РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   состоит  в  том,   чтобы   включить   каждого  ученика    в   деятельность,   обеспечивающих   формирование  и   развитие   познавательных  потребностей   -   познавательные   мотивы.
Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.
Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.
Принципы работы:
- прививать стремление к приобретению знаний;
- поощрять инициативу детей,  их самостоятельность в учебе и развитии.
Контроль  развития познавательной деятельности:
- создание для ученика ситуации  уверенности в своих знаниях;
- сотрудничество учителя и ученика;
- гарантирование ученику права на повышение оценки;
- поощрение ученика.
Опережающие задания:
- круглогодичные олимпиады;
- олимпиады муниципального уровня.
При  работе  с   учащимися,    имеющими   повышенную   мотивацию   к   учебно-познавательной    деятельности    в   процессе    обучения     можно   использовать   следующие   методы:
1)  переход   учителя  с  позиции   носителя   знаний  (дающего   знания)  в  позицию   организатора    собственной   познавательной   деятельности,   т.е.  учитель  управляет    познавательной  деятельностью  ученика.
2) мотивация  познавательной   деятельности.  В   результате   у   ученика   формируется   либо   интерес,   либо   устойчивое   положительное   отношение   к   предмету.
Обучение математике - это в первую очередь решение задач. Поэтому задачи выступают как главное в среде мотивации учащихся. Умение решать задачи - критерий успешности обучения математике.
Интерес   к  изучению  вопроса   зависит  от   убеждённости   учащегося  в   необходимости   данного   вопроса.    Наличие    интереса  -  необходимое   условие   обучения.   Чем   выше   интерес,   тем  активнее  идёт   обучение,   тем   лучше   результаты.   Наоборот,  чем  ниже  интерес,   тем   формальнее   обучение,    хуже   результаты.
 В   процессе   обучения   я   использую   два   способа   мотивации:  1)с  помощью   ранее   изученного   материала   и   2) с   помощью   обращения   к   практике.
ПРИМЕР  МОТИВАЦИИ    С   ПОМОЩЬЮ     РАНЕЕ   ИЗУЧЕННОГО   МАТЕРИАЛА.
При    доказательстве   теоремы  «Через   прямую   и   не   лежащую  на  ней  точку   проходит   плоскость,   и   притом   только   одна»,   провожу   беседу,   мотивирующую  познавательную   деятельность.  
-Что  нужно   доказать?        (Через   прямую   и  не  лежащую   на  ней   точку   надо   провести  плоскость,   и   притом   только   одну).
-Какие   знания  у  нас   есть  о   плоскостях?     (Аксиома  1.   Через  любые   три   точки   не   лежащие   на   одной   прямой   можно  провести   плоскость   и   притом   только   одну.)   
-Сколько   точек   необходимо   для   построения  плоскости?   (три)
-Сколько   их  дано   по   условию?   (одна)
- Что  ещё   дано   по   условию?    (прямая)
-Где   найти   ещё   две   точки?    (отметить  на   прямой).
В  этом  приёме   новое   знание   сочетается   с  ранее  известным,   что   облегчает   понимание,   создаёт   условия   для   осмысленного   запоминания.
ПРИМЕР    МОТИВАЦИИ    С   ПОМОЩЬЮ    ОБРАЩЕНИЯ    К   ПРАКТИКЕ.
При   изучении  признака   перпендикулярности   прямой   и   плоскости:  «Если   прямая    перпендикулярна   двум   пересекающимся   прямым,   лежащим  в   плоскости,   то  она   перпендикулярна  и   самой   плоскости».
Ученикам   можно  дать   длинную   линейку   или   рейку  и  задаётся  вопрос: «Надо   поставить   столб,   как   это    сделать?»  Предполагаемый   ответ  проверить   перпендикулярность   к   земле   с  двух   направлений.   После  этого  делается   вывод   и    формулируется  теорема.
Учащимся   с  повышенной   мотивацией   к   учебно – познавательной  деятельности  рекомендуется   давать   творческие   и   самостоятельные   работы;   использовать   коллективные   способы  обучения (организация   работы   ученика   с   учеником  или  ученика  с  источником   знаний).   У  одноклассников   проще   спросить   непонятное,   попросить   объяснить,  а  тот   кто  объясняет   ещё   лучше   усваивает   пройденный   материал.
Глубокие,   прочные,   а   главное  осознанные   знания   могут   получить   те   школьники,  у   которых   развита   не   столько   память,  сколько   логическое   мышление.   Начальным  моментом   мыслительного   процесса   обычно   является   проблемная   ситуация.   Мыслить   человек   начинает,   когда   у  него   появляется   потребность   что-то   понять.   Мышление   обычно  начинается    с   проблемы    или   вопроса,   с  удивления   или   недоумения,   с   противоречия.  Главное   не   просто   увидеть  проблему,   а   понять   и  захотеть   её   решить.
Создание    проблемной   ситуации  -  это  лишь  начало  обучения.  Затем  учащиеся   сами  (под  контролем  учителя)  должны  проанализировать  ситуацию,   точно   сформулировать   учебно – познавательную   проблему,   выдвинуть  гипотезу   и  доказать  её.    И  тут   учителю  надо  быть очень  осторожным:   чтобы,   попав  в   положение   невозможности   ученик  не   отчаялся,   надо   вовремя   прийти   ему   на   помощь.
Когда  результат   получен   и  ученик   гордится   своими   достижениями,   учитель   может   считать   свою   работу   выполненной.  Ведь   школьник   почувствовал   прелесть   открытия.
Можно   использовать  домашние  задания,  которые   позволяют   выдвинуть   на  следующем   уроке  учебные   проблемы,  поставившие   школьника   дома   в   тупик.
За  время   учёбы   в  школе   учащиеся   решают   массу   различных  математических  задач,  схожих   только  в  одном  -   почти   все  они   стандартны.   Есть   некие   алгоритмы,   которые   употребляются   до   автоматизма.    Однако   ученики,    как   правило,    не   могут   справиться
с   нестандартной    задачей,   выходящей   за   рамки    привычных  алгоритмов,  даже  если   для   её   решения   не   нужно   дополнительных   знаний.
ПОД   НЕСТАНДАРТНОЙ    мы  будем  понимаем    задачу,   алгоритм   решение   которой  учащимся   не   известно.  К  нестандартным    задачам   школьного   курса   можно  отнести   многие   прикладные,    олимпиадные   задачи,   задачи   требующие  применения   знаний  из   смежных  дисциплин.    Нестандартная   задача  в  большинстве   случаев   воспринимается   как   вызов   интеллекту  и   порождает   потребность   реализовать  себя   в   преодолении  препятствия.
   Вера  в  то,  что  личного   опыта   достаточно   для   успеха,   затягивает   решающего,  а   увлечённость   поиском   решения  проблемы  -  главная  движущая   сила   творческой  активности.
