Интегрированный урок "Физическая культура и физика" по теме "Состязание с наукой"
методическая разработка по физкультуре (9 класс)

Марусяк Лариса Анатольевна

Урок проведен в рамках метапредметной недели "ФИЗИКА" и "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА". Педагогическая цель:  - повысить мотивацию к изучению предметов: физика и физкультура;  - показать возможности интеграции предметов, связь науки со спортом; - создать условия для осознания и осмысления учебной информации, применения знаний и  умений в новых учебных ситуациях.  Постараться совместить занятие физкультурой и физикой, чтобы учащиеся смогли на практике увидеть связь этих двух предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «ФИЗКУЛЬТУРА и ФИЗИКА»

в рамках проведения «Муниципальной предметной недели

по физической культуре»

Тема

«Состязание с наукой»

Класс

Педагогическая цель

Повысить мотивацию к изучению предметов: физика и физкультура. Показать возможности интеграции предметов, связь науки со спортом. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации, применения знаний и умений в новых учебных ситуациях.

Тип урока

Комбинированный (соревновательный, игровой, общеразвивающей направленности)

Задачи:

- Образовательная

- Оздоровительная

- Воспитательная

Активизация познавательной деятельности по предмету физика, физическая культура; развитие координации движений, быстроты и ловкости; совершенствование двигательных умений и навыков.

Развитие функциональных возможностей организма;  укрепление здоровья и повышение общей физической подготовки; улучшение таких необходимых качеств, как психологическая уравновешенность, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности.

Воспитание интереса к активной двигательной деятельности; воспитание моральных и волевых качеств; развитие целеустремленности, воспитание коллективизма,  взаимопомощи и взаимовыручки в команде.

Личностные результаты

Формирование самооценки и личностное самоопределение к видам деятельности; формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные: понимать значение выполняемых действий, умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания.

Коммуникативные: умение видеть ошибки других учащихся и подсказать пути их исправления.

Методы и формы работы

Словесный, наглядно - практический; групповая.

Образовательные ресурсы

Свисток, магнитная доска, плакаты с заданиями, маркеры; набор для электризации, султанчики; воздушные шарики, дротики; легкие мячи, гимнастическая палка; скакалка; барьеры; конусы; «магнитная  удочка»; обруч, «рыбки».

Место проведения

Спортивный зал

Время занятия

45 минут

Ссылка на видеоролик урока

 https://youtu.be/_zOVcrL6cXM

Технологическая карта урока

Организационная структура занятия

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Деятельность этапа

Основная форма работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный

Учитель. Предлагает план урока, делает установку на урок, которая помогает обучающимся сформулировать цели и задачи на урок.

Учащиеся.Знакомятся с планом, формулируют задачи урока.

Личностные: формирование  знаний о связи двух предметов: физики и физической культуры через совмещенное занятие физкультурой и физики.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе выполнения заданий.

Деятельность этапа

Основная форма работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

Работа в командах

Учитель. Предлагает начать урок с разминки (разминка помогает подготовить организм к переходу от обычного состояния к занятиям спортом, уменьшает вероятность травм и обеспечивает лучший результат). 

Деление класса на 2 команды, которые выполняют задания, соревнуясь между собой:

1. «Гонка мячей»

2. « Сопоставить физические законы и физические понятия с их формулами»

3. «Взаимодействие заряженных тел  с помощью электризации»

4. «Найди дорогу» 

5.  «Траектория баллистического движения»

6. «Физическая рыбалка».

Учащиеся.  Выполняют задания в командах, выполняя физкультурные упражнения и физические задания.

Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.

Регулятивные: учиться работать по предложенному плану.

Коммуникативные: Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами.

Этап 3. Дискуссия. Организация обратной связи.

