«Школьный спортивный клуб – территория социализации, интеграции и развития равных возможностей физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения»
методическая разработка по физкультуре

Школьный спортивный клуб – это совсем не новое для нашей страны начинание. Еще в дореволюционной России существовало три вида клубов: физкультурно-оздоровительные, физкультурно-спортивные и спортивные. Клубы формировались как по территориальному, так и по производственному принципам. Направления деятельности таких клубов:  учебно-методическая и спортивная работа,  пропаганда физической культуры и спорта,

Новая социально-экономическая система и господство идеологии марксизма изменили характер развития, как спортивных клубов, так и спортивного движения в целом. Эти клубы имели выраженную политическую направленность, развивались в основном как государственные учреждения, и только с 60 – х гг., в связи с изменениями в области политики и идеологии, еще и как негосударственные учреждения. Государственные спортивные клубы формировались по производственному принципу. Управление ими было централизовано. Подобные клубы были поставлены на службу государству.

Но проходит время и  на современном этапе наблюдается зарождение новой системы клубной спортивной работы в рамках гуманистически ориентированного спортивного движения России. Продолжается поиск новых форм, методов и подходов к организации работы спортивных клубов, которые способны поднять престиж физической культуры и спорта, вовлечь в физкультурно-спортивное движение лиц различного возраста, пола, состояния здоровья и т.д.

Министерство образования и науки, а также министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации еще 2011 году создали положение и предоставили рекомендации по модернизации системы физического воспитания в образовательных учреждениях.  В частности, создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений.

Распоряжением правительства РФ от 24 ноября 2020 г. №381Р утверждена стратегия физической культуры и спорта РФ на период до 2030 года. Стратегия направлена на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в области ФК и спорта.

Ведущим вектором является межотраслевое и межведомственное взаимодействие. В рамках приоритетных направлений стратегии разработана концепция развития детско-юношеского спорта в РФ, обновление методик    проведения  занятий физической культурой и спортом, обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета «ФК», организация внеурочной деятельности ФСН, направленной на увеличение сети школьных и студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в мероприятиях, проводимых школьными и студенческими лигами.

Второй важный документ  - Межотраслевая программа развития школьного спорта до 2024 года.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shsk_1.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Школьный спортивный клуб – территория социализации, интеграции и развития равных возможностей физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения»

Школьный спортивный клуб – это совсем не новое для нашей страны начинание.

Еще в дореволюционной России существовало три вида клубов: физкультурно-оздоровительные, физкультурно-спортивные и спортивные. Клубы формировались как по территориальному, так и по производственному принципам. Направления деятельности таких клубов:  учебно-методическая и спортивная работа,  пропаганда физической культуры и спорта,

Новая социально-экономическая система и господство идеологии марксизма изменили характер развития, как спортивных клубов, так и спортивного движения в целом. Эти клубы имели выраженную политическую направленность, развивались в основном как государственные учреждения, и только с 60 – х гг., в связи с изменениями в области политики и идеологии, еще и как негосударственные учреждения. Государственные спортивные клубы формировались по производственному принципу. Управление ими было централизовано. Подобные клубы были поставлены на службу государству.

Но проходит время и  на современном этапе наблюдается зарождение новой системы клубной спортивной работы в рамках гуманистически ориентированного спортивного движения России. Продолжается поиск новых форм, методов и подходов к организации работы спортивных клубов, которые способны поднять престиж физической культуры и спорта, вовлечь в физкультурно-спортивное движение лиц различного возраста, пола, состояния здоровья и т.д.

Министерство образования и науки, а также министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации еще 2011 году создали положение и предоставили рекомендации по модернизации системы физического воспитания в образовательных учреждениях.  В частности, создание условий и стимулов для расширения сети физкультурно-оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов и спортивных команд, функционирующих на базе образовательных учреждений.

Распоряжением правительства РФ от 24 ноября 2020 г. №381Р утверждена стратегия физической культуры и спорта РФ на период до 2030 года. Стратегия направлена на формирование и реализацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях скоординированной государственной политики в области ФК и спорта.