Как учитель может использовать их (нестандартные задачи) в своей практике? Их  нельзя решать как обычную задачу: (постановка условия)       (вызов   к   доске)        (решение).
Без  предварительного   напряжённого  обдумывания   здесь  не   обойтись.  Эти  задачи   лучше   дать  на  определённый   срок   домой  для   обдумывания,   а    затем  разобрать  её  на  уроке  или   вне  его.                                                                                                                        
В  качестве  задач  для   работы  с   учащимися   интересующимися   математикой   не   надо  предлагать   как  слишком   простых,   так  и   слишком   сложных  задач.    Они  не   оказывают   существенного   влияния   на   интеллектуальное   развитие   учащихся.  Для   развития   учащихся   задача   должна  быть  трудная,   но   посильная  для  них.
Но  всё  же  работа   с   сильными   учащимися   по  математике  -   работа   «штучная».   Поэтому   без  индивидуальной   работы   вне  урока  не   обойтись.
Кружки,   факультативы и  спецкурсы   являются   основной   формой  работы   с   учащимися   с    повышенной   мотивацией   к   учебно  -  познавательной   деятельности.  Только   здесь   можно   рассмотреть  особые   типы  задач,   которые   иногда   называются   олимпиадными.   К  ним   относятся   задачи   на   инварианты,   чётность,    принцип  Дирихле,  графы  и   т.д.
  Но    рассмотрение   такого   рода  задач   не   отрицает  того,   что  большинство   тем,   рассматриваемых     на   кружках   и   факультативах,   должно   быть   связано   с   темой   уроков.  Использование   таких   заданий   в  практике   обучения     служит  развитию  интереса  к  математике  у    учащихся.
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ   ОЛИМПИАДЫ  И  ПОДГОТОВКА  К НИМ.
В   целях   развития   у   учащихся   интереса   к  математике  проводятся   математические    олимпиады. Если   разрешить   участвовать   в   этих   олимпиадах  учащимся,   не  прошедшим   должной   подготовки  в  школе  под  руководством   учителя   или  самостоятельно,  то нередко   после  неудач  они   не  только   не  заинтересовываются   математикой,  но,   напротив,   часто   теряют   веру  в   свои   силы   и   вряд  ли  скоро    возьмутся   за   решение   трудных  и  даже   просто   занимательных   задач.
Поэтому   очень  важно  организовать    для   учащихся,   наиболее   интересующихся    математикой,  математические   кружки.   На   кружковых   занятиях   основной  целью   следует  считать  решение  интересных   и   оригинальных   задач,  расширяющих   и  углубляющих   знания  учащихся,   получаемых   на   уроках.   Однако   каждая   задача,   особенно   на  первых   занятиях   кружка,    не  должна   содержать  нагромождение   различных   трудностей   логического,   смыслового  и  вычислительного   характера.   В   противном   случае   у   учащихся   очень  быстро   пропадёт   интерес  к  математике.  Если   же  умело   поддерживать   любознательность   учеников,   предлагая   им   задачи,   соответствующие   их   знаниям,  помогая   в  необходимых   случаях,   то   это   привьёт им   вкус   к   самостоятельному   мышлению и   поможет   развитию   их   математических   способностей .
Олимпиада – наиболее  распространённая  и   яркая  форма  работы   с  одарёнными   детьми.   Проводятся  школьные,  районные,   городские,   областные,   республиканские   и   международные   олимпиады.  В  результате  её  проведения   выявляются   способные   к   математике   школьники.     А   планомерная    работа   по  их   подготовке   к   участию   в   олимпиадах  выливается   в   серьёзное   изучение  специальных   разделов   математики.
При   решении  олимпиадных   задач    ученики   должны   проявить   смекалку  в   нестандартной   ситуации.   В   результате  выросла   целая   ветвь   науки  -   олимпиадная   математика.
Но   для  успешного   выступления   учащихся   на   олимпиадах   нужно   прорешать  с  ними   как  можно  больше   подготовительных   задач.    Как  же   подбирать  задачи   для   этой   цели?   Желательно    более   полно,   без  пропусков   представить   все   основные   направления   олимпиадной    математики,   все   типы   заданий.
К  ним  относятся   задачи  на   применение    принципа   Дирихле,  делимости   чисел,   задачи   на  раскраску,   инварианты,  чётность   чисел.   А  также   доказательство   неравенств,   стратегии   математических   игр,  графы,   правило  «крайнего»   и  т.д.
Учителю   следует  особое   внимание   уделять   различным  подходам   к   решению   нестандартных заданий.       Для   развития   теоретического   мышления  и   логической  культуры   учащихся   гораздо   большую   пользу   приносит   решение   одной   задачи   различными   способами,   нежели  решение   множества   подобных   задач   одним  и  тем  же   способом.  
Организуя   работу   учеников   по  решению  нестандартных    задач,   учитель  должен   сравнивать  различные  способы   решения,   анализировать  их  с  точки   зрения   рациональности,   оригинальности  и   логичности.     Это  важно   для  овладения   учащимися    методами   научного  познания   реальной   действительности   и    приёмами   умственной   деятельности,   которыми   пользуются  учёные   математики  и   исследователи    других   направлений.
         Нужно   поощрять   детей,  предлагающих   наибольшее   число   решений                или  оригинальное   решение   определённых   задач.     Ориентируя  школьников  на   поиск «красивых»,  изящных решений  математических   задач,   учитель   подводит   к   открытию   новых   для  них  математических   фактов, способствует эстетическому   воспитанию  учащихся,   повышению   их   математической   и   общей   культуры.  
Часто математику  считают сухой и скучной наукой. Так думают те, кто не пошёл дальше страниц школьного учебника. Интерес к решению задач может появиться только тогда, когда уже есть некоторые успехи, когда ребёнок не испытывает трудностей с основными законами математики и освоил школьную программу.  Но очень часто школьники перегружены большим количеством вычислительных упражнений, ориентированных на выработку технических навыков, и испытывают «голод» по интересным, нестандартным задачам. Это приводит к тому, что даже те дети, которые на уроках получают только хорошие оценки, на олимпиадах и на вступительных экзаменах (а теперь ещё и на ОГЭ) не могут не только правильно решить, но и понять условие задачи.