Деятельность этапа

Основная форма работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

«Осмысление»

Учитель. Предлагает учащимся проанализировать выполненные задания и свои ответы. Какое явление все время «вмешивалось» в игру, мешало вам в эстафете? Почему происходит взаимодействие тел, которые вы зарядили? Какой оптимальный угол, при котором можно попасть в цель? Учащиеся. В командах анализируют  и находят правильные ответы по физике.

Познавательные: Показывают свои способности в выполнении физических упражнений; знания физических законов и физических понятий; названия приборов, что они измеряют, единицы измерения и как они выглядят; умение  находить ответы на вопросы викторины. Оценивают взаимосвязь физики и физической культуры. Высказывают собственное мнение о влиянии физики на достижение хороших результатов в спорте.

Регулятивные: Осуществлять самоконтроль и самооценку.

Коммуникативные: Находят адекватные способы взаимодействия с партнерами во время учебной деятельности.

Этап 4. Проверка полученных результатов

Деятельность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

«Рефлексия»

Учитель. Задает вопросы по теоретической части урока: что общего между спортом и наукой, между физикой и физкультурой?  Предлагает высказать своё мнение.

Учащиеся. Отвечают на поставленные вопросы, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивают ответы, оценивают уровень собственного эмоционального состояния на уроке.

Познавательные: Осуществление комплексного анализа своей деятельности.

Регулятивные: Принимать и осуществлять учебную задачу, вносить необходимые коррективы на основе оценки и учёта сделанных ошибок.

Коммуникативные: Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время диалога.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Деятельность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым  образовательным результатом

Формируемые УУД

Подведение итогов

Домашнее задание

Учитель. Подводит итоги урока, благодарит учащихся за хорошую работу. Объясняет сущность домашнего задания: найти дополнительную информацию по пройденной теме: «А важен ли спорт для физики и физиков?»

Учащиеся. Планируют свои действия в соответствии с самооценкой.

Познавательные: Осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения.

Регулятивные: Адекватно осуществлять самооценку.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.

Учитель физической культуры   МБОУ Лицей №11 г. Химки  -    Л.А. Марусяк                                


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметная неделя физической культуры МБОУ Лицей №11 г. Химки Марусяк Лариса Анатольевна Учитель физической культуры:

Слайд 2

Интегрированный урок «ФИЗКУЛЬТУРА и ФИЗИКА» Тема урока: «Состязание с наукой». Педагогическая цель: Повысить мотивацию к изучению предметов: физика и физкультура . Показать возможности интеграции предметов, связь науки со спортом. Создать условия для осознания и осмысления учебной информации, применения знаний и умений в новых учебных ситуациях. Тип урока: Комбинированный (соревновательный, игровой, общеразвивающей направленности).

Слайд 3

Задачи урока: Образовательная: Активизация познавательной деятельности по предмету физика, физическая культура; развитие координации движений, быстроты и ловкости; совершенствование двигательных умений и навыков. Оздоровительная: Развитие функциональных возможностей организма; укрепление здоровья и повышение общей физической подготовки; улучшение таких необходимых качеств, как психологическая уравновешенность, сосредоточенность, внимательность, хорошая память, мыслительные способности. Воспитательная: Воспитание интереса к активной двигательной деятельности; воспитание моральных и волевых качеств; развитие целеустремленности, воспитание коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки в команде.

Слайд 4

Место проведения: спортивный зал; Время урока: 45 минут. Образовательные ресурсы: свисток, магнитная доска, плакаты с заданиями, маркеры; набор для электризации, султанчики; воздушные шарики, дротики; легкий мяч, гимнастическая палка; скакалка; барьеры; конусы; «магнитная удочка»; обруч, «рыбки».