Ведущим вектором является межотраслевое и межведомственное взаимодействие. В рамках приоритетных направлений стратегии разработана концепция развития детско-юношеского спорта в РФ, обновление методик    проведения  занятий физической культурой и спортом, обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета «ФК», организация внеурочной деятельности ФСН, направленной на увеличение сети школьных и студенческих спортивных клубов, участие таких клубов в мероприятиях, проводимых школьными и студенческими лигами.

Второй важный документ  - Межотраслевая программа развития школьного спорта до 2024 года.  Была утверждена приказом двух ведомств Министерством спорта и Мин. Просвещения от 17 февраля 2021 года.

Ожидаемые результаты программы к 2024 году:

-  обновление материально-технической базы сельских школ и малых городов;

-вовлечение в систематические занятия ФКиС не менее 80 % обучающихся;

-увеличение доли образовательных организаций, имеющие ШСК до 100 %.

К концу 2021 года предстоит выполнить следующий показатель 66,6 % (доля детей школьного возраста, систем занимающихсяся ФКиС на базах общеобразовательных организаций, в том числе и во внеурочное время.

Доля ОО, имеющих ШСК – 2021 должна составить 75% . В нашем регионе доля ОО, имеющих ШСК составляет более 75 %. По данным статистики из 109 общеобразовательных организаций Тамбовской области 83 организации имеют школьный спортивный клуб.

ШСК – это общественное объединение учителей, родителей и обучающихся, способствующий развитию физической культуры, спорта и туризма в школе

Спортивный клуб создается и осуществляет свою деятельность в целях вовлечения      обучающихся в занятия физической культурой и спортом, развития и популяризации школьного спорта.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШСК

В организационную структуру  ШСК должны входить следующие направления деятельности: 

  • организационно-педагогическая;
  •  физкультурно-оздоровительная;
  •  спортивно-массовая;
  • воспитательная и социальная;
  •  информационно-пропагандистская;
  • финансово-хозяйственная;
  • педагогический и врачебный контроль.

Организационно-педагогическая работа

Организационно-педагогические условия становления спортивного клуба в общеобразовательном учреждении включают в себя:

  • модель спортивного клуба, как составную часть воспитательной системы школы;
  • индивидуальные и коллективные потребности и интересы школьников в физкультурно-спортивной деятельности;
  • содержание физкультурно-спортивной работы как системообразующий вид деятельности и общения школьников;
  • активность и согласованность в организации физкультурно-спортивной деятельности Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурно-оздоровительная работа клуба включает в себя:

  • Организацию ежедневной утренней гимнастики, как в помещении, так и на открытом воздухе (в течение года).
  • В дни школьных каникул, а также в выходные дни организацию физкультурно-оздоровительных мероприятий.
  • Организацию оздоровительных и закаливающих мероприятий в летнее время.
  • Проведение массовых подвижных игр, соревнований «Веселые старты» на детских площадках в дни школьных каникул.
  • Организация туристических походов, походов выходного дня членами туристской секции, родителями.

Спортивно-массовая работа

         Спортивно-массовая работа включает:

  • Набор и комплектование спортивных секций по: лыжным гонкам, ОФП, волейболу, баскетболу, гимнастике, шахматам и шашкам, туризму и др.
  • Создание команд с учетом возраста занимающихся и специфики видов спорта.
  • Организацию систематической тренировочной работы спортивных секций и команд (расписание занятий на год).
  • Проведение зимней и летней спартакиады по разным видам спорта:
  • Участие в соревнованиях разных уровней (согласно календарю спортивных соревнований).

Воспитательная и социальная работа

Воспитательная и социальная работа имеет следующие направления:

  • Обеспечение участия членов спортивного клуба в общественно полезном труде по благоустройству микрорайона, спортивных площадок.
  • Организацию контроля за текущей учебой и успеваемостью школьников в течение учебного года.
  • Организацию культурно-массовых мероприятий (экскурсии, посещение спортивных соревнований, просмотры художественных фильмов, участие в вечерах художественной самодеятельности и т. д.).

