ПК 3.4 учебно-методический материал
учебно-методический материал по физкультуре

Гальчук Любовь Алексеевна

Предварительный просмотр:

Название проекта -  «Фаст фуд – вкусно или вредно».

Руководитель проекта: Щербо Наталья Сергеевна и Шевяков Данил Равильевич

Название учебного учреждения: Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Год разработки: 2021-2022 уч.год

Опыт использования: 1-2 курс

Тип проекта: Исследовательский

Время работы: Январь 2022 – Февраль 2022

Проблемная ситуация – В 21 веке одной из многочисленных проблем социума являются многочисленные заболевания, среди которых: ожирение, нарушение деятельности сердечнососудистой системы, расстройства пищеварительного тракта. Одной из  немаловажных причин на наш взгляд является нерациональное питание, а точнее, чрезмерное увлечение фаст-фудом современных людей. Это приводит к тому, что перечисленными заболеваниями страдают даже дети. А как обстоит дело в нашем колледже? Насколько часто  студенты употребляют фаст-фуд?  Осознают ли они вред наносимый употреблением фаст-фуда своему здоровью?

Проблема проекта –

 В основе этого проекта лежит желание учащихся:

·  Принять участие в поиске информации возникновения и истории изменения продуктов фаст-фуда;

·  Изучить статистику исследований вреда, наносимого  чрезмерным употреблением фаст-фуда.

Цель проекта:

·  Педагогическая: формирование компетентности в сфере познавательной деятельности,  критического мышления;

·  Практическая: умение выделять проблему и находить пути ее решения; проводить и анализировать результаты анкетирования, оформлять полученный результат в виде диаграмм; собирать информацию из различных источников.

Задачи проекта:

  • развивать поисковые навыки и умения;
  • собрать и проанализировать информацию об истории возникновения и разновидностях  фаст-фуда;
  • овладеть приёмам анкетирования  и способам обработки полученных результатов;
  • сформировать осознание вреда наносимого фаст-фудом здоровью человека;
  • усовершенствовать навыки работы с разнообразными источниками информации;
  • овладеть навыками работы на компьютере в программах: Microsoft Office Power Point 2010, Microsoft Office Word 2010;

 Необходимое оборудование:

  • Анкета для обучающихся школы.
  • Компьютер.

Аннотация:

У множества жителей нет времени для приготовления полноценного завтрака, обеда и ужина. Кофе пьется на ходу из торговых автоматов. Забежал после работы в ресторанный дворик или же дома разогрел замороженные полуфабрикаты - ну что, кажется, может быть проще? А вот о последствиях мало кто задумывается. Не вредно ли это? Да и вообще, что такое «фаст-фуд»? Именно на эту тему мы разработали наш проект. История фаст-фуда, его разновидности, степень вреда – всё это вы найдёте в проекте «Фаст-фуд – вкусно или вредно».

Актуальность выбранной темы:

Современные люди не приучены не только к рациональному питанию, но и к режиму потребления пищи. Отсутствие культуры питания дома, высокий темп современной жизни приводит к тому, что мы всё чаще употребляем еду быстрого приготовления. Нужно сказать, такое питание не является ни полезным, ни правильным. Поэтому говорить о вреде, наносимом фаст – фудом нашему здоровью, важно и актуально. 

 Цель:  Обоснование вреда, наносимого фаст-фудом здоровью человека.

       Задачи:

  • Выяснить отношение учащихся к употреблению фаст-фуда (провести анкетирование и проанализировать результаты);
  • Изучить  историю возникновения и состав пищи быстрого приготовления;
  • Доказать опасность употребления в пищу фаст – фуда;
  • Убедить других не использовать подобную пищу;
  • Создать брошюру рекомендаций по употреблению фаст – фуда.

Содержание проекта

ПЛАН:

·        Цель, задачи, актуальность.

·        Введение. Исследование.

·        История возникновения фаст-фуд.

·        Виды фаст-фуд.

·        Вредно или вкусно (статистика исследований)

·        Выводы. Внешний продукт.

·         Рефлексия.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Щербо Наталья Сергеевна

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА    РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ И                          САМОИДЕНТИФИКАЦИЮ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 49.02.01

Защите

Физическая культура

«_____» февраля 2021 г.

Курс: 3, группа: 39

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Подгорная Ю.Н.,

____________ / Анищенко И.Л.

преподаватель психологии

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

«_____» февраля 2021 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2020

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САМОСОЗНАНИЯ И САМОИДЕТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Феномен самосознания и рефлексии

5

1.2. Проблемы самоидентификации «Я» и взаимосвязь с социальными ролями у подростков

8

1.3. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на развитие    самосознания и самоидентификацию личности

11

Выводы по 1 главе

15

ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация исследования и его методы

17

2.2. Методики исследования

18

2.3. Анализ полученных результатов

19

Выводы по 2 главе

24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

28

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

31


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Проблема самоидентификации и самосознания, как в философии, так и в педагогике и психологии одна из острейших во все времена, поскольку связана с идеологией и условиями конкретного исторического времени и решалась каждый раз своеобразно. С учётом современных условий (глобализация, ускоряющийся поток информации, всеобщий и духовный кризис, реформирование образования и т.п.) значимость исследований этих вопросов значительно возрастает.

Сознание человека призвано правильно «отражать» внешний мир, других объектов и собственное «Я». Отношение к самому себе особенно важно для достижения личностной идентичности, или самоидентификации. И в самом деле, самоидентификация – это субъектное отношение, процесс соотнесения себя с собой, в результате которого формируются представления о себе как о самотождественной, цельной и уникальной личности [3, с. 50].

Самосознание призвано регулировать отношение личности к собственному «Я», оказывающее влияние практически на все аспекты поведения человека, играя важнейшую роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования жизни и разрешения кризисных ситуаций [17, с. 6].

В подростковом возрасте повышается интерес к собственному «Я», стремлению познать себя, свои возможности, способности, укореняются социальные роли подростка (сын, брат, спортсмен, друг, ученик и пр.). Проявление интереса к собственному «Я» обусловлено развитием психологического новообразования «чувства взрослости». В итоге формируется самооценка, которая в этом возрасте часто оказывается несовершенной: у одних завышенная, у других  заниженная. В связи с появлением неадекватной самооценки, у одних подростков могут закрепляться нежелательные качества: самоуверенность, зазнайство, неуверенность в своих силах, агрессивное поведение, закрытость и т. д. Процесс становления личности подростка должен смещаться на самовоспитание, что связано с завершением формирования самосознания. В. А. Сухомлинский указывал, что истинное воспитание совершается тогда, когда есть самовоспитание [12, с.10].

