Влияние обучения ходьбе на лыжах в начальной школе на формирование здорового образа жизни
проект по физкультуре

Николаева Мария Владимировна

О том, насколько важна физическая подготовка в начальной школе, написано немало. Но  нужно отметить, что лыжная подготовка занимает свое особое, можно сказать, уникальное место. Поскольку именно лыжи имеют очень мало противопоказаний для применения их с целью оздоровления. Нужно сказать, что сегодня, в современном малоподвижном обществе лыжи могут стать тем инструментом, который будет способствовать утверждению здорового образа жизни в обществе.

Ходьба на лыжах по различному рельефу местности всесторонне воздействует на организм, укрепляя и развивая практически все системы организма: от физической до психической.  Учитывая природные условия нашей страны, можно сказать, что лыжи - лучший способ укрепления здоровья зимой.  Они максимально доступны практически для всех возрастных категорий: от детей 2-3 лет до преклонного возраста.

Программа средней общеобразовательной школы предполагает наличие обязательной лыжной подготовки с 1 по 11 классы. На уроках физкультуры с использованием лыж решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Многие преподаватели физической культуры сталкиваются с разными проблемами, связанными с организацией и проблемами обучения на уроках по лыжной подготовке. Проблемы эти различны: от поддержания необходимого уровня дисциплины до выбора места проведения занятий. Также сложности вызывают применения различных методов обучения. Именно поэтому исследование в области применения техники классического лыжного хода является столь актуальным.

Объектом нашего исследования является учебный процесс на уроках по лыжной подготовке.

Предмет исследования: обучение технике одновременного двухшажного хода на уроках физической культуры.

Цель данной работы: выявление наиболее эффективного методы обучения лыжному ходу в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить историю лыж и лыжного спорта;

2) рассмотреть процесс обучения лыжной подготовке в начальной школе;

3) выявить методические особенности проведения уроков по лыжной подготовке в начальной школе;

4) выделить основы организации занятий по лыжной подготовке в начальной школе;

5) подобрать тесты для оценивания технической и физической подготовки;

Для построения теоретической базы исследования использовались труды по технике лыжных ходов и организации уроков по лыжной подготовке в школе таких авторов, как Д.Д.Донской, Х.Х.Гросс, Аграновский М.А., Дронов В. Я и другие.

Гипотеза: Предполагается, что метод по частям будет эффективнее, т.к. можно устранять мелкие ошибки, и он будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках по лыжной подготовке.

Практическая значимость: настоящая работа может быть использована специалистами физического воспитания, учителями образовательных учреждений для проведения занятий по лыжной подготовке.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №358

_______________________________________________________

Тема: Влияние обучения ходьбе на лыжах в начальной школе на формирование здорового образа жизни

Автор: Николаева Мария Владимировна

2021-2022

Введение

О том, насколько важна физическая подготовка в начальной школе, написано немало. Но  нужно отметить, что лыжная подготовка занимает свое особое, можно сказать, уникальное место. Поскольку именно лыжи имеют очень мало противопоказаний для применения их с целью оздоровления. Нужно сказать, что сегодня, в современном малоподвижном обществе лыжи могут стать тем инструментом, который будет способствовать утверждению здорового образа жизни в обществе.

Ходьба на лыжах по различному рельефу местности всесторонне воздействует на организм, укрепляя и развивая практически все системы организма: от физической до психической.  Учитывая природные условия нашей страны, можно сказать, что лыжи - лучший способ укрепления здоровья зимой.  Они максимально доступны практически для всех возрастных категорий: от детей 2-3 лет до преклонного возраста.

Программа средней общеобразовательной школы предполагает наличие обязательной лыжной подготовки с 1 по 11 классы. На уроках физкультуры с использованием лыж решаются основные образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи.

Многие преподаватели физической культуры сталкиваются с разными проблемами, связанными с организацией и проблемами обучения на уроках по лыжной подготовке. Проблемы эти различны: от поддержания необходимого уровня дисциплины до выбора места проведения занятий. Также сложности вызывают применения различных методов обучения. Именно поэтому исследование в области применения техники классического лыжного хода является столь актуальным.

Объектом нашего исследования является учебный процесс на уроках по лыжной подготовке.

Предмет исследования: обучение технике одновременного двухшажного хода на уроках физической культуры.

Цель данной работы: выявление наиболее эффективного методы обучения лыжному ходу в начальной школе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) изучить историю лыж и лыжного спорта;

2) рассмотреть процесс обучения лыжной подготовке в начальной школе;

3) выявить методические особенности проведения уроков по лыжной подготовке в начальной школе;

4) выделить основы организации занятий по лыжной подготовке в начальной школе;

5) подобрать тесты для оценивания технической и физической подготовки;

Для построения теоретической базы исследования использовались труды по технике лыжных ходов и организации уроков по лыжной подготовке в школе таких авторов, как Д.Д.Донской, Х.Х.Гросс, Аграновский М.А., Дронов В. Я и другие.