Сложилось мнение, что для занятий математикой необходимы особые способности. Приходится считать, что это так, с одной оговоркой.  Если у человека слабо развито логическое мышление, он не может обосновать свои действия, последовательно рассуждать, то было бы не разумно требовать от него каких-либо результатов в математике. Но ведь то же самое можно отнести к любой умственной деятельности. Тем более что эти способности можно развивать, особенно в первое время обучения в школе.
Гораздо чаще ученик не желает заниматься математикой, так как это занятие требует от него терпения и усидчивости и на первых порах никак не вознаграждается.
Нормальный, здоровый ребёнок может очень много. Нужно только открыть ему радость творчества, удовлетворение от успехов, научить радоваться своим победам и преодолевать трудности. Вот тут мотивация и играет свою особую роль.
Чтобы достигнуть каких-либо успехов, нужно напряжённо и достаточно долго тренироваться. Размышления над задачами развивают интеллект, сообразительность, способствуют повышению уровня математической грамотности.
Для того, чтобы ученики развивали свои способности к математике, не теряли интереса к решению сложных задач я и веду математический кружок. Но занятия в нём должны быть систематическими, так как только упорная работа по преодолению трудностей в решении задач может привести к каким-либо результатам.
Домашнюю работу я стараюсь давать так, чтобы среди заданий были и лёгкие (посильные для любых учащихся), и сложные, чтобы ребёнок понял, что не всё так просто. На уроке стараюсь разбирать по возможности все домашние задания и простые и сложные. Обязательно разбираем решение задач различными способами, если ребята их нашли, отмечаем наиболее короткое, «красивое» решение.
С учащимися с повышенной мотивацией к обучению провожу индивидуальные беседы, разбор решения задач и даю консультации по их решению. Провожу индивидуальную работу с одарёнными школьниками, направленную на развитие их мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении нестандартных задач.
При работе с задачей и ее содержанием нужно учитывать следующие факторы:
I. Новизна содержания:
Получение или показ через задачу новых для учащихся математических сведений.
Включение в содержание задачи новых для учащихся общепознавательных сведений (сведения, отражающие жизнь страны, города, техникума, группы; сведения, связанные с жизнью животного и растительного мира; факты, позволяющие отразить межпредметные связи и др.)
Выделение центральной задачи или группы задач, в которых проявляется главная математическая идея; изучаемого теоретического материала нового для учащихся, позволяет ученикам в дальнейшем оперировать полученными знаниями, что содействует успеху при решении других задач. Акцентирование внимания учащихся на познавательной ценности задач служит толчком для создания эмоционально-познавательного отношения учащихся к изучению математики. Важно новые знания не предлагать учащимся в готовом виде, а создавать такие проблемные ситуации, при которых ученик ставится в положение исследователя, заинтересованного в решении проблемы, и стремится самостоятельно найти решение, сделать "открытие".
Например, при изучении темы "Четыре замечательные точки треугольника" учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: "Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой". Учащиеся могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера.
II. Отражение связи с практикой
Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить полученные знания на практике (в повседневной жизни, при изучении других предметов и т.д.), то появляется и интерес к её решению.
Задачи из практики повседневной жизни:
Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой - 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?
Киловатт – час электроэнергии стоит 3 руб. 10 коп. Счетчик электроэнергии 1 июля показал 8637 киловатт – часов, а 1 августа – 8805 киловатт – часов. Какую сумму (в рублях) нужно заплатить за использование электроэнергии в июле?
Водитель маршрутного такси совершил за месяц 180 поездок по 40 км каждая, потратив на бензин 18144 руб. Сколько литров на 100 км расходовал в среднем водитель, если он покупал бензин по цене 24 руб. за литр?
Задача из практики работы в столярной мастерской:
На каком равном расстоянии друг от друга и от концов лестницы можно расположить 7 ступенек шириной 4 см на лестнице длиной 2 м 68 см?
Задача, связанная с элементарным строительством:
Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м или длиной 8 м?
III. Отражение исторического аспекта
Задачи с "исторической" фабулой могут носить чье-то имя, отражать факты из жизни конкретных исторических личностей, содержать сведения из истории страны, науки, техники и др.
Например:
В конкурсе эстрадной песни «Евровидение» участвуют представители 40 стран, по 1 исполнителю от каждой страны. Все выступления разбиваются жеребьевкой на 2 полуфинала, по 20 выступлений в каждом. Порядок выступления в полуфинале также определяется жеребьевкой. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится во втором полуфинале и будет не ранее, чем 12 по счёту?
IV. Занимательность
На уроках математики нужны задачи и упражнения, которые оживили бы урок. Такие задачи с занимательным сюжетом развивают сообразительность, природную смекалку. Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, выступает эмоциональной основой, на которой создается положительное отношение к предмету.
Например:
Монету подбрасывает несколько раз так, что каждый раз с равной вероятностью выпадает «Орёл» или «Решка». Найдите вероятность того, что при 4 подбрасываниях монеты и «Орёл» и «Решка» выпадут по одному разу?
V. Нестандартность вопрос
Одним из важных факторов является формулировка вопроса задачи типа: "хватит ли?", "успеет ли?", "поровну ли ?", "кто быстрее?", "что можно в задаче найти, доказать?" и т.д. Интересно рассмотреть задачи "без вопросов". Такие задачи приучают учащихся рассматривать всевозможные заключения из данных посылок, что бывает крайне необходимо при решении многих задач на доказательство, при доказательстве различных теорем.
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике - слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой.
       Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке. 
 Использование компьютера на уроках должно быть целесообразно и методически оправдано, а не служить данью времени. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. При организации защиты проектов компьютер может стать эффективным помощником учителя. Конечно, проведение «опытов» на доске, в тетради обладает неоспоримыми преимуществами, но иногда в силу ряда причин использование виртуальной лаборатории предпочтительнее. 
 
Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень способностей
Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность).
Организовывать индивидуальную работу на уроке:
•      определить меру трудности задания;
•      создать индивидуальный план работы на уроке;
•      разработать систему продуктивных заданий.
Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.
Консультировать родителей по вопросам:
•      круга интересов учащихся; трудностей в учебе;
•      индивидуальных особенностей.
Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.
Устраивать представление итогов исследовательской работы учащихся
Практиковать:
1)      учебные сообщения;
2)      опережающие задания;
3)     наблюдение над языковым материалом, включая наблюдения над языковыми явлениями;
4) разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;
      5)  применение разноуровневых заданий, тестов;
      6)  участие в кружках, факультативах;
      7)  работу над проектами;
      8)  участие во Всероссийской олимпиаде школьников;
      9) обязательное поощрение.
 
Методические рекомендации по организации внеклассной работы с одарёнными детьми 
Вовлекать учащихся во внеклассные и внешкольные культурно-массовые мероприятия с момента проявления таланта. 
Учить искусству общения, для чего предоставлять возможность самостоятельно разрабатывать и организовывать мероприятия, проводить их и быть ведущими и участниками. 
Давать общественные поручения в классе, в школе. Контролировать выполнение поручений, всячески помогать и создавать условия для развития таланта. 
Разрабатывать совместно с учащимися сценарии предметных праздников, КВНов, вечеров отдыха и других мероприятий, где ребята могут достойно проявить свои способности. 
Классным руководителям и учителям-предметникам вовлекать ребят для участия в конкурсах, предметных неделях, олимпиадах и др. мероприятиях, способствующих развитию таланта. 
Вовлекать учащихся в кружки интересной им направленности. 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_tomosh_aprel_2015.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Пристеньская основная общеобразовательная школа

