Дифференциация показателей концентрации внимания в игровой деятельности, на уроках физической культуры, для лиц с ментальными нарушениями.
статья по физкультуре

Малых Денис Алексеевич

В статье рассмотрено значение концентрации внимания в игровой деятельности на уроках физической культуры, а так же способы развития концентрации внимания и методики диагностики концентрации внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malyh_d.a._statya_-_kopiya.docx45.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация показателей концентрации внимания в игровой деятельности, на уроках физической культуры, для лиц с ментальными нарушениями.

Малых Денис Алексеевич, учитель физической культуры, первая квалификационная категория.

        Аннотация. В статье рассмотрено значение концентрации внимания в игровой деятельности на уроках физической культуры, а так же способы развития концентрации внимания и методики диагностики концентрации внимания.

        Ключевые слова: концентрация внимания, физическая культура, игровая деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что содержанием в игровой деятельности, на уроках физической культуры, являются разнообразные техническо-тактические действия, предъявляющие высокие требования к двигательному аппарату и  психической сфере участников игры. Дифференциация показателей концентрации внимания в игровой деятельности является одним из  ключевых аспектов при анализе выполненной игровой деятельности.

Гипотеза исследования – предполагается, что эффективность игровой деятельности может повыситься, если в процессе подготовки будет применяться комплекс специальных упражнений, направленный на развитие концентрации внимания, включающий:

- упражнения  на развитие реакции на движущийся объект

- упражнения  на развитие реакции выбора

Объектом исследования является игровая деятельность лиц с ментальными нарушениями.

Предметом исследования является дифференциация показателей концентрации внимания в игровой деятельности лиц с ментальными нарушениями.

Цель исследования: обоснование влияния  показателей концентрации внимания на игровую деятельность лиц с ментальными нарушениями.

Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть проблему дифференциации показателей концентрации внимания в игровой деятельности лиц с ментальными нарушениями на основе научно-методической литературы.

2.Определить показатели концентрации внимания в игровой деятельности.

3. Разработать комплекс упражнений для увеличения показателей концентрации внимания и определить его эффективность.      

Интерес к изучению проблемы зрительного восприятия и внимания у занимающихся физической культурой, со стороны исследователей, достаточно высок, но в теоретическом аспекте нет единого мнения среди исследователей. К примеру, в психологии внимание определяется следующим образом - независимое психическое состояние человека, которое имеет свои особенности, и данные особенности не сводятся к характеристикам других познавательных процессов. Т.Рибо известный психолог, который предложил одну из наиболее известных психологических теорий внимания, по его мнению внимание, является оно ослабленным или усиленным, имеет связь с эмоциями и вызывается так же эмоциями. Он выдвигал предположение о взаимосвязи между произвольным вниманием и эмоциями.
         Хомская Е.Д. и Лурия А.Р. выдвигают позицию о том, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, так как внимание не имеет своего продукта и содержания. Вниманием характеризуется динамика любого психического процесса, которая обеспечивает селективность и избирательность простой и сложной психической деятельности.
         Лурия А.Р. выделяет следующие формы внимания, соответствующие тем процессам, в которых внимание реализуется: сенсорное внимание (зрительное, слуховое, тактильное и др.); двигательное внимание, которое проявляется в моторных процессах, в их осознании и регуляции; эмоциональное внимание; интеллектуальное внимание (Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. CПб., 2008).

Многие авторы указывают на то, что проблемы, которые возникают в учении, в большей степени имеют взаимосвязь с недостаточным развитием внимания. Если все же рассматривать внимание как высшую психическую функцию, то становится очевидным, что невозможно овладеть каким-либо навыком, знанием или умением без сформированных показателей внимания. К таким показателям многие авторы относят: концентрацию внимания; распределение; переключение; устойчивость; объем (Маклаков А.Г. Общая психология. Спб.,2009).
        В процессе жизнедеятельности человека процесс внимания имеет множество разнообразных функций. Внимание способствует активизации актуальных и торможению неактуальных физиологических и патологических процессов, благодаря вниманию информация поступающая в организм проходит отбор данной информации, в зависимости от актуальных потребностей, внимание способствует сосредоточению психической активности, избирательной и длительной, на одном определенном виде деятельности и в определенном объеме (Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики. М., 2007).

