Методика воспитания скоростных способностей учащихся на занятиях по "Тхэквондо"
статья

Мусаев Тимур Курманалиевич

В данной методической разработке рассматриваются аспекты, влияющие на физические способности учащихся. Данная работа будет полезна тренерам и преподавателям по физической культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika-vospitaniya-skorostnyy-sposobnostey-tkd.docx48.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мусаев Тимур Курманалиевич

Педагог дополнительного образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение. Лицей № 211 имени Пьера де Кубертена

«Методика воспитания скоростных способностей учащихся

на занятиях по «Тхэквондо»

Аннотация: В статье рассматриваются аспекты, влияющие на физические способности учащихся. Данная работа будет полезна тренерам и преподавателям по физической культуре.

Ключевые слова: тхэквондо, методика воспитания, скоростные особенности, комплекс упражнений

Достижение высокого спортивного мастерства в любом виде спортивной деятельности и, в частности, в тхэквондо связана с уровнем развития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) и эффективностью их взаимодействия. Высокий же уровень работоспособности, спортивного мастерства тхэквондиста достигается на базе развития быстроты. Отличительная черта мастерства тхэквондистов - наличие широко арсенала технических и тактических действий, требующих высокого уровня развития скоростно – силовых качеств, в частности, - способности к проявлении взрывных усилий, обладающих определенной приспособительной вариативностью к скоротечному изменению условии соревновательного поединка.

Поскольку в организме спортсмена не существует каких - либо  специальных механизмов, отвечающих отдельно за скорость, силу и выносливость, а любая спортивная деятельность обеспечивается одними и теми же функциональными системами организма, повышение специальной работоспособности спортсмена (как основная цель специальной физической подготовки) связано не с развитием отдельных физических качеств, а с функциональной специализацией организма в том направлении, которое необходимо для проявления высокого уровня силы, скорости и выносливости.

Современный уровень спортивных достижений требует организации  целенаправленной подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы.

Одной из главных задач, стоящих перед тренерами по тхэквондо является повышение такого физического качества как быстрота. В этом аспекте весьма актуальна проблема исследования эффективности воспитания скоростных качеств у тхэквондистов на этапе спортивного совершенствования.

В энциклопедии физической подготовки спортсменов в тхэквондо найдена методика развития скоростных способностей разработанная Е.Н. Захаровым, которая представляет собой набор комплексов упражнений

Объект исследования - процесс воспитания физических качеств у спортсменов 12-14 лет занимающихся тхэквондо.

Предмет исследования - технология воспитания скоростных качеств у спортсменов 12-14 лет на занятиях тхэквондо.

Цель нашей работы - определить эффективность воздействия комплексов упражнений направленных на воспитание скоростных качеств у спортсменов 12-14 лет занимающихся тхэквондо.

Рабочая гипотеза - мы предполагаем, что разработанная  технология воспитания скоростных качеств Е.Н.Захарова будет более эффективна, чем традиционная методика, используемая на занятиях тхэквондо.

Особенности вида спорта тхэквондо

Тхэквондо - это искусство, включающее в себя стиль мышления и образ жизни. Тхэквондо, в частности, прививает духовную культуру, дает силы для борьбы за справедливость. Тхэквондо известно, как одно из лучших средств развития и усиления перцептивных и физиологических свойств.

Каждое движение в тхэквондо базируется на научной основе и предназначено для достижения строго определенных целей.

Изучение тхэквондо дает занимающимся несколько уникальных преимуществ физической подготовке (Цой Хонг Хи, 1993г.).

Без сомнения, одно из самых драгоценных богатств жизни - хорошее здоровье. Благополучие, сила, слава, блеск физической красоты - все это становится не важным, если человек не обладает хорошим здоровьем.

Занимающиеся могут понять, как важно тхэквондо для здоровья, прочитав следующий отрывок, написанный доктором Робертом С. Арнером, обладателем черного пояса по тхэквондо.

«Тхэквондо можно заниматься индивидуально или в группах, не применяя отягощений и специального оборудования. Поскольку тело само устанавливает границы, изменения физического состояния занимающихся учитывается автоматически. Вся мышечная система от пальцев рук до пальцев ног начинает активно действовать».

Характерные для занятий тхэквондо большое число повторений и небольшие преодолеваемые сопротивления развивают «змеиную» тонкую мускулатуру. Такие мышцы располагаются ближе к кровеносным сосудам и, таким образом, достигается большая выносливость и работоспособность. (R. C. Brown, G. S. Kenyon (Eds) Classical Studies on Physical Activity. -Prentiss-Hall, Inc., New Jersey, 1968).(ЦойХонгХи, 1993г.).

