«Преодолей себя сам» на основе отрывка из рассказа К. К. Осипова «Сильные духом».
классный час по физкультуре (10 класс)

Бабий Ольга Антоновна

Цели: активизация речевых компетенций учащихся при анализе формирования нравственного подвига героя- паралимпийца Ирека Зарипова,

персонажа рассказа Осипова К.К. «Сильные духом».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Сценарий   конференции  (олимпийской тематики)

Подготовила -Воспитатель Бабий Ольга Антоновна

Тема:  «Преодолей себя сам» на основе отрывка из  рассказа К. К. Осипова «Сильные духом».

 Цели: активизация   речевых компетенций учащихся  при анализе  формирования нравственного подвига героя- паралимпийца Ирека Зарипова,

персонажа рассказа Осипова К.К. «Сильные духом».

Задачи:

Развивающие: учить интерпретировать  текст не только с  позиции автора,  но и с точки зрения читателей, т. е. самих ребят.

Регулятивные:  формировать у обучающихся   делать правильный выбор в жизни.

Личностные:   развивать  коммуникативные  компетенции в ходе организации делового  общения, умения  делать выводы на этапе рефлексии, проводить аналогию своих спортивных  достижений   и достижений  паралимпийского чемпиона.  

Коррекционные: развивать фонематический слух, произносительные навыки на материале словаря спортивной тематики, память, внимание.

Форма:  урок в форме конференции.

Класс:  10  отделения слабослышащих детей.

Оборудование:  Отрывок из рассказа К. К. Осипова «Сильные духом. Звезды паралимпийской сборной России. -  Издание подготовлено ОАО «Мегафон» совместно с  оргкомитетом  «Сочи -2014»  в преддверии X Паралимпийских игр 2010 г. в  Ванкувере, презентация в POWER POINT, песни о спорте, отрывки из гимнов двух стран,  российский флаг, тетради с речевым материалом олимпийской тематики, атрибуты паралимпийских игр (кольца, талисманы), географическая карта, сочинения учащихся по  теме: «Мы сильные люди», планшет  как справочный материал.

                                Ход  конференции.

1. Психологический настрой на работу по  теме «Олимпиада.   Сочи  -2014». Музыка о сильных и выносливых.

  1. Проверка слуха. Ответы на вопросы олимпийской тематики  с использованием здоровьеразвивающей технологии доктора Базарного.

Учитель.

-(Чтобы работать на уроке, необходимо проверить, насколько вы готовы  к внимательному  восприятию и активным выступлениям.)

( Дифференцированно  даются  задания. Первые два  вопроса для ребят с большой задержкой в развитии.

- Назовите дату  начала Олимпиады «Сочи-2014».

-Где проходит Олимпиада?

-Сколько зимних  Олимпийских видов спорта?  (7 видов)

-Что символизируют 5 колец  разного цвета?  (5 континентов)

-Обозначьте на карте  разноцветными кольцами эти континенты.

-Кто  из паралимпийцев нес флаг в Ванкувере? ( Ирек Зарипов и Сергей Шилов, Анна Бурмистрова и Кирилл Михайлов, Николай Полухин).

-Назовите  талисманы  паралимпийских игр. (Лучик. Снежинка).

3. Словарная работа  по олимпийской тематике.  Прочитайте  виды спорта на экране, соблюдая ударение и правила произношения.   Выделите  из  них паралимпийские виды спорта, которые будут представлены на Олимпиаде в Сочи.

Словарь: теннис, лыжные гонки, хоккей, греко-римская борьба, каратэ, горнолыжный  спорт, биатлон, гимнастика, фигурное катание, бейсбол,  бобслей, конькобежный спорт, плавание.

(На стене  находятся таблички для ребят с 4 степенью тугоухости.) Виды спорта,  включенные в паралимпийские игры в Сочи-2014:  

Биатлон, следж- хоккей на льду (поиск  информации в Google), лыжные гонки, керлинг на колясках, горные лыжи.

  1. Восприятие на слух  отрывков  из 2 –х  гимнов разных  стран. Угадать наш

гимн.

         Ребята встают из уважения к нашему гимну и дослушивают его, стоя.

     5.   Вопрос на размышление:

Воспитатель.

-Скажите свое мнение, почему  мы на уроке  будем вести разговор о  паралимпийском  участии в Олимпиаде?

Ученик.

-Я думаю, что на играх в Ванкувере наша олимпийская сборная потерпела поражение. И тогда за честь  страны стали бороться  паралимпийцы. И смогли сделать невозможное:  на  32 спортсмена  получили  38 медалей.

Ученик.