Тема становления подростковой идентичности и её кризисов приобретает доминирующий характер и поднимает вопросы к педагогической и психологической осведомлённости и пониманию этого процесса.

Вышеуказанная проблема составляет суть и актуальность выбранного нами исследования.

Объект: личностные особенности подростков.

Предмет: уровень развития самосознания и самоидентификации «Я» у подростков-спортсменов и не спортсменов.

Цель исследования: оценить естественный уровень развития самосознания у подростков, занимающихся и не занимающихся спортом.

Задачи исследования:

  1. изучить состояние разработанности проблемы самосознания и самоидентификации в теории психологии, педагогики и философии;
  2. выявить источники кризисов самоидентификации личности в подростковом возрасте;
  3. определить диагностический инструментарий для выявления уровня развития самосознания у подростков;
  4. определить влияние физкультурно-спортивной деятельности на развитие самосознания и самоидентификацию личности на основе констатирующего эксперимента.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ             САМОСОЗНАНИЯ И САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ

В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Феномен самосознания и рефлексии

Напомним, что первым из психологов научно обоснованное представление о том, что такое «Я», предложил У. Джемс. Наше «Я», писал У. Джемс – это личностная тождественность, непрерывность, которую мы осознаем каждый раз, когда находимся в сознании и перед нами возникает вопрос, кто мы и что мы собой представляем. Но перед этим нужно углубить наши познания о самосознании и рефлексии, благодаря этому и строится наша личность.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов.

Самосознание  это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений c окружающими и его общения с ними.

В рамках концепции «объективного самосознания» последнее рассматривается как сличение совершённого поведения или поведения, требуемого ситуацией с представлениями о себе. При этом сами эти представления берутся не дифференциально, как «Я-образ» в целом, вобравший в себя социальные ценности, а выступает в роли, аналогичной роли схемы тела при построении движений. В зависимости от характера человеческой деятельности различные аспекты «Я-концепции» выступают в качестве регулирующего начала. Этот вопрос интересно ставится в философско-этических исследованиях, в которых обсуждаются и дифференцируются понятия долга, ответственности, стыда, чести, достоинства, совести.

Если когнитивный аспект «Я-образа» понимать как восприятие любых своих свойств, качеств, достоинств одновременно с представлением о должных качествах, свойствах, а эмоциональный аспект как самооценку или интеграцию этих самооценок (самоуважение), то неудивительно, что почти все в поведении человека оказывается зависимым от этих глобальных параметров.

Однако, точка зрения о том, что самосознание как в его структурном, так и процессуальном аспектах не является эпифеноменом, но выполняет важные функции в деятельности человека, кажется самоочевидной, психологические исследования часто начинаются с сомнения в этом тезисе.

Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Термин «рефлексия» является тождественным по смыслу к сути понятия «самосознания», который определяется как деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека, направленная на осмысление человеком собственных действий и законов [5; 3].

Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с какими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и, как бы, «распыленные» моменты своей психической жизни.

Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, её нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

Важно подчеркнуть, что самосознание возникает еще и в процессе совместной деятельности педагога и ученика и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.

На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве: отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя.

Чем лучше личность рефлексирует, тем продуктивнее происходит процесс разотождествления, т.е. человеку становится доступным осознание того, что его «Я» не приравнивается к его мыслям, эмоциям и поступкам. Таким образом, происходит попытка самоидентификации себя с самим собой, поиск того, кто «Я» есть. Особенно остро этот вопрос в жизни человека возникает именно в подростковом возрасте.

1.2 Проблемы самоидентификация «Я» и взаимосвязь с социальными ролями у подростка

Проблемы идентификации «Я» и кризисы самоидентичности человека, носившие характер общекультурного симптома, имели место и ранее. Но нынешнее время отличается тем, что прежний способ определения собственной самоидентичности оказывается невозможен в условиях осознания культурно-исторической обусловленности любых позиций рефлексии, претендующих на абсолютную значимость вне культурно-исторических, психологических, социологических и других рамок.

Одна из самых типичных социально-психологических «болезней» в подростковом возрасте – застенчивость. Робость из-за возможных неудач в своих общих суждениях, в откровениях по поводу своих человеческих качеств и способностях, в своей самооценке ввергает подростка в мучительный набор переживаний. Подросток углубленно изучает самого себя. Благодаря рефлексии происходит активное наполнение структурных звеньев самосознания. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент – «здесь и теперь».

Особое значение в подростковом возрасте имеет внешность. Идентификация с собой как с физическим телом у подростка обычно затруднена: ведь он начинает претерпевать очень быстрые метаморфозы в физической и духовной конституции лица и тела. Подросток придает своей внешности особое значение. Привлекательность, соответствие причёски и одежды канонам референтной группы сверстников, соответствие манеры телесных выразительных движений стандартам окружения – всё это имеет для него чрезвычайное значение.

Одной из причин возрастной застенчивости является именно высокая значимость внешности для большинства подростков: нередко встречается недовольство теми или иными чертами лица или фигуры (чаще у девочек-акселераток с ускоренным созреванием и мальчиков-подростков с задержкой или недостаточным физическим развитием). При этом родители и педагоги не только не вытесняют гипертрофированные ориентации подростков на свою внешность, но нередко своими критическими замечаниями и поддразниванием по поводу тех или иных особенностей физического облика усиливают у подростка чувство собственной неполноценности, что, в свою очередь, приводит к замкнутости, необщительности, пониженному настроению, а, то и к депрессии. Известно, что психотравмирующие высказывания позволяют себе многие родители, школьные врачи, педагоги. Особенно часто это делают учителя физкультуры, тренеры, хореографы.

В подростковом возрасте самовоспитание подростка связано с самоутверждением качеств личности через отдельные поступки. Оценивая свои поступки и качества, школьник обнаруживает свои недостатки, и это побуждает его к самовоспитанию. Однако в этом возрасте уровень осознанности самовоспитания недостаточно высок и чаще всего проявляется ситуативно. Самовоспитание носит односторонний характер. Например, воспитание физической силы подросток считает главным, а воспитание других качеств (интеллектуальных, моральных) отодвигает на второй план. Отсюда перед педагогом стоит важная задача – сделать самовоспитание всесторонним процессом формирования личности [12, с. 11].