Гипотеза: Предполагается, что метод по частям будет эффективнее, т.к. можно устранять мелкие ошибки, и он будет способствовать повышению качества учебной работы на уроках по лыжной подготовке.

Практическая значимость: настоящая работа может быть использована специалистами физического воспитания, учителями образовательных учреждений для проведения занятий по лыжной подготовке.

Краткая история лыж и лыжного спорта

Во всем мире лыжи стали одним из самых популярных видов зимнего спорта. Нет более демократичного, доступного, столь тесно связанного с природой и такого полезного для человека вида спорта. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом.

О том, насколько древним является это великое изобретение человечества свидетельствуют наскальные рисунки в России и скандинавских странах. За много тысяч лет до нашей эры лыжи уже использовались людьми, проживавшими в суровом климате. Например, рисунок на берегу пересохшего притока реки Выг в России. По оценкам археологов он создан примерно 4 тысячи лет назад. На нем изображена сцена охоты, при этом охотники стоят на лыжах. Более того, по следам, оставленным за лыжниками (круглым точкам) предполагают, что уже тогда использовалось некое подобие лыжных палок. В деревне Дубокрай Псковской области на дне озера была найдена древняя лыжа. По оценкам специалистов дата ее изготовления колеблется около 3 тысяч лет до нашей эры. [14, 16]

Известно также, что лыжами (или их аналогами) пользовались народы, которые населяли Сибирь, Алтайский край и Север Уральских гор. Более 4 тысяч лет назад их применяли местные охотники как для передвижения,  так и для непосредственного добывания пищи. Интересным является тот факт, что для передвижения использовались разные лыжи (одна короткая — для того, чтобы отталкиваться, а вторая длинная — для того, чтобы скользить). Конечно, конструкция лыж видоизменялась и совершенствовалась.

Первые письменные свидетельства использования лыж относятся к I в. н.э., а на Руси в документах свидетельства о применении лыж для различных нужд можно отыскать с  XII в. Достаточно быстро лыжи стали использовать и в военном деле. Например, история сохранила документы об использовании лыж русскими войсками в борьбе против иноземных захватчиков. Лыжи использовались и Ермаком при завоевании Сибири. Есть также свидетельства о том, что повстанческие отряды Емельяна Пугачева активно использовали лыжи. С успехом применяли лыжи в боевых действиях регулярные русские войска и партизаны в период Отечественной войны 1812 г.  [15].

О лыжах как о виде спорта впервые заговорили в Норвегии. Известно, что в 1733 г. Ганс Эмахузен (норвежский военачальник) впервые использовал лыжную подготовку войск с уклоном в спорт. В основном, благодаря изданному им наставлению, в 1767 г. впервые были проведены соревнования по всем современным видам лыжного спорта: биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам.

Примерно через век в 1877 г. в Норвегии было организовано первое лыжное спортивное общество, а вскоре и в соседней Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки. Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883 г.), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922 г.), Швеции - массовая лыжная гонка «Васалоппет» (с 1922 г).

В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции - гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление.

В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г. в Международную лыжную Федерацию.

Что касается нашей страны, то до конца XIX в. лыжи не воспринимались как спорт и оставались лишь средством развлечения и оздоровления. В 1895 г. в Москве был организован клуб лыжников, причем организаторами выступили люди, которые занимались ездой на велосипедах. Была открыта первая лыжная станция за Тверской заставой. И уже год спустя открыт филиал станции в Сокольниках.

Первое соревнование по скользящим лыжам было проведено в 1896 г. Оно было организовано на Ходынском поле. Победителем был объявлен К. Фогельман. Спустя несколько лет, в 1902 г. состоялось соревнование на звание первого лыжебежца в Москве. В соревновании участвовало всего 6 человек. Первым к финишу пришел спортсмен-велосипедист Алексей Федоров, выступавший под псевдонимом Лебедев. Он трижды становился чемпионом  (1907, 1908 и 1909 гг.).

Фактически начало лыжного спорта в нашей стране было очень скромным. Однако симпатии горожан этот спорт завоевал достаточно быстро. К 1910 г. открылось уже 6 организаций, занимавшихся лыжным спортом. И даже создан комитет, разработавший общие правила и организовавший первый чемпионат по лыжным гонкам. И хотя Соединительный комитет просуществовал всего несколько месяцев, он сыграл свою роль. Вместо него была создана Московская лига лыжебежцев (МЛЛ).