Осуществляющиеся при выполнении ударов ногами, а также балансирующих движений руками повороты таза хорошо развивают мышцы брюшного пресса. Большинство ударов тхэквондо связано с высоким подъемом ног, что развивает боковые мышцы туловища и внутренней поверхности бедер.Стандартный режим тренировок связан с активной работой всего тела. Следствием такой работы является увеличение частоты сердечных сокращений, одновременное повышение интенсивности кислородного обмена сердца и легких. Подобная усиленная вентиляция называется аэробным эффектом (K. H. CooperAerobics. - M. Evants&Co., NewYork, 1968), который характеризуется следующими проявлениями:

  • Повышение эффективности работы легких;
  • Улучшение системы кровотока, путем увеличения кровеносных сосудов, повышения их эластичности, снижение дистонии;
  • Улучшение состава крови, в особенности повышения содержания красных кровяных телец и гемоглобина;
  • Повышение жизнеспособности тканей тела благодаря усилению обменных процессов;
  • Улучшение работы сердца;
  • Улучшение сна и вывода из организма шлаков.

В следствие тренировок нормализуется вес тела, наблюдается увеличение мышечной ткани у худых и потеря жировых тканей у полных. Занятия тхэквондо довольно интенсивны - в среднем расходуется порядка 600 калорий в час, это один из самых высоких показателей в спорте. Поскольку следствием расхода 3500 калорий является потеря одного фунта веса, очевидно, что при занятиях тхэквондо 6 часов в неделю, человек будет терять каждую неделю по одному фунту «лишнего» веса. По утверждению Moloy, занятия тхэквондо развивают следующие качества:

  • Мышечная сила;
  • Способность мгновенно начать движение;
  • Способность быстро изменять направление движения;
  • Эластичность суставов, мышц и связок;
  • Периферическое зрение;
  • Концентрация внимания;
  • Понимание механизмов техники и движения тела.

Атакующий крик также имеет физиологическую подоплеку. Помимо того, что он служит для деморализации противника, во время этого крика напрягаются мышцы нижнего отдела брюшного пресса, что предотвращает от травм в случае контратаки. Сопровождающий крик вызывает полный выдох воздуха и прилив в легкие дополнительного объема свежего воздуха, улучшает дыхание и увеличивает жизненный объем легких.

Занятия тхэквондо можно рекомендовать и мужчинам, и женщинам, и детям. Тхэквондо способствует развитию перцептивной и двигательной систем, вниманию, улучшает восприятие, развивает тело, повышает обмен кислорода в легких и сердце, развивает координацию движений, которая важна в любом виде спорта и физическом труде (Цой Хонг Хи, 1993г.).

Принимая во внимание очевидные преимущества этого вида единоборств (овладение занимающимися приемами самозащиты, получение удовлетворения от занятий древнейшим искусством), кажется вполне закономерным, что со временем тхэквондо становится неотъемлемой частью жизни занимающихся.

Психофизиологические особенности подросткового возраста

Эффективность воспитания и обучения находятся в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания требуют периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

По данным Сапина М. Р. (2000г.), знание возрастных анатомо-физиологических особенностей необходимо при физическом воспитании, для определения эффективности методов обучения. При изучении развития человека и возрастных особенностей руководствуются научно-обоснованными данными о возрастной периодизации. В нашей работе мы затрагиваем один возрастной период - подростковый возраст.

Подростковый возраст - называется также периодом полового созревания, пубертатным периодом. Этот период жизни, в котором организм претерпевает ряд изменений, способствующий наступлению его половой и физической зрелости. В связи с резкими нейроэндокринными изменениями в этот период стремительно меняются вегетативные функции, обмен, физическое и психическое развитие. Он продолжается у юношей с 13 до 17 лет, у девочек с 11 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скорости роста, пубертатный скачек, который касается всех размеров тела (Обринесова Н. И., 2000 г., Смирнов В.М., Дубровский В.И., 2002г.).

Как отмечает Петрухин А. С. (2000г.), отличительной анатомической чертой организма подростка является опережающий рост костей его скелета, сравнительно с его мышечной массой. И хотя в организме человека к этому возрасту уже имеются зоны известного окостенения, в целом опорно-двигательный аппарат подростка представляет собой легко деформируемую систему. В возрасте 13-16 лет заканчивается окончательное формирование всех элементов суставов. В условиях нормальной физиологической деятельности суставы долго сохраняют неизменный объем движений и мало подвергаются старению. При длительных и чрезмерных нагрузках в строениях и функциях суставов появляются изменения: истончается и деформируется суставной хрящ, уменьшаются его пружинящие свойства и др.

В возрасте 11-15 лет создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений. Оценивая особенности двигательных функций подростка, укажем два научно установленных факта:

1. До 12-14 лет ребенок осваивает около 90% всего объема двигательных навыков, которые он приобретает в жизни;

2. К 13-14 годам входит в завершающую вазу формирования системы управления движениями.