Избирательность и направленность познавательных процессов имеют связь с процессом внимания. На это оказывают влияние раздражители, которые являются более значимыми для организма, в процессе реализации интересов каждой конкретной личности. Результат и качество функционирования познавательной активности человека, определено уровнем развития внимания, его точностью и детализацией, избирательностью и прочностью, продуктивностью и направленностью мыслительной бдительности. Внимание является усиливающим фактором, в перцептивных процессах. Для процессов памяти внимание является фактором, который позволяет удерживать нужную информацию, как в кратковременной, так и в оперативной памяти, это является обязательным условием перехода полученной информации в  хранилище долговременной памяти. В процессе мышления внимание является обязательным фактором необходимым для правильного понимания и решения задачи (Тертель А.Л. Психология. М., 2007).

В науке выделяют два вида внимания, к которым относится произвольное и непроизвольное внимание. Из двух видов внимания, непроизвольное представляет собой более простой вид внимания. При непроизвольном внимании психическая деятельность осуществляется непроизвольно, волевые усилия при этом отсутствуют,  деятельность происходит  без предварительного намерения (Маркиянов О.А. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена. Вестник спортивной науки. 2009. № 2. С. 8-11).
         Сила и интенсивность раздражителя являются внешними причинами непроизвольного внимания. Кроме того, учитывается абсолютная и относительная сила раздражителя, а так же разница между ними.         Другие причины, которые активизируют непроизвольное внимание, имеют связь между внутренним состоянием человека и внешним раздражителем, а главное потребностям, которые у него имеются (Ткачева  М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта. М.,  2012).

Направление непроизвольного внимания личности открывает сущность его характера и в некоторой степени стремления (Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Л. Хрестоматия по психологии. М., 2010).

Внимания это процесс определенной направленности и сосредоточения активности человека, определенном объекте, который имеет важное значение для конкретного человека. Внимание играет одному из ключевых ролей необходимых для деятельности спортсмена, в соревновательном периоде (Дьячков В.М. Проблемы спортивной тренировки. М., 2012).

Внимание является центральным звеном в процессе памяти, следовательно, внимание является предпосылкой для запоминания. Снижение уровня концентрации внимания происходит при наличии различных помех и присутствии утомления (Матвеев Л.П. Теория физического воспитания. М., 2010).

Средства специальной психологической подготовки способствуют развитию свойств внимания, концентрации внимания в их числе. Высокого уровня концентрации внимания требует регулярная смена игровой обстановки, постоянные перемещения игроков. В игровой деятельности игровая обстановка регулярно изменяется, что способствует тому, из-за чего игроки должны максимально концентрировать свое внимание на игровой деятельности, следить за изменением игровой обстановки,  все вышеизложенное требует высокого уровня развития внимания (Макаров Д. С. Взаимосвязь познавательных психических процессов с эффективностью соревновательной деятельности  // Молодой ученый. 2016. №11. С. 122-126.)

Баландиным И.В. выделено несколько факторов, которые влияют на успех во время игровой деятельности, среди которых влияние внимания оценивается в 4-9 баллов значимости (Баландин И. В. Урок физкультуры в современной школе. М., 2005).

К факторам которые определяют уровень физической подготовленности относятся показатели скоростно-силовых способностей, уровень развития их аэробных и анаэробных возможностей, кроме того показатели общего физического развития (Смирнов Ю.И. Методы оценки и контроля соревновательной надежности спортсмена. М., 1995).

Процесс подготовки необходимо строить учитывая влияние ведущих базовых и ведущих специальных физических качеств (Yuriy B., Maryan P., Valeria T. Dynamics of changes in the functional state of qualified handballers during macrocycle. Journal of physical education and sport. - Lviv State University of physical culture, Lviv, 2016. p. 46-49. ).

В построении процесса подготовки важен учет сочетания СФП и ОФП, данные средства должны дополнять друг друга, а подбор упражнений должен происходить таким образом, чтобы общая и специальная физическая подготовка имела основную направленность на развитие и последующее поддержание достигнутого уровня (Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. Киев., 2004).

Наблюдение за процессом игровой деятельности свидетельствует о том, что в игровом процессе игроки выполняют: бег, рывки, прыжки, остановки, в зависимости от игры возможно выполнение различных обманных движений (Петрова М.АИндивидуализация физической подготовки гандболисток на этапах спортивного совершенствования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 2009. 156 с.).