Поначалу все лыжные организации концентрировались в Москве. Но постепенно лыжи стали завоевывать симпатии и в провинции. Так, лыжные клубы появились в Петербурге, Самаре, Владимире, Твери, Иваново-Вознесенске, Екатеринбурге, Туле, Ярославле, Костроме, Саратове и др.

Что касается Санкт-Петерюурга, то здесь существовало несколько клубов и одно лыжное общество под названием «Полярная звезда».

Первый российский чемпионат состоялся в 1910 г. В нем уже участвовало 14 лыжников, и дистанция была определена в 30 км. 7 февраля 1910 г. в Москве состоялся первый всероссийский чемпионат в лыжной гонке на 30 км с раздельным стартом на Ходынском поле. Участвовало 14 лыжников. Первым чемпионом России по лыжным гонкам, стал москвич Павел Бычков, прошедший 30 км по равнинной и отчасти холмистой трассе за 2:26.47. Все чемпионаты России по лыжным гонкам проводились именно в Москве. Последующие четыре чемпионата России (1911— 1914 гг.) проходили также в Москве.

Среди различных общемосковских лыжебежных состязаний периода 1912—1917 гг. можно отметить «Большую гонку» на 60—80 верст, в которой 4 раза победителем был Николай Васильев (СКЛ). Поначалу все соревнования  проводились только среди мужчин, однако к концу этого периода отдельные клубы начали проводить лыжебежные состязания и для прекрасной половины человечества.

В 1913 г. два сильнейших в то время русских лыжника — москвичи А. Немухин и П. Бычков — впервые приняли участие в международном лыжном соревновании — Северных играх в Стокгольме (Швеция). Соревнования проводились в необычных для наших лыжников условиях — по пересеченной местности, с применением лыжных мазей, с которыми наши лыжники познакомились впервые. Русские лыжники, естественно, оказались к таким соревнованиям неподготовленными. 22 февраля 1913 г. в Петербурге были проведены впервые в России международные лыжные соревнования с участием сильнейших финских лыжников. На двух дистанциях — 10 и 30 км — победителями оказались финские лыжники: на 30 км — Юсси Ниска, Сантгри Таса и Этту Ниска, а на 10 км — братья Мессели. Сильнейшим из русских лыжников на дистанции 30 км был москвич Н. Васильев, занявший 4-е место. [5, 15].

В советское время физкультуре и спорту уделяли особое внимание. А беговые лыжи были одним из самых распространенных и популярных видов спорта. И уже не несколько человек или десятков принимали участие в соревнованиях, а миллионы поклонников спортивного и здорового образа жизни ежегодно принимали участие в массовых лыжных забегах. Приобщение к лыжам начинали с детства. Так, в советской школе, все дети зимой занимались физкультурой на беговых лыжах.

Нужно сказать, что поначалу уровень развития советского лыжного спорта был ниже, чем в северных европейских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии. Так, встречаясь с финскими лыжниками на первенствах СССР 1926 и 1927 гг. советские спортсмены проигрывали. Только в гонке на 60 км в 1926 г. первым был Д. Васильев. Первые успехи пришли только в 1928 г., когда в первенстве Москвы с участием финских лыжников среди мужчин победили — Дмитрий Васильев, а среди женщин — Галина Чистякова, Антонина Пенязева-Михайлова и Анна Герасимова, занявшие первые 3 места. К сожалению, в последующие 6 лет советские лыжники не имели спортивных встреч с лыжниками других стран. Только в 1936 г. СССР принимает участие в двух международных соревнованиях по лыжным гонкам в Норвегии и Швеции. В первых соревнованиях, в местечке Хельсос (Норвегия), наши лыжники выступили слабо. Однако во вторых соревнованиях, в Мальмбергете (Швеция), они уже показали высокие результаты: среди женщин в гонке на 10 км москвички Ирина Кульман и Антонина Пенязева-Михайлова заняли соответственно два первых места, а среди мужчин в гонке на 30 км Дмитрий Васильев — 4-е место.

В послевоенные годы (в 1948 г.) советские лыжники-гонщики (мужчины) приняли участие в традиционных Холменколленских играх в Норвегии. Несмотря на незнакомую трассу показали неплохие результаты (4 и 8 места). А уже в 1951 г. в соревнованиях IX Всемирных зимних студенческих игр в Пояне (Румыния) вышли победителями на всех дистанциях. А после участия в чемпионате мира 1954 г. и ЗОИ 1956 г. наши лыжники стали считаться одними из сильнейших в мире. Советские лыжники поддерживали свою славу вплоть до развала СССР.

К счастью, и после того, как Советский Союз перестал существовать, а большинство советских чемпионов ушли на пенсию, нашлась достойная смена, которая до сих пор неплохо показывает себя на соревнованиях разного уровня и занимает призовые места, как на этапах Кубка мира, так и на Зимних Олимпийских играх.