Степень воздействия физических упражнений на организм в значительной степени предопределяется уровнем биологического созревания подростка. По данным Сальникова В. А. (1999г.), совершенно очевидно, что чем выше уровень половой зрелости в этом возрасте, тем при прочих равных условиях, будет выше и физическая работоспособность детей.

Биологические перестройки организма, связанные с периодом полового созревания, требуют от педагога значительного внимания при планировании физической нагрузки в этом возрасте. Неустойчивая психика подростка делает необходимым так строить процесс обучения, чтобы постоянно поддерживать его интерес. К тому же, в подростковом возрасте улучшается запаздывающее торможение, подросток становится менее восприимчивым к воздействию факторов внешней среды. В этом возрасте усиливается концентрация нервных процессов возбуждения и торможения, становится более выраженной контролирующая функция коры больших полушарий. К 11-12 годам замена непосредственного раздражителя словесным, дает положительную реакцию, но этого не наблюдается в тех случаях, когда слово у ребенка не связано с реальным действием (Фомин Н.А., 1973г.).

Известно, что у детей и подростков зона интенсивного психомоторного развития наблюдается в разные возрастные сроки, т.е. каждый детский возраст имеет свои особенности, свой уровень интенсивности. Последнее является существенной предпосылкой для более эффективного развития тех или иных двигательных качеств.

Многочисленные данные последнего периода в значительной степени расширили эти представления и конкретизировали наличие критических и

сенситивных периодов развития, что позволило сформулировать ряд основополагающих закономерностей, которые нашли широкое признание в теории и практике воспитания и спортивной тренировке.

В то же время большинство работ показывают более жесткие связи сенситивных и критических периодов в развитии тех или иных двигательных способностей с возрастом (в пределах одного года). Возрастной критерий не позволяет учесть многих закономерностей физического развития. Чаще учитывается хронологический (паспортный) возраст и практический не принимается во внимания темпы биологического созревания, особенно важно иметь в виду, что расхождение паспортного и биологического возраста бывает в наибольшей степени выражено в пубертатном периоде развития, когда разница в скорости возрастного развития сверстников может достигнуть 4 и более лет. (Властовский В. Г.,1967 г., Сальников В. А., 1999г.).

Следует отметить, что в возрастном диапазоне имеется сложная структура развития, в которой моменты повышения одной функции совмещаются с моментами стабилизации или даже понижением других. Адаптивные возможности развивающегося организма обусловлены взаимодействием сложного комплекса функциональных систем с постоянно изменяющимися условиями внешней и внутренней среды, что приводит к гетерохромному развитию этих систем в зависимости от их приспособительного значения на определенном этапе онтогенеза.

В подростковом возрасте содержание средств воспитания физических качеств существенно изменяется. Увеличиваются упражнения, которые обеспечивают воспитание специфических для определенной спортивной специализации качеств. Однако основные методические направления в воспитании физических качеств сохраняются во всех возрастных группах.

Как отмечает Фомин Н. А. (1973 г.), основываясь на экспериментальных данных о наиболее благоприятном сочетании и последовательности применения упражнений для воспитания физических качеств, в начале основной части урока необходимо предусмотреть упражнения для воспитания быстроты. В зависимости от конкретных задач урока силовые упражнения в отдельных случаях могут выполняться раньше скоростных. Физиологическими предпосылками подобной последовательности упражнений являются особенности нейродинамики и состояния периферического аппарата движения.

Сенсетивные периоды развития различных проявлений качества быстроты приходятся на 11-14 лет (максимальный уровень достигается к 15-летнему возрасту). Этот же примерно период является сенсетивным для развития скоростно-силовых возможностей (Солодков А. С., Солодуб Е. Б., 2001г.).

В частности выявлено, что сенситивные периоды в развитии скоростных, скоростно-силовых и силовых способностей не всегда совпадают у подростков одного хронологического возраста, но различающихся по типу телосложения. Определенные индивидуально-типологические особенности детей и подростков могут быть факторами, сопутствующими большей предрасположенностью проявлению и развитию тех или иных двигательных способностей (Сальников В.А., 1999г.).

В целом рассмотренный материал дает основание говорить о существенном влиянии индивидуальных особенностей подростков на динамику возрастного развития тех или иных двигательных способностей и морфологических признаков, не смотря на возраст, вид спортивной деятельности, характер учебно-тренировочного процесса и уровень подготовленности.

