"Уровень двигательной активности учащихся основной школы"
методическая разработка по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Слепкова Марина Сергеевна

Выявление двигательной активности у  учащихся основной школы разными способами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение      

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

«Уровень двигательной активности учащихся основной школы»

Руководитель проекта:

Слепкова М.С.,

учитель физической культуры

г. Байкальск

2020

Содержание

1. Цель  и задачи исследования …………….................................................................. 2

2. Актуальность …………………..…………………..……………...……...……..…… 2

3. Методика исследования …………………………………………………..……....… 3

4. Результаты исследования: теоретическая часть ……………………………….….. 3

5. Результаты исследования: практическая часть ………………………………...….. 4

6. Выводы ……..………………………………………………………...……………… 9

7. Список использованной литературы и сайтов ……………………...…….……… 10

Объект исследования: двигательная активность учащихся среднего подросткового возраста.

Цель исследовательской работы: определить  уровень двигательной активности  учащихся 6 и 8 классов нашей школы.

Задачи исследовательской работы:

  1. Изучить доступные источники научно-популярной информации в целях согласования ключевых понятий проводимого исследования («здоровье», «движение», «двигательная активность»), подтверждения гипотезы о пользы ходьбы для организма человека и выявления последствий малоподвижного образа жизни.

  1. Освоить методику определения расстояния, которое человек проходит ежедневно, провести соответствующее исследование.

  1. Провести анкетирование среди сверстников.

Актуальность исследовательской работы: 

В последнее время всё чаще и чаще активные форы досуга заменяются пассивными (увлечение Интернетом, компьютерными играми, SMS-коммуникацией и т.д.). Одна из характерных особенностей современного образа жизни, имеющая прогрессирующую тенденцию – сокращение объемов двигательной активности (гипокинезия) и мышечной работы (гиподинамия) в сочетании с нервно-психическими перегрузками.

Однако физическая активность является неотъемлемым видом деятельности человека, совершенно необходимым для сохранения и укрепления здоровья. Проведённое исследование позволяет установить текущее состояние по исследуемой проблеме в конкретном образовательном учреждении и на основании полученных результатов провести просветительскую работу силами самих учеников, являющихся авторами исследования.

Межпредметные связи: биология, математика, информатика.

Используемые методы:

  • Теоретические: изучение научно-популярной литературы по исследуемой проблеме;
  • Эмпирические: наблюдение, проведение измерений, проведение социологического опроса.

Теоретическая часть

Движение - это состояние противоположное покою и состоящее в перемещении предмета или его частей.

Это главное проявление жизни, без него немыслима творческая деятельность.

Ограничение движений или их нарушение неблагоприятно сказывается на всех  жизненных процессах. 

Несколько примеров определений понятия «движение» в толковом словаре:

  • Движение планет
  • Движение поезда
  • Действие, работа какого-нибудь механизма
  • Движение руки
  • Изящное движение
  • Неловким движением руки  он разбил стакан
  • Движение событий
  • Аудитория следила за всеми движениями оратора

Здоровье — это состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции (отсутствие недуга, болезни). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, биология, эпидемиология, психология, психиатрия, педиатрия и многие другие.

Охрана здоровья человека (здравоохранение)- одна из функций государства.

Всемирный день здоровья отмечается ежегодно 7 апреля.

Двигательная активность и двигательная деятельность человека - одно из необходимых условий поддержания нормального функционального состояния человека.

Недостаток мышечной деятельности приводит   к  кислородному голоданию или витаминной недостаточности,  что пагубно влияет на формирующийся организм ребёнка.

В чём польза ходьбы для организма? Доказано, что риск заболеваний сердечно-сосудистой системы существенно снижается у людей, которые проходят в день не менее трех километров.

Ходьба показана даже тем, у кого есть некоторые проблемы с заболеваниями коленной чашечке, тогда как при любом беге возникает невыносимая боль.

Ходьба поможет вам увеличить и поддерживать объём своей мышечной массы, ослабит воздействие стрессов, уменьшит общее  беспокойство, значительно улучшит самочувствие.

Что происходит при малоподвижном образе жизни? Люди, проводящие более шести часов в день в сидячем положении, увеличивают на 40 % вероятность смерти в течение 15 лет по сравнению с теми, кто сидит ежедневно менее трех часов.

Мышцы становятся более  дряблыми из-за низкого тонуса, в результате чего в комплексе увеличивается риск возникновения сердечных заболеваний и «скапливается» лишний вес.

Практическая часть

C:\Users\Марина\Desktop\проект 6 класс декабрь 2014\фото проект 2015\DSC05465.JPG

Мы изучили два способа измерения шага:

  • 1 способ: Подросток должен встать на ровной поверхности, шагнуть вперёд одной ногой. Взрослый с помощью санти-метровой ленты измеряет расстояние от носка одной ноги ребёнка до носка другой ноги.

  • 2 способ: Встать ровно, отметить линию, на которой находятся носки. Затем сделать вперёд  пять шагов и отметить линию, на которой находится носок ноги, оказавшейся впереди. Измерить расстояние от первой линии  до второй и разделить это расстояние на 5. Это и будет размер шага.

C:\Users\Марина\Desktop\проект 6 класс декабрь 2014\фото проект 2015\DSC05472.JPG

Таблица результатов измерения шагов 1 и 2 способами

Фамилия, имя ученика

1 способ

2 способ

Размер шага

Булгаков Дмитрий

63 см.

375 см.

75 см.

Якушев Леонид

70 см.

301 см.

60.2 см.

Жилин Андрей

70 см.

412 см.

84.4 см.

Амосов Роман

57 см.

315 см.

63 см.

Педынин Роман

61 см.

361 см.

72.2 см.

Попов Григорий

48см.

426 см.

85.2 см.

