Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
рабочая программа по психологии по теме

Буракова Ольга Сергеевна

 «Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».

А.Г. Литвак

 В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значение имеет проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим особый интерес представляет профессиональная ориентация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, поскольку именно в этом возрасте закономерно поставлен вопрос выбора своего жизненного пути.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon programma._profor.ppt852.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Пояснительная записка В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, однако их общей основной особенностью является нарушение или задержка в развитии. В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число таких жителей в мире достигает 13% (3% детей рождаются с недостатками интеллекта и 10% детей с другими психическими и физическими недостатками). Всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Сегодня практически в каждой пятой семье рождается ребенок с физическими или умственными недостатками в развитии.

Слайд 3

На сегодняшний день существует серьезная проблема обучения детей–инвалидов и лиц с ОВЗ, которые испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Но, несмотря на это, такие дети могут учиться по специальным программам и со специально подготовленными педагогами, знающими, как с ними работать. Следует помнить, что дети–ОВЗ отличаются от здоровых сверстников. Зная особенности таких детей, педагогам будет легче разработать и внедрить в практику работы задачи их успешной социализации в доступные виды деятельности и социальные отношения, учитывая: - характер инвалидности (нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, психические, и общие заболевания); - психофизиологические особенности (тип ВНД, темперамент, характер психических процессов и др.). - недостатки физического здоровья (соматическая ослабленность); - ограниченные возможности детей-инвалидов, которые не позволяют участвовать в соответствующей их возрасту деятельности (игровой, учебной, трудовой, коммуникативной), что лишает их нормальной социализации. Как следствие, взрослые стремятся уберечь такого ребенка от взаимодействия с социумом, что не способствует формированию и развитию личности ребенка.

Слайд 4

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся – выбор будущей профессии. Особенно актуальна она для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям сложнее осуществлять этот выбор в силу ограниченности их возможностей в овладении профессиями, нежеланием многих работодателей брать на работу людей с ограниченными возможностями здоровья. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Реализация плана работы по профориентации «Моя будущая профессия» поможет обучающимся сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий индивидуальным способностям и возможностям. Проведение профориентационной работы в школе могло бы облегчить таким детям их профессиональный выбор. Данная программа разработана с целью оказания помощи учащимся в выборе профессии, профилактику основных ошибок выпускников при выборе профессии (близость учебного заведения к месту жительства, выбор «за компанию», выбор без учёта своих возможностей и требований рынка труда).

Слайд 5

Концептуальная основа программы Концептуальной основой программы служит современный теоретический подход в обучении, использование методологии обучения в группе и интерактивных методов обучения. Занятия содержат материалы, способствующие лучшему пониманию себя, развитию умений и навыков, необходимых при выборе профессии и в продвижении по профессиональному пути. Знания и навыки, полученные на занятиях по данному курсу, помогут учащимся в любой другой жизненной ситуации. Принципы и законы выбора, которые обсуждаются на этих занятиях, едины для всех ситуаций. Поэтому на модели выбора профессии и профиля обучения подростки смогут потренироваться в совершении любого жизненного выбора, касающегося семьи, будущих детей, работы, места жительства и т. д.

Слайд 6

Цель: Создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.

Слайд 7

Задачи : Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий». Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

Слайд 8

Специфика курса Особенностью программы «Моя будущая профессия» является методология проведения. В программе используются традиционные методы – тесты, лекционный материал, ситуации, а также интерактивные методы: методы моделирования, групповая дискуссия. Введено простейшее релаксационное упражнение «Полное дыхание». Другой особенностью программы является то, что весь изучаемый материал фиксируется учащимися в индивидуальных маршрутных листах. Они разработаны специально для этой программы и могут использоваться в дальнейшем как индивидуальные карты учащихся. При необходимости порядок проведения некоторых занятий может варьироваться. Заключительные занятия направлены на моделирование учащимися индивидуального маршрута и на составление резюме.

Слайд 9

Структура программы Программа рассчитана на 10 занятий (10 часов). Проведение занятий планируется во вторую половину дня. Курс предполагает проведение диагностической, информационно-просветительской и обучающей работы с учащимися. Этапы проведения: Диагностический блок: Выяснение ограничений (противопоказаний/показаний) к трудовой деятельности перед консультированием Определение списка категорически нерекомендуемых профессий по состоянию здоровья (тип/класс профессии) Первичное консультирование родителя (анкета для родителей) Первичное консультирование подростка(анкета для подростка) Консультационный блок: 1.Выяснение ограничений по здоровью по выбранной профессии вместе с ребенком 2.Анализ результатов диагностики специалиста психолога: 3.Формирование установки на труд 4.Формирование позитивного отношения к трудовой деятельности в целом.