В сложный подростковый период достаточно часто возникают периоды агрессии, связанные с психофизиологическими трансформациями в организме подростка. Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек – к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная – физическая», сколько выражение её в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых её формах – прямой или косвенной.

Так же у подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего; отношение ученика к учителю; отношение учителя к ученику; у девочек 6-7 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания; личная значимость предмета; умственное развитие ученика; продуктивность учебной деятельности; непонимание цели учения; страх перед школой [14, с. 87].

Эту стадию жизни, Э. Эриксон считает одной из важнейших в развитии личности, поскольку она связана с формированием целостного представления о своем «Я» и своих связях с обществом. Перед подростком встает задача обобщить все, что он знает о себе как школьнике, спортсмене, друге своих друзей, сыне или дочери своих родителей и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справляется с этой задачей психосоциальной идентификацией, то у него появляется четкое представление о том, кто он есть, где находится и куда ему двигаться в жизни дальше.

Если в предшествующие стадии жизни подросток уже выработал у себя с помощью родителей и воспитателей доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то его шансы на успешную идентификацию «Я» значительно увеличиваются. Но если в эту стадию подросток входит с грузом недоверия, нерешительности, чувства вины и неполноценности, ему гораздо труднее определить свое «Я». Симптомом неблагополучия молодого человека является «путаница ролей» – неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит.

Отдельно следует указать на подростковый кризис, связанный с духовным ростом и изменением психического статуса. Хотя в этот период происходит объективное изменение социального положения подростка наиважнейшим фактором, влияющим на возникновение кризиса, являются рефлексия на внутренний мир и глубокая неудовлетворенность собой. Потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом  вот основное содержание подростковых переживаний. Неудовлетворенность может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: непреодолимые угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. При этом сохраняется критическое отношение к этим состояниям, что усугубляет тяжелые чувства подростка.

  1. Влияние физкультурно-спортивной деятельности на развитие      самосознания и самоидентификацию личности

Исследований в области самосознания и самоидентификации личности спортсмена или учащегося подросткового возраста очень мало. И вместе с тем вопрос остаётся актуальным. Попробуем в нём разобраться.

Физкультурно-спортивная деятельность связана с проявлением максимально возможных результатов на соревнованиях. Тренировочный процесс зачастую требует от личности спортсмена проявления максимальных не только физических сил и возможностей, но и психологических. Не умея регулировать своё эмоциональное состояние, не проявляя и не воспитывая в себе волевых качеств, спортсмену или учащемуся будет сложно добиться каких-либо результатов.

Умение управлять собой (своими эмоциями, чувствами, состояниями)  важнейшая характеристика спортсмена, обеспечивающая высокий уровень спортивных достижений. Обычно в практике спорта используют психологическую подготовку спортсмена.

Чаще всего в процессе тренировочной деятельности спортсмены нарабатывают свои методы саморегуляции, но которые не всегда качественно работают. Поэтому актуальность феномена использования обучения методам психорегуляции (поскольку этот процесс построен специалистом, а не самим спортсменом), как фактора формирования самосознания, не оставляет сомнений. В спорте это направление редко затрагивается в научной литературе и рассматривается, в основном, в процессе технической подготовки и воспитания личности. Вместе с тем средства психорегуляции подталкивают спортсмена к глубокому самопознанию и самопониманию, что, в свою очередь, влияет на адекватную включенность субъекта в различного рода психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, проводимые в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Проблема регуляторной роли самосознания – одна из наиболее сложных и мало исследованных областей психологии человека. Суть этой проблемы, с нашей точки зрения, состоит в том, что содержание самосознания непосредственно не определяет поведение человека.

Хорошо известно, что яркие индивидуальные различия проявляются в развитости и осознанности человеком представлений о себе и окружающем мире, нравственных нормах поведения. В то же время наш житейский опыт свидетельствует, что имеется не меньше различий и в том, в какой мере наше самосознание способно реально регулировать наши поступки. Например, достаточно упомянуть о том, что спортсмены, в той или иной мере осознавшие для себя ценность спортивной деятельности, всегда по-разному вовлечены в тренировочный процесс.

Таким образом, нерешенными остаются вопросы о том, в какой мере человек как субъект активности использует в качестве средств саморегуляции имеющиеся у него представления о ценностях, жизненных планах, своих личностных возможностях и т.п., и посредством каких психологических механизмов содержание самосознания участвует в регуляции поведения, т.е. в постановке и достижении целей своей активности, в том числе и в повседневной жизни [9].

Как мы уже выяснили, самосознание является ядром личности человека, необходимым условием её становления и развития, за которым стоит способность человека выделять себя из объективного мира, осознавать и оценивать свое отношение к миру, к себе как к личности, к своим действиям, мыслям и чувствам.

На наш взгляд, можно выделить три основные функции самосознания. Первая из них связана со способностью личности к самоидентификации, самооценке себя и своего отношения к миру.

Вторая функция связана со способностью человека – быть субъектом осознанного и направленного изменения себя. Она проявляется в усовершенствовании себя за счет самопознания и изменения способов собственной жизнедеятельности [9].

Первые две функции самосознания были в значительной степени изучены многими авторами в эмпирическом плане. Так, механизмы поддержания внутренней целостности (реализации первой функции) были рассмотрены в исследованиях различных форм нарушений и искажений самосознания и их влияния на поведение человека [10].

Б. В. Зейгарник считала смысловое связывание основным механизмом саморегуляции, который делает возможным поддержание целостности и самотождественности. Особая роль этого механизма проявляется также в преодолении критических жизненных ситуаций, когда эта функция самосознания становится наиболее важной. Другим способом сохранения целостности является адаптация к самому себе – самопринятие, самоприспособление, что в свою очередь, способствует формированию самоуверенности личности [9].

Вторая функция – усовершенствование себя за счет самопознания и самоизменения – реализуется посредством личностной саморегуляции [9; 16; 10].

Здесь основной регулятивной формой самосознания выступает рефлексия, о которой мы говорили ранее, направленная на своё Я, которая служит способом изменения самоидентичности. С помощью рефлексии субъект осуществляет специальный анализ способов своей деятельности и явлений сознания, включающего в том числе и «образ Я». Рефлексия возникает только в определенных ситуациях, когда субъект сталкивается с необходимостью пересмотреть принятые формы деятельности, привычные представления о мире и собственном Я, свои установки и системы ценностей. Поэтому самосознание рассматривается рядом авторов также как «пересоздание» объекта рефлексии, в том числе и самого Я.