Информационно-пропагандистская работа

  • Создание и введение на сайте ОО страницы, отражающей деятельность школьного спортивного клуба.
  • Оформление помещения клуба, детских площадок наглядной агитацией.

Финансово-хозяйственная часть работы

Образовательная организация должна создавать необходимые условия для развития физической культуры и спорта, предоставлять клубу:

  • спортивные объекты, оборудование и инвентарь;
  • призы, наградные материалы;
  • спортивные площадки.

В деятельность клуба должны войти: своевременное проведение ремонта спортивного зала и сооружения, лыжной и инвентарной комнаты, обустройство тренажерного зала, обеспечение финансирования деятельности клуба в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дополнительными источниками финансовых средств могут быть добровольные пожертвования в фонд клуба, взносы и передаваемые материальные ценности от государственных, частных организаций, предприятий, а также отдельных физических лиц.

Приобретение спортивной формы, инвентаря индивидуального и коллективного пользования осуществляется за счет средств занимающихся, учредителей, спонсоров и средств клуба.

Педагогический и врачебный контроль

В клубе организовывается и устанавливается постоянный врачебный контроль над всеми занимающимися. Контроль осуществляется медицинскими работниками образовательной организации.

В систему работы клуба должен войти педагогический контроль состоящий из: мониторингов состояния здоровья и физической подготовленности занимающихся, которые будут аккумулировать информацию, и анализировать результаты деятельности Клуба.

Ежегодно нужно проводить анкетирование обучающихся, с целью распределения новых членов Клуба по спортивным секциям.  Два раза в год воспитанники клуба должны пройти тестирование двигательных качеств и в конце каждого  переходят в следующую спортивную учебную группу.

Формы работы ШСК

Формы организации работы ШСК выбираются клубом в соответствии со спецификой основных направлений его деятельности, а также возрастом обучающихся с учетом состояния их здоровья. Основными формами работы ШСК являются занятия в секциях, группах, командах, формирующихся с учетом возраста, пола, уровня подготовленности, а также состояния здоровья обучающихся.

Одной из форм поддержки ШСК является проведение, начиная с 2016 года, Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурной работы и развития массового спорта среди школьных спортивных клубов, в котором Тамбовская область принимает активное участие во многих номинациях и всегда является призерами конкурса.

2018 г. – 13 призеров;

2019 г. – 13 призеров;

2020 г. – 6 призеров.

Развитие школьных спортивных клубов невозможно без наличия материального оснащения. Школьные спортивные клубы используют материальную базу общеобразовательных организаций.

По инициативе Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», начиная с 2014 года, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» ежегодно выделяются бюджетные ассигнования в форме субсидий субъектам Российской Федерации на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, в том числе и на развитие школьных спортивных клубов.

Так, за 6 лет Тамбовской области предоставлены субсидии на указанные цели в объеме 132,5 млн. рублей из федерального бюджета.

Из них: на ремонт – 68,8%, на оснащение плоскостных сооружений – 14,9 %.

На создание школьных спортивных клубов выделено 16,3% бюджетных средств, которые были потрачены на приобретение оборудования и инвентаря.

К системе контроля результативности школьных спортивных клубов относятся:

  • Всероссийский реестр (перечень) школьных спортивных клубов
  • Система мониторинговых исследований

Комплексы контрольных упражнений (ГТО) К основной задаче школьного спортивного клуба относится подготовка к сдаче норм комплекса ГТО.

  • Педагогический контроль.

РЕЕСТР ШСК

В целях исполнения Перечня поручений Президента Российской Федерации в части завершения создания к 2024 году школьных спортивных клубов в 2020 году Министерство  просвещения России приступило к формированию Единого всероссийского перечня (реестра) школьных спортивных клубов.

Всероссийский реестр (перечень) школьных спортивных клубов создается в целях урегулирования и создания единой системы взаимодействия по вопросам развития детско-юношеского спорта в общеобразовательных организациях РФ на региональном и федеральном уровне; для обеспечения планового финансирования деятельности ШСК в регионах России.