Сегодня в мировом лыжном спорте постоянно появляются новые соревновательные упражнения, многие из которых по мере внедрения могут обрести официальный статус вида лыжного спорта, вплоть до включения в Олимпийскую программу - они отнесены к показательным: буксировка лыжника, полеты на лыжах на дельтапланах, спуск с горных вершин, мини-лыжи; трюки на лыжах: прыжок на лыжах с обрыва с парашютом, прыжок на лыжах с самолета без парашюта, спуск на скорость лыжника и автогонщика.[15]. Лыжный спорт живет и развивается, помогая вести здоровый образ жизни и учит побеждать, в первую очередь себя.

Влияние лыжного спорта на организм школьника

На сегодняшний день можно сказать, что лыжи это спорт, которому покорны все возрасты. Приучать ребенка к занятиям лыжами можно уже с 2-3 лет, то есть с того момента, как ребенок стал уверенно передвигаться на ногах. В 6-7 лет можно начинать спортивные занятия под руководством профессионального тренера. И через пару-тройку лет будет понятно, станет ли конкретный ребенок будущим Олимпийским чемпионом или лыжи стану частью его повседневности как органичной части здорового образа жизни. При это лыжи один из видов спорта, который имеет минимум ограничений. Много людей в России и мире с удовольствием катаются на лыжах и в 80 лет и находятся в прекрасной форме.

Лыжный спорт оказывает разностороннее положительное влияние на организм, способствует улучшению физического развития, закаливанию, укреплению здоровья. В процессе занятий лыжным спортом приобретаются ценные прикладные навыки, совершенствуются все двигательные качества (прежде всего выносливость), воспитываются настойчивость, смелость, находчивость. И безусловно, именно занятия лыжами помогут развить координацию, укрепить мышечный корсет, благоприятно повлияют на развитие иммунитета. Кроме того, психологи советуют лыжи как прекрасный способ повлиять на развитие психики и умения принимать решения, помогают поверить в себя и развить упорство в достижении цели.

В результате систематических тренировок повышается работоспособность, улучшается работа сердечнососудистой системы и дыхательных органов, развиваются основные группы мышц. Этому способствуют благоприятные условия занятий: свежий воздух, солнечные лучи, живописная зимняя природа и др. Лыжные прогулки — прекрасное средство активного отдыха.

Занятия лыжным спортом оказывает всестороннее влияние на организм школьника:

- вовлекаются все основные группы мышц ног, рук и туловища;

- благотворно воздействует на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему;

- развиваются двигательные качества – выносливость, сила, ловкость;

-воспитываются морально-волевые качества: смелость, настойчивость, дисциплинированность, коллективизм, способность к преодолению трудностей любого характера;

- длительная мышечная работа на чистом воздухе способствует закаливанию организма, значительно повышая его сопротивляемость к заболеваниям;

- динамическая работа ног при занятиях на лыжах оказывает укрепляющее действие на правильное формирование стопы, что предупреждает развитие плоскостопия;

- занятия лыжным спортом предают бодрость, повышают работоспособность, создают хорошее настроение. [6, 8, 9]

Лыжная подготовка в начальной школе

Поскольку мы изучали влияние лыжного спорта на организм младших школьников, то необходимо сказать об организации лыжной подготовки в начальной школе. Лыжная подготовка начинается на уроках физкультуры. Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом. Особенно важно, чтобы преподаватель четко организовал уроки, умел выбрать маршрут, доступный для занимающихся, выбрал соответствующий темп передвижения, не допускающий большого разрыва в колонне, указал дистанцию при спусках с гор, постоянно контролировал дисциплину, численный состав групп и т. д. Все это является очень важным, поскольку если пренебречь организационной стороной урока, то можно столкнуться с негативными последствиями для здоровья школьников (травмы, обморожения и пр.)[8].

В начале обучения занимающихся нужно ознакомить с требованиями, которым должны соответствовать лыжи, палки, крепления, и с назначением лыжных мазей. Учебная площадка - место, где проводятся занятия по технике лыжных ходов. Площадка должна быть сравнительно ровной, защищенной от ветра (у леса, между гор и т. п.) и иметь уклон 2-3°. Лучше выбирать место для такой площадки вблизи склонов гор, на которых удобно проводить обучение. На площадке прокладывают одну или две параллельные лыжни на расстоянии 3-5 м в виде одного или двух замкнутых четырехугольников с закругленными углами. Длина лыжни должна быть такой, чтобы на каждого обучаемого приходилось по 12-15 м. Если кругов два, на внутренней лыжне занимаются более слабые лыжники. [1, 4, 6].