Наименее исследованной является третья функция – собственно направленная регуляция своего поведения и жизнедеятельности посредством самосознания, обеспечивающего их осмысленность.

Третья функция самосознания несёт неоспоримо основополагающую роль для личности спортсмена в спортивной деятельности.

Исследование проблемы регулирующей роли самосознания затрудняется различиями в понимании содержания саморегуляции. Зачастую об эффектах саморегуляции судят по самому факту происходящих изменений самосознания и поведения, обходя вопрос о психологических механизмах феномена саморегуляции. Не менее острым является вопрос о самом существовании специфических регуляторных процессов. Когда оно игнорируется, в качестве механизма саморегуляции рассматривается изменение координации психологических процессов и состояний, приводящее к изменению регулируемых переменных (состояния, поведения, деятельности и т.д.) [10].

Исследователи раскрывают мотивирующую и побуждающую роль самосознания к определённому поведению или деятельности [9]. Мотивирующие функции Я-концепции могут корениться в представлениях об идеальном «Я», могут являться отражением рассогласования настоящего «Я» и будущего «Я», а также следствием необходимости поддержания чувства собственного достоинства и самоуважения с помощью реальных достижений. Утверждается, что самосознание в его когнитивной и эмоциональной форме может регулировать отношение к окружающим, а также влиять на развитие тех или иных черт личности в целом [9].

Таким образом, регуляторная функция самосознания выделяется многими исследователями. Однако под ее проявлениями обычно понимают любые изменения в самосознании и поведении человека, вызванные как его собственной активностью, так и жизненными обстоятельствами, а собственно психологические механизмы регуляторного процесса, как правило, остаются вне поля внимания исследователей.

С точки зрения Моросановой В. И., саморегуляция осуществляется субъектом активности на основе целостной системы процессов осознанного выдвижения целей и управления их достижением. Эта система имеет свою закономерную структуру, которая мобилизует различные ресурсы индивидуальности в качестве средств её реализации. С этих позиций исследование регулирующей роли самосознания заключается в выявлении взаимосвязей различных компонентов содержательно-смысловой сферы самосознания со структурой стилевых особенностей саморегуляции поведения и деятельности.

Выводы по 1 главе

«Рефлексия»  часто употребляемый термин, в широком смысле практически совпадающий с термином «самосознание». Различие заключается в том, что понятие самосознания применяется для обозначения состояния сознания, а в рефлексии акцентируется деятельный момент. Это  мышление, познание. Но есть и другое отличие. Самосознание и рефлексия различаются объектом. В самосознании отражается человек как нечто целое, как единство субъективного и объективного, идеального и материального. Рефлексия же обращена на сознание, имеет своим объектом субъективный мир человека, идеальное. Это мышление, исследующее само себя, свои собственные формы, предпосылки, методы. Для него характерен критический анализ, оценка противоречий сознания, поиск способов их разрешения.

Проблема идентичности подростка подчеркивалась Э. Эриксоном. Он исходил из того, что психосоциальное развитие индивида проходит восемь стадий, которые характеризуются сильными и слабыми сторонами, а также психосоциальным кризисом. Подростки в возрасте 12 лет и больше характеризуются ролевыми смещениями и эго-идентичностью. Им надо собрать воедино появляющиеся знания о себе (какие они дети, чем они занимаются, какое хобби имеют и др.) и интегрировать эти многочисленные образы себя в личную идентичность. Она, с точки зрения Эриксона, представляет осознание как прошлого, так и будущего. Особо подчеркивается конфликт между Я-идентичностью и ролевым смещением. Основной упор он делает на «Я» и на то, как на него влияет общество, особенно группы сверстников. Эриксон считал, что подростки прежде всего стараются укрепить свои социальные роли. Они иногда болезненно озабочены тем, как выглядят в глазах других по сравнению с тем, что они сами о себе думают, как сочетать те роли и навыки, которые они развивали у себя раньше, с сегодняшними требованиями. Интеграция в форме идентичности  сумма внутреннего опыта, приобретенного ранее. Идентичность  возросшая уверенность подростка в том, что его способность сохранять внутреннюю тождественность и целостность согласуется с оценкой его тождественности и целостности, данной другими.

Спорт как специфический вид деятельности является одной из важнейших сфер самореализации и самоутверждения личности. Ее формирование в процессе спортивной деятельности происходит прежде всего посредством стремления к физическому совершенству. Оно выражается в качественном преобразовании личности. Ее психических способностей, эмоций, воли, мышления в экстремальных условиях спортивной деятельности, действий на пределе человеческих возможностей. В процессе занятий спортом человек создает сам себя, овладевает своими природными свойствами и приобретает социальные качества, учится корректному общению.


ГЛАВА 2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Организация исследования и его методы

Организация исследования.

Констатирующий эксперимент проводился в декабре 2020 года на подростках 13-16 лет, занимающихся спортом и имеющих первый взрослый разряд и выше (художественная гимнастика, настольный теннис) и, не занимающихся никакой спортивной деятельностью. В эксперименте приняло участие 20 человек, по 10 человек в каждой группе.

Методы исследования.

Анализ научно-методической литературы применялся с целью изучения состояния проблемы исследования, формирования цели и задач курсовой работы. Для определения уровня самоотношения личности спортсмена и человека, не занимающегося спортом, мы использовали тест, созданный психологом Пантелеевым.

Психолого-педагогический эксперимент  развитие психологии и педагогики обосновано тем, что из-за подрастающего поколения нужно обновлять знания в педагогики и психологии по средствам эксперимента. Без исследования в науке, изучающей образовательные проблемы, обойтись невозможно, так как только в правильно организованном и проведенном опыте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей

Анкетирование, тестирование  психологический вербально-коммуникативный и письменный методы, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов  анкета. Использование этого метода оправдывается тем, что иным способом нельзя узнать или понять мысли человека, его самоотношение и желание изменить в себе что-то.

2.2 Методики исследования

Для изучения сферы самосознания личности использовался многомерный опросник исследования самоотношения В. В. Столина –  С. Р. Пантелеева, содержащий 110 утверждений, распределенных по 9 шкалам (открытость, самоуверенность, саморуководство, зеркальное Я, самоценность, самопринятие, самопривязанность, конфликтность, самообвинение), включающий различные аспекты (когнитивные, динамические, интегральные). Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я» как выражение смысла «Я», как обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В основу понимания самоотношения положена концепция самосознания В.В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость.

Ниже приведены шкалы, характеризующие самоотношение.

Шкала «Закрытость» определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.

Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.

Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств.