-Благодаря этим победам, наша сборная считается одной из сильнейших в мире. 12 золотых медалей, 16 серебряных,  10 бронзовых.

Ученик.

-Российские паралимпийцы  доказали,  что  важны не условия,  не физические недостатки людей,  а их  огромная  сила воли и любовь к своей стране.

Ученик.

- Мне кажется  паралимпийцы- это мы. Нам тоже приходится преодолевать трудности  в спорте, преодолевать  свои физические недостатки, связанные с  потерей  слуха. Нам близка эта тема.

4. Воспитатель

-Посмотрите на экран. Как имя лыжника, который стал  сенсацией  (словарь) паралимпийских игр в Ванкувере?  Кто знает этого великого спортсмена –паралимпийца?

Ученик.

- На слайде Зарипов- четырехкратный чемпион Паралимпийских игр в Ванкувере .

Ученик.

- Это Ирек Зарипов. Мы читали о  нем рассказ К.К. Осипова «Сильные люди».

Учитель.

         5.  -  Этот  рассказ вы нашли в Интернете.

 ( Чтение отрывка из рассказа от 3 лица разными учениками с экрана)

    Воспитатель читает начало рассказа эмоционально, давая образец речи,

В 2000 (двухтысячном году) Ирек попал  в аварию: грузовик переехал ноги… Ирек вспоминает:

Ученик  читает от первого лица, инсценируя героя.                                

   «Я думал: как же так? Жил- был нормальный, здоровый парень. И вдруг стал калекой. Я даже не знал, кто такие инвалиды. И уж тем более не знал, что  есть спорт для инвалидов. Два года я сидел дома.  Отходил от шока. Долгой была реабилитация».

     Ученик  читает от  3 лица:

  Зарипов стал деградировать (словарь): не выходил на улицу.  Он жил с родителями на 5 (пятом) этаже, поэтому на коляске не съедешь.  Ирек  много курил, набирал вес. Не жил, а существовал  как растение.  Родители очень переживали за него.

      Ученики читают  предложение по ролям.

И вот однажды, швырнул  палку в ведро и сказал сам себе: «Я не растение. Я – человек!»

Ученик.

- Парень взялся за себя: начал читать спортивную литературу, сел на жесткую диету. И за короткий срок согнал 30 килограммов. Затем купил  гантели, начал качать мускулы. А в 2004 году участвовал в чемпионате по тяжелой атлетике в Башкирии. Так началась спортивная карьера  покорителя лыжных трасс.

6.       Беседа Воспитателя.

- Вроде бы не  много паралимпийских видов спорта, но ведь за каждым из  них целая история становления  человека. Ведь не так давно никто  и подумать не мог, что люди с ограниченными возможностями будут участвовать в   соревнованиях.

Воспитатель

(Вопрос на размышление):

-Как вы думаете, ребята,   почему стал бороться с болезнью  герой рассказа Осипова?

Ученик.

-Я  думаю, что ему стало жалко родителей.

Ученик.

- Мое мнение, что  Ирек Зарипов- настоящий мужчина. Он сделал выбор:

решил доказать, что он человек,  личность.

 Воспитатель

-Кому он решил доказать, что он личность? ( «Люди, смотрите, какой я  герой!»)

Ученик.

- Нет, я так не думаю. Человек всегда хочет доказать самому себе, что он может победить болезнь.

7. Ученик.

У  Ирека Зарипова прекрасная семья. Жена – волейболистка ( в прошлом). Растет маленький сын.  Ирек счастлив. Но не собирается останавливаться на достигнутом.

-От первого лица:  «Иду по жизни, пробивая себе дорогу сам. В спорте ставлю  только  высокие задачи. И надо держать эту планку»…

 8 Воспитатель

- Есть такие выражения:  Хоровое  чтение с экрана.

-«Если хочешь что- то изменить, начни с себя ».

-«Чтобы выбраться  из трудностей,  пройдите через них».

9.  -Релаксация.  Мимические загадки. ( Каждый из ребят изображает вид спорта, остальные угадывают и называют.)  (музыка)

(футбол, баскетбол, лыжный спорт, фигурное катание, волейбол, теннис)

10. Рефлексия.  Обобщение по теме урока.

Воспитатель  Рефлексию, ребята, помогут вам провести ваши сочинения на тему «Мы сильные люди». Чтобы перейти к обобщению, скажите, почему я пригласила к нам на  урок всеми уважаемую Татьяну Федоровну, нашего школьного врача?  

Ученик.

- Послушать, как мы говорим и работаем на  уроке.

Воспитатель

-Не совсем так. После того,  как мы послушаем нашего врача, мы  сделаем выводы, что нас объединяет с Иреком Зариповым?