Лыжни, особенно для начального обучения, должны быть ровными, узкими и иметь хорошую опору для палок. Учебно-тренировочные склоны - места, где проводятся занятия по изучению способов спусков, подъемов, торможений и поворотов. Склонов должно быть несколько. При выборе их надо учитывать состояние снежного покрова, крутизну и длину склона, наличие бугров, ухабов и других препятствий. Склон для очередного занятия выбирают в зависимости от задач и подготовленности занимающихся.

Состояние снежного покрова также влияет на характер занятия. После больших снегопадов передвижение лыжников затрудняется. Изучать технику передвижения, если место занятий не подготовлено, невозможно. Свежевыпавший снег при умеренно низкой температуре дает хорошее скольжение, а свежевыпавший мокрый снег прилипает к лыжам. Поэтому в первом случае на уроке можно решать любые задачи, во втором же лучше изучать и совершенствовать спуски, повороты, развивать выносливость[10, 11, 17].

Для предотвращения обморожений нужно знать, что основными причинами их являются низкая температура, влажный воздух, ветер, чрезмерное переутомление и отсутствие закалки, недостаточные меры защиты от холода (влажная одежда, обувь, носки, рукавицы), неправильно пригнанное снаряжение, (тугое шнурование, сжимающие ногу крепления, тесный ботинок и т.д.), несоблюдение гигиены тела и одежды. При первых признаках обморожения нужно немедленно оттирать пострадавшую часть тела чистой рукой, но не снегом, который может повредить кожу. Растирать следует до появления красноты и чувства тепла[7].

Для начального обучения лучше подготовить склоны со свежевыпавшим снегом (5-10 см) на плотной снежной основе. Если такой возможности нет, склон следует подготовить, пройдя его всей группой несколько раз «лесенкой».

Перед уроками лыжной подготовке в начальной школе стоят важные задачи. Здесь закладываются основы техники способов передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное проведение всех уроков по лыжной подготовке в школе.

Обучение классическим лыжным ходам проводится в такой последовательности[13]:

  • попеременный двухшажный ход;
  • одновременный бесшажный ход;
  • одновременный двухшажный ход;
  • одновременный одношажный ход
  • попеременный четырехшажный ход;
  • переходы с хода на ход.

 Тесты для определения уровня подготовки

Для оценки развития техники использовалась пятибалльная шкала. Оценка зависела от следующих критериев: глубина знаний, правильность выполнения упражнений. Также учитывался уровень подготовки. При этом качество выполнения каждого конкретного задания оценивается с помощью так называемых ключевых положений, определяющих уровень усвоения учебного материала по данной теме: оценка ниже средней (в случае усвоения содержания лишь одного ключевого положения), средняя (усвоение двух ключевых положений) и выше средней (усвоение всех ключевых положений). Для проверки знаний в первую очередь использовалась демонстрация учениками конкретной деятельности.

По технике владения двигательными действиями (умения, навыки) шкала оценивания выглядит так:

5 баллов– двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.

4 балла – двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.

3 балла – двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущены одна грубая или несколько мелких ошибок, из-за которых возникла неуверенность или напряженность.

Оценивалась техника каждого ребенка и высчитывалось среднее значение. Дети проходили учебный круг (400м) на время. Затем время каждого оценивалось по пятибалльной системе, выводился средний балл.

Если ребенок укладывается в 5 минут – оценка «5».

Если  укладывается в 6 минут – оценка «4».

Если 6 и более минут – оценка «3».

В заключении выводился средний балл за техническую и физическую подготовку.[17, 19]

Описание организации исследования

Для того, чтобы раскрыть цель данной работы мы ознакомились с программой по лыжной подготовке в Струго-Красненской средней школе. Рассматривали план лыжных занятий у 3а; 3б классов. Занимались подбором специальной литературы, беседовали с учителем физкультуры.

Исследование проходило с 11 января по 8 февраля 2016 года в урочное время и во время. В эксперименте принимал участие не весь класс, а по 10 человек от каждого класса.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводился анализ научно-методической литературы по теме исследования, определялись конкретные тесты для оценки эффективности уровня развития техники у учащихся третьего класса.

На втором этапе проводилось тестирование учащихся, определялись наиболее эффективные средства, способствующие развитию техники, составлялся комплекс методов исследования, определялась наиболее целесообразная последовательность и нормирование нагрузок  для развития техники одновременного двухшажного хода и их место в структуре проведения занятий. Для проведения исследования были отобраны две группы (экспериментальная и контрольная). На третьем этапе проводился анализ и обсуждение полученных результатов, написание работы.

Для достижения поставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:

1. Определить уровень развития техники у учащихся третьих классов.

2. Разработать методику применения специальных упражнений  с целью развития техники у учащихся третьих классов.

3. Оценить эффективность разработанной методики.

Для решения поставленных задач были использованы следующие  методы исследования. Педагогические наблюдения проводились на уроках по лыжной подготовке у учащихся третьего класса. Изучались содержание, методы, способы дозирования учебной нагрузки, объем и интенсивность подготовки у учащихся третьего класса.

Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, когда учащиеся работают в группе и индивидуально.

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, как и что будет оценивать учитель. При скрытом наблюдении учащимся известно лишь, что учитель будет наблюдать за выполнением определенных видов двигательных действий. Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа учащихся или класс в целом. Мы использовали скрытое наблюдение, данный метод дает детям раскрепоститься и выполнять задание в обычной урочной обстановке.

Педагогический эксперимент проводится с целью определения эффективности методики развития техники у учащихся третьих классов .

Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью методов математической статистики. Вычислялись статистические  параметры:

Достоверность различий между связанными выборками определялась при помощи параметрического критерия t – Стьюдента. [18, 20]

Результаты первичной диагностики

В результате анализа научно-методической литературы, а так же практического опыта работы с учащимися начальных классов было составлено содержание урочных занятий, где использовались методы в целом и по частям для овладения техникой одновременного двухшажного хода у учащихся третьего класса.

Цель: оценка технической и физической подготовки у контрольной (первая) и экспериментальной (вторая) групп.

На начальном этапе исследования выявлен уровень технической и физической подготовки. Мы провели контрольные уроки у обеих групп.

Результаты представлены в (табл. 1) и (табл. 2).

Таблица 1

Анализ результатов контрольной (первой) группы.

ФИО ребенка

Оценка техники в баллах

Результат на 400 м

Оценка физической подготовки в баллах

1

Александрова Юлия

4

5.41

4

2

Березина Светлана

4

5.23

4

3

Горский Павел

5

4.46

5

4

Ломакина Екатерина

3

6.11

3

5

Подзорова Полина

4

5.23

4

6

Семенов Михаил

4

5.48

4

7

Соротник Артем

4

5.19

4

8

Тимофеев Антон

5

4.08

5

9

Шаповалова Алина

3

6.11

3

10

Ютин Владислав

5

4.20

5

Таблица 2

Анализ результатов экспериментальной (второй) группы.

ФИО ребенка

Оценка                             техники в баллах

Результат на 400 м

Оценка физической подготовки в баллах

1

Алексеева Ульяна

4

5.09

4

2

Герман Виолетта

3

6.15

3

3

Исакова Елена

5

4.11

5

4

Кожевников Анрей

5

5.06

4

5

Кузнецов Илья

3

5.30

4

6

Маслеников Боган

5

4.32

5

7

Овчинникова Полина

4

5.52

4

8

Рыбин Алексанр

5

4.26

5

9

Ткаченко Анастасия

5

5.09

4

10

Шевченко Алексанр

3

5.13

4

Сравнительная диаграмма уровня технической и физической подготовки  первичного исследования

При сравнении среднего показателя  первой и второй групп первичного исследования наблюдается разница на 0.1 балла (2,4%). Разница небольшая, подготовленность обеих групп почти одинаковая.  

Для достижения постановленной цели использовались методики для изучения одновременного двухшажного хода в целом и по частям. Для изучения в целом были подобраны три комплекса упражнений, которые проводились три раза в неделю в течение двух недель.

1 Урок

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

повторение одновременного бесшажного хода

 Имитация постановки палок, правильная работа рук и туловища.

15 минут

10 минут

Повтор в целом.

Учитель показывает и дети проходят учебный круг, исправляет ошибки и дети снова проходят круг (2*400м).

Выполняется целостно.

Данное упражнение помогает согласовать работу рук и ног.

2 Урок

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

Изучение одновременного двухшажного хода:

- прохождение дистанции в медленном темпе

-прохождение дистанции в быстром темпе (эстафета)

эстафета

20 минут

10 минут

После изучения дети проходят учебный круг, учитель исправляет ошибки и дети еще раз проходят учебный круг (2*400м).

эстафета на скорость. Можно использовать только одновременный двухшажный ход.

Урок 3

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

совершенствование одновременного двухшажного хода

- на равнине

-под уклон

15 минут

10 минут

2*400м

     - склон

5 подъемов*10

Урок 4

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

Имитация постановки палок, правильная работа рук и туловища.

Одновременный двухшажный ход (совершенствование)

7 минут

15 минут

Выполняется целостно.

Данное упражнение помогает согласовать работу рук и ног.

2*400м

Урок 5

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

совершенствование одновременного двухшажного хода

- ускорения (на кругу отрезок 100м)

20 минут

Повтор в целом (1 круг)

Дети проходят два учебных круга  2*400м      2*100ускор.

 

Урок 6

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н.

совершенствование одновременного двухшажного хода

- на равнине

-под уклон

15 минут

10 минут

2*400м

 склон

5 подъемов

Для второй экспериментальной группы мы подобрали комплекс упражнений для развития техники одновременного двухшажного хода методом по частям.