Выполняя остановку после бега расходуется большое количество энергии, так как необходимо погасить инерцию, которая развивалась при беге, а так же это позволяет подбирать гораздо большую начальную скорость для выполнения последующего рывка (Shynkaruk, O.A. Organizational basis of rational long-term preparation system. European college of sport science : [book of abstracts].  Lausanna, 2006. p. 530–531.).

Для повышения показателей максимальной скорости игроку необходима предельная концентрация и выполнение упражнений с максимальной интенсивностью, это является основным стимулом повышения его скоростной подготовленности (Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. Киев., 2004).

Благодаря контролю за уровнем развития физической подготовки возможно получить объективное представление о степени реализации планирования тренировочного процесса (Макаров Ю.Н. Текущий и этапный контроль как основа управления тренировочными исоревновательными нагрузками квалифицированных гандболистов:автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1987. 228 с.).

Для адекватной оценки подготовленности спортсменов важным является применение всестороннего рационального процесса контроля при проведении тестирования функционального состояния и физической подготовленности спортсменов (Гончаренко В. Е. Методика комплексной оценки эффективности игровой деятельности гандболистов. М., 1988).

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников; педагогическое наблюдение; спортивно-педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической обработки результатов исследования.

Спортивная подготовка будет успешна только в случае эффективного управления этим процессом: своевременного обмена информацией, системности её поступления и обработки, на основе данных измерений, наблюдений и оценок. Основными источниками информации служат данные педагогического, врачебного и научного наблюдения.

Для определения показателей концентрации внимания использовались следующие методики: корректурная проба Бурдона, таблицы Шульте.

        Участники эксперимента были разделены на контрольную и экспериментальную группы, по уровню физической подготовки.

        Участники контрольной группы выполнили тестирование по методике Бурдона, результаты которого свидетельствуют о том, что среднее значение среди 6 испытуемых составляет 79,3 %. Далее было выполнено соотношение полученных показателей со значение по Бурдону, которое свидетельствует о том, что уровень концентрации внимания, у всех испытуемых контрольной группы находится в пределах показателей – хорошо.

Участники экспериментальной группы так же выполняли тестирование по методике Бурдона, по результатам которого можно сделать вывод, что среднее значение в группе составляет 71,5 %. После чего, данные показатели соотнесли со значением по Бурдону, все они находятся в пределах показателей – хорошо. Следовательно, разница в показателях контрольной и экспериментальной групп составляет 7,8%.

Далее, было проведено исследование показателей концентрации внимания по таблицам Шульте, в контрольной и экспериментальной группах.

        Исследование в контрольной группе проводилось по 5 таблицам, средний результат в контрольной группе составляет 36,4 секунды, что равняется 4 баллам по уровню Шульте.

Данные, аналогичного проведенного исследования в экспериментальной группе свидетельствуют о том, что средний показатель в группе равен 44,2 секунды, что равняется 3 баллам по уровню Шульте. Разница между контрольной и экспериментальной группам составляет 7,8 секунд.

В рамках решения задачи исследования, определен перечень упражнений направленных на развитие концентрации внимания, который был включен в процесс подготовки испытуемых. В процесс подготовки  в экспериментальной группе   была включена методика Бурдона и методика Шульте, направленная на развитие концентрации внимания и специальные комплексы упражнений на развитие концентрации внимания. Методика применялась в основной части  занятия.

Комплекс упражнений на развитие концентрации  внимания:

Упражнение №1. Участники выполняют передачи красного, желтого и черного мяча. Передачи выполняются в движении. Передачи выполняются поочередно по часовой стрелке и против часовой стрелки. По свистку игрок, у которого находится желтый мяч, выполняет бросок мяча в цель. Методические приемы: начало и конец выполнения упражнения по свистку.    

Упражнение № 2. Упражнение выполняется в парах. Один из пары выполняет передачи красным, желтым и черным мячами. Другой участник при получении красного мяча выполняет бросок в цель по центру, при получении желтого мяча выполняет бросок в цель справа, при получении черного мяча выполняет бросок в цель слева. Методические приемы: начало и конец выполнения упражнения по свистку.

Упражнение №3. Участники выполняют бег по кругу. По звуковому сигналу они выполняют двигательное действие, в зависимости от звукового сигнала. Методические приемы: скорость выполнения постепенно увеличивается.

