Комплексная реабилитация детей посредством театральной деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.
рабочая программа на тему

Ревзина Людмила Михайловна

Использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию влияет участие детей в театральной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексная реабилитация детей посредством театральной  деятельности в условиях отделения социальной реабилитации.

Известно, что использование в реабилитационной работе разнообразных видов искусства благотворно влияет на восстановление многих психофизических функций детей, формирование утраченных связей со сверстниками и взрослыми. Особую психотерапевтическую и развивающую функцию влияет участие детей в театральной деятельности. Это способствует развитию их природных способностей и склонностей, созданию эмоционально – комфортной среды, раскрытию интеллектуальных и творческих резервов.

Цель: создание в отделении социальной реабилитации эмоционально – комфортной среды, способствующей развитию и самораскрытию несовершеннолетних, проявляющих их интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи:

1.Прбуждать интерес к театрально – игровой деятельности, потребность воспитанника обращаться к театру, как к источнику радости, эмоциональных переживаний, творческого соучастия.

2.развивать эстетические способности, мыслительный, познавательный процесс, интерес. культуру речи.

3.Совершенствование артистических навыков воспитанников в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Целевая группа: воспитанники отделения социальной реабилитации 8 -16 лет.

Идея создания домашнего театра появилась у меня на основе личного интереса. .Воспитатель с большим стажем, много лет я увлекаюсь художественной самодеятельностью, с удовольствием принимая участие в театрализованных представлениях, костюмированных праздниках, культурно – массовых мероприятиях. Желание зажечь детей и подростков своим интересом привело меня к постановке сказочных сюжетов, юмористических миниатюр из жизни группы, выступлений агитбригад.

Успех наших первых постановок у зрителей и самих участников постановок побудил всерьёз обратиться к самодеятельному творчеству. Начала изучать соответствующую литературу, обратилась за консультацией к специалистам. Поняла, что организация детского самодеятельного театра – дело серьёзное и хлопотное. Помогли коллеги: воспитатели, педагоги, психологи, музыкальный руководитель, инструктор по труду. В результате у нас в Центре  « Возвращение на радость всех его обитателей – и детей, и взрослых, появился Домашний театр « Забавушка».

Театр и развлекает, и воспитывает морально и эстетически, развивает фантазию,  способность сопереживать, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, повышает уверенность в себе. Участие в  театрализованной  деятельности  способствует развитию эмоционального восприятия окружающего мира, творческих способностей детей и подростков, решает задачи развития самостоятельного  творческого мышления, детского воображения и творческой активности.

Наши  воспитанники как правило не умеют занять себя в свободное время и на окружающий  мир сморят как потребители, а не как творцы. Опыт моей работы показал, что если подросток активен в театрализованной деятельности. Он становиться более активным в жизни, доброжелательным и открытым в общении, успешным в учебной деятельности.

Я не ставлю перед собой цели – сделать каждого воспитанника актёром. Существующее мнение, что все дети  - артисты, ошибочно. Публичное выступление  привлекает далеко не всех. Легко и удобно, когда детские способности предпочтения в творчестве ярко выражены, когда сам ребёнок  их в  какой – то степени осознаёт. Но бывает и так, что творческие задатки глубоко спрятаны. Тут, конечно, от нас педагогов, требуются наблюдательность, внимание и такт. Нельзя неволить или подростка. Ставить его в ситуацию, где он почувствует себя смешным и нелепым. Но в то же время, не следует исключать подростка из общего дела. Забывать, оставлять его в стороне. Для каждого нужно найти интересное ему занятие – то, в котором он может творчески реализоваться.

Анализируя опыт работы по подготовке театрализованных преставлений можно выделить 10 основных этапов работы над спектаклем:

1.Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение её с воспитанниками. Как правило, материалом для сценического воплощения служит сказка, которая даёт на редкость яркий, широкий, многозначный образ мира. Мир сказки с его чудесами и тайнами. Приключениями и превращениями очень близок ребёнку независимо от его возраста .

2.Распределение ролей в спектакле с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений.  Учитываются  и  возраст,  и индивидуальные особенности несовершеннолетнего. Личностно – ориентированный подход к воспитанникам нацеливает педагога на создание оптимальных условий для развития творческих способностей , интересов, социальной активности.

3.Работа над отдельными эпизодами. В ходе работы над эпизодами развиваются такие качества как внимание, наблюдательность, воображение и фантазия, смелость, находчивость, умение согласовывать свои действия с партнёрами.

4.Поиски музыкально – пластического решения эпизодов, постановка танцев ( ели есть необходимость). В домашнем театре не требуется бесконечно « муштровать» актёров, полностью подчинить их своим требованиям. Воспитательные задачи будут решены лишь тогда,  когда участники сами « загораются» до того, чтобы ощутить слияние собственной личности с образом персонажа. Мы много работаем над поиском выразительных движений, поз, мимики .