Урок1

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н.

Повторить одновременный бесшажный ход

Имитация одновременного двухшажного хода

10 минут

10 минут

Отдельно работа рук, отдельно работа ног.

400м*2

Работа рук, работа ног, работа туловища, учитель исправляет ошибки и дети пробуют еще раз.

Урок 2

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

Учить одновременный двухшажный ход

- скольжение на двух лыжах с выпрямлением туловища

-скольжение с подседанием на толчковой ноге

-отталкивание с выпрямлением толчковой ноги

-скольжение с подседанием на опорной ноге

-отталкивание с выпрямлением опорной ноги

-скольжение с отталкиванием руками

20 минут

Расчленить ход на более простые двигательные действия.

После показа дети пробуют, учитель исправляет ошибки и дети пробуют снова.

400м*3

Урок 3

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н.

Имитация одновременного двухшажного хода

Совершенствование техники одновременного двухшажного хода

10 минут

20 минут

Отдельно работа рук, отдельно работа ног.

400м

Учитель исправляет ошибки, обращая внимание на отдельные элементы хода.

400м*2

Урок 4.

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н.

Имитация одновременного двухшажного хода

Совершенствование техники одновременного двухшажного хода

10 минут

20 минут

Отдельно работа рук, отдельно работа ног.

400м

Учитель исправляет ошибки, обращая внимание на отдельные элементы хода.

400м*2

Урок 5

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н

А

Я

совершенствование одновременного двухшажного хода

ускорения (на кругу отрезок 100м)

20 минут

Повтор по частям.

Дети проходят два учебных круга  2*400м      2*100ускор.

 

     

Урок 6

части урока

содержание учебного материала

дозировка

ОМУ

О

С

Н

О

В

Н.

1)совершенствование одновременного двухшажного хода

- на равнине

-под уклон

15 минут

10 минут

2*400м

 склон

5 подъемов

Описание результатов итоговой диагностика

После применения методик мы провели контрольные уроки и оценили уровень технической и физической подготовки у обеих групп.

Таблица 3

Анализ результатов первой контрольной группы.

ФИО ребенка

Оценка техники в баллах

Результат на 400 м

Оценка физической подготовки в баллах

1

Александрова Юлия

5

5.09

4

2

Березина Светлана

5

5.16

4

3

Горский Павел

5

4.32

5

4

Ломакина Екатерина

4

5.49

4

5

Подзорова Полина

4

5.14

4

6

Семенов Михаил

5

5.23

4

7

Соротник Артем

5

5.11

4

8

Тимофеев Антон

5

4.08

5

9

Шаповалова Алина

4

5.56

4

10

Ютин Владислав

5

4.19

5

Таблица 4

Анализ результатов второй экспериментальной группы.

ФИО ребенка

Оценка техники в баллах

Результат на 400 м

  1. Оценка Оценка физической подготовки в баллах

1

Алексеева Ульяна

5

4.05

5

2

Герман Виолетта

4

5.54

4

3

Исакова Елена

5

4.08

5

4

Кожевников Анрей

5

4.48

5

5

Кузнецов Илья

4

5.22

4

6

Маслеников Боган

5

4.26

5

7

Овчинникова Полина

4

5.41

4

8

Рыбин Алексанр

5

4.17

5

9

Ткаченко Анастасия

5

4.47

5

10

Шевченко Алексанр

4

5.06

4

 

Сравнительная диаграмма уровня технической и физической подготовки итогового исследования

Результаты итогового исследования показывают, что наблюдается динамика роста показателей у обеих групп. У второй экспериментальной группы на 0,1(2,2%) балла больше, чем у первой экспериментальной.

Выводы об эффективности разработанной программы и рекомендации

Сравнительная диаграмма уровня технической и физической подготовки первой контрольной группы первичного исследования итоговой диагностики.

При сравнении показателей  контрольной группы первичной и итоговой диагностики, наблюдается высокая динамика показателей (на 0.4 балла, 9,3%) у второй экспериментальной группы.

Сравнительная диаграмма уровня технической и физической подготовки второй экспериментальной группы первичного исследования и итоговой диагностики

Сравнив показатели первичной и итоговой диагностик, наблюдается рост показателей второй экспериментальной группы на 0.4 балла (9%). Итоги первичной диагностики показывают, что результаты детей экспериментальной и контрольной  групп первичного исследования слабо отличаются друг от друга. После применения методики обучения одновременному двухшажному ходу в целом и по частям результаты возросли. Наиболее высокая динамика роста результатов наблюдается у экспериментальной группы. Тем самым метод по частям оказался эффективнее в данных условиях. Гипотеза доказана.