Федеральным координатором и ответственным исполнителем формирования и наполнения Единого Всероссийского перечня (реестра) ШСК является «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания»

  1. Для формирования перечня (реестра) ШСК общеобразовательная организация: а) создает на официальном сайте своей организации страницу (вкладку) «ШСК» и размещает на ней документы о деятельности ШСК,
  2. Федеральный центр на основании представленных региональных перечней (реестров) ШСК формирует единый всероссийский перечень (реестр) школьных спортивных клубов, и размещает его на своем официальном сайте в сети Интернет, на единой информационной площадке «Физическая культура и спорт в образовании».

Клуб может быть создан в качестве структурного подразделения, и общественного объединения, не являющихся юридическим лицом.

Для структурного подразделения необходимы следующие документы:

  • Приказ о создании ШСК;
  • Положение о ШСК;
  • План спортивно-массовых, физкультурно-спортивных и социально-значимых мероприятий на учебный год;
  • Расписание работы спортивных секций в ШСК;
  • Календарный план спортивно-массовых мероприятий;
  • Фото /видео отчет

Для клуба, который создан в качестве общественного объединения  необходимы  документы:

  • Устав ШСК, принятый общим собранием общеобразовательной организации;
  • Протокол общего собрания общеобразовательной организации о создании ШСК;
  • План спортивно-массовых, физкультурно-спортивных и социально-значимых мероприятий на учебный год;
  • Расписание работы спортивных секций в ШСК;
  • Календарный план спортивно-массовых мероприятий;
  • Фото /видео отчет

Уважаемые коллеги хочется также сказать о наполняемости  данной вкладки. Прошли мероприятия, соревнования. Выкладывайте об этом информацию, чтобы была видна работа вашего ШСК

Система мониторинговых исследований включает в себя следующие мониторинги:

Мониторинг общеобразовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта ежегодный Федеральный мониторинг

Мониторинг Всероссийских спортивных игр школьных спортивных клубов

Мониторинг деятельности школьных спортивных клубов общеобразовательных организаций области  ежегодный региональный мониторинг

Анализ данных за 3 года показывает увеличение количества школьных спортивных клубов; занимающихся в секциях увеличилось  830  человек.

 

Школьные спортивные клубы области работают по 655 образовательным программам дополнительного образования, культивируются 39 видов спорта

Наиболее распространенными видами спорта в ШСК являются: волейбол (12,0%), баскетбол (10,8%), легкая атлетика (7,1%), футбол (6,0%), шахматы (5,1%).

Малочисленными видами спорта в ШСК являются: конный спорт (0,1%), спортивная гимнастика (0,1%), атлетическая гимнастика (0,1%), тхэквондо (0,1%), гребля на байдарках (0,1%), пауэрлифтинг (0,1%).

В ШСК также практикуются занятия ОФП (19,8%), занятия подвижными играми (3,9%), в группах здоровья, группах подготовки к сдаче нормативов ГТО.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного спортивного клуба в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка.

Очень важным аспектом в решении проблемы организации детского досуга стал приказ о создании школьных спортивных клубов в рамках ОДОДа. Одной из главных задач деятельности клуба является удовлетворение...

«Роль школьного спортивного клуба в формировании здоровьесберегающих факторов развития ребёнка»

laquo;Роль школьного спортивного клуба в формировании здоровьесберегающих факторов  развития ребёнка»...

Роль школьных спортивных клубов во внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Внедрение ВФСК ГТО в образовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня физического воспитания, формированию здорово...

Роль школьных спортивных клубов во внедрении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»

Внедрение ВФСК ГТО в образовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня физического воспитания, формированию здорово...

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПО ТУРИЗМУ

Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективно...

Сценарий праздника спорта и творчества для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов образовательных учреждений МО № 53.

Методическая разработка сценария праздника спорта и творчества  для обучающихся отделений дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности, школьных спортивных клубов обра...