Статья "ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ"
статья по физкультуре (11 класс)

Моисеенкова Наталья Владимировна

Материал  который поможет при лечении и профилактике заболеваний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harcheva_i.g._2.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 615.825

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ПРИ АРТРОЗЕКОЛЕННОГО СУСТАВА

Харчева И.Г

СЗГМУ им. И.И. Мечникова

Моисеенкова Н.В.

ГБОУ школа №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Аннотация: артроз коленного сустава-наиболее частые причины возникновения болей в коленном суставе. Присуще это заболевание пациентам в возрасте более 60-65 лет, но, к сожалению, в настоящий момент артроз достаточно серьезно молодеет, и пациенты в раннем возрасте сталкиваются с теми же проблемами, то есть сталкивается с болью. Лечебная физическая культура помогает повысить обменный процесс, который происходит в хряще, и способствует его восстановлению. В статьеизучены возможности лечебной физической культуры при артрозе коленного сустава и подобрать средства, положительно влияющие на состояние больного, выявлена, положительная динамика симптоматики у больных после занятий лечебной физической культуры, проанализирована эффективность реабилитации больных с артрозом.

Ключевые слова: лечебная физическая культура, артрозы, суставы.

В настоящее время последствия травм и заболевания костно-мышечной системы сохраняют свою актуальность. Артроз является одним из самых распространенных ортопедических заболеваний. Из-за нарушения функций и постоянной болезненности сустава, ухудшается качество жизни больного, случаи заболевания прогрессивно растут ив месте с тем, растут расходы на лечение и медицинское обслуживание [3, с. 4].

Артрозом коленного сустава является опорно-двигательное заболевание, заключающееся в изменении и разрушении хряща сустава, из-за этого функция и структура хрящевой ткани нарушается.Следует отметить, что как только начались различного рода боли, то, скорее всего дегенеративный процесс в хрящевой ткани уже запущен.Чем раньше он будетпродиагностирован и начато лечение, тем быстрее будет достигнут положительный результат.

Артрит и артроз – два смежных заболевания, одной из них является воспалительным процессом, другой же дегенеративно-дистрофическим.Основная задача – разгрузить тот хрящ, который получает серьезные изменения.Как правило изменения в хряще связано с неадекватной нагрузкой на него, и самое главное – хрящ не получает питания.

При лечении прибегают к введениям специальныхпрепаратов в сустав, для того, чтобы его подпитать, поэтому на первичном этапе лечения возникает задачамаксимально повысить обменный процесс, который происходит в хряще для повышения эффективности усвоения препарата. Для этого активно применяются средства ЛФК, которые решают следующие задачи: сохранение подвижности сустава пораженного сустава и сохранение его будущего функционирования; укрепление мускулатуры; стимуляция обменных процессов и уменьшение поражения сустава;адаптация к физической нагрузке и снижение степени болей;восстановление активности и работоспособности; предотвращение развития атрофии мускулатуры, за счет улучшения кровообращения; укрепление иммунитета, системы внутренних органов; улучшение процесса питания тканей сустава [2, с. 166].

Цель исследования: раскрыть особенности и подобрать средства лечебной физической культуры для эффективного лечения артроза коленного сустава.

Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. изучить возможности лечебной физической культуры при артрозе коленного сустава и подобрать средства, положительно влияющие на состояние больного;

2. выявить, положительную динамику симптоматики у больных после занятий лечебной физической культуры, проанализировать эффективность реабилитации больных с артрозом;

3. систематизировать полученные результаты.

Актуальность данногоисследования заключается в том, что различные травмы суставов нижних конечностей могут привести к разным серьезным нарушениям. Только в 2020 году в клинике «НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена» было выполнено 145 операций по поводу деформирующего артроза коленного сустава.

Эти нарушения могут ограничить возможности человека в повседневной жизни и в трудовой деятельности[6, с. 284]. Поэтому лечебная физическая культура (далее – ЛФК) и реабилитация больных с травмами суставов являются одной из самых актуальных и важных в современном мире [4, с. 279]. Правильное и регулярное выполнение занятий могут ускорить процесс выздоровления и помочь пациенту вернуться к обычной жизни [1, с. 124].

Материалы и методы организации исследования: для решения задач исследования был разработан комплексЛФК, которыйдолжен способствоватьулучшению состояния больного и возобновлению функций пораженного сустава.Комплекс ЛФК включал в себя 8 упражнений на усиление мышечного каркаса и улучшение двигательных функций сустава. Все упражнения необходимо было делать аккуратно, ни в коем случае нельзя было допускать боли в коленном суставе, совершать резкие движения и делать глубокие приседания [5, с. 224]. Заниматься при обострении заболевания было запрещено.

Исследование проводилось на базе НМИЦ ТО им. Р.Р. Вредена(г.Санкт-Петербург). Длительность исследования – 4 месяца. В эксперименте участвовало 30пациентов разной возрастной категории. Все 30 человек имели диагноз «артроз коленного сустава». У 53% наблюдалась первая стадия артроза, вторая стадия у 17%, а третья стадия у 30%. Все больные, кроме 5% с первой стадией артроза, выполняли комплекс ЛФК для увеличения суставной подвижности. Каждое упражнение было специализировано, в зависимости от стадии артроза, от 10 до 20 повторений. Продолжительность занятияне более двух часов.