5.Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Театральные костюмы представляют собой богатое поле для реализации фантазии, воображения. Но кроме этого детям необходимы первоначальные знания. Поэтому работа над декорациями и костюмами начинается с изучения исторической литературы. Существенной составной частью персонажа является грим. Правильно подобрать грим – большое искусство. Азы этого искусства дети  постигают в играх и упражнениях. Правильно наложенный грим развивает эстетический вкус. Главное не переборщить, тогда персонаж получится ярким ,сказочным. Последний штрих  предварительной  работы над спектаклем – это театральные программки. В изготовлении программок требуются навыки изобразительной деятельности, однако самые трогательные экземпляры получатся у ребят, которым просто нравится процесс рисования.

6.Работа над выразительностью речи подлинностью поведения в сценических условиях, закрепление мини – сцен. Чтобы участие в домашнем театре приобрело самостоятельный характер, необходимо предоставить воспитанникам как можно  больше  самостоятельности, дать возможность несовершеннолетним быть ведущими, режиссёрами постановщиками,  художниками - декораторами , хореографами.

7.Репетиция отдельных сцен в разных составах с деталями декораций, реквизита, с музыкальным оформлением.

8.Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизитами и декораций. Работа над  конкретным представлением, мы делим группу на « артистов» и группу « обеспечения» .Без группы обеспечения спектакль состояться никак не может, они такие же уважаемые участники действия как актёры. Они проверяют готовность площадки к репетиции, меняют декорации, помогают переодеваться, помогают гримироваться.

9.Рремьера спектакля.

10.Обсуждение спектакля с воспитанниками.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кружка « Забавушка» большая роль отводиться импровизации.

Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёшки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе несовершеннолетних  даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.

При выборе репертуара « Домашнего театра» учитываются интересы, возрастные особенности подростков, их развитие. Благодаря занятиям в домашнем театре « Забавушка» жизнь детей становиться более интересной и содержательной. Театральная деятельность развивает личность подростка, прививает  устойчивый  интерес к литературе, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов. Все дети – творцы. У каждого несовершеннолетнего есть способности и таланты. Построение занятий согласно логике творчества от постановки творческой задачи до достижения результата. Таким результатом может быть театральный этюд, стихотворение, сказка, мини – представление, открытие чего – то нового для каждого несовершеннолетнего в  зависимости от того, чему посвящено занятие. Но творческий итог должен быть.

Обязательный элемент каждого занятия – этюдный тренаж. Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства. Это работа актёра над собой.

Данные мониторинга показывают, что в результате участия в работе кружка « Домашний театр « Забавушка» у подавляющего большинства воспитанников отделения социальной реабилитации формируются устойчивые интересы к какому – либо виду творческой деятельности, повышается уровень мотивации к участию в творческой деятельности, формируются и развиваются навык  художественно – прикладного и самодеятельного творчества.

Наблюдение за воспитанниками, участвовавшими в подготовке спектаклей « Домашнего театра», позволяет сделать нам следующие выводы:

Дети проявляют  интерес к работе кружка.

Снижается тревожность и напряжённость, страх перед публичными выступлениями.

У несовершеннолетних повышается самооценка.

Участие  в спектаклях  Домашнего театра помогает детям адаптироваться в новых условиях, справиться с трудностями вхождения в новый детский коллектив, улучшить эмоциональное состояние.

Анализируя результативность кружковой работы нужно также отметить, что уровень наших  спектаклей   безусловно растёт. Это касается и режиссёрской работы, и поиска собственного репертуара, и актёрской работы.

Продвигаясь от простого к  сложному,  ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретают опыт публичного  выступления и творческой работы.

Важно. Что занимаясь в кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения целом, так отдельных литературных героев.

На художественно – эстетических мероприятиях дети учатся не только выразительному чтению текста, но и приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектаклей, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта  работа также развивает воображение, творческую активность детей и подростков, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Подводя итог, хочется сказать о том, что сцена даёт возможность донести до зрителя многое из того, что постоянно ускользает от внимания. Она помогает ввести детей  и подростков в тематику нравственного выбора, учит различать добро и зло, делает нас способными сострадать чужой боли и чувствовать прекрасное, она воспитывает и заставляет строить жизнь по законам любви и красоты.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого мероприятия по теме "Развитие творческих способностей детей посредством театральной деятельности". Теневой театр "Теремок"

Конспект открытого мероприятия, проведенного в рамках недели педагогического мастерства по теме "Развитие творческих возможностей детей посредством театрализации". Конспект состоит из пояснительной за...

Социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение в объединения по интересам в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

В народе говорят: «Всё начинается с детства». Это не просто фраза, ставшая крылатой, это проверенная веками мудрость. В детстве – истоки личности, определение жизненной судьбы ...

Статья:"Социальная реабилитация детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях детского дома"

Статья:"Социальная реабилитация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"...

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА

Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. В каждой эпохе того или иного государства всегда существовала определенная категория детей, которые в силу объективных или субъективных причин...

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации

Развитие творческих способностей детей-инвалидов средствами изобразительной деятельности в условиях Центра социальной реабилитации...

ПРОГРАММА социально - педагогической деятельности в условиях МБУ «Центр реабилитации» на 2020-2025 годы

Кризис института семьи является актуальной проблемой в современном мире, вследствие чего растет безнадзорность и беспризорность, преступность и правонарушения среди несовершеннолетних, увеличивается к...