Слайд 5

План урока: Части урока Содержание урока Дозировка Методические указания Подготовительная часть 6 – 7 мин. Построение, приветствие, сообщение задач урока. Учитель: В словах «физика» и «физкультура» есть одинаковые корни. На первый взгляд, что общего между спортом и наукой? Однако, если хорошо подумать, мы поймем - спорт без физики бессилен. Ведь чтобы правильно бегать, высоко и далеко прыгать, хорошо метать, научиться плавать, надо знать и использовать законы физики. Сегодня мы постараемся совместить занятия физкультурой и физикой, и увидеть связь этих предметов. Класс делится на 2 команды. 1 мин. 2 – 3 мин. Проведение урока в формате соревнований – эстафет.

Слайд 6

Основная часть 35 мин. Разминка. Учитель: Любое занятие спортом начинается с разминки. разминка помогает подготовить организм к переходу от обычного состояния к занятиям спортом, уменьшает вероятность травм и обеспечивает лучший результат. Эстафета – «Гонка мячей» Учитель: Какое явление все время «вмешивалось» в вашу игру, мешало вам в эстафете? (инерция) Учитель: Быстрее, выше, сильнее! – этот спортивный девиз выбит на олимпийских медалях. Но некоторые физические явления (тяготение, трение, инерция) могут стать преградой на пути к спортивным достижениям. С другой стороны, правильное использование соответствующих физических законов может помочь спортсмену в достижении успеха. Эстафета – «Сопоставить физические законы и физические понятия с их формулами» 3 – 4 мин. 6 – 7 мин. Игроки поочередно ведут легкий мяч гимнастической палкой вокруг кеглей . Оценивается быстрота и правильность выполнения упражнений. По свистку первые участники команд добегают до скакалки, которая размещена в квадрате 1,5 х 1,5 , выполняют 5 прыжков назад, 5 прыжков вперед, далее бегут к доске, где размещен плакат с заданием на сопоставление, выбирают один из 8 сопоставлений. Возвращаются к своей команде, передают эстафету следующему. Второй, и последующий, выполняет тоже самое задание.

Слайд 7

Основная часть 35 мин. Эстафета - «Взаимодействие заряженных тел с помощью электризации» Учитель: При электризации трением оба тела приобретают заряды. Электроны переходят с шерсти на палочку. В процессе электризации оба тела заряжаются. А теперь вы попробуете это сделать. По свистку первые участники команд добегают до столика (у каждой команды палочка ПВХ и шерстяная ткань – «набор для электризации») и с одного раза должны наэлектризовать палочку, затем коснуться ей султанчика и быстро вернуться к команде, передав эстафету следующему. Эстафета – «Найди дорогу» Учитель : Вы знаете, что физика – наука экспериментальная. А в ходе эксперимента физикам приходится производить измерения. Производят измерения и во время спортивных соревнований, иначе как сравнить достижения спортсменов? Сейчас мы проверим, знаете ли вы названия приборов, что они измеряют, единицы измерения и как они выглядят. Надо соединить все четыре показателя 5 – 6 мин. 6 – 7 мин. Важное условие: султанчик руками не трогать. Побеждает команда, закончившая эстафету первой. Та команда, у которой султанчик зарядился больше, получает дополнительное очко. По свистку первые участники команд добегают к доске, где размещен плакат с заданием на сопоставление, выбирают один из 6 сопоставлений, при этом необходимо преодолеть 5 барьеров, выполняя прыжки двумя ногами. Возвращаются к своей команде, передают эстафету следующему. Второй, и последующий, выполняет то же самое задание.

