлетикой на развитие физических качеств, науч. Статья, Набережные челны – 2018, С-4 [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/blog/vliianie-zaniatii-legkoi-atletikoi-na-razvitie-fizicheskikh-kachestv.html (дата обращения: 20.01.21)
- Томпсон, П. Дж. Л.Развитие физических качеств. Легкая атлетика. - 2012. - № 5/6. - С. 2-8. - : фот. - Продолж. Начало: № 1-12, 2011; № 1-4, 2012.
- Абзалов Р. Р.Особенности скоростной выносливости, умственной деятельности и сократительной способности сердца спортсменов. Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6. - С. 42-44.
- Зимкин Н. В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте— М. : Физкультура и спорт, 2002. - С. 63-69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие скоростной выносливости на этапе начальной подготовки в баскетболе
Развитие скоростной выносливости на этапе начальной подготовки в баскетболе...
Развитие скоростно-силовых качеств школьников 11-12 лет на уроках легкой атлетики.
На уроках по легкой атлетике решаются задачи поддержки и укрепления здоровья. Способствует развитию выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, упорства, трудолюбия, внимания, восприятия, мышле...
«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ШКОЛЬНИКОВ 8-11 КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ СОДЕРЖАНИЯ РАЗДЕЛА «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) педагогического работника...
Развитие скоростной выносливости на координационной лестнице
Упражнения на координационной лестнице...
Конспект занятия "Развитие скоростной выносливости боксера НП"
План-конспект занятия...
Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей для оптимального развития скоростной выносливости, через систему упражнений, используемых на тренировках для подготовки школьников к испытаниям "Легкая атлетика"..
Опыт представлен описанием системы работы по формированию скоростно-силовых способностей через упражнения, которые позволяют учителю развивать и поддерживать данное физическое качество. По степени нов...
Открытый урок «Развитие скоростной выносливости. Общая физическая подготовка»
Тип урока: образовательно-тренировочной направленности; развитие функциональной грамотности На данном уроке отработаны элементы функциональной грамотности.Воспитание бережного отношения к собстве...