Результаты исследования и их обсуждение.В процессе эксперимента 78% пациентов выполняли предложенные упражнения при этом было зафиксировано восстановление функциональных способностей коленного сустава и амплитуды его движения, развитие мускулатуры, и исчезновение болей, ухудшений не наблюдалось.

Выполняли упражнения частично 17% пациентов, при этом положительная динамика фиксировалась только у пациентов со второй стадией у пациентов с третьей стадией значительного улучшения состояния не произошло.

Отказались от выполнения упражнений 5%, у них наблюдалось ухудшение мышечного тонуса, ухудшение тока крови в колене, отсутствие подвижности в коленном суставе.

Во время занятий у 15% пациентов с третьей стадией, и у 2% пациентов со второй стадией, произошла ремиссия заболевания. Состояние ухудшилось, коленный сустав опух, и возникли боли во время выполнения упражнений. В связи с этим, данные пациенты прекратили занятия на 2 недели, пока не ушли опухоль и боль. Далее, они вернулись к выполнению заданий и ремиссия не поспособствовала ухудшению результатов исследования у пациентов со второй стадией, а у 3% пациентов с третьей стадией не произошло улучшения состояния.

33% пациентов жаловались на хромоту до проведения эксперимента. Далее, выполнив все назначенные упражнения появилось увеличение жалоб у 45% пациентов. Данное явление наблюдалось из-за недостатка массы и слабости мышечной системы пациентов. В итоге, благодаря данным упражнениям улучшилось состояние мускулатуры и сустава. Постепенно хромота стала исчезать.

Под конец эксперимента число жалоб на боль, онемение, вздутие и хруст в коленном суставе существенно снизилось. Только у 5 % больных, не выполняющих комплекс упражнений, и у 3% пациентов с третьей стадией артроза остались данные симптомы.

Заключение. По результатам данного исследования можно сделать вывод, что ЛФК позитивно влияет на состояние больных с артрозом. Предложенный комплекс упражненийспособствовал восстановлению функциональных способностей коленного сустава и амплитуды его движения, развитию мускулатуры, и исчезновению болей, то есть улучшению состояния пациента. Также он способствовал стимуляции кровообращения, процессов самовосстановления, предотвращению различных осложнений. Регулярные занятия при второй степени артроза способны возобновить подвижность сустава, а при начальных стадиях заболевания может полностью возобновить функциональность сустава.

Список литературы

  1. Каменский, Д.А. Исследования заболеваний позвоночника и их лечение с использованием средств лечебной физической культуры у лиц в возрасте 18-25 лет / Д.А. Каменский, И.Р. Стаканова, А.А. Подовремина // Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие», Санкт-Петербург, 27–31 октября 2019 года. – Санкт-Петербург: Частное научно-образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Гуманитарный национальный исследовательский институт «Нацразвитие», 2019. – С. 124-126.
  2. Лечебная гимнастика для спины в условиях самоизоляции / А.Н. Ташу, М.А. Рогожников, А.Е. Батурин, Ю.В. Яковлев // Актуальные проблемы профессионально-прикладной физической культуры и спорта: межвузовский сборник научно-методических работ / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – Санкт-Петербург: Политех-Пресс, 2020. – С. 165-168.
  3. Лечебная физкультура в комплексном лечении деформирующих остеоартрозов. Методическое пособие. / Садыкова Р.С., Плеханова Г.М., Тазиев Р.В. – Казань: Фолиант, – 2014. – 20 с.
  4. Особенности применения средств лечебной физической культуры при травмах позвоночника / Д.А. Каменский, С.А. Маликова, А.В. Сорока, А.Е. Курицына // Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Межвузовский сборник научно-методических работ / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2021. – С. 279-282.
  5. Романова, А.А. Принципы реабилитации после менискэктомии. Лечебная физическая культура / А.А. Романова // Мечниковские чтения – 2019: Сборник материалов конференции, Санкт-Петербург, 24-25 апреля 2019 года. – Санкт-Петербург: Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, 2019. – С. 224.
  6. Эффективность применения методик ЛФК при лечении сколиоза у молодежи / В.В. Кожемяко, А.Е. Батурин, М.А. Рогожников, Ю.Н. Лосев // Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры: Межвузовский сборник научно-методических работ / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2021. – С. 283-286.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и игровых приемов в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью

В данной статье рассматривается роль влияния игровой деятельности в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталость, включение этих детей в систему коррекционно-развивающей работы, через игр...

РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В статье представлены материалы по оптимизации учебного процесса по физической культуре, позволяющие более эффективно использовать учебное время для формирования двигательных навыков у школьников, а и...

"Технология деятельностного подхода, как средство реализации ФГОС в процессе обучения на уроках физики"

Деятельностный подход при изучении физики ориентирует учащихся не только на усвоение отдельных понятий, положений и законов физики, и вообще знаний, но и на способы этого усвоения, на развитие творчес...

Нейроигры как двигатель психических процессов для улучшения процесса обучения детей с ОВЗ.

Нейропсихология как наука  появилась совсем недавно. Взаимосвязь тела и психических процессов начали активно изучать  в XX веке.Нейропсихология — молодое направление в науке, кото...

«Искусство оригами, как средство создания ситуации успеха в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

   Создание ситуации успеха в образовании  предполагает:- добровольность включения ребен­ка в социально значимую деятельность:- доверие ребенку в выборе средств достижен...

«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реали...