«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»
консультация

Садриева Светлана Владимировна

Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реализацию.

     Если говорить об условиях, меха­низмах и путях воспитания, обучения и социализации данной группы детей с ОВЗ (с ментальными нарушениями), то следует рассматривать создание ситу­ации успеха, как внедрение индивидуальной траектории обра­зования.      

      Индивидуальная траектория обра­зования — это результат реализации личностного потенциала обучающегося через осуществление соот­ветствующих видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами

в процессе обучения  детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»      

Садриева Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

  МАОУ «Нижнекамская школа-интернат  «Надежда»

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

    Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реализацию.

     Если говорить об условиях, механизмах и путях воспитания, обучения и социализации данной группы детей с ОВЗ (с ментальными нарушениями), то следует рассматривать создание ситуации успеха, как внедрение индивидуальной траектории образования.      

      Индивидуальная траектория образования — это результат реализации личностного потенциала обучающегося через осуществление соответствующих видов деятельности.

     Создание ситуации успеха в образовании  предполагает:

добровольность включения ребенка в социально значимую деятельность:

- доверие ребенку в выборе средств достижения поставленной цели;

оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;

- предупреждение негативных последствий в процессе педагогического
воздействия;

- учет актуальных и потенциальных интересов и потребностей обучающихся, их индивидуальных возможностей, как физических, так и ментальных (интеллектуальных);

- формирование у детей готовности к социальной самозащите своих интересов при осознании своей социальной защищенности, развитие социального интеллекта.

      Обучая ребенка с особенностями психофизического развития,  мы его учим  учиться: сравнивать, анализировать, выделять главное, делать выводы и обобщения, главным образом овладевать способами учебных действий.          

       Необходимо включая различные механизмы стимулирования и поощрений, максимально использовать природный ресурс ребенка по приобретению им самостоятельных умений и навыков.

    Планируя работу с детьми с ОВЗ с ментальными нарушениями, следует придерживаться следующих принципов:

  •  максимально сокращенный объем заданий,
  • задания в "один шаг", только с одним глаголом (посмотри, вставь, определи, согни, продави, разрежь и т.д.),
  • непременная наглядность, поскольку у учащихся с ОВЗ преобладает конкретное мышление,
  • четкий план действий.

      Занятия оригами развивают коммуникативные навыки детей, что особо важно, учитывая психологические особенности детей с нарушением интеллекта. Занятия данным видом искусства способствует наиболее эффективной коррекции врождённых дефектов и заболеваний, а так же является отличным способом реабилитации инвалидов с ментальными нарушениями в социуме.

     Оригами, как арттерапевтическая технология  стимулирует развитие мелкой моторики. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием умственной деятельности: творческое, созидательное мышление, выявление сознательной и бессознательной составляющей, улучшение мозговой деятельности.    

     Причин успеха занятий оригами так же являются:

  - материал.  Бумага наиболее доступный материал для творчества. С бумагой  можно делать многое: смять, разорвать, рисовать на ней, склеивать, складывать.

- освоить технику оригами довольно легко, в любом возрасте по принципу «от простого к сложному. В нем есть все, чтобы создать лестницу из постоянно возрастающих уровней сложности и задать практически любую высоту ступенек и любое их количество.

- результат труда достигается  быстро;

- «ситуация успеха»– если складывать поделку аккуратно и точно в соответствии со схемой, она обязательно получится красивой;

       - есть возможность «руководить процессом», то есть вносить изменения в фигурку по своему желанию, добавлять элемент творчества;
      - устраняется барьер между взрослым и ребенком, возникает атмосфера доверия;

- на занятиях оригами осуществляется невербальный контакт в общении, что в отдельных клинических случаях бывает единственно возможным;  
       - оригами объединяет в себе приемы и формы работы некоторых других  арт-терапевтических  направлений:  сказкотерапию, игротерапию (обыгрывание как процесса изготовления изделия, так и конечного результата), терапию цветом (используется разноцветная  бумага);

-многократный  повтор и ритмичность при складывании модульного оригами уравновешивают психическое состояние ребёнка;

- форма некоторых фигур (кусудами, многогранники, каркасные структуры) несет положительный гармонизирующий и оздоровительный эффект. 

Успешность ребёнка не ограничивается стенами образовательного учреждения. Для создания социокультурного пространства в семье и повышения педагогической культуры родителей, необходима следующая работа с родителями (законными представителями): индивидуальные беседы и занятия, практикумы, занятия по сотворчеству детей и родителей, посещение родителями выставок работ учащихся, экскурсии учащихся и их родителей в городской музей на экспозиции декоративно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА

Создание благоприятного условия в семье при подготовке к ГИА...

Создание благоприятных условий для работы с учащимися, которые имеют низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом ...

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Статья Создание благоприятных условий для формирования самоидентификации обучающихся средствами иностранного языка.

В обстановке обострения национальных противоречий во многих регионах России актуальным является предупреждение межнациональных конфликтов, выявление причин и условий, вызывающих конфликт ...

выступление "Создание благоприятных условий для социокультурной реабилитации детей с ОВЗ (НОДА) на занятиях вышивкой."

  Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально в...

"Создание благоприятных условий для успешной реализации социальной адаптации и успешной интеграции воспитанника в общество"

Рассуждение на тему создания благоприятных условий для успешной реализации социальной адаптации и успешной интеграции воспитанника в общество на основе личного опыта работы....