«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»
консультация
Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реализацию.
Если говорить об условиях, механизмах и путях воспитания, обучения и социализации данной группы детей с ОВЗ (с ментальными нарушениями), то следует рассматривать создание ситуации успеха, как внедрение индивидуальной траектории образования.
Индивидуальная траектория образования — это результат реализации личностного потенциала обучающегося через осуществление соответствующих видов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_blagopriyatnyh_usloviy_dlya_uspeshnoy_sotsiokulturnoy_reabilitatsii.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами
в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»
Садриева Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МАОУ «Нижнекамская школа-интернат «Надежда»
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реализацию.
Если говорить об условиях, механизмах и путях воспитания, обучения и социализации данной группы детей с ОВЗ (с ментальными нарушениями), то следует рассматривать создание ситуации успеха, как внедрение индивидуальной траектории образования.
Индивидуальная траектория образования — это результат реализации личностного потенциала обучающегося через осуществление соответствующих видов деятельности.
Создание ситуации успеха в образовании предполагает:
- добровольность включения ребенка в социально значимую деятельность:
- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;
- оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;
- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического
воздействия;
- учет актуальных и потенциальных интересов и потребностей обучающихся, их индивидуальных возможностей, как физических, так и ментальных (интеллектуальных);
- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности, развитие социального интеллекта.
Обучая ребенка с особенностями психофизического развития, мы его учим учиться: сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы и обобщения, главным образом овладевать способами учебных действий.
Необходимо включая различные механизмы стимулирования и поощрений, максимально использовать природный ресурс ребенка по приобретению им самостоятельных умений и навыков.
Планируя работу с детьми с ОВЗ с ментальными нарушениями, следует придерживаться следующих принципов:
- максимально сокращенный объем заданий,
- задания в "один шаг", только с одним глаголом (посмотри, вставь, определи, согни, продави, разрежь и т.д.),
- непременная наглядность, поскольку у учащихся с ОВЗ преобладает конкретное мышление,
- четкий план действий.
Занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта. Занятия данным видом искусства способствует наиболее эффективной коррекции врождённых дефектов и заболеваний, а так же является отличным способом реабилитации инвалидов с ментальными нарушениями в социуме.
Оригами, как арттерапевтическая технология стимулирует развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием умственной деятельности: творческое, созидательное мышление, выявление сознательной и бессознательной составляющей, улучшение мозговой деятельности.
Причин успеха занятий оригами так же являются:
- материал. Бумага наиболее доступный материал для творчества. С бумагой можно делать многое: смять, разорвать, рисовать на ней, склеивать, складывать.
- освоить технику оригами довольно легко, в любом возрасте по принципу «от простого к сложному. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и любое их количество.
- результат труда достигается быстро;
- «ситуация успеха»– если складывать поделку аккуратно и точно в соответствии со схемой, она обязательно получится красивой;
- есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, добавлять элемент творчества;
- устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;
- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных клинических случаях бывает единственно возможным;
- оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других арт-терапевтических направлений: сказкотерапию, игротерапию (обыгрывание как процесса изготовления изделия, так и конечного результата), терапию цветом (используется разноцветная бумага);
-многократный повтор и ритмичность при складывании модульного оригами уравновешивают психическое состояние ребёнка;
- форма некоторых фигур (кусудами, многогранники, каркасные структуры) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект.
Успешность ребёнка не ограничивается стенами образовательного учреждения. Для создания социокультурного пространства в семье и повышения педагогической культуры родителей, необходима следующая работа с родителями (законными представителями): индивидуальные беседы и занятия, практикумы, занятия по сотворчеству детей и родителей, посещение родителями выставок работ учащихся, экскурсии учащихся и их родителей в городской музей на экспозиции декоративно-прикладного искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА
Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА...
Создание благоприятных условий для работы с учащимися, которые имеют низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом ...
Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"
Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....
Статья Создание благоприятных условий для формирования самоидентификации обучающихся средствами иностранного языка.
В обстановке обострения национальных противоречий во многих регионах России актуальным является предупреждение межнациональных конфликтов, выявление причин и условий, вызывающих конфликт ...
выступление "Создание благоприятных условий для социокультурной реабилитации детей с ОВЗ (НОДА) на занятиях вышивкой."
Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально в...
«Создание благоприятных условий для трудового обучения, способствующих раскрытию индивидуальных способностей воспитанников, обеспечивающих возможности их самоопределения и самореализации в условиях современной жизни»
Из опыта работы учителя профессионально-трудового обучения ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Данкова» Лоторевой Е.В....
"Создание благоприятных условий для успешной реализации социальной адаптации и успешной интеграции воспитанника в общество"
Рассуждение на тему создания благоприятных условий для успешной реализации социальной адаптации и успешной интеграции воспитанника в общество на основе личного опыта работы....