Слайд 10

Учебно-тематический пла н № п/п Наименование тем Всего часов Виды деятельности 1 Волевые качества личности 1 Интерактивная лекция, тестирование, рефлексия. 2 Способность к запоминанию 1 3 Способность быть внимательным 1 4 Эмоциональные состояния личности 1 5 Ведущие отношения личности и профессии 1 6 Темперамент в профессиональном становлении личности 1 7 Мир профессий 1 Работа в группах, интерактивная лекция. 8 Диагностика профессиональной направленности 1 Тестирование, рефлексия. 9 Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда 1 Интерактивная лекция, тестирование, рефлексия. 10 Куда пойти учиться? 1 Психологические упражнения, индивидуальная работа, подведение итогов, рефлексия. Итого 10

Слайд 11

C одержание программы Занятие № 1 «Волевые качества личности»: Дать понятие о воле. Дать представление о волевых качествах (самообладание, самостоятельность, организованность, решительность, умение выделить главное в поступках, настойчивость). Занятие № 2 «Способность к запоминанию»: Дать понятие о памяти. Дать представление о формах памяти (непроизвольная память, произвольная память). Дать представление о видах памяти (словесно-логическая память, наглядно-образная память). Выявить уровень памяти у подростка (методика «10 слов»). Занятие № 3 «Способность быть внимательным»: Дать понятие о внимании. Дать представление о формах внимания (непроизвольное внимание, произвольное внимание). Дать представление о качествах внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость, колебания). Выявить уровень внимание у подростка (методика «Красно-черная таблица»).

Слайд 12

Занятие № 4 «Эмоциональные состояния личности»: Дать понятие об эмоциях. Дать представление о формах эмоциональных состояний (чувства, аффекты, страсть, настроение). Выявить эмоционально-аффективную сферу у подростка (Цветовой тест Люшера). Занятие № 5 «Ведущие отношения личности и профессии»: Дать понятие о характере. Дать представление о чертах характера (отношение к труду, отношение к другим людям, отношение к самому себе. Выявление личностных характеристик подростковый СМИЛ (Мини-мульт): Составление заключения по СМИЛ-Мини-мульт. Занятие № 6 «Темперамент в профессиональном становлении личности»: Дать понятие о темпераменте. Дать представление о типах темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Выявить тип нервной системы (значение средних и стандартных отклонений) у подростка (тест Стреляу).

Слайд 13

Занятие № 7 «Мир профессий»: Дать понятие о профессиональных терминах (профессия, специальность, должность). Провести игру с подростком («Распредели профессии, специальности и должности по группам»). Составить профессиональный план (хочу-могу-надо). Познакомить с классификацией профессий («Человек-природа», «Человек-техника», «Человек-человек», «Человек-знаковая система», «Человек-художественный образ»). Провести с подростком игру («Распредели профессии по типам профессий»). Рассказать о типичных ошибках в выборе профессии (незнание мира профессий, незнание себя, незнание правил выбора профессии). Занятие № 8 «Диагностика профессиональной направленности»: Провести отбор на различные типы профессий («Дифференционно-диагностический опросник Е. А. Климова»). Определить профессиональные интересы и склонности («Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда»).

Слайд 14

Занятие № 9 «Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда» Дать понятие о мышлении. Дать представление о видах мышления (предметно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое). Дать представление об операциях мышления (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование). Выявить уровень интеллекта (методика «Интеллектуальная лабильность»): Занятие № 10 «Куда пойти учиться?» Познакомить с типами учебных заведений (средне-специальное, высшее). Познакомить со ступенями образования (начальное профессиональное, среднее профессиональное, неполное высшее, базовое высшее (бакалавриат), дипломированный специалист). Познакомить с формами образования (очная, очно-заочная, заочная, дистантная, экстернат) Подобрать учебное заведение подростку.

Слайд 15

Предполагаемые результаты программы достаточная информация о профессии и путях ее получения . Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах. Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. Самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Слайд 16

Подводя итоги рассмотрения профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья, можно сделать следующие выводы: 1. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ необходимо осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов и родителей. 2. Методический инструментарий для определения типологических особенностей личности, выбирающей профессию, должен быть адаптирован к возможностям подростка с ОВЗ. 3. Необходимо на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы подростков с ОВЗ в соответствии с их возможностями. 4. В рамках корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".

Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...

«Социально-педагогическая направленность коррекционно-профилактической работы с детьми «группы риска», имеющими ограниченные возможности здоровья».

Опыт социально-педагогической работы в школе 8 вида. Даются понятия девиантного поведения, методы коррекции социально-негативных черт личности с ОВЗ. Основные направления коррекционно-профилактической...

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".

    Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа.   Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых  их обуча...

Роль учителя-дефектолога в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, обучающимися в общеобразовательной школе.

Учитель-дефектолог сопровождает детей на начальном этапе школьного обучения, целью его деятельности является обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся, испытывающих трудности в обуч...

Статья "СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ"

Выбор профессии весьма сложный и порой долгий мотивационный процесс. Особенно трудно он дается людям с ограниченными возможностями. Причем, выбор профессии является достаточно сложным и напряженным эт...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия...