Создание благоприятных условий для работы с учащимися, которые имеют низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности
статья по технологии на тему

Крутолевич Наталья Николаевна

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Результаты показывают, что познавательная активность у школьников развита недостаточно. Психологи считают, что причинами спада школьной мотивации являются:

1) у подростков наблюдается «гормональный взрыв и нечетко сформировано чувство будущего.

2) Отношение ученика к учителю.

3) Отношение учителя к ученику.

4) у девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5) Личная значимость предмета.

6) Умственное развитие ученика.

7) Продуктивность учебной деятельности.

8) Непонимание цели учения.

9) Страх перед школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_nizkomotivirovannymi.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МО  25.03.2008                                                        Крутолевич Н. Н.

Создание благоприятных условий для работы с учащимися, которые имеют низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний и умений, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.

Сейчас ни для кого не секрет, что академическая успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, то есть мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Результаты показывают, что познавательная активность у школьников развита недостаточно. Психологи считают, что причинами спада школьной мотивации являются:

1) у подростков наблюдается «гормональный взрыв и нечетко сформировано чувство будущего.

2) Отношение ученика к учителю.

3) Отношение учителя к ученику.

4) у девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5) Личная значимость предмета.

6) Умственное развитие ученика.

7) Продуктивность учебной деятельности.

8) Непонимание цели учения.

9) Страх перед школой.

«Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала не просто расхожей, она превратилась в нечто вроде присказки. Или глобального объяснительного принципа неудач взрослых в трудном деле обучения подрастающего поколения. Определенная доля правды в этом утверждении есть, но чего-то в нем явно не хватает... Взрослых в нем и не хватает — их доли ответственности. Помните знаменитую формулу революционной ситуации по В.И. Ленину? «Низы не хотят, а верхи не могут...». Пожалуй, при небольшой косметической поправке она вполне годиться для характеристики сегодняшнего положения в образовании: «дети не хотят, а учителя не могут учить их по-старому».

И что же делать? Есть два, возможных пути изменения ситуации:

1) Заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить.

2) Научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться.

 Оба пути возможны. «Заставить хотеть» трудно, неприятно, но в принципе возможно. Метод «кнута и пряника», социальное давление, поддержка мощного социального «надо» в сознании ученика — все это старые методы. На этом пути главное — неусыпный и постоянный контроль. Как только он ослабеет, хотение вновь исчезнет.

Второй путь интереснее и приятнее, он предназначает опору на внутренние стимулы к учебе, но его реализация не возможна без существенного изменения педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации. Мотивация к учению у ребенка складывается из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его поведения, общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником, отношением родителей к достижениям своего ребенка.

Значимым условием развития учебной мотивации современного школьника является личность учителя и характер, его отношения к ученику. Сам учитель должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения. Т.е. это должна быть личность с ярко выраженным доминированием любви к педагогической деятельности и интересам к ее выполнению, высоким профессионализмом и уверенностью в своих силах, высоким самоуважением. Учитель в своей работе должен использовать следующие приемы, помогающие учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:

- Прежде всего, надо отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему.

- Подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были понятны ученикам.

- Постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку.

- Формированию учебной мотивации способствует занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры.

- Контроль используется как средство мотивации учащегося.

Следующим фактором мотивации к учению является урок. Его следует организовать так, чтобы ученику было интересно от самого процесса учения и радостно от общения с учителем, одноклассниками. В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, взаимного уважения. На уроке надо создать хороший микроклимат, дающий возможность каждому ученику участвовать в его процессе, получать удовольствие от своего труда. Организовать обучение на уроке с учетом индивидуальных способностей учащихся. Дифференцированный подход в обучении учащихся не является самоцелью, он стал условием осуществления индивидуально-личностного подхода к обучению учеников, что приводит к положительной мотивации учащихся, возможности их реализации. Интерес и радость должны быть основными переживаниями ребенка в школе и на уроках. Основой для создания благоприятного и продуктивного микроклимата на уроке может стать:

- создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся;

- построение отношений «учитель — ученик» не по типу вторжения, а на основе совета;

- создание нестандартных ситуаций на уроке;

- занимательность, необычное изложение учебного материала;

- использование познавательных игр, дискуссий, споров;

- анализ жизненных ситуаций;

- развитие самостоятельности и самоконтроля;

- демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке;

- умение создать ситуацию для каждого учащегося, проявить себя;

- умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

На уроке учебная деятельность должна включать осознание и постановку целей, выполнение действий, приемов и операций, самоконтроль и самооценку.

Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Мотив не может возникнуть сам по себе — необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов относятся:

- новизна материала — фактор, который возбуждает состояние удивления, озадаченности

- демонстрация незавершенности знаний

Учащиеся должны понимать, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие темы позволяют ставить новые проблемы, решение которых требует дополнительных знаний. Учеба в школе должна строиться так, чтобы она была направлена на развитие познавательного интереса.

Основной формой организации учебного процесса является поисково исследовательская деятельность. Когда ребята на уроках не получают готовый материал, а сами проводят работу по добыванию его. Это естественным образом приводит к повышению мотивации. Занятия проектной деятельностью также способствуют повышению мотивации. В результате выполнения проектных работ у учащихся формируются следующие умения:

• планировать свою работу

• использовать различные источники информации

• самостоятельно отбирать и накапливать материал

• анализировать

• устанавливать социальные контакты (распределение обязанностей, взаимодействие друг с другом)

• создавать «конечный результат» - носитель проектной деятельности

• представлять созданное перед учащимися

• оценивать себя и других.

Так как родители влияют на мотивацию учащихся, то учитель может дать им следующие советы:

• Интересоваться делами и учебой ребенка.

• Помощь в выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность.

• Объяснять ребенку, что его неудачи в учебе — это недостаток приложенных усилий.

• Чаще хвалить детей за их успехи.

Задача учителя — создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха (у них, как правило, вырабатывается мотивация избегания неудачи); размыть «позицию неуспевающего»; повысить самооценку. «Если ребенок знает, что он успешен, у него появляется желание еще больше продвинуться».

Учитель поощряет и подкрепляет достижения ученика, сравнивая их не с результатами других учеников, а с его собственными, построенными на его прошлых успехах и неудачах индивидуальными стандартами.

Итогом подобной стратегии является возрастание привлекательности успеха, уверенности в своих силах и как результат — оптимальная мотивация и успешная учеба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Что полезно знать о мотивации, для того чтобы сознательно влиять на собственную активность и активность других? Работа посвящена различным направлениям работы с учащимися, имеющими низкую м...

Формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Под мотивацией мы понимаем такую "внутреннюю энергию" (микростратегию) человека, которая позволяет ему начать активные действия в ситуации, в которой он обычно медлит, бездействует, откладывает, длите...

Эффективные формы и методы работы с детьми, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Волшебное слово для работы с детьми - мотивация. Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побужден...

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   состоит  в  том,   чтобы ...

РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   с...

Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности на уроках географии.

Работа с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности на уроках географии....