Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры.
презентация к уроку по физкультуре
Формирование ключевых компетенций на уроках физической культурй. Выступление на методическом объединении учителей физической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Физическая культура Одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении .
Формирования и оценки функциональной грамотности представлен по пяти направлениям
На уроках физкультуры формируются следующие компетенции: общекультурная, учебно-познавательная, коммуникативная , социальная , личностная , информационная .
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности Учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.
Показывает, насколько человек может использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях. Может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Развивает у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков; развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся; воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности; формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта; воспитание моральных и волевых качеств; развитие опыта межличностного общения.
активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.
Ключевые компетенций Способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках легкой атлетики, лыжной подготовки); способность брать на себя ответственность по собственной инициативе(брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях, особенно).
Формируемые компетенции Осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества Знания и особенности индивидуального здоровья, физического развития, возможности их коррекции , умение выполнять комплексы физических упражнений, используя преобретенные знания
Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма Воспитание бережного отношения к собственному здоровью Понимание и знание здорового образа жизни Профилактика вредных привычек
Формирование этой компетенции происходит Когда ученик , который сам провел небольшие исследования в области физической культуры понимает, насколько важно знать, как правильно распределить нагрузку, какие могут быть положительные и отрицательные моменты в ходе выполнения того или иного двигательного упражнения . Зная теоретический материал более осознано подходит к самому уроку.
Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом
Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии
Формирование этой компетенции происходит через организацию деятельности обучающихся на уроке: это работа в парах, тройках, командах . Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счете, работает на результат.
Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом
информационная компетенция формирует умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Формируемые компетенции
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия Теоретические сведения это: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах карточки с вопросами, тесты. Задания творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.
Образовательный эффект рефлексии Создает условия для внутренней мотивации на деятельность Помогает ученикам осмыслить получаемые результаты Наметить цель будущей работы, соединить результаты с целями
Обобщенные предметные умения : К ним относятся умения выполнять правильно физические упражнения (техника выполнения упражнений, бега, прыжков, лыжных ходов, гимнастических упражнений и т.д.). Прикладные предметные умения : это умение выполнять физические упражнения вне урока (на практике, на службе в армии, в туристических походах, на различных состязаниях, в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой для жизни человека). Жизненные навыки – необходимы для поддержания здорового образа жизни посредством занятий физическими упражнениями, в нестандартных ситуациях (переправиться через водную преграду, когда нет плавательных средств, оказать первую доврачебную помощь пострадавшему и т.д.)
Математическая грамотность Пульс подсчитывают обычно за 10-секундный интервал, используя секундомер. На какое число нужно умножить полученный показатель, чтобы получить значение ЧСС за 1 минуту? А. на 10 В. на 15 С. на 6 D. на 9 Вспоминает и применяет соответствующие математические знания. Демонстрирует знание и понимание математических понятий
Эстафеты Эстафета «Живая арка» Принять положение упор лёжа, кроме первого. По сигналу 1 перепрыгивает через всех учащихся и принимает упор лежа впереди всех – это сигнал для второго участника, он выполняет то же самое задание и так все по очереди, пока не доберутся до математического задания. Решают задание все вместе и возвращаются обратно таким же образом (принимая упор лежа) Игра «Молекулы» Дети свободно перемещаются по залу, затем по сигналу учителя, взявшись за руки, образуют пары, тройки, пятёрки и т. д., Эстафета Лесенка. Дети бегут к гимнастической стенке, на ступеньках которой прикреплены карточки с примерами. Каждый срывает одну из карточек и возвращается к своей команде, где лети коллективно решают пример, ответ записывают маркером. Все ступеньки собирают и сдают учителю.
Например, тема «Кувырок вперед перекатом назад в стойку на лопатки». Отрывки текста: -Переворачиваясь через голову -Принять упор присев далее -Из упора присев -Удерживать туловище в вертикальном положении. -Наклоняя голову вперед, -Поднять их вверх -Сделать перекат на шею и лопатки взять группировку -Перекат назад лежа на спине, -Руками опереться в поясницу Правильно: Из упора присев ,наклоняя голову вперед, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки взять группировку ,принять упор присев далее , перекат назад лежа на спине, выпрямляя ноги, поднять их вверх, руками опереться в поясницу, удерживать туловище в вертикальном положении. Читательская грамотность, формирования смыслового чтения
Чтение с пометками. Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например, о технике безопасности, о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д. Данный приём способствует развитию читательской грамотности.