Проблема развития быстроты тоже ни была не замечена, и приведенный ниже материал доказывает это. По данным Верхошанского Ю. В. (1988г.), быстрота во всех специфических формах ее проявления проявляется двумя факторами: оперативностью организации и регуляции нейромоторного механизма, оперативностью мобилизации двигательного состава действия. Первый характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, обусловленной генотипом, и совершенствуется в очень незначительной степени. Второй поддается тренировке и представляет основной резерв в развитии быстроты. Отсюда развитие быстроты конкретного двигательного действия обеспечивается главным образом за счет приспособления моторного аппарата к условиям решения двигательной задачи и овладения рациональной мышечной координацией, способствующей полноценному использованию индивидуальных свойств ЦНС, присущих данному человеку.

 Скоростные качества, средства и методы их воспитания

Скоростные способности, по общему мнению специалистов, поддаются развитию с большим трудом и в значительно меньших пределах, чем другие физические способности. Следует иметь в виду также, что диапазон взаимного переноса скоростных способностей ограничен. Часто не коррелируют между собой не только явно различные формы проявления быстроты, но и сходные внешне ее проявления в составе одной и той же системы движений. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировке повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем - через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств быстроты (Зациорский В. М., 1970г, Верхошанский Ю. В.,1988г., Матвеев Л. П., 1991г.).

В учебно-тренировочных занятиях надо развивать всевозможные формы проявления быстроты.

Развитие быстроты это не изолированный узконаправленный процесс, а сложный процесс совершенствование спортсмена. Он зависит от состояния и особенностей Ц.Н.С. спортсмена, его нервно-мышечного аппарата, от силы, эластичности и быстроты сокращения мышцы, от координации движений и технического мастерства, от способности к большим волевым усилиям, направленным на выполнение упражнений с максимальной скоростью движений.

С ростом мастерства спортсменов методы и средства физической подготовки, применяемые в период обучения, теряют свою эффективность. Для дальнейшего повышения мастерства спортсмена необходимо менять методы и средства, создавать новые сочетания и комбинации.

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного тренировочного занятия, как правило, относительно не велик, даже у специализирующихся в видах спорта скоростного характера. Это обусловлено:

  • во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений;
  • во-вторых, тем, что их не целесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движения.

Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее (или, по крайней мере, лишь не значительно меньшей). С увеличением числа

повторений интервал удлиняется на столько, что общий режим тренировки становится слишком разреженным. Это обстоятельство также лимитирует объем скоростных упражнений в отдельном занятии. В интервалах между скоростными упражнениями рекомендуется кроме пассивного отдыха выполнять легкие движения, сходные по форме с основным упражнением с тем, чтобы поддержать психомоторную «настройку» к действию (Таварткиладзе Б.В., 1961г.).

В недельном режиме тренировки оптимальные условия для развития быстроты движений создаются, при частоте занятий, близкой к ежедневной (Т.Н. Коваль-Петренко и др.) фактическая частота занятий зависит от особенности спортивной специализации, уровня предварительной подготовленности спортсмена, бюджет общего времени, каким он располагает. Однако в периоды, когда необходимо обеспечить существенное развитие быстроты движений, следует стремиться, чаще включать скоростные упражнения в микроциклы тренировки, ограничивая в то же время их объем в отдельных тренировочных занятиях. Это не относится к этапам, где создаются предпосылки эффективного использования на следующих этапах концентрированных скоростных нагрузок.

При воспитании скоростных способностей используются средства и методы, применяемые для воспитания всех двигательных качеств.

 Средства воспитания скоростных качеств

Средствами развития быстроты являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения).

Для развития скоростных способностей применяют упражнения, которые должны соответствовать, по меньшей мере, трем основным условиям:

  • возможность выполнения с максимальной скоростью;
  • освоенность упражнений должна быть настолько хорошей, чтобы внимание можно было сконцентрировать только на скорости его выполнения;
  • во время тренировки не должно происходить снижения скорости выполнения упражнений.

Основными средствами развития различных форм быстроты являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.

Средства общей физической подготовки. В этой группе сосредоточены упражнения общего характера, разносторонне воздействующие на организм спортсмена и его функции и развивающие широкий круг двигательных навыков: гимнастические упражнения, упражнения из других видов спорта, бег, прыжки, и т.д. (Матвеев Л. П., 1991г., Холодов Ж. К., 2000г.).

Эти упражнения общей физической подготовки развивают спортсмена разносторонне и гармонически, способствуют более полному развитию специальных качеств, активному отдыху и восстановлению.

В этом многостороннем значении средств общей физической подготовки и заключается основная трудность их классификации, подбора и применения в практики подготовки спортсменов различного уровня и спортивного мастерства.

Вся основная группа общеразвивающих упражнений, направленная на развитие быстроты отдельных законченных ударных и защитных движений, должна быть максимально приближена к специальным, иметь скоростной характер с резким акцентированным сокращением основных мышечных групп и последующим их расслаблением.