Заключение

Ходьба на лыжах оказывает благотворное влияние как на физическое, так и на психическое здоровье детей. Во время ходьбы на лыжах укрепляются практически все группы мышц, что способствует ускорению обмена веществ в организме и таким образом улучшает функциональную деятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность, улучшает ориентацию в пространстве и значительно улучшает координацию движений, поскольку дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефа местности.

Уроки физкультуры, посвященные лыжной подготовке в начальной школе решают сразу несколько важных задач. Ведь именно здесь закладываются основы техники передвижения на лыжах, и от того, как будет построен процесс обучения в это время, во многом зависит успешное освоение этого вида спорта и в будущем использование этого замечательного оздоровительного комплекса.

Подбор методики проведения и содержания уроков по лыжной подготовке в начальной школе должен быть особо тщательным, стимулируя активную деятельность учащихся, побуждая к сознательному использованию этого вида спорта во взрослой жизни. Необходимо оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.

Изучая вопрос выявления наиболее эффективного метода обучения лыжному ходу в начальной школе и проведя исследования на базе двух классов третьего года обучения мы пришли к выводу, что применения методики обучения одновременному духшажному ходу в целом и по частям наиболее эффективно, если использовать метод по частям. Дети в начальной школе показали более эффективные результаты после использования именно этого метода.

Нужно также сказать, что поскольку лыжи являются одним из самых доступных массовых видов спорта, использование наиболее эффективных методик тем более важно, что это облегчает формирования любви и уважения к ходьбе на лыжах. А любовь к лыжам будет способствовать увлечению здоровым образом жизни, что, безусловно, очень важно в современном мире. Ведь зачастую большинство современных детей играют в компьютерные игры, часами сидят в социальных сетях, при этом поедая огромное количество чипсов или продукции фаст-фуда. И для того, чтобы не появилось множество проблем со здоровьем в будущем необходимо уже с младшей школы прививать здоровый образ жизни. Ведь для детей не менее престижным может оказаться прогулка на лыжах в парке  или в лесу на выходных с родителями. Это и оздоровительный процесс и великолепная альтернатива современному стилю жизни с использованием огромного количества гаджетов.

Таким образом, лыжная подготовка в школе играет немаловажную роль для будущего ребенка и в конечном итоге для будущего нашей страны.

Литература

  1. Антонова О.Н., Кузнецов В.С. Лыжная подготовка. Методика преподавания. - М., 2009.
  2. Барминова И.В., Гайдай Л.А. Внеурочная деятельность. Олимпийские игры. Познавательно-игровая деятельность. – Волгоград, 2013.
  3. Бергер Г.А. Конспекты уроков для учителя физкультуры. - М., 2009.
  4. Богданов Г.П. Лыжный спорт в школе. Физкультура и спорт. - М., 2011.
  5. Бутин И.М. Лыжный спорт. - М., 2013.
  6. Головина Л.Л. Физиологическая характеристика лыжного спорта. - М., 2011.
  7. Дронов В.Я. Физическая культура. Лыжная подготовка детей школьного возраста. – М., 2005.
  8. Дубровский В.И. Спортивная медицина.- М., 2002.
  9. Дубровский В.И. Спортивная физиология.- М., 2005.
  10. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура».- М., 2011.
  11. Качашкин В.М. Методика физического воспитания. - М., 2002.
  12. Кудрявцев В, Кудрявцева Ж. История двух деревянных подошв // Спорт мира и мир спорта. — Молодая гвардия, 1987. — С. 145. — 331 с.
  13. Кузнецов. В.С., Колодницкий Г.А. Лыжная подготовка. Внеурочная деятельность учаихся. -  М.,2014.
  14. Лыжи // БРЭ. Т.18. М.,2011.
  15. Матвеев Э.М. Лыжный спорт. – М., 2011.
  16. Микляев А. Подводные археологические исследования озера Сенница в 1982-87 гг // Сообщения государственного Эрмитажа. — Л., 1990. — № 4. — ISSN 0132-1501.
  17. Найминова Э.А. Физическая культура: методика преподавания. Спортивные игры. - М., 2013.
  18. Обреимова  Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. - М., 2010.
  19. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. - М., 2008.
  20. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. - М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в 5классе "КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ"

КООРДИНАЦИЯ УСИЛИЙ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ...

Содружество семьи и школы в формировании здорового образа жизни

В статье рассматриваются вопросы построения работы учителя физической культуры с родителями...

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни обучающихся

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете школы...

Тема:Организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Здоровье – неоценимое счастье в жизни каждого человека и человечества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье – это состояние п...

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни учащихся

Материал содержит информацию о том, что может сделать школа и семья, вместе и по-отдельности, для того, чтобы у учащихся сформировался здоровый образ жизни....

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся

организация учебно-воспитательной работы школы по формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья учащихся...