Выбор правильного ответа * Внимание! Во всех вопросах только один правильный ответ. 1. Закончите выражение: «Если хочешь быть здоров - …». 1) Улыбайся 2) Закаляйся 3) Вдохновляйся 4) Просыпайся 2. Отгадайте шараду. 1) Гимнастика 2) Зарядка 3) Спорт 4) Моцион 3. Спортивная командная игра, в которой мяч забрасывают руками в корзину, называется …? 1) Гандбол 2) Регби 3) Волейбол 4) Баскетбол 4.Как по - другому называют динамическую игру « доджбол ». 1) «Вышибалы» 2) «Пионербол» 3) «Третий лишний» 4) «Карусель» 5. Каким видом спорта занимается Алина Загитова ? 1) Художественная гимнастика 2) Синхронное плавание 3) Фигурное катание 4) Лёгкая атлетика
Задание на логическое мышление Пример 1 В любом беговом упражнении выделяют 4 фазы движения. Расставь их в необходимой последовательности, запиши в ответе без кавычек, пробелов и каких-либо знаков препинания. Например: вагб а) бег по дистанции б) финиширование в) стартовый разгон г) старт Ответ: ___________
Естественнонаучные знания Вопрос № 1 При легкой физической нагрузке пульс достигает 100-120 уд./мин, во время средней – 130-150 уд./мин, при высокой – 160-190 уд./мин. Какие физические нагрузки можно отнести к наиболее интенсивным? А. Ходьба В. Прогулка на велосипеде С. Бег по пересеченной местности Вспоминает, распознает и применяет соответствующие естественнонаучные знания. Демонстрирует знание и понимание естественнонаучных понятий Составление
Круговая тренировка Броски в кольцо баскетбольным мячом с трапеции. 1 станция (Правила проведения самостоятельных занятий) Тренировку обязательно начинать с разминки, а по завершению использовать восстанавливающие процедуры (массаж, душ, сауна ит.д.). Составляя план тренировки включать упражнения для развития всех физических качеств; нагрузки должны соответствовать вашим физическим возможностям. Соблюдать физиологические принципы тренировки: постепенное увеличение трудности упражнений, объема и интенсивности нагрузок; правильное чередование нагрузок и отдыха между упражнениями с учетом вашей тренированности и переносимости нагрузок; регулярность занятий. Если вы почувствовали какие-либо отклонения в состоянии здоровья, посоветуйтесь с учителем, врачом, тренером. Задание. Поочередные передачи двух баскетбольных мячей в стену двумя руками от груди.
Круговая тренировка 2 станция (Питание) От питания зависят физическое развитие (рост, масса), функциональное состояние, работоспособность, настроение, заболеваемость и продолжительность жизни. В рационе должны обязательно присутствовать продукты животного происхождения (мясо, молочные продукты, рыба) – содержат белок, жиры; растительного происхождения (овощи, фрукты, растительные масла, зерновые)- содержат минеральные соли, витамины, углеводы, клетчатку, положительно влияющие на пищеварение. Соотношение продуктов животного и растительного происхождения в рационе питания - 40 и 60%. Задание. Поднимание туловища из положения, лежа на спине, согнув ноги до положения сед.
Задания на установление правильной последовательности Установите правильную последовательность обучения техники броска баскетбольного мяча двумя руками от груди: А) Броски мяча со средней дистанции (3м – 3,60м); Б) Согласованность движений рук и ног; В) Броски мяча в сочетании с другими техническими приёмами; Г) Исходное положение; Д) Бросок мяча с близкой дистанции (1,5м – 2м); Е) Выпуск мяча с различной траекторией полёта.
Ключевые компетенции 1 способность работать самостоятельно без постоянного руководства (это может проявляться на уроках легкой атлетике кроссовой подготовки, плавания, спортивных играх, гимнастики); 2 способность брать на себя ответственность по собственной инициативе (брать на себя роль лидера команды в игровых видах спорта в нестандартных условиях: при подготовки к спортивным соревнования, конкурсам, проведению динамических перемен, в трудовых лагерях в школьных лагерях отдыха). В свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов результатом освоения дисциплины «Физическая культура» являются не только знания и умения, а еще и обозначенные стандартом общие компетенции
Урок необходимо организовать. 1. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. 2 . Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений.
Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся Способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе; умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания; умение уживаться с другими; готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими); умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.
Выводы: Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение « Если мы сегодня будем учить детей так, как вчера, мы украдем у них завтра» (Джон Девей )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-977592-1511446324.jpg)
«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс
Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...
Урок – семинар, разработанный на основе технологии СДО, как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках обществознания
Отличительная особенность семинаров, разработанных в системе СДО – структура, которая обеспечивает наивысшую степень самостоятельности обучаемых при подготовке к нему и реализацию кр...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/26/picture-1403970-1650986007.jpg)
«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»
Выступление на методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/05/picture-725368-1654418143.jpg)
Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального
Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/19/picture-1445070-1671454657.jpg)
Статья «Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры»
Статья «Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры» Шеломенцева Анна Геннадьевнаметодист ИМЦ Адмиралтейского района Полноценное функционирование выпускника в...
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/27/picture-877940-1679918466.jpg)
Развитие функциональной грамотности на уроках физкультуры
Функциональная грамотность как результат обучения формируется посредством каждого школьного предмета. Инструментарием развития функциональной грамотности школьников, а также проверки их сформиров...
Доклад "Функциональная грамотность на уроках физкультуры "
В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач: формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;р...