выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".
материал на тему

Садриева Светлана Владимировна

      Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обучали. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.

      В процессе обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья выявлены следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации профориентационной и профадаптационной работы:

•        учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

•        развитие навыков и умений на уроках трудового обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;

•        поддержка со стороны педагогов;

•        знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;

•        информированность о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья  (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой.

 

Садриева Светлана Владимировна,

педагог дополнительного образования

I квалификационной категории

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Нижнекамская школа-интернат  «Надежда»

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

г. Нижнекамск, Республика Татарстан

     К сожалению, рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), является  реальностью наших дней. Человек – существо общественное. Поэтому жить в обществе и быть свободным от общества он не может. Как же научить жить в современном мире и найти свое место тем, кто имеет особенности в развитии?

     Только будучи субъектом социализации, усваивающим социальные нормы и культурные ценности в единстве с реализацией своей активности, саморазвитием и самореализацией в обществе человек становится полноценным членом общества. Это и есть реабилитация и (или) абилитация.

      Обычно ребёнок с детским параличом не имеет возможности пройти все циклы социализации, взросление его задерживается. Всё это происходит от того, что взрослые не обеспечивают должной социально-психологической адаптации такому ребёнку. Вследствие этого на всю жизнь он остаётся инфантильным, зависимым от других, пассивным, комфортно чувствующим себя лишь с близкими людьми. Социальные последствия данной ситуации проявляются в том, что эти инвалиды становятся особой, отделяемой от общества социально-демографической группой.

    Исходя из  статистики частоты рождения детей с признаками ДЦП  5 -6 на 1000, можно предположить, что в России не менее 1,5 миллионов таких инвалидов. Сегодня в мире насчитывается более 15 миллионов человек, пораженных церебральным параличом. Ежедневно на свет появляется 900 новорожденных с признаками этого неизлечимого заболевания.  

     Социокультурная реабилитация заключается в том, чтобы выявить  виды деятельности интересные для ребёнка с ОВЗ, и организовать их максимально возможную реализацию.

      Воспитание и обучение детей и подростков с ограниченными возможностями с учетом формирования начальных профессиональных навыков – одно из условий социализации их в обществе.

      Задача педагога, исходя из индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей ребенка, помочь сориентироваться в мире профессий.         Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающихся временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым, тяжелым поражением центральной нервной системы.

    Нарушения функций опорно-двигательного аппарата  наблюдаются у 5–7 % детей и могут носить как врожденный, так и приобретенный характер.

    У всех детей ведущими в клинической картине являются двигательные расстройства (задержка формирования, недоразвитие или утрата двигательных функций), которые могут иметь различную степень выраженности: при тяжелой степени двигательных нарушений ребенок не владеет навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью, он не может самостоятельно обслуживать себя; при средней (умеренно выраженной) степени двигательных нарушений дети владеют ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, ходунков различной модификации  и т. д.), т. е. самостоятельное передвижение детей затруднено, при легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно.  

    Профессиональная  ориентация – комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных:

•        на формирование профессионального призвания;

•        на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену деятельности.

     Профессиональная  пригодность – это совокупность и структура психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения общественно приемлемой эффективности в профессиональном  труде. Профессиональная  пригодность формируется в процессе труда  при наличии положительной профессиональной мотивации.

     В зависимости от  заболевания существует  целый ряд ограничений профессиональной пригодности.    

      Прежде, чем обучаться какой-либо профессии, подросток должен определиться, осознать какому виду профессиональной деятельности отдать предпочтение, профессионально самоопределиться.

       Занятия в творческих объединениях дополнительного образования помогают получить допрофессиональные и начальные профессиональные навыки и умения и сориентироваться в мире профессий.  

       В процессе обучения с детей с ограниченными возможностями здоровья выявлены следующие факторы, которые необходимо учитывать при организации профориентационной и профадаптационной работы:

•        учет состояния здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;

•        развитие навыков и умений на уроках трудового обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося;

•        поддержка со стороны педагогов;

•        знание личностных особенностей, возможностей и способностей ребенка;

•        информированность о видах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям.

     Наше учреждение открыто в 1991 году сначала как специализированный детский сад, а затем преобразован в реабилитационный центр, а затем школу-интернат, имеющую в своём составе дошкольное отделение и центр реабилитации.  На сегодняшний день в школе обучаются 90 учащихся, в том числе  24 на дому, в дошкольном отделении 31 воспитанник, ежемесячно поступают на реабилитацию 26 детей из 24 районов РТ и 63 ребенка из Нижнекамска и Нижнекамского района. В школе-интернате функционируют Музыкальная студия по обучении игры на гитаре, баяне, вокалу, Гончарная мастерская, Зимний сад, творческие объединения «Выжигание», «Аппликация и оригами», «В мире вышивки», в старших классах введен факультативный курс  по профориентации  «Твоя профессиональная карьера».