Упражнение № 4. Упражнение выполняется в тройках. Участники располагаются параллельно, на расстоянии 5-7 метров. Участники расположенные по сторонам поочередно выполняют передачи мяча, разного цвета, игроку в центре, он после получения мяча, выполняет обратную передачу мяча, тем способом, в зависимости от того какого цвета мяча он поймал.  Методические приемы:  передачи выполняются интенсивно.

Упражнение № 5. Упражнение выполняется в тройках. Игроки располагаются параллельно, на расстоянии 5-7 метров. Участники расположенные по сторонам выполняют неточные передачи, разного цвета, игроку в центре. Он должен поймать неточную передачу и выполнить обратную передачу мяча, тем способом, в зависимости от того какого цвета мяч он поймал. Методические приемы: передачи выполняются интенсивно.

Упражнение №6. Упражнение выполняется в парах. Один игрок стоит лицом к стене, на расстоянии 7 метров от стены. Партнер выполняет броски мяча в стену, по определенной траектории полета мяча, в зависимости от цвета мяча. Игроки у стены должен поймать мяч и выполнить передачу по определенной траектории, в зависимости от цвета мяча. Методические приемы: игрок у стены должен ловить каждый мяч и быстро переключать внимание с одного мяча на другой (Попович А. П. Методика подготовки гандболистов на основе их анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей. Екатеринбург., 2016).

До и после педагогического эксперимента осуществлялось педагогическое тестирование. Далее было проведено тестирование по методике Бурдона и таблицам Шульте, для выявления итоговых показателей концентрации внимания.

Показатели концентрации внимания Бурдону, в экспериментальной группе, после проведения эксперимента. Средний показатель по команде равен 77,8%, что на 6,3% больше исходных показателей. Соотношение показателей концентрации внимания, со значением по Бурдону, свидетельствует о том, что уровень концентрации внимания, у всех испытуемых показатели находятся в пределах – хорошо.

Далее, рассмотрим показатели концентрации внимания по таблицам Шульте, в экспериментальной группе. Полученные результаты свидетельствуют, что средний показатель по группе равен 36,7 секунд.  Разницы между результатом до проведения эксперимента и после поставляет 7,5 секунд. Соотношение показателей концентрации внимания, со значением по Шульте, свидетельствует о том, что уровень концентрации внимания, у всех шести испытуемых экспериментальной группы, после проведения эксперимента, находиться на высоком уровне, так как у всех испытуемых результат равен 5 баллам.

По вышеизложенным данным можно наблюдать, что значения показателей концентрации внимания, возросли и по методике Бурдона, и по таблицам Шульте. Показатели на концентрации внимания повысились, в среднем по группе на 6,3% по методике Бурдона и на 7,5 секунд по методике оценивания Шульте.  Оценивание по данным методикам находиться на уровне «хорошо» и 5 баллов, соответственно. В целом, по результатам проведения исследования можно сделать вывод о том, что применение комплекса упражнений, направленного на развитие показателей концентрации внимания, а так же использование методик Бурдона и Шульте имеет положительный эффект развития.

Таким образом, анализ полученных результатов показал то, что применением методики Бурдона и методики Шульте, а так же комплекса упражнений, способствует улучшению концентрации внимания, что впоследствии позволяет повысить реализацию технико-тактических действий.

По результатам проведенного исследования цель исследования можно считать достигнутой.

Предложенный комплекс упражнений способствует повышению качества игровой деятельности лиц с ментальными нарушениями.  

Примененная методика нацелена на повышение эффективности тренировочного процесса с применением упражнений направленных на развитие концентрации. Содержательная часть методики включает в себя комплекс традиционных и новых средств, и методов по оптимизации концентрации внимания, и их рациональное сочетание.

В ходе реализации педагогического эксперимента был проведен анализ различных показателей, который отразил статистически достоверное улучшение результатов по тестовым показателям в экспериментальной группе.

Результаты анализа были положены в основу научной и методической разработки предложений в части построения процесса подготовки с применением упражнений направленных на развитие концентрации внимания.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующий вывод: показатели концентрации внимания, по двум выбранным методикам оценивания, до проведения педагогического эксперимента, находятся на хорошем уровне. После проведения педагогического эксперимента в экспериментальной группе увеличились показатели концентрации внимания, по методике Бурдона на 6,3%, по методике Шульте на 7,5 секунд.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2008 - 320 с.