Врач читает краткие диагнозы ребят, когда они пришли в школу в 1 класс.

Параллельно идут слайды о победах ребят в  соревнованиях и в других делах.

-Попробуйте угадать, кто из ребят преодолел свой недуг?

                                  ПРЕОДОЛЕНИЕ СЕБЯ.

          Диагнозы  учащихся  (сообщение

школьного врача)

  Успехи, достигнутые в спорте

              (слайды)

1. Тугоухость 4 степени,  внутричерепное давление, частое головокружение.

Неоднократный победитель в соревнованиях  по спортивному ориентированию, тренер  младших ребят.  Призер соревнований по бадминтону.  Победитель Всероссийской  зимней спартакиады   по керлингу 2013 году.

2. 3 степень тугоухости.  Ринит. Постоянные простудные заболевания. Неадекватное поведение в школе.

Дважды Чемпион России по Греко- римской борьбе в Москве  в 2012 году и в Рязани в 2013 году. Обладатель значка «Кандидат  в мастера спорта», тренер команды мальчиков из  отделения глухих детей.

  1.  3- 4 степень тугоухости. Родился с больным сердцем – инсульт. ДЦП,  порез правых конечностей.

 Большая потеря зрения.

Выдержки из сочинения: «Я не думал, что мне ребята доверят защищать ворота в футбольном матче за честь школы.  Но  мы победили очень сильных соперников».  Посещение секции КАРАТЕ укрепляет так же мое здоровье».

4. Сосудистая дистания.  Проблемы с сердцем .

Но игра в футбол и велосипедный спорт закалили меня.

5. 4 степень  тугоухости, эпилепсия.

Участие в самодеятельности школы- исполнение жестовых песен помогают мне тренировать память, улучшает мое эмоциональное состояние. Лауреат фестиваля «Шире круг».  Мои любимые виды спорта: футбол и теннис.

6. Опущение почки.  Сколиоз.

 Победитель  1 Всероссийской зимней спартакиады по керлингу. Постоянные  тренировки  в секции ЮДИ.

-Поблагодарим  нашего врача  за данные  и сделаем вывод.

-Какие качества необходимы для того, преодолеть  себя?

Ученики.

- Выносливость (хором)

-решительность

-отвага

-мужество

-воля  к победе

Табличка-

- Преодоление  себя –это достижение цели путем преодоления  препятствий. 

Спасибо всем за  урок.

Воспитатель

 Желаю дальнейших  спортивных достижений. Но, чтобы преодолеть себя и стать  активным гражданином нашей страны, надо уметь учиться, узнавать  много нового  не только в спорте, но и в других областях знаний.

Пожелания ребят олимпийцам и  паралимпийцам, участникам Олимпиады «Сочи-2014».                                

- Мы граждане своей страны!  Люди всего мира  смотрят и болеют за наших спортсменов. Пожелаем и мы в конце нашего урока всем участникам Олимпиады «Сочи- 2014»: (хоровое проговаривание).

Россия, вперед к победе!   Мы с вами!

Играет   гимн.  Все встают.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ф.В.Чижов - Муж сильного духа и деятельного сердца"

Имя Федора Васильевича Чижова гремело при жизни, но в нашем столетии несправедливо забыто. Ф.В.Чижов был выдающейся личностью в истории России XIX века – талантливый публицист, ученый-математик,...

"Сильные духом"

Творческая работа учащегося 7-го класса о человеке с ограниченными возможностями, сумевшего занять достойное место в жизни....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сильные духом , крепче стены."

Сценарий литературно – музыкальной композиции « Сильные духом крепче стены», посвященной Битве подМосквой, героям- Панфиловцам.Лазарева Анна Викторовна – педагог дополнительного образования, руководит...

Презентация к уроку литературы в 8 классе по теме "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом"

На изучение поэмы М.Ю.Лермонтова "Мцыри" я отвожу 4 часа. Урок "Мцыри - романтический герой, свободный, мятежный, сильный духом" является третьим в теме.  В течение урока решаются следующие задач...

беседа ко Дню инвалида "Сильные духом"

Эта беседа ко Дню инвалида, который отмечается 3 декабря. Цель беседы: знакомство детей с великими людьми, которые были  и есть неизлечимо больны, но не сломались, а долго и упорно работали, дост...

Методическая разработка классного часа "Сильные духом"

Методическая разработка  классного часа «Сильные духом» представляет собой информационный материал духовно- нравственного содержания, повествующий о людях непростой судьбы.Основная проблема заявл...

Внеклассное меоприятие "Люди сильные духом"

Внеклассное меоприятие "Люди сильные духом" посвящено международному дню инвалидов (3 декабря)....