Семенчук Алексей

50 см.

420 см.

84 см.

  Задание № 1: Подсчитать количество шагов:

  1. Проходя от двери своей квартиры до входной двери подъезда.
  2. Проходя от входной двери в школу до двери класса.
  3. От своего подъезда до дверей школы

Задание № 2:

Ученики рассчитывают, какое количество шагов они должны сделать, чтобы сжечь калории, которые были получены при употреблении  1 пачки чипсов.

При нормальной ходьбе  за 1 шаг тратится 0,45 ккал. Калорийность 100 г пачки чипсов -538 ккал. То есть, для того чтобы сжечь полученную энергию, нужно сделать 11 955 шагов. 538ккал: 0,45 ккал= 11 955 шагов

Анкета для определения уровня двигательной активности

в 6-х и 8-х классах

  1. По утрам я:


А) всегда делаю зарядку        
Б) иногда делаю зарядку
В)  не делаю зарядку

  1. Я играю в подвижные игры:


А)  несколько раз в неделю
Б)  раз в неделю и реже
В)  изредка

  1. Я занимаюсь в спортивной секции, танцевальном  или туристическом кружке:


А) регулярно
Б) от случая к случаю
В) не занимаюсь

  1. Я хожу  пешком 30 минут и более минут:


А) каждый день
Б) несколько раз в неделю
В) редко

По каждому вопросу полученные данные мы занесли в таблицы  и на их составили  диаграммы:

Вопрос №1

По утрам я …

6 «А»

6 «Б»

8 «А»

8 «Б»

ИТОГО

… всегда делаю зарядку

7

2

3

2

14 (17%)

… иногда делаю зарядку

10

8

8

11

37 (45%)

… не делаю зарядку

4

9

10

8

31 (38%)

Выборка

21

19

21

21

82

Вопрос №2

Я играю в подвижные игры …

6 «А»

6 «Б»

8 «А»

8 «Б»

ИТОГО

… несколько раз в неделю

11

13

10

11

45 (55%)

… раз в неделю и реже

5

2

6

6

19 (23%)

… не играю

5

3

5

5

18 (22%)

Выборка

21

18

21

22

82

Вопрос №3

Я занимаюсь в спортивной секции, танцевальном или туристическом кружке

6 «А»

6 «Б»

8 «А»

8 «Б»

ИТОГО

Регулярно

11

10

11

6

38 (45%)

От случая к случаю

6

3

5

10

24 (28%)

Не занимаюсь

4

7

5

7

23 (27%)

Выборка

21

20

21

23

85

Вопрос №4

Я хожу пешком 30 и более минут …

6 «А»

6 «Б»

8 «А»

8 «Б»

ИТОГО

каждый день

11

11

18

14

54 (65%)

несколько раз в неделю

5

7

3

7

22 (27%)

редко

5

1

0

1

7 (8%)

Выборка

21

19

21

22

83

Выводы:

  • Мы выяснили, что часто маршруты, которые кажутся нам дальними,  и мы привычно совершаем их  на транспорте, могут быть легко пройдены пешком, так как они сравнимы  с привычными для нас отрезками ежедневного пути. Двигательная активность помогает избежать появления лишнего веса. Следует помнить, что при употреблении в пищу  высококалорийных продуктов необходимо затрачивать дополнительные усилия, чтобы не формировалась избыточная жировая ткань.
  • Анализ результатов анкетирования учащихся 6 и 8 классов нашей школы указывает на то, что самое значительное позитивное влияние на уровень двигательной активности подростков оказывает ежедневная ходьба пешком в течение 30 минут и более, а также занятия подвижными играми.
  • В целях увеличения двигательной активности мы можем порекомендовать своим сверстникам регулярное выполнение утренней зарядки, а также  посещение спортивных секций, хореографических кружков и других молодежных объединений, постоянные занятия в которых способствуют укреплению здоровья и существенно снижают риски сердечнососудистых заболеваний, ожирения и других проблем медицинского характера.

Источники анализируемой информации: 

  1. Алифанова Л.А.,Роль двигательной активности в развитии организма/Л.А.Алифановой/ «Педиатрия».-2002.№6. с.9-12.;

  1. Большой толковый словарь русского языка. Санкт-Петербург: Норинт,2000.-с.151.;

  1. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья.5-6 классы/ А.Г.Макеева.-М.: Просвещение , 2013.-63с.;

  1. Справочник учителя физической культуры/авт.-сост. П.А.Кисилёв, С.Б.Кисилёва.-Волгоград: Учитель,2011.-251с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увеличение двигательной активности учащихся за счёт использования педагогических технологий урока.

Данная презентация была составлена для 10-минутного сообщения на методическом семинаре "Использование здоровьесберегающах технологий как фактора повышения качества учебно-воспитательного процесса".Цел...

Физическое воспитание и двигательная активность учащихся

В предложенном материале представлена система работы по формированию у учащихся позитивного отношения к здоровому образу жизни....

Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»

Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...

Метод проектов, как форма активного изучения русского языка и литературы учащимися основной школы

Эта работа - обобщение опыта по теме "Метод проектов, как форма активного изучения   русского языка и литературы учащимися основной школы". ПРОЕКТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ«Значение и тайна жен...

Экран двигательной активности учащихся

экран двигательной активности учащихся...

Методическая разработка на тему"Развитие двигательной активности учащихся в процессе физического воспитания"

Обзор литературы по теме иследования.Активность учащихся на уроке физической культуры.Развитие интереса к занятиям физической культуры  через сочетания игрового и соревновательного метода.П...

Двигательная активность как основной фактор развития человека

Одним из основных факторов гармоничного развития ребёнка является его физическая активность, которая включает в себя определённые двигательные навыки и качества, которые получает ребёнок в ходе освоен...