Шкала «Отраженное самоотношение» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.

Шкала «Самоценность» передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других.

Шкала «Самопринятие» позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.

Шкала «Самопривязанность» выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.

Шкала «Внутренняя конфликтность» определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.

Шкала «Самообвинение» характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я».

Текст опросника, бланк ответов и интерпретация результатов представлены в приложении А.

2.3 Анализ полученных результатов

По результатам теста у испытуемых, которые занимались спортом на протяжении довольно длительного времени, были выявлены следующие результаты, что показывает об их самоотношении и то, как повлияло занятие спортом на их самосознание:

  1. По первой шкале «закрытости» можно сделать вывод, что дети занимающиеся спортом более 10 лет, а таких в нашем эксперименте было трое, имеют высокие значения, что говорит о выраженном защитном поведении личности, желании соответствовать общепринятым нормам поведения. Такой человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем. У других спортсменов средние значения эти показатели считаются нормой, что показывает избирательное отношение к себе, преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.
  2. По шкале «самоуверенности» 6 из 10 спортсменов имеют высокие значения, остальные средние. Высокие значения характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я» и смелость в общении. Средние значения  самоуверенность в себе в привычных ситуациях, но когда появляются трудности, самоуверенность снижается.
  3. В шкале «саморуководство» у половины испытуемых выявлены высокие значения. Показывающие, что основным источником развития своей личности считают собственное «Я». Они ощущает себя способными оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Средние значение раскрывают особенности отношения к себе в зависимости от степени адаптированности к ситуации.
  4. В шкале «Отраженное самоотношение» большинство имеет средние значение, двое высокие и двое низкие. Эта шкала подразумевает собой представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. Но так же она не отражает истинного отношения между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
  5. В шкале «самоценность» 8 из 10 спортсменов имеют высокие значения, показывающие, что человек высоко оценивает свой духовный потенциал, он склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес. У людей со значениями в пределах нормы выборочное отношение к себе. Они склонны недооценивать некоторые свои качества.
  6. По шкале «самопринятия» лишь один имеет высокие значения, говорящие о том, что человек полностью принимает себя, а свои недостатки считает достоинством. Средние значения отражают избирательное отношение к себе. Личность склонна принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.
  7. «Самопривязанность» выявляет степень желания измениться. Трое испытуемых имеют высокие значение, показывающие стремление оставить себя таким, какой есть, свои качества, требования к себе и оценку себя. Средние значения указывают на избирательность по отношению к себе, желание изменить лишь некоторые свои черты.
  8. «Внутренняя конфликтность»   наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность к самокопанию.

Двое из занимающихся имеют высокие значение, что показывает нам о негативном отношении к себе, такие люди постоянно контролируют себя, глубоко оценивают свою деятельность и во всем обвиняют себя. У остальных  средние значение, итог которых зависит от приспособленности человека к той или иной ситуации. В привычных ситуациях наблюдается положительное отношение к себе, но при внезапных трудностях возникает недооценненость своих способностей.

  1. По шкале «самообвинение» большинство входят в пределы нормы, двое высокие и лишь один имеет низкие значения. Занимающиеся с высоким показателем, склонны видеть в себе лишь недостатки и обвинять во всех промахах. Спортсмены, входящие в норму, выборочно относятся к себе, они могут, как обвинять себя, так и винить окружающих в проблемах. Подростки с низким значением предрасположены защищать собственное «Я» и обвинять окружающих в различных неприятностях.

Ниже рассмотрим данные теста у подростков, не занимающихся спортом.

  1.  По шкале «закрытости» девять из десяти испытуемых входят в норму значений, что говорит нам о том, что личность избирательно относится к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.
  2. В шкале «самоуверенность» у всех подросток имеются значения, входящие в норму. Такие подростки самоуверенны в привычных для себя ситуациях, но с малейшим изменением их вера в себя снижается.
  3. Шкала «саморуководство» содержит в себе результаты учащихся, что имеют высокие значения, а таких трое, остальные же входят в норму.
  4. В четвертой шкале «зеркальное самоотношение» двое из испытуемых имеют высокие значения, один низкие, а у остальных результаты являются нормой.
  5. По шкале «самоценность» у четырех испытуемых выявлены высокие показатели, остальные имеют значения нормы.
  6. По шкале «самопринятие» трое подростков имеют высокие показатели, остальные входят в норму.
  7. В шкале «самопривязанность» большинство личностей обладают значениями, что входят в норму. Но двое из испытуемых имеют низкие показатели.
  8. «Внутренняя конфликтность». По этой шкале двое подростков имеют низкие значения,  а остальные средние, что показывает нам выборочное отношение к собственному «Я». В привычных ситуациях наблюдается положительное отношение к себе.
  9. Шкала «самообвинение». По ней двое имеют низкие значение, что характеризует защиту собственной личности и обвинение других. Но у остальных подростков значения, входящие в норму, описывающие, что в некоторых ситуациях наблюдается защита себя, но так же обвинение других в проблемах.

По результатам полученных данных и для удобства анализа, мы создали таблицу (Таблица 1), в которой показали разность между показателями значений в «норме» (в процентах) по каждой шкале у подростков, что занимались спортом и не увлекающихся этим.

Таблица 1 – Показатели данных в «норме» по шкалам опросника В. В. Столина – С. Р. Пантелеева (в %) у спортсменов и не спортсменов

Шкала опросника

Показатели по шкалам в %

спортсмены

не спортсмены

1.Закрытость

70

90

2.Самоуверенность

40

90

3.Саморуковдство

50

70

4.Отраженное самоотношение

60

60

5.Самоценность

30

60

6.Самопринятие

90

60

7.Самопривязанность        

50

80

8.Внутренняя конфликтность

80

80

9.Самообвинение

70

70

Ср.значение

60

73

По результатам проведенного теста можно сделать выводы, что подростки, занимающиеся спортом, принимают свою личность такой, какая она есть, в отличие от не спортсменов. Но, если смотреть по всем результатам, то спортсмены имеют больше высоких значений в самоуверенности, что говорит о влиянии спорта на их личность. Также высокие показания есть и в шкале «саморуководство», благодаря чему мы можем сказать, что они более организованны и доверяют себе. Они ощущают себя более способными оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Им свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя. Так же спортсмены при неправильной работе с ними чаще всего «закрываются» и перестают пускать в свой внутренний мир людей (родителей, тренеров и др.).