Специфика единоборств, требует еще и того, чтобы подбор и применение всех этих средств шли с учетом особенностей вида спорта (Шатков Г.П. , Ширяев А.В., 1982г.):

  • специфики двигательных навыков единоборца (ациклический характер отдельных приемов и действий в целом, широкая вариативность приемов и действий в сочетании с высоким темпом);
  • необходимости точной координации максимальных усилий и ускорений;
  • соответствия задач обучения, совершенствования и тренировки спортсмена;
  • переноса двигательных навыков и физических качеств, выработанных в процессе разносторонней физической подготовки, в навыки и качества специфичные единоборствам;

Скоростные упражнения можно разделить на три основные группы:

  • упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей;
  • упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей;
  • упражнения сопряженного воздействия;

В настоящее время в физическом воспитании и спорте достаточно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже сотые доли секунды имеет большое значение (Зациорский В.М.,1970г., Чудинов В.А.,1976г.).

Особое место в тренировке специальных скоростных качеств должно занимать совершенствование простой и особенно сложной реакции.

Отрабатывая технику спортивных и профессиональных действий в различных стандартных ситуациях, решается проблема ускорения оценки ситуации и принятия решения.

Для развития реакции на движущийся объект можно использовать подвижные игры, но основными средствами тренировки являются все-таки упражнения, специфичные для каждого конкретного вида деятельности. Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. В ряде случаев большую роль в сокращении времени сложной двигательной реакции играет фактор предвосхищения ситуации (антицитирующий). Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стремятся прежде всего, научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения (Верхошанский Ю.В., 1988г., Филимонов В.И.,2000г.).

При тренировке реакции выбора идти по пути постоянного увеличения числа возможных вариантов, изменение обстановки.

Основным средством совершенствования времени реакции и улучшения эффективности защиты являются условные, вольные и соревновательные бои.

а) упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей;

б) упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей;

в) упражнения сопряженного воздействия;

Упражнения сопряженного воздействия подразделяются на упражнения с отягощениями, имеющие значительное сходство по характеру нервно-мышечных усилий и структуре с ударами и защитными движениями: упражнения с гантелями, резиновыми жгутами, с набивными мячами.

Здесь, на ряду, с выработкой двигательного навыка, схожего с ударным движением, развиваются и физические качества.

Средства специальной подготовки, направленные на воспитание скоростных качеств и определенных мышечных групп, которые необходимы для избранной спортивной деятельности, а также направленных на совершенствование техники. По своей структуре и характеру выполнение этих упражнений аналогично боевым движениям и способствуют совершенствованию специальных движений. Сюда относятся простые и сложные имитационные упражнения: подготовительные упражнения; для совершенствования передвижений, ударов, защит и контрударов, атак и контратак, боев с тенью; сюда же относятся и все упражнения на боксерских снарядах: боксерском мешке, груше, стенке, лапах и т.д.;

Боевые упражнения с партнером, условный и вольный бой, соревнования - являются основными упражнениями совершенствования физических качеств.

В целом вся группа специальных упражнений имеет по своему характеру преимущественную направленность на совершенствование отдельных законченных ударных и защитных движений.

 Методы воспитания скоростных качеств

Как считает Фомин Н.А.,(1975г.), методы воспитания скоростных качеств являются биологически обоснованными в том случае, если они стимулируют физиологические и биохимические процессы, обеспечивающие проявление этого качества. При воспитании качества быстроты необходимо учитывать особенности формирования навыков, характерных для определенных видов спорта. Существует множество различных методов и методических приемов для воспитания этого качества, но мы в нашей работе обозначим лишь основные, применимые к нашему виду единоборства.

Наиболее приемлемы и эффективны методы скоростной избирательной подготовки для спортсмена - подростка:

Комплексный метод, объединяющий два метода, основанного на эффекте силового воздействия, когда после упражнений с отягощениями или тяжелых снарядов применяются те же упражнения, но уже в облегченных условиях с отягощением, облегчающие выполнение упражнений в более быстром темпе и с большей быстротой;

Метод сопряженных воздействий это метод когда в занятиях применяются специальныеупражнения с использованием отягощений, что одновременно совершенствует и технику, и быстроту движений (В.М. Дьячков,1981г.).

По данным авторов Зациорского В.М., (1970г.), Холодова Ж.К., Кузнецова В. С.,(2000г.), методы строго регламентированного упражнения,включает в себя:

а) методы повторного выполнения действий с установкой на максимальную скорость выполнения движения. Этот метод заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений, по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 сек. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.

б) методы вариативного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе, в специально созданных условиях.

При использовании метода вариативного упражнения, чередуют движения с высокой интенсивностью (в течении 4-5 сек.) и движения с меньшей интенсивностью - вначале наращивают скорость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторяется несколько раз подряд.

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия (Вайцеховский С.М.,(1971г.), Холодова Ж.К., Кузнецова В.С.,(2000г.).