2. Маклаков, А.Г. Общая психология : учеб. пособие / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2009. – 582 с.

3. Пономарев, П.А. Основы психологии и педагогики : учеб. пособие / П.А. Пономарев. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 445 с.

4. Тертель, А.Л. Психология. Курс лекций : учеб. пособие / А.Л. Тертель. – М.: Проспект, 2007. – 248 с.

5. Маркиянов, О.А. Развитие свойств психических процессов как составляющая психологической подготовки спортсмена [Текст] / О. А. Маркиянов, А. И. Орлов, Т. И. Орешкина // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 2. — С. 8–11.

6. Ткачева, М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта / М.С. Ткачева // Известия Саратовского университета. Аксеология образования. Психология развития. — 2012. – Вып. 1. – С. 63-68

7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология внимания. Хрестоматия по психологии / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова.  М., 2010. – 844 с.

8. Дьячков, В.М. Проблемы спортивной тренировки. / В.М. Дьячков. -   М.: Физкультура и спорт, 2012. – 168 с.

9. Матвеев, Л.П. Теория физического воспитания: учеб. для ИФК / Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - М.: Физкультура и спорт, 2010. – 285 с.

10. Макаров, Д.С. Взаимосвязь познавательных психических процессов с эффективностью соревновательной деятельности / Д.С. Макаров  // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1222-1226.

11. Баландин, И.В. Урок физкультуры в современной школе: методические рекомендации для учителей / И.В. Баландин. – М.: Советский спорт, 2005. – 108 с.

12. Смирнов, Ю.И. Методы оценки и контроля соревновательной надежности спортсмена : учеб. пособие / Ю. И. Смирнов, И. И. Зулаев. – М.: МГАФК, 1995. – 79 с.

13. Yuriy, B. Dynamics of changes in the functional state of qualified handballers during macrocycle / B. Yuriy, P. Maryan, T. Valeria // Journal of physical education and sport. - Lviv State University of physical culture, Lviv, 2016. – P. 46-49.

14. Платонов, В.Н., Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н.   Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – 808 с.

15. Петрова, М.А. Индивидуализация физической подготовки гандболисток на этапах спортивного совершенствования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : защищена 10.12.2009 / Петрова Маргарита Александровна ; Российский государственный социальный университет. – М., 2009.- 156 с.

16. Shynkaruk, O.A. Organizational basis of rational long-term preparation system / O.A. Shynkaruk // European college of sport science : book of abstracts. – Lausanna, 2006. – P. 530–531.

17. Макаров, Ю.Н. Текущий и этапный контроль как основа управления тренировочными исоревновательными нагрузками квалифицированных гандболистов:автореф. дис. … канд. пед. наук. Москва, 1987. - 228 с.

18. Гончаренко, В.Е. Методика комплексной оценки эффективности игровой деятельности гандболистов / В.Е. Гончаренко // Теория и практика физ. культуры. - 1988. - № 3. - С. 42-43.

19. Корректурная проба (Тест Бурдона) // Альманах психологических тестов. – М., 1995. - С. 107–111.

20. Попович, А.П. Методика подготовки гандболистов на основе их анатомо-физиологических и индивидуальных особенностей : учеб.пособие / А. П. Попович, Г. И. Мехович, Т. А.  Коломийчук, С. Д. Кунышева, Е. А. Гончарова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. Ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. Ун-та, 2016. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»

«Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников»...

Проект педагогического эксперимента по теме: "Использование игровых технологий на уроках физической культуры для повышения уровня физической подготовленности школьников".

Цель проекта : экспериментально доказать необходимость применения игровых технологий, как средства развития уровня физической подготовленности школьников на уроках физической культуры....

Игровая технология как средство мотивации обучающихся на учебную деятельность на уроках физической культуры.

Игровая технология является уникальной формой обучения, которая позволяет сделать обычный урок интересным и увлекательным.Игра необходима детям для развития личности, т. к. в игре ребенок учится позна...

Конспект образовательной деятельности инструктора по физической культуре по профилактике плоскостопия и нарушений осанки для детей старшего дошкольного возраста.

Особенности развития костно-мышечной системы у детей определяют ряд гигиенических требований: с одной стороны – охрана её от вредного воздействия, с другой – её развитие и укрепление. Нару...