Испытуемые, которые занимались спортом, довольно сильно различаются с подростками не спортсменами. Это можно увидеть, при сравнении результатов, ведь многие значения не входят в норму. У них либо высокие показатели, либо низкие. Детей, что с детства увлекаются каким-либо видом спорта часто можно увидеть в толпе. Такие дети более собранны и организованы, но у них иногда бывают проблемы с самопринятием из-за тренеров, что часто давили на них, для достижения лучших результатов.

На формирование осознанности спортсмена влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве: отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, личность формирует самооценку, причём любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14-15 годам (в подростковом возрасте) овладевает навыками процессов самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя. 

Занятия конкретным видом спорта также влияют на изменения в личности, на осознанность жизни в целом и непосредственно в спортивной деятельности. Из полученных данных можно сделать вывод, что спорт помогает подросткам-спортсменам социализироваться и делает их более рефлексирующими, и осознанными, благотворно влияет на их самоидентификацию. Отклонения от результатов в «норме» говорит о том, что не все тренеры используют личностный подход в работе с детьми, в процессе деятельности занимаются «натаскиванием» спортсменов на результат, не поясняя и не согласовывая цели.

Выводы по 2 главе

Во второй главе мы описали методы, используемые в работе, организацию исследования и методику диагностики уровня развития самосознания, а также подвели итог результатов полученных данных.

Сложно определить главные аспекты, способствующие внутреннему росту, развития самосознания, саморегуляции и реализации психологической натуры спортсмена, особенно в конкретном виде спорта. Изучение подобных взглядов в практике спорта происходит либо по заказу, либо по необходимости момента. Мы выяснили, что занятия спортивной деятельностью влияют на личность, способствуя её развитию, становлению самосознания и самоидентификации. Спортсменам приходится нарабатывать приёмы саморегуляции негативных эмоциональных состояний и рефлексировать, что способствует развитию осознанности, т.е. некого уровня «включённости» в спортивную деятельность.

Важно подчеркнуть, что самосознание возникает ещё и в процессе совместной деятельности педагога и ученика, и на подсознательном уровне связано с отношением к себе другого человека, с постоянной его проверкой, исправлением и развитием в процессе вхождения личности в систему межличностных отношений. Но такую же важную роль играют родители, что хотят осуществить свои планы, благодаря детям. Взрослые не всегда обращают внимание на слова и желания ребёнка, и это не приносит должных результатов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Феномен самосознания и самоидентификации личности остаётся актуальным и в настоящее время. В условиях глобализации, информатизации и медикализации современной жизни нерешённым остаётся вопрос становления здоровой, самоопределённой и счастливой личности. Подростковый период связан не только с развитием самосознания и расставлением социальных ролей, но ещё этот период определяется психологами как очень ранимый и трудный в жизни взрослеющего человека. Суицидальные наклонности, девиантное поведение, излишняя ранимость, грубость и закрытость – это лишь незначительная часть проблем, с которыми сталкивается общество. Помочь подростку, дать ему понимание, воспитать, направить в «экологичное» русло и помочь справиться с кризисами – вот основная задача родителей, психологов, педагогов и тренеров.

Развитие человеческой личности в психологии традиционно связывается с формированием её сознания и самосознания. С. Л. Рубинштейн показал, что самосознание личности позволяет ей осознавать себя, своё окружение, а также себя в своих отношениях с окружающим. По мысли Л. С. Выготского целостное становление структуры самосознания личности, как правило, завершается к концу подросткового возраста. Способность к самосознанию связана с овладением человеком рефлексией. Рефлексивные качества психики в основном формируются после 7 лет.

Переживание наличия собственного «Я» есть результат долгого развития человека. Самосознание не дано от природы. Его развитие тесно связано с развитием личности. Развитие сознания в возрастном аспекте, переживание возрастных кризисов по Э. Эриксону – всё это отражает поэтапное развитие самосознания и влияние на него окружающих социальных и биологических факторов. А поскольку самосознание личности есть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, то можно сделать вывод, что жизненный путь личности, несомненно, оказывает влияние на осмысление человеком себя и своих действий, а также его самооценку.

Тема становления подростковой идентичности и её кризисов приобретает доминирующий характер и поднимает вопросы к педагогической и психологической осведомлённости и пониманию этого процесса.

По результатам сравнения данных можно сделать вывод, что занятия спортом влияют на развитие осознанности спортсменов, в отличие от подростков, не занимающихся никакой спортивной деятельностью, т.к. спорт предъявляет высокие требования к освоению приёмами саморегуляцией, которые спортсмены нарабатывают в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Полученные результаты по шкалам «закрытости», «самоуверенности», «самоценности» говорят о неправильной работе со спортсменами, «натаскивании» их на результат, работой через «страх». Что говорит о необходимости коррекции работы со спортсменом, направленной на изучение и учёт личностных особенностей (психотипа спортсмена, темперамента, его осознанности и пр.), на что и будет направлена дальнейшая наша дипломная работа.

Поставленная нами цель была выполнена, так как мы оценили естественный уровень развития самосознания у подростков, занимающихся спортом и не занимающихся.