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражнения выполняются очень эмоционально, без лишних напряжений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вариативность действий, препятствующую образованию «скоростного барьера» (Филимонов В.И.,(2000г.), Холодова Ж.К., Кузнецова В.С.,(2000г.).

Метод круговой тренировки основан на соблюдении ряда организационно-методических положений. Проводится разминка, которая должна иметь скоростную направленность. После, организуются группы, в которых четное количество человек. Каждая из подгрупп по заданию занимает определенную «станцию». Каждая станция предназначена для совершенствования конкретного скоростного качества.

По данным Дегтярева И.П.,(1979г.), обычно на 1-й «станции» совершенствуется скорость одиночных ударов, на 2-й - быстроту защитных реакций, на 3-й-скорость передвижений и на 4-й-быстроту серийных ударов, выполняемых с максимально возможной частотой.

Для сохранения стереотипности временных интервалов, характерных для соревновательного боя, время выполнения упражнений на «станциях» должно составлять один раунд.

По команде тренера спортсмены начинают одновременно выполнять задания на «станциях» в течении 3 мин. После 30-секундного перерыва, необходимого спортсменам для перехода к следующей «станции», а также для частичного восстановления работоспособности, каждая подгруппа начинает выполнять очередное задание на следующей «станции». Пройдя полный круг и выполнив таким образом все задания, спортсмены отдыхают в течении 3 минут. В это время занимающиеся должны с помощью упражнений максимально расслабить те группы мышц, на которые падала нагрузка. После отдыха подгруппы повторно проводят тренировку круговым методом. Таким образом, общее время тренировки составляет около 27 мин.

Как считает Дегтярев И.П.,(1979г.), время круговой тренировки, тренер должен постоянно контролировать правильность выполнения задания на каждой «станции», обращая основное внимание на выполнение спортсменами задания с высокой скоростью и правильную технику упражнения.

Многократное повторение специальных и боевых упражнений изо дня в день с постоянной структурой, ритмом, темпом, быстротой и силовыми усилиями приводит неизбежно к выработке сложного динамического стереотипа, прочному усвоению основных ударных, защитных действий (Клевенко В.М.,(1968г.).

Специфические закономерности развития скоростных способностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относительно стандартное повторение движений с максимальной скоростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уровне, возникновению «скоростного барьера». По этому, в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оптимального сочетания методов, включающих относительно стандартные и варьированные формы упражнений.

Особенности воспитания скоростных качеств в единоборствах

О быстроте единоборцев мы знаем, пожалуй, несколько больше, чем о другом показателе мастерства. Это естественно, ведь единоборства немыслимы без мгновенной реакции, молниеносной атаки, стремительной  защиты. При исследовании боксеров были установлены три формы проявления этого качества (Дегтярев И.П.,1970г.). При этом, выявлены 4 ортогональных фактора определяющих проявление скоростных качеств единоборца:

  • латентное время реакции;
  • время выполнения одиночного удара;
  • максимальный темп выполнения серии ударов;
  • скорость передвижений.

Быстрота движений в чистом виде практически не проявляется. Ее внешнее проявление всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).

В единоборствах сложная реакция является наиболее специфичной, так как спортсмену приходится постоянно ожидать появления самых неожиданных сигналов (ударов, защит, маневров, финтов - ложных движений и т.д.) и постоянно быть готовым отвечать любым ответным (или встречным, опережающим) приемом. Для этого надо, оценив обстановку, сделать соответствующий выбор действий (желательно наилучших) и эффективно их провести. При тренировке быстроты реагирования (реакции на движущийся объект), тренировка должна быть направлена на способность увидеть перемещающийся объект и моторную фазу реакции. Необходимо зафиксировать взглядом объект до начала движения, тогда время реализации существенно уменьшается. Тренировочные требования должны постоянно усложняться:

  • постепенное увеличение скорости перемещения;
  • внезапность появления объекта;
  • сокращение дистанции реагирования.

Можно разгадать замысел противника, определить, чем он будет атаковать и в какую цель, но, чтобы не быть застигнутым врасплох, надо еще выбрать и соответствующий ответ. Мало того, надо выполнить его вовремя, не опоздав, а опередив противника. Причем не просто выполнить вовремя, а с определенным эффектом, т.е. быстро, точно, мощно. Время реакции лежит в основе тактического мастерства, скорость выполнения специальных действий (ударов, защитных действий и т.д.) обуславливает выбор тактической формы ведения боя спортсменом, способность к высокоинтенсивному нанесению ударов проявляется в поддержании высокой плотности боевых действий в поединке, что рассматривается как одно из главных условий успешной деятельности на ринге.

