Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры посредством икт-технологий
методическая разработка

Никитина Олеся Сергеевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_posredstvom_ikt.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры посредством икт-технологий

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют широкие возможности для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках физической культуры, обогащая учебный процесс, делая его более интересным, интерактивным и эффективным. Рассмотрим конкретные примеры использования ИКТ для развития различных аспектов функциональной грамотности.

I. Читательская грамотность

Поиск и анализ информации о видах спорта, техниках выполнения упражнений, правилах соревнований, здоровом образе жизни. Учащиеся учатся искать информацию в интернете, оценивать ее достоверность, выделять главное, делать выводы и применять полученные знания на практике.

Учащиеся исследуют различные источники информации о правильном питании для спортсменов, сравнивают рекомендации разных специалистов, анализируют состав продуктов и составляют свой рацион питания.

Работа с графиками, диаграммами, таблицами, схемами. Учащиеся учатся читать и интерпретировать данные, представленные в различных форматах, делать выводы и принимать решения на основе этих данных.

Учащиеся анализируют графики изменения пульса во время тренировки, сравнивают свои показатели с нормативными, определяют оптимальную нагрузку и планируют свои дальнейшие тренировки.

Создание презентаций и докладов на темы, связанные с физической культурой и спортом. Учащиеся учатся структурировать информацию, представлять ее в наглядной и доступной форме, выступать перед аудиторией и отвечать на вопросы.

Учащиеся готовят презентацию о истории Олимпийских игр, рассказывают о достижениях выдающихся спортсменов, анализируют причины их успеха и делают выводы о роли спорта в жизни общества.

II. Математическая грамотность

Расчет параметров тренировки (пульс, время, дистанция, нагрузка, калории). Учащиеся применяют математические знания для планирования тренировок, контроля за своей физической активностью и оценки результатов.

Учащиеся рассчитывают оптимальную частоту сердечных сокращений (ЧСС) для различных видов тренировок, используя формулы и учитывая свой возраст и уровень подготовки.

Измерение и сравнение результатов (рост, вес, длина прыжка, скорость бега). Учащиеся применяют математические навыки для измерения своих физических показателей, сравнения их с нормативными, оценки своего прогресса и постановки целей.

Учащиеся измеряют свой рост и вес, рассчитывают индекс массы тела (ИМТ) и оценивают соответствие своего веса нормативным значениям.

Анализ статистических данных о спортивных соревнованиях. Учащиеся учатся работать со статистическими данными, рассчитывать средние значения, строить графики и диаграммы, делать выводы и прогнозировать результаты.

Учащиеся анализируют статистику выступлений футбольных команд, рассчитывают процент побед, ничьих и поражений, оценивают их шансы на победу в чемпионате.

III. Естественнонаучная грамотность

Учащиеся получают знания о строении и функциях организма, влиянии физической активности на различные органы и системы.

Учащиеся изучают строение мышц, узнают, какие мышцы работают при выполнении различных упражнений, и понимают, как правильно тренировать разные группы мышц. Использование интерактивных 3D-моделей тела человека.

Учащиеся изучают механику движений, анализируют технику выполнения упражнений и определяют, как оптимизировать движения для достижения наилучших результатов и предотвращения травм.

Учащиеся анализируют технику бега, изучают работу мышц, углы наклона тела и длину шага, и определяют, как улучшить свою технику бега и повысить скорость. Использование видеоанализа техники движений с помощью специализированных программ.

Учащиеся получают знания о роли питательных веществ, витаминов и минералов в поддержании здоровья и физической активности, а также о важности соблюдения правил гигиены для предотвращения заболеваний.

Учащиеся изучают влияние различных продуктов питания на организм, составляют сбалансированный рацион питания для спортсменов, узнают о важности употребления достаточного количества воды и витаминов.

IV. Креативное мышление

Разработка новых упражнений и комплексов. Учащиеся придумывают свои собственные упражнения и комплексы упражнений, учитывая свои потребности и интересы, а также знания о анатомии и физиологии.

Учащиеся разрабатывают комплекс упражнений для развития гибкости, используя различные элементы гимнастики, йоги и пилатеса.

Создание новых правил для спортивных игр. Учащиеся придумывают новые правила для спортивных игр, делая их более интересными, динамичными и безопасными.

Учащиеся придумывают новую версию баскетбола, изменяя правила бросков, ведения мяча и защиты, и проводят соревнования по этой новой версии игры.

Решение нестандартных задач, связанных с физической культурой и спортом. Учащиеся находят креативные решения для сложных задач, возникающих в спортивной практике.

Учащиеся придумывают, как использовать подручные средства для тренировки в условиях отсутствия спортивного инвентаря.

V. Критическое мышление

Оценка достоверности информации о физической культуре и спорте. Учащиеся учатся критически оценивать информацию, представленную в различных источниках, отличать факты от мнений, выявлять предвзятость и ложную информацию.

Учащиеся анализируют рекламные материалы о спортивных добавках, оценивают их эффективность и безопасность, и принимают решение о целесообразности их использования.

Анализ причин успехов и неудач в спорте. Учащиеся учатся анализировать причины, приведшие к успеху или неудаче в спортивных соревнованиях, выявлять сильные и слабые стороны спортсменов, и делать выводы о том, как улучшить результаты.

Учащиеся анализируют видеозапись футбольного матча, выявляют ошибки в тактике и стратегии игры, и предлагают способы их исправления.

Принятие обоснованных решений в ситуациях, связанных с физической активностью и здоровьем. Учащиеся учатся принимать обоснованные решения в ситуациях, связанных с физической активностью и здоровьем, учитывая свои потребности, возможности и риски.

Учащиеся принимают решение о том, каким видом спорта заниматься, учитывая свои интересы, физические возможности и состояние здоровья.

Конкретные примеры использования ИКТ на уроках физкультуры

  • Использование интерактивных досок и проекторов
  • Использование планшетов и смартфонов
  • Использование онлайн-платформ и сервисов
  • Использование специализированных программ и приложений
  • Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR)

Использование ИКТ должно быть педагогически обоснованным и соответствовать целям и задачам урока.

Необходимо соблюдать баланс между использованием ИКТ и традиционными методами обучения.

Необходимо обучать учащихся правилам безопасного использования ИКТ и критической оценке информации, найденной в интернете.

Необходимо учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся при выборе ИКТ-инструментов и заданий.

В заключение, ИКТ-технологии являются мощным инструментом для формирования функциональной грамотности учащихся на уроках физической культуры. Правильное и уместное использование ИКТ позволяет сделать уроки более интересными, эффективными и полезными для развития учащихся как личностей, способных успешно решать жизненные задачи и вести здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

Метод проектов относится к технологии развивающего обучения, т.к. направлен на развитие творческих качеств личности. А проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственну...

Урок – семинар, разработанный на основе технологии СДО, как инструмент формирования функциональной грамотности на уроках обществознания

Отличительная особенность семинаров, разработанных в системе   СДО – структура, которая обеспечивает наивысшую степень самостоятельности обучаемых при подготовке к нему и реализацию кр...

Формирование функциональной грамотности на уроках технологии

В данной статье рассматривается возможность формирования функциональной грамотности на уроках технологии....

Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры.

Формирование ключевых  компетенций на уроках физической культурй. Выступление на методическом объединении учителей физической культуры....

«Формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства посредством приемов критического мышления».

Данная статья пригодится учителям в освоении приемов критического мышления. В статье показано, как можно использовать данные приемы на уроках изобразительного искусства, но их можно применять на ...

Доклад на ШМО учителей физической культуры : Формирование функциональной грамотности на уроках физкультуры

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у ...