Сформулированные нами задачи также были достигнуты: мы изучили состояние разработанности проблемы самосознания и самоидентификации в теории психологии, педагогики и философии; выявили источники кризисов самоидентификации личности в подростковом возрасте; определили диагностический инструментарий для выявления уровня развития самосознания у подростков; определили влияние физкультурно-спортивной деятельности на развитие самосознания и самоидентификацию личности на основе констатирующего эксперимента.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Аракелов, Г.Г. О психологии подростка. – М.: 1990 г
  2. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. Культуры. – 1990. – № 1. С. 22-26.
  3. Бернс, Р. Развитие Я : концепции и воспитание / Р. Бернс ; общ.ред. В. Я. Пилиповского. – М. : Прогресс, 1986. – 422 с.
  4. Джемс, У. Психология / У. Джемс ; под ред. Л. А. Петровской. – М. : Педагогика, 1991. – 369 с.
  5. Звездкина, Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004
  6. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
  7. Леонтьев, А. Н. Образ мира / А. Н. Леонтьев // Мир психологии. – 2003. – №4. – С.11-18.
  8. Моросанова, В. И. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. – Б.м. – 2008. – Т. 29, № 1. – С. 14-22.
  9. Настольная книга практического психолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – М.: АСТ:Хранитель; СПб.: Сова, 2008. – 671 с.
  10. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб.пособие / Т. М. Панкратова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2011. – 112 с.
  11. Пантелеев, С. Р. Методика исследования самоотношения. – М.: Смысл, 1993. - 32 с. 18)
  12. Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система : монография. – М.: Издательство Моск. ун-та, 1991. – 100 с.
  13. Плахтиенко,  В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. М.:ФиС, 1983. 176 с.
  14. Психология физической культуры и спорта : учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск : СибГУФК, 2007. – 270 с.
  15. Роджерс, К. К науке о личности / К. Роджерс // История зарубежной психологии. – М. : МГУ, 1986. – С. 200-231. 
  16. Романова, Н. Н. Развитие рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры : автореф. дис. на соиск. ученой степ. канд. пед. наук / Н. Н. Романова ; УралГУФК. – Челябинск : УралГУФК, 2010. – 23 с.
  17. Сарджвеладзе, Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой : монография.- Тбилиси: «Мицниереба», 1989. - 206 с.
  18. Спиркин, А. Происхождение сознания / А. Спиркин. – М.: Госполитиздат, 1960. – 470 с.
  19. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин . – М. : Изд-во МГУ, 1983. – 286 с.  
  20. Чеснокова, И.И. Проблемы самосознания в психологии : монография. – М.: Наука, 1977. – 144 с.
  21. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис: монография : пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.
  22. Агрессия как проблема в подростковом возрасте [Электронный ресурс]//nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2017/09/30/agressiya-kak-problema-v-podrostkovom-vozraste (Дата обращения 05.05.2020).
  23. Сознание, самосознание и рефлексия [Электронный ресурс]//studopedia.ru.  URL:https://studopedia.ru/4_61125_soznanie-samosoznanie-i-refleksiya.html (Дата обращения 29.04.2020).


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Методика исследования самоотношения
С.Р. Пантелеев (МИС)

Вам предлагается выполнить следующее задание, в котором содержатся вопросы в форме возможных утверждений об особенностях Вашего характера, привычках, интересах и т.д. На эти вопросы не может быть «хороших» или «плохих» ответов, т.к. каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения. Для того, чтобы полученные на основании Ваших ответов результаты оказались наиболее информативными и плодотворными для конкретизации собственного представления о себе, Вам нужно постараться выбрать наиболее точные и достоверные ответы.

Отвечая, помните о следующих простых правилах:

  • Вопросы составлены так, что особого времени на обдумывание не требуется. Давайте первый ответ, который придёт Вам в голову (как правило, он оказывается наиболее естественным). Конечно, вопросы слишком коротки, чтобы в них содержались все необходимые подробности, Поэтому отвечайте, представляя себе сами типичные ситуации, не задумываясь над деталями.
  • Возможно, некоторые вопросы Вам трудно отнести к себе. В таком случае постарайтесь дать предположительный ответ.
  • Помните, что «плохих» ответов быть не может. Не пытайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражайте свое собственное мнение.

Читайте последовательно каждое из приведённых выше утверждений и решайте – верно, оно по отношению к Вам или неверно. На бланке ответов рядом с каждым номером утверждения расположены две пустые клетки. Если утверждение верно по отношению к Вам, поставьте «птичку» в левую клетку, если неверно – в правую. Не задумывайтесь долго над ответом.

Опросник

1. Мои слова довольно редко расходятся с делом.

2. Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

3. К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

4. У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю – мне неприятно.

5. Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

6. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни – это не противиться собственной судьбе.

7. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

8. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

9. Я не способен причинять душевную боль самым родным и любимым людям.

10. Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.

11. Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-то хорошее.

12. Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

13. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

14. Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

15. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

16. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

17. Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

18. Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьёз.

19. Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.

20. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

21. В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.

22. Иногда я сам себя плохо понимаю.

23. Порой мне мучительно больно общаться с самим собой.

24. Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

25. Если я отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

26. Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

27. Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что всё равно выйдет не так, как я решил.

28. Моё отношение к самому себе можно назвать дружеским.

29. Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

30. Часто я не без издёвки подшучиваю над собой.

31. Если бы моё второе «Я» существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнёр по общению.

32. Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.

33. В целом меня устраивает то, какой я есть.

34. К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

35. Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

36. Я думаю, что имею умного и надёжного советчика в себе самом.

37. Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

38. Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.

39. Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

40. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

41. Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.

42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43. То, что со мной случается – это дело моих собственных рук.

44. Если я спорю с собой, то уверен, что найду единственно правильное решение.

45. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

46. Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

47. У меня нередко возникают сомнения, а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь.

48. Я не способен на измену даже в мыслях.

49. Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.

50. Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

51. Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

52. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

53. Я никогда не выдаю понравившиеся чужие мысли за свои.

54. Каким бы я ни казался окружающим, я-то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.

55. Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

56. Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

57. Мне кажется, что если бы было больше таких людей, как я, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

58. Моё мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

59. Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

60. Во мне есть немало того, что вряд ли вызывает симпатию.

61. В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.

62. Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

63. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

64. Я убедился, что глубокое проникновение в себя, - мало приятное и довольно рискованное занятие.

65. Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

66. У меня бывали такие моменты, когда я понимал, что и меня есть за что презирать.

67. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

68. Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.

69. Долгие споры с собой чаще оставляют горький осадок, в моей душе, чем приносят облегчение.

70. Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

71. Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.

72. Можно сказать, что я себе нравлюсь.

73. Я – человек ненадёжный.

74. Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

75. Моё внутреннее «Я» всегда мне интересно.

76. Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

77. Близким людям свойственно меня недооценивать.

78. У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.

79. Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

80. Я убедился, что в серьёзных делах на меня лучше не рассчитывать.

81. Порой мне кажется, что я какой-то странный.

82. Я не склонен пасовать перед трудностями.

83. Моё собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

84. Мне кажется, что глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.

85. Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.

86. Мне случалось совершать такие проступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

87. Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

88. Если я искренне обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

89. Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.

90. Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди.

91. Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним «Я».

92. Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

93. Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому, что каждое изменение – это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.

94. В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

95. Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.

96. Мне ещё многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: «Да, я вполне созрел как личность».

97. Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

98. Иногда я оказываю «бескорыстную» помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

99. Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

100. Те, кто меня не любят, просто не знают, что я за человек.

101. Убедить себя в чем-то не составляет для меня особого труда.

102. Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

103. Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

104. Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.

105. Я сам создал себя таким, каков я есть.

106. Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

107. Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

108. Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.

109. Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.

110. Уверен, что в жизни я на своём месте.