В современном спорте высших достижений непременным условием эффективности технико-тактических действий является развитая способность к антиципации, т.е. к предвидению действий противников, высокий уровень развития которой дает возможность спортсмену не только эффективно контратаковать свои действия, но и прогнозировать действия соперника и своевременно их разгадывать в ходе поединка (Сурков Е.Н., 1982г., Филимонов В. И., 2000г.).

Скорость - самый важный фактор для нанесения сильного удара. С точки зрения механики, сила (F) равна произведению ударной массы (М) и ускорения(А).

F=МА

В тхэквондо ноги служат и для передвижений и для нанесения ударов, в связи с чем, техника перемещений построена так, чтобы спортсмен имел возможность наносить удары в движении из любого положения впроизвольном направлении. Это даёт необыкновенные качества при ведении

поединка, когда окончание одного действия одновременно является началом следующего, чем и обусловлена уникальность в тхэквондо скоростных атак и контратак с большим количеством действий за короткий промежуток времени.

Комплексы упражнений для воспитания скоростных способностей

Комплекс №1.

  1. Бег со старта из различных положений.
  2. Передвижение в различных стойках.
  3. Выполнение отдельных ударов рукой или ногой с максимальной скоростью в воздух или на снарядах.
  4. «Бой с тенью».

План - конспект учебного занятия

(для демонстрации варианта использования разработанных комплексов)

Задачи:

  • Совершенствование передвижений базовыми степами и сайт - степом;
  • Совершенствование техники нанесения отдельных ударов руками;
  • Совершенствование техники отдельных ударов ногами  «юп чаги»;
  • Развитие скоростных способностей;

Таблица 1-  Примерный план – конспект учебно - тренировочного занятия у спортсменов 12-14 лет, занимающихся тхэквондо.

Части занятия

Содержание занятия

Продолжительность

Организационно-методические указания

Подготовительная часть

Построение
Разминка:
-ОРУ в движении
-ОРУ на месте
-Подготовительные
упражнения
-Стретчинг

15 мин

Техника безопасности.
Сообщение задач занятия.
Темп средний, 40-60% от максимального. Выполнять упражнения с максимальной амплитудой

Основная часть

Удары ногами на месте:
-Ап чаги (прямой удар);
-Дольо чаги (боковой удар);
-Нерио чаги ( удар сверху вниз);
-Дольо чаги с
разношкой.
Удары ногами в передвижении:
- Дольо чаги (сзади стоящей ногой) + дольо чаги (сзади стоящей ногой) + два степа (передвижения) назад.
- Ап чаги (сзади стоящей ногой) +
дольо чаги (сзади стоящей ногой) + два степа назад.
- Стречинг задней поверхности бедра.
- Степ вперед + дольо чаги (сзади стоящей ногой) + нерио чаги (сзади стоящей ногой)
- Степ назад + дольо чаги (сзади стоящей ногой) + нерио чаги (сзади стоящей ногой) + степ назад.
- Перерыв
Удары ногами в передвижении:
- Степ вперед + сдвоенный дольо
чаги (от сзади стоящей ноги) + дольо чаги (сзади стоящей ногой) + степ назад.
- Дольо с разножкой + нерио чаги (сзади стоящей ногой) + степ назад.
- Стречинг внутренней поверхности бедра.
- Смена стойки + смена стойки + дольо чаги (сзади стоящей ногой) + дольо чаги (сзади стоящей ногой) + степ назад.
- Степ вперед + степ назад + дольо чаги (сзади стоящей ногой) + нерио чаги (сзади стоящей ногой) + степ назад.
Закрепление материала изученного ранее.
Базовая техника.
Стойки:
- Царет соги;
- Чумби соги;
- Ап соги.
ОФП:
- Отжимания;
- Пресс;
- Приседания.

7 мин

18 мин

10 мин

18 мин

7 мин

5 мин

Сгибание бедра выше уровня пояса.

 Взгляд направлен в сторону удара.

Во время удара выполнять поворот стопы опорной ноги.

Темп средний, 40-60% от максимального. Взгляд направлен в сторону атаки.

После выполнения удара принимать боевую стойку.
Наклоны плавные, без резких рывков.

Здание выполняется по сигналу.
Темп средний, 40-60% от максимального.

Взгляд направлен в сторону атаки. После выполнения удара принимать боевую стойку.

Упражнение выполнять с выпрямленной в коленном суставе ногой.

Здание выполняется по сигналу.
Во время выполнения стойки не допускать лишних движений.

Соблюдать правильное дыхание. На сокращение мышц – выдох, на расслабление – вдох.

Заключительная часть.

Игра «Вышибалы»
Растяжка.
Проверка теоретических знаний.
Построение.

5 мин

2 мин

3 мин

Подведение итогов.

Комплекс №2.

  1. Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров.
  2. Отбив своим предплечьем руки партнера наносящего «хлопок» по вашему плечу.

3. Нанесение серий ударов руками и ногами с максимальной частотой в воздух или на снарядах.

