выступление "Создание благоприятных условий для социокультурной реабилитации детей с ОВЗ (НОДА) на занятиях вышивкой."
материал на тему

Садриева Светлана Владимировна

    Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реализацию.

      Воспитание и обучение детей и подростков с ограниченными возможностями с учетом формирования начальных профессиональных навыков – одно из условий социализации их в обществе.

     Задача педагога, исходя из индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей ребенка, помочь сориентироваться в мире профессий. Занятия в творческих объединениях дополнительного образования помогают получить допрофессиональные и начальные профессиональные навыки и умения и сориентироваться в мире профессий.     

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание благоприятных условий для социокультурной реабилитации детей с ОВЗ (НОДА) на занятиях вышивкой.

Садриева Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Нижнекамская школа-интернат  «Надежда»

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

     К сожалению, рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является  реальностью наших дней. Человек – существо общественное. Поэтому жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как же научить жить в современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии?

     Только будучи субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе человек становится полноценным членом общества. Это и есть реабилитация и (или) абилитация.

    Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реализацию.

      Воспитание и обучение детей и подростков с ограниченными возможностями с учетом формирования начальных профессиональных навыков – одно из условий социализации их в обществе.

     Задача педагога, исходя из индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей ребенка, помочь сориентироваться в мире профессий. Занятия в творческих объединениях дополнительного образования помогают получить допрофессиональные и начальные профессиональные навыки и умения и сориентироваться в мире профессий.    

    Творческие объединения дополнительного образования являются частью внеклассной и внешкольной работы. В системе дополнительного образования занятия в творческих объединениях декоративно – прикладной направленности  проводятся по системе «пары» - два занятия подряд. С учетом особенностей работы в коррекционных учреждениях и психо-физического развития детей с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) занятия в творческих объединения нашей школы – интерната проводятся в традиционной урочной форме (по 40-45 минут). Занятия могут посещать учащиеся независимо от способностей, так как обучение происходит постепенно от простого к сложному. Занятие проходит в небольших разновозрастных группах по 4-6 человек и индивидуально в зависимости от степени заболевания и уровня подготовленности детей. Для диагностики динамики развития проводится контрольное обследование умений и навыков учащихся, которые фиксируются в диагностических картах, в которых фиксируются индивидуальные физические возможности (особенности зрения, состояние рук (парезы – монопарезы, гемипарезы, тетрапарезы), особенности ведущей руки, согласованность движения рук)  на основе которых план может корректироваться в зависимости от индивидуальной успеваемости.     

      Многочисленные исследования педагогов, психологов и медицинских работников  свидетельствуют о том, что занятия ручным трудом улучшают качество жизни  детей с ОВЗ (НОДА):

-  способствует уменьшению уровню тревожности, повышению самооценки, способствуют  налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе,  помогают установить активизируют творческое мышление;

- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

 - улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

 - улучшают память и глазомер

контакт между  педагогом и ребенком.

- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий;

- повышают уровень интеллекта в целом;

      Занятия в объединении  «В мире вышивки» способствуют самореализации ребенка в творчестве, позволяют закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства и способствуют их систематизации.  Развивают ручную умелость, скоординированность движения рук, формируют чувство прекрасного, эстетический вкус, развиваются творческие способности, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу.

    Занятия вышивкой  это не только рукоделие, но и арт-терапевтическая технология – естественная, древнейшая форма изменения психологического и эмоционального состояния, которой пользуются многие (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, получить возможность психоэмоциональной разгрузки, так как монотонные, четко организованные движения рук помогают уравновесить мысли и чувства. Помимо  положительного психологического эффекта занятия вышиванием, помогают сориентироваться в выборе дальнейшего профессионального обучения.

      В ходе реализации программы «В мире вышивки» дети знакомятся с особенностями национальной русской и татарской вышивки. Выполняют изделия в технике «крест», «полукрест», «объёмная вышивка», «гладь». Вышивки выполняются на разных основах: картон, канва, нетканый материал (пластиковая сетка). На первом этапе – «поделки для себя» происходит ознакомление с техниками, приобретение знаний, умений и навыков (ЗУН);  второй этап  – «поделки для дарения», закрепление ЗУН в ходе изготовление подарков близким и друзьям, третий этап  – «поделки на выставку и продажу», работа над качеством выполнения изделия, взаимодействие с социумом.

     Важная роль на занятиях в объединении отводится инструктажу, включающему как практические, так и словесные методы обучения. Проводятся вводные, текущие и заключительные, фронтальные и индивидуальные инструктажи. Широко используются  различные наглядные пособия, технологические карты, схемы, рисунки, презентации, видео - пособия. Рабочее место

     Основное место на занятиях отводится практической работе. Это графические работы, упражнения, все виды практических работ, сам процесс выполнения изделия.  Такие виды работ развивают творческое мышление, фантазию детей, позволяют на практике проверить свои силы в декоративно-прикладном творчестве.

      Для реализации третьего этапа обучения ежегодно проводятся отчетные выставки работ. Изделия учащихся также принимают участие в городских, региональных и республиканских выставках и конкурсах зачастую наравне со здоровыми сверстниками. Такие выставки и конкурсы способствуют ознакомлению широкого круга окружающих с искусством вышивки, представляют собой наглядную популяризацию деятельности объединения, воспитанию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, позволяют создать дополнительную ситуацию успеха для ребёнка с ОВЗ (НОДА).

     Для создания социокультурного пространства в семье и повышения педагогической культуры родителей, проводится следующая работа: индивидуальные беседы и занятия, практикумы, занятия по сотворчеству детей и родителей, посещение родителями выставок работ учащихся, экскурсии учащихся и их родителей в городской музей на экспозиции декоративно-прикладного искусства.

    Достижения учащихся в области декоративно - прикладного искусства (неоднократные победы на конкурсах и выставках различного уровня) служат доказательством правильно выбранной тактики работы с учащимися, о комфортных условиях для социализации и самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на научно – практическом семинаре по теме: «Технологии, формы, методы и приемы социально-бытовой и социокультурной реабилитации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях специальной (коррекционной) школы-интерната»

На современном этапе развития образования проблема социально-бытовой и социо-культурной реабилитации детей с ОВЗ входит в число приоритетных и актуальных. Значительная часть детей с ОВЗ оказываются не...

Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.

Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взросл...

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...

Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"

Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

«Создание благоприятных условий для успешной социокультурной реабилитации (абилитации) средствами оригами в процессе обучения детей с ОВЗ с ментальными нарушениями»

Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и организовать их максимально возможную реали...