«Роль учителя физической культуры в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в основной школе»
статья по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Слепкова Марина Сергеевна

Руководство проектной деятельностью учащихся  по предмету физическая культура так же интересна как и на уроках других предметов. Мы с учащимися создали уже несколько проектов, на самые разные темы, с некоторыми проектами принимали участие в различных конкурсах разного уровня и занимали призовые места. Детям интересна проектнаяя деятельность , так как она дает ребенку быть самостоятельным, выбирать любую тему, которая интересна самому ребенку. Ребята работают не только творчески, но и участвуют в роли исследователей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМИ  ПРОЕКТАМИ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Слепкова М.С.

г. Байкальск, МБОУ «Средняя обшеобразовательная школа №11» (slepkova.marina@mail.ru)

Федеральный государственный стандарт основного  общего образования нацеливает учителей на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям ХХI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Метод проектов – совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.

Заслуга проектной деятельности в том, что она даёт возможность быть успешным каждому ученику, независимо от способностей, наклонностей, черт характера.

Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников, начиная с младших классов постепенно.

Главная идея, заложенная в проектную деятельность, состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Наша школа с 2013учебного года  стала  пилотной площадкой по реализации и внедрению новых  Федеральных стандартов.

Началась работа  над проектной деятельностью, где учитель должен  пробудить у учащихся интерес к теме проекта.

Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна.

Так как тема выбирается одна на всех, она должна быть достаточно емкой, чтобы в ней можно было выделить много разных подтем по интересам детей.

  Совершенно иная картина с выбором подтем - здесь уже дети могут делать личный выбор того, что им интересно. Для этого предлагается «Реклама проектов», где каждый  учитель дает  краткое описание своего проекта и дети могут выбрать понравившуюся для себя тему.

Для успешной организации работы над проектами я изучила темы проектов, которые предлагались обучающимся в групповых проектах:

  • Влияние физических упражнений на пульс человека.
  • Уровень двигательной активности учащихся основной школы.
  • Движение и здоровье.
  • Почему нужно чистить зубы
  • Исторические персонажи и ЗОЖ
  • Пишем книгу рекордов
  • Где и как растут чемпионы в нашем городе
  • Влияние различных видов обуви на стопу подростка.

А так же проводились индивидуальные проекты, где темы предлагали уже сами дети:

  • «Баскетбол в моей жизни» (Генинг И 8а класс)
  • «Мир мячей» (Барменкова И 9а класс)
  • «История штурмовой винтовки АR-15» (Булгаков Д 9а класс)
  • «Стадионы будущего»(Зубченко О 9а класс)
  • «Лечебное плавание» (Якушев Л 9а класс)
  • «Сколиоз. Как с ним бороться» ( Слепкова А 9а класс)

Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее работа над проектом не может считаться завершенной. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (администрация школы, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Предложила детям использовать памятку: 

Памятка для защиты проектов:

Я подготовил проект на тему....

2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….

3. В ходе проекта я решил проблему...

4.Для своего проекта отобрал материал.....

5. Использовал такую литературу....

6. Продукт моего проекта....

7. Я хочу рассказать о.....

8.На рисунке (фото) изображено.....

9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....

10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....

11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)

12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....

С некоторыми проектами у нас были выступления на различных конференциях.  С одним из проектов, тема которого «Уровень двигательной активности учащихся основной школы», выступили на районной научно – практической конференции: «Земли моей лицо живое», заняли 2 место. Участвовали в научно-практической конференции в г.Ангарске «Диалог культур», получили сертификат участника. В международном дистанционном конкурсе «Таланты России» с темой «Уровень двигательной активности в основной школе», заняли 3 место, во всероссийском конкурсе с этой же темой заняли 2 место.  На сайте для одаренных детей «Алые паруса» были опубликованы проекты на тему: «Движение и здоровье» и «Влияние физических упражнений на пульс человека». В региональном заочном конкурсе реферативных, опытнических и исследовательских работ (Центр дополнительного образования детей г.Иркутск) с проектом «Уровень двигательной активности в основной школе» Булгаков Дмитрий получил диплом  2 степени.

В заключении хотелось бы сказать, что успешность важна для каждого ребёнка. Надо доказать и показать каждому, что его работа имеет значение и для группы, в которой он работал, и для всего класса, и для учителя, и для родителей.

Для оценки работы детей в проекте предлагается рецензия на проектную работу, где учитываются руководителем проекта положительные и отрицательные стороны, выявляются недостатки в работе и проект в конечном итоге получает оценку (отлично, хорошо, удовлетворительно). Так же сам ребенок, если это индивидуальный проект заполняет «Паспорт проекта», где указывает название проекта, описание проблемы, проблемные вопросы, аннотацию, цель проекта, продукт проекта и необходимое оборудование для демонстрации продукта.

        Выполняя различные проекты, дети научились работать в команде, договариваться между собой,  находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам, повысилась мотивация. Дети теперь сами предлагают темы проектов, которые им интересны.

Итак, организуя проектную деятельность  школьников, мы убеждаемся в правоте слов “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать и кто умеет добывать эти знания”.

Литература: 

  1. Алифанова Л.А.,Роль двигательной активности в развитии организма/Л.А.Алифановой/ «Педиатрия».-2002.№6. с.9-12.;

  1. Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт,2000.-с.151.;

  1. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.5-6 классы/ А.Г.Макеева.-М.: Просвещение , 2013.-63с.;

  1. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А.Кисилёв, С.Б.Кисилёва.-Волгоград: Учитель,2011.-251с.