Трейл-ориентирование в дополнительном образовании
презентация к уроку по физкультуре

Бибич Андрей Владимирович

«Дистанционные образовательные технологии как ресурс выравнивания доступности дополнительного образования физкультурно- спортивной направленности»
(на примере Трейл-ориентирования)

Трейл-ориентирование - это дисциплина спортивного ориентирования, основанная на чтении карт местности. Дисциплина была разработана, чтобы дать возможность каждому, включая людей с ограниченными двигательными возможностями, принять участие в разнообразных мероприятиях по ориентированию.

Международное название: «Trail Orienteering», общепринятое сокращение: «ТгаilО». В России этот вид ориентирования принято называть «трейл-ориентированием», сокращенно «ТрейлО».

«Исторической базой» трейл-ориентирования является ориентирование бегом, но в нём «устранена» скорость передвижения, что позволяет спортсменам с ограниченной подвижностью, включая спортсменов на инвалидных колясках, принимать участие на равных условиях. Для передвижения по дистанции используются только тропинки и дорожки в лесах и парках. На соревнованиях по трейл-ориентированию от участника требуются навыки чтения карты и точное соотнесение карты и местности. На каждом контрольном пункте (КП) устанавливается несколько призм (в трейл-ориентировании принято называть «флагов»), которые видны участникам с доступных для движения путей, обозначенных на карте.

Виды дисциплин в трейл-ориентировании:

  • точное ориентирование (ПреО) (PreO - precision orienteering). Карта соревнований обычно выполняется в знаках спринта (ISSpOM), имеет масштаб не мельче 1:5000 (обычно 1:4000). На каждом контрольном пункте участникам необходимо определить отмечен ли флагом (на местности объект, обозначенный в карте в центре окружности и описанный легендой). На одном пункте может быть использовано от одного до шести флагов. Возможен также седьмой вариант ответа - отсутствие флага на объекте в центре круга или описании легенды, что называют нулевым ответом или «ZERO». Способ отметки: электронный или компостерный с карточкой.

Флаги не имеют надписей или других обозначений, определяются следующим образом: по часовой стрелке - самый левый флаг «А», следующий «В» и так далее до «F». Используются латинские буквы «А», «В», «С», «D», «Е», «F». Вариант ответа - отсутствие призмы на объекте в центре круга обозначается буквой «Z». Количество флагов указывается в столбце В легенды данного КП (А- один флаг, В или АВ- два флага и т.д.) Правильная идентификация соответствия флагов буквам производится участниками самостоятельно при нахождении строго в точке принятия решения (ТПР), находящейся на разрешённой дороге/тропе. ТПР обозначается на местности табличкой с номером КП. На карте ТПР не обозначается. Если положение ТПР не очевидно, то в столбце Н легенды соответствующего КП указывается направление азимута (с точностью до 8 сторон света), в котором осуществляется обзор флагов. Одна группа флагов может быть использована для нескольких КП. На однофлаговых КП ТПР не устанавливаются. Если с ТПР видны флаги из посторонних КП, на ТПР указывается сектор обзора.

Международное обозначение букв для их правильной трактовки участниками и судьями:

«А» - Alpha
«В» - Bravo
«С» - Charlie
«D» - Delta
«Е» - Echo
«F» - Foxtrot
«Z» - Zero

За каждый правильный ответ (решённую задачу) начисляется 1 балл. На дистанции вводится контрольное время (КВ) из расчёта: 3 минуты на один КП плюс 3 минуты на каждые 100 метров дистанции. За каждые полные и неполные 5 минут опоздания из результата вычитается один балл.

Для ранжирования участников, набравших одинаковое количество баллов, на дистанции используется «таймКП».

На таймКП участник садится на стул, получает карты с несколькими заданиями в виде буклета или отдельных карточек, после чего судья показывает участнику флаги, затем по команде судьи участник приступает к решению задач. Судья фиксирует время его работы (время решения задач) и ответы. На «тайм КП» вводится КВ, обычно из расчёта 45 секунд на одну задачу. Ответ «Z» невозможен. Количество задач на тайм КП обычно от 2 до 4, количество флагов - 6. За каждую ошибку на тайм КП к времени работы участника добавляется штраф (обычно 45 секунд). Результатом участника на тайм КП является сумма времени, затраченного на решение задач и времени штрафа.

Возможна организация двух тайм КП. Прохождение «таймКП» организуется в начале или в конце дистанции и не входит в её КВ.

В дисциплине «точное ориентирование» побеждает участник, набравший наибольшее количество баллов с учетом результата, показанного на «тайм КП».

  • спринт (ТемпО) (итал. «tempo» - время). Дистанция в дисциплине «спринт» состоит из нескольких станций (тайм КП), время передвижения между ними не фиксируется. Движение между «тайм КП» осуществляется по схеме движения.

Действия участников и судьи аналогичны Тайм-КП дисциплины «точное ориентирование (ПреО)»: участник садится на стул, получает карты с несколькими заданиями, судья фиксирует время его работы (время решения задач) и ответы. Ответ «Z» возможен. На каждой станции устанавливается КВ из расчёта 30, 45 или 60 секунд на одну задачу. Количество задач на одной станции традиционно равно 5. Количество станций в пределах от 3 до 8. Результаты подводятся по сумме времени работы на всех станциях и времени штрафа, обычно равного времени заданному на решение одной задачи 30, 45 или 60 секунд за каждую ошибку.