 Спрыгивание с подставки высотой 30-60 см.

Комплекс №3.

Уклоны с отведением плеча назад от «хлопка» по нему.

Поочередное выполнение с максимальной частотой ударов руками, а затем бег на месте.

  1. Выполнение фиксированных серий ударов в прыжках вверх на месте с концентрацией усилия в одной из них.
  2. Однократные прыжки в длину с места, с подхода или разбега.

Комплекс №4.

1.Уклоны «глотание удара».

2.Выполнение максимального количества ударов руками в прыжке на месте.

- Последовательное нанесение серий по 10 ударов руками или ногами.

- Многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный).

Влияние разработанных комплексов, направленных на воспитание скоростных качеств у детей 12-14 лет, занимающихся тхэквондо (ВТФ) дали следующие результаты :

Показатели частоты движений рук в тесте удар правой - левой рукой «джируги» за 10 сек. у экспериментальной группы в начале эксперимента составили 35±2,65, в конце данный показатель составил 40,2±1,6 поэтому прирост показателей составил 15%, у контрольной группы этот показатель в начале 32±2,34, а в конце эксперимента показатель частоты движений рук равен 34±1,8, прирост показателей 6,3%.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Агафонов Э.В., О.Г. Мешалкин Техника борьбы, Красноярск, 1999
  2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М., «Физкультура и спорт»; 1978.-223с.
  3. Бокс. Учебник для ин-тов по физ. культуре. Под общей редакцией Дегтярева И. П. - М., «Физкультура и спорт»; 1979.-178с.
  4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М., «Физкультура и спорт»; 1988.-331с. с ил. - (Наука спорту).
  5. Волков А.В. Как определить способности детей. - К., изд-во «Знание» Украинской ССР; 1982.-15с.
  6. Железняк Ю.Д., Петров П.К.. Основы научно-методической деятельности физической культуре и спорте: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Издательский центр. Академия;2001.- 264с.
  7. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки. (Методические основы развития физ. качества) под общей редакцией А.В. Карасев. - М., Лептос, 1994- 368с.
  8. Зациорский В.М. Физическое качество спортсмена. М., Физкультура и спорт. 1970-201с.
  9. Клевенко В.М. Быстрота в боксе. М., Физкультура и спорт. 1968-97с.
  10. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя. М., ООО фирма «Издательство АСТ». 1998-272с.
  11. Методика исследования в физической культуре. Под общей редакцией Д.Д. Донского. М., Физкультура и спорт. 1961-297с.
  12. Мешалкин О.Г. «Обучение и тренировка в спортивной борьбе», Красноярск, КГУ
  13. Мешалкин О.Г. «Структура процесса обучения и научные исследования в спортивной борьбе», Красноярск, КГУ
  14. Обринесова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. Учебное пособие для студ. М., Издательский центр «Академия». 2000-376с.
  15. Перевощиков Ю.А., Шевченко А.А. Основы физического воспитания. К., Висцашк. Головное изд-во. 1984-184с.
  16. Сапин М.Р. Брыскина З.Г. Анатомия и физкультура детей и подростков. Учебное пособие для студ. пед. вузов. М., Издательский центр «Академия» 2000-456с.
  17. Солодков А.С., Солодуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра - Спорт , Олимпия Пресс, 2001.-520с., ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика воспитания скоростных качеств юношей 12-14 лет, занимающихся тхэквондо

Предложенный  материал дает основание говорить о существенном влиянии индивидуальных особенностей подростков на динамику возрастного развития тех или иных двигательных способностей и морфологичес...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ САМБИСТОВ 14-16 ЛЕТ

Разработанные в рамках данного исследования варианты применения средств развития скоростных способностей позволяют увеличить интенсивность подготовки борцов-юношей, что позволяет совершенствовать скор...

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ (БЫСТРОТЫ)

Быстрота - это способность человека совершать двигательные действия в минимальное время.Физиологический механизм проявления быстроты связан прежде всего со скоростными характеристиками нервных процесс...

Презентация "Методика воспитания скоростных способностей учащихся на занятиях по Тхэквондо"

Достижение высокого спортивного мастерства в любом видеспортивной деятельности и, в частности, в тхэквондо связана с уровнемразвития двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости) иэффективн...

Особенности методики воспитания скоростно-силовых способностей для оптимального развития скоростной выносливости, через систему упражнений, используемых на тренировках для подготовки школьников к испытаниям "Легкая атлетика"..

Опыт представлен описанием системы работы по формированию скоростно-силовых способностей через упражнения, которые позволяют учителю развивать и поддерживать данное физическое качество. По степени нов...

Воспитание скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методом

Методический материал по теме воспитания скоростных способностей баскетболистов на этапе начальной подготовки игровым методам...