Бланк для ответов

ФИО_______________________________________________________________
Дата рождения ______________________________________________________

Продолжительность занятий спортом(полных лет)________________________

Суждения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

101

102

103

104

105

106

107

108

109

110

Обработка результатов

При обработке используется специальный «ключ», с помощью которого получают так называемые «сырые» баллы.

Совпадение ответа обследуемого с «ключом» оценивается в 1 балл. Сначала подсчитываются совпадения ответов по признаку «согласен», затем - по признаку «не согласен». Полученные результаты суммируются. Затем сумма «сырых» баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены. Стены служат основанием для интерпретации.

Таблица 2 – Ключ к тесту МИС

Шкала

Согласен

Не согласен

1. Замкнутость

1,3,9,48,53,56,65

21,62,86,98

2. Самоуверенность

7,24,30,35,36,51,52,58,61,73,82

20,80,103

3. Саморуководство

43,44,45,74,76,84,90,105,106,108,110

109

4. Отраженное самоотношение

2,5,29,41,42,50,102

13,18,34,85

5. Самоценность

8,16,39,54,57,68,70,75,100

15,26,31,46,83

6. Самопринятие

10,12,17,28,40,49,63,72,77,79,88,97

-

7. Самопривязанность

6,32,33,55,89,93,95,101,104

96,107

8. Внутренняя конфликтность

4,11,22,23,27,38,47,59,64,67,69,81,91,94,99

-

9. Самообвинение

14,19,25,37,60,66,71,78,87,92

-

Таблица 3 – перевод «сырых» баллов в стены

Шкала

Стен

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1. Закрытость

0

0

1

2-3

4-5

6-7

8

9

10

11

2. Самоуверенность

0-1

2

3-4

5-6

7-8

9

10-11

12

13

14

3. Саморуководство

0-1

2

3

4-5

6

7

8

9-10

11

12

4. Отраженное самоотношение

0

1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

11

5. Самоценность

0-1

2

3

4-5

6-7

8

9-10

11

12

13-14

6. Самопринятие

0-1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

11

12

7. Самопривязанность

0

1

2

3

4-5

6

7-8

9

10

11

8. Внутренняя конфликтность

0

1

2

3-4

5-7

8-10

11-12

13

14

15

9. Самообвинение

0

1

2

3-4

5

6-7

8

9

10

10


Для перевода «сырого» балла в стандартное значение (стен) необходимо найти в первом столбце нужную шкалу и двигаться по строке до пересечения со столбцом, в котором находится индивидуальный "сырой" балл или интервал индивидуальных «сырых» баллов. В верхней строке найденного столбца указан соответствующий стен. Например, если «сырой» балл по шкале «Самопринятие» равен 7, то в строке 6 находим интервал 6 - 7. В верхней строке данного столбца указано значение стена - 5.

Самоотношение рассматривается как представление личности о смысле собственного «Я». Самоотношение в значительной мере определяется переживанием собственной ценности, выражающимся в достаточно широком диапазоне чувств: от самоуважения до самоуничижения.

Интерпретация показателей осуществляется в зависимости от их выраженности. При этом значения 1-3 стена условно считаются низкими, 4-7 - средними, 8-19 - высокими. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из шкал.

  1. Шкала «Закрытость» определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.
    Высокие значения (8-10 стенов) отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем.
    Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.
    Низкие значения (1-3 стена) указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Человек критичен по отношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего.
  2. Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.
    Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго.
    Средние значения (4-7 стенов) свойственны тем, кто в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство.
    Низкие значения (1-3 стена) отражают неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Человек не доверяет своим решениям, часто сомневается в способности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. Возможны избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.
  3. Шкала «Саморуководство» отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я», либо внешних обстоятельств.
    Высокие значения (8-10 стенов) характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное «Я» как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.
    Средние значения (4-7 стенов) раскрывают особенности отношения к своему «Я» в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.
    Низкие значения (1-3 стена) описывают веру субъекта в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением.
  4. Шкала «Отраженное самоотношение» характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.
    Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов.
    Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.
    Низкие значения (1-3 стена) указывают на то, что человек относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются.
  5. Шкала «Самоценность» передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я» для других.
    Высокие значения (8-10 стенов) принадлежат человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес.
    Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательное отношение к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.
    Низкие значения (1-3 стена) говорят о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «Я». Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности.
  6. Шкала «Самопринятие» позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.
    Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют склонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком.
    Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.
    Низкие значения (1-3 стена) указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения.
  7. Шкала «Самопривязанность» выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.
    Высокие значения (8-10 стенов) отражают высокую ригидность «Я»-концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке.
    Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.
    Низкие значения (1-3 стена) фиксируют высокую готовность к изменению «Я»-концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я». Желание развивать и совершенствовать собственное "Я" ярко выражено, источником чего может быть, неудовлетворенность собой. Легкость изменения представлений о себе.
  8. Шкала «Внутренняя конфликтность» определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.
    Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим «Я», стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущество себя.
    Средние значения (4-7 стенов) характерны для человека, у которого отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.
    Низкие значения (1-3 стена) наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом возможны отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.
  9. Шкала «Самообвинение» характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего «Я».
    Высокие значения (8-10 стенов) можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей.
    Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
    Низкие значения (1-3 стена) обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного "Я" осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический материал «Современные требования к уроку информатики»

Все, кто так или иначе сделал информатику областью своей практической деятельности, имеют уникальную возможность ви­деть становление новой научной области.Практика обучения информатике и тенденции раз...

Учебно-методический материал. Конспект урока ( 6 класс):"My Dream House. My Dream Room."

Использование проектной технологии - это проявление творчества учащегося, его индивидуальности и, конечно же, определенных знаний.  Для закрепления материала по теме «Мой дом»  учащимс...

Учебно - методический материал "Проектная методика на уроках иностранного языка"

Предлагается теоретический и практический материал, используемый на уроках немецкого языка по методу проектов...

учебно- методический материал, сценарии внеклассных мероприятий, учебные программы

Данный материал является результатом многолетней работы педагога музыкально-теоретических дисциплин на отделении "хореографическое искусство" ДШИ. Это план-конспект открытого урока по истории хореогра...

Учебно-методический материал по физкультуре (9 класс) на тему: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Данная разработка содержит раскрытие принципа организация самостоятельной работы (самостоятельных занятий) обучающихся, которой отводится 50 % времени, выделенного на изучение дисциплины «Физиче...

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку, тема "Служебные части речи"

Учебно - методический материал «Дидактический материал для учащихся 7 кл. по русскому языку,  тема "Служебные части речи"...