Слайд 8

Основная часть 35 мин. Эстафета - «Траектория баллистического движения». Учитель : В учебнике физики написано, что дальность полета тела при одной и той же начальной скорости зависит от угла, под которым тело брошено к горизонту. То есть вы должны выбрать оптимальный угол, чтобы попасть в цель. Учитель (после эстафеты) : Оптимальный угол, при котором можно попасть в цель? ( Ответ: 30° ) Конкурс – «Физическая рыбалка». Учитель : С помощью физики и ее законов, стало появляться больше видов спорта. Мы тоже придумали для вас новый вид состязаний под названием «Физическая рыбалка». 5-6 мин. 9 – 10 мин. По свистку первые участники обеих команд добегают до отмеченной линии и один раз кидают дротик, стараясь попасть в воздушный шарик, потом сразу возвращаются, передавая эстафету следующему. Выигрывает команда, пришедшая первой. За большее количество лопнувших шаров команда получает дополнительное очко. В аквариум (или на площадку внутри положенного на пол обруча) помещают картонных рыбок, на обратной стороне которых записаны вопросы. С помощью магнитной удочки (к палке привязывается нить с магнитом на конце, а к рыбам – скрепка) команды по очереди ловят рыбу, отвечают на вопрос и при правильном ответе оставляют рыбу в команде . За верное решение задачи команда получает 1б. В конце конкурса рыбу сдают жюри для подсчета очков.

Слайд 9

Заключительная часть 3 – 4 мин. Приложение (Протокол) Подведение итогов, подсчитывая общую сумму баллов. Объявление результатов. Учитель: Вот и подошел к концу наш урок - игра. Я думаю, вы убедились в связи физики и физкультуры, поняли как знание физики важно для достижения хороших результатов в спорте. Хочется вам пожелать, чтобы знание физики помогли достигнуть результатов в спорте, а спорт помог сохранить здоровье, воспитать выносливость и волю к победе. Домашнее задание: найти дополнительную информацию по пройденной теме: «А важен ли спорт для физики и физиков?» 1,5 -2 мин. 1,5 – 2 мин. Отметить лучших учеников урока. Помощники – ассистенты на уроке – освобожденные учащиеся. № п/п Эстафеты 1 команда 2 команда 1 Разминка 2 «Сопоставление» 3 «Электризация» 4 «Найди дорогу» 5 «Дротики» 6 «Физическая рыбалка» Итоговый р езультат

Слайд 10

РЕФЛЕКСИЯ: Учащиеся выполнили работу, запланированную на уроке в полном объеме, хорошо усвоив материал. Отвечали на поставленные вопросы, осуществляли взаимоконтроль процесса выполнения заданий, прослушивали ответы. Некоторые сложности возникли в процессе выполнения заданий по физике. Отмечено положительное отношение детей к содержанию урока, учащиеся активно взаимодействовали друг с другом в процессе занятия. Отношение к учителю - положительное, высокая дисциплина обучающихся во время урока, ученики были внимательны к объяснениям и замечаниям учителя. Работа всех учащихся, включая освобожденных, оценена учителем на «отлично».

Слайд 11

Урок физической культуры в 9«Г» классе МБОУ Лицей №11 г. Химки по теме: «Состязание с наукой» метапредметная связь « Физультура и физика». Ссылка на YouTube : https://youtu.be/_zOVcrL6cXM Учитель физической культуры – Марусяк Лариса Анатольевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Культура Древнего Египта"

Разработка урока, проведенного совместно с учителем истории, с привлечением инсценировки мифа об Осирисе и египетской сказки "О красноречивом  поселянине"...

интегрированный урок "Современная наука и искусство - два "крыла" культуры"

Этот урок я проводила в 11 классе в конце учебного года, когда по химии идет тема "Металлы". Учащиеся работают в группах постоянного состава и выполняют задания, цель которых показать, что любая творч...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....

Интегрированный урок "Культура России в 19 веке. Живопись, музыка"

Цели урока сформировать у учащихся представление о российской культуре 19 века обратив внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения искусстваЗадачи урока Учить:-...

Разработка интегрированного урока "Культура XVIII века".

Для совершенствования литературного образования учащихся, их художественно-эстетического развития большое значение имеет проведение интегрированных уроков литературы, на которых соединяются сведения и...

Интегрированный урок "Культура Древней Руси"

6 класс.  Тема: Древнерусская культура (IX-XII вв.)Тип урока: комбинированный, интегрированныйЦель урока: Сформировать у учащихся представления о культуре Древнерусского государства, развивать на...