  • эстафета организуется проводится по правилам дисциплины «точное ориентирование (ПреО)». Существуют различные варианты организации эстафеты. Команда состоит из 3 человек. Наиболее распространённый вариант такой: общее количество КП делится на 3, каждый участник проходит одну треть КП, не повторяя пункты, уже пройденные предыдущими участниками команды (информация о пройденных КП отображается в командной карточке, но ответы предыдущих этапов участник не может знать). Контрольное время общее на команду. ТаймКП на эстафете организуется в формате одной ТетрО - станции.

Городской координационный центр по физкультурно-спортивной работе с образовательными организациями Санкт-Петербурга ГБОУ «Балтийский берег» с 2017 года накопил огромный опыт организации мероприятий по трейл-ориентированию:

  • осуществлялось информационно-методическое сопровождение Чемпионата России по спорту лиц с поражением опорно-двигательного аппарата в дисциплине «спортивное ориентирование» в 2019 году;
  • при поддержке Федерации спортивного ориентирования Санкт-Петербурга создана комиссия по трейл-ориентированию;
  • в сентябре 2021 года центром организованы и проведены финальные соревнования Всероссийского фестиваля среди обучающихся, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов по ориентированию на местности «Балтийский берег».

В период пандемии коронавируса, используя правила и принципы трейл-ориентирования, стало возможным проведение разнообразных мероприятий в дистанционном режиме, что позволило не прекращать занятия с обучающимися и спортсменами и даже привлечь большое количество участников:

  • разработана и внедрена методика проведения онлайн мероприятий (тренировок и соревнований) по трейл-ориентированию и смежным направлениям (краеведческое ориентирование, фотоориентирование, онлайн-квесты);
  • проведено более 30 мероприятий городского, межрегионального и всероссийского уровня для обучающихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в которых с марта 2020 по март 2021 года приняло участие более 10000 участников.

Опыт проведения наших онлайн мероприятий был представлен на Всероссийском форуме «Здоровье нации - основа процветания России», Вебинарах Федерации спортивного ориентирования Санкт-Петербурга, городском дистанционном семинаре «Организация спортивно-массовой деятельности школьных спортивных клубов образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Итоги и перспективы», XI Петербургском международном образовательном форуме.

«Трейл-ориентирование» стирает границы, открывает многочисленные перспективы международного и всероссийского сотрудничества:

  • ГБОУ «Балтийский берег» выступило организаторами одного из этапов Международного онлайн Кубка по трейл-ориентированию "TORUS 2020";
  • в рамках сетевого взаимодействия с Федерацией спортивного ориентирования России в 2021 году организовано совместное проведение Первых Всероссийских игр по ориентированию «ТОЧНЫЙ АЗИМУТ» среди обучающихся образовательных организаций;

Три этапа игр «ТОЧНЫЙ АЗИМУТ» прошли в январе-марте. В них приняли участие 2547 ребят из 154 образовательных организаций 34 регионов Российской Федерации. По итогам этапов определены регионы, в которых наиболее развито трейл-ориентирование: Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону (50% участников). Намечен план по дальнейшему развитию трейл-ориентирования в Российской Федерации. Налажены контакты в рамках осуществления сетевого взаимодействия по проведению мероприятий на 2022 и последующие годы.

На наш взгляд трейл-ориентирование является уникальным спортом, в котором на одной дистанции, в равных соревновательных условиях, оказываются спортсмены с различными двигательными возможностями, что делает трейл-ориентирование по-настоящему спортом равных возможностей. Тренировочные занятия могут быть организованны на любой местности. В зимний период, период межсезонья, проводить мероприятия, можно не выходя из помещения: дистанция устанавливается на улице, а спортсмены выполняют задания наблюдая из окон. Возможна постановка дистанций внутри зданий. Отработана практика создания дистанций в сети Интернет с использованием панорам и фотографий различных сервисов.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 20211027_bibich_av_pro_treylo.pdf1.78 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Методические рекомендации «Соревнования одного окна (трейл-ориентирование)».

Методическая разработка предназначена в помощь педагогам, реализующим программы туристско-краеведческой направленности. Ее цель – научить педагога проводить соревнования (занятия), которые на пр...

Дополнительное образование детей в современной системе общего образования.Проблемы дополнительного образования.

В период становления представлений о дополнительном образовании детей имеет смысл уточнить ключевое понятие. Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформальн...

Библиотека трейлиста. Тренировки на симуляторе трейл-ориентирования T.O.R.U.S.

Методическое пособие и правила тренировок на симуляторе трейл-орнтирования в дисциплине "спринт (TempO)"...

Организация работы по подготовке обучающихся к успешному участию в физкультурно-спортивных и туристско-краеведческих мероприятиях по ориентированию на местности (трейл-ориентированию).

Анализ собственных мероприятий и зарубежного опыта по подготовке трасс трейл-ориентирования для детей и новичковпозволил нам сформулировать рекомендации по обучению школьников основам ориентирования н...