    С учетом особенностей работы в коррекционных учреждениях (с опорой на сохранный анализатор) и психо-физического развития детей с ОВЗ с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) занятия в творческих объединения нашей школы – интерната проводятся в традиционной урочной форме (по 40-45 минут). Занятия могут посещать учащиеся независимо от способностей, так как обучение происходит постепенно от простого к сложному. Занятие проходит в небольших разновозрастных группах по 4-6 человек и индивидуально в зависимости от степени заболевания и уровня подготовленности детей. Для диагностики динамики развития проводится контрольное обследование умений и навыков учащихся, которые фиксируются в диагностических картах, в которых вносятся данные об индивидуальных физических возможностях (особенности зрения, состояние рук (парезы – монопарезы, гемипарезы, тетрапарезы), особенности ведущей руки, согласованность движения рук)  на основе которых план может корректироваться в зависимости от индивидуальной успеваемости.     

      Многочисленные исследования педагогов, психологов и медицинских работников  свидетельствуют о том, что занятия ручным трудом улучшают качество жизни  детей с ОВЗ (НОДА):

- повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние;

- снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям;

 - улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев;

 - улучшают память и глазомер

- повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий.

      Занятия в объединении  «В мире вышивки» способствуют самореализации ребенка в творчестве, позволяют закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства и способствуют их систематизации.  Развивают ручную умелость, скоординированность движения рук, формируют чувство прекрасного, эстетический вкус, развиваются творческие способности, повышается сенсорная культура, способность к зрительному анализу.

    Занятия вышивкой  это не только рукоделие, но и арт-терапевтическая технология – естественная, древнейшая форма изменения психологического и эмоционального состояния, которой пользуются многие (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, получить возможность психоэмоциональной разгрузки, так как монотонные, четко организованные движения рук помогают уравновесить мысли и чувства. Помимо  положительного психологического эффекта занятия вышиванием, помогают сориентироваться в выборе дальнейшего профессионального обучения.

      В ходе реализации программы «В мире вышивки» дети знакомятся с особенностями национальной русской и татарской вышивки. Выполняют изделия в технике «крест», «полукрест», «объёмная вышивка», «гладь». Вышивки выполняются на разных основах: картон, канва, нетканый материал (пластиковая сетка). На первом этапе – «поделки для себя» происходит ознакомление с техниками, приобретение знаний, умений и навыков (ЗУН);  второй этап  – «поделки для дарения», закрепление ЗУН в ходе изготовление подарков близким и друзьям, третий этап  – «поделки на выставку и продажу», работа над качеством выполнения изделия, взаимодействие с социумом.

     Важная роль на занятиях в объединении отводится инструктажу, включающему как практические, так и словесные методы обучения. Проводятся вводные, текущие и заключительные, фронтальные и индивидуальные инструктажи. Широко используются  различные наглядные пособия, технологические карты, схемы, рисунки, презентации, видео - пособия.

     Основное место на занятиях отводится практической работе. Это графические работы, упражнения, все виды практических работ, сам процесс выполнения изделия.  Такие виды работ развивают творческое мышление, фантазию детей, позволяют на практике проверить свои силы в декоративно-прикладном творчестве.

      Для реализации третьего этапа обучения ежегодно проводятся отчетные выставки работ, в том числе в городском музее, выставки-ярмарки. Изделия учащихся также принимают участие в городских, региональных и республиканских выставках и конкурсах зачастую наравне со здоровыми сверстниками. Такие выставки и конкурсы способствуют ознакомлению широкого круга окружающих с искусством вышивки, представляют собой наглядную популяризацию деятельности объединения, воспитанию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья, позволяют создать дополнительную ситуацию успеха для ребёнка с ОВЗ (НОДА).

      Для создания социокультурного пространства в семье и повышения педагогической культуры родителей, проводится следующая работа: индивидуальные беседы и занятия, практикумы, занятия по сотворчеству детей и родителей, посещение родителями выставок работ учащихся, экскурсии учащихся и их родителей в городской музей на экспозиции декоративно-прикладного искусства.

      Достижения учащихся в области декоративно - прикладного искусства (неоднократные победы на конкурсах и выставках различного уровня) служат доказательством правильно выбранной тактики работы с учащимися, о комфортных условиях для социализации, самореализации и самоопределении  детей с ограниченными возможностями здоровья.  

      В заключение хотелось бы сказать, что приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обучали. На это есть много объективных причин. Но не надо считать свои усилия в профориентировании напрасными. От педагогов зависит, что явится результатом трудового обучения и воспитания: стойкий интерес к предмету, а затем к профессии или же пассивное и даже негативное отношение к ней. Ведь именно из школы дети должны вынести умение выдерживать трудовую нагрузку, доводить начатое дело до конца, уважение к рабочим людям. А эти качества необходимы в любой профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ И ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ

Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей переферического речевого аппарата. Логопедический массаж предста...

«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».

Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

Статья "СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"

Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным эт...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...