Ровеньского района Белгородской области»

РАБОТА    С   УЧАЩИМИСЯ     ИМЕЮЩИМИ    ПОВЫШЕННУЮ    

МОТИВАЦИЮ    К   УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Подготовила

 Шевелева Е. Г.,

 учитель математики

МБОУ «Пристеньская ООШ»

2015

Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   состоит  в  том,   чтобы   включить   каждого  ученика    в   деятельность,   обеспечивающих   формирование  и   развитие   познавательных  потребностей   -   познавательные   мотивы.

Актуальность проблемы организации работы с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, продиктована и определяется не только психолого-педагогическими, но и социокультурными детерминантами. Способная творческая личность является гарантом процветания общества, так как одарённость при благополучных условиях трансформируется в конкретную деятельность, которая способствует научно-техническому и культурному прогрессу.

Работа с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, требует от педагога усиленной подготовки, каждодневного кропотливого труда по развитию личности ребёнка. Учитель работает не только на развитие специальной интеллектуальной одарённости ученика, но и на развитие олимпиадного движения. При работе с учащимися, имеющими высокую мотивацию обучения, учитель использует личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, вовлекает учащихся в исследовательскую работу, побуждает выдвигать идеи, анализировать литературу и материалы сети Интернет.

Принципы работы:

- прививать стремление к приобретению знаний;

- поощрять инициативу детей,  их самостоятельность в учебе и развитии.

Контроль  развития познавательной деятельности:

- создание для ученика ситуации  уверенности в своих знаниях;

- сотрудничество учителя и ученика;

- гарантирование ученику права на повышение оценки;

- поощрение ученика.

Опережающие задания:

- круглогодичные олимпиады;

- олимпиады муниципального уровня.

При  работе  с   учащимися,    имеющими   повышенную   мотивацию   к   учебно-познавательной    деятельности    в   процессе    обучения     можно   использовать   следующие   методы:

1)  переход   учителя  с  позиции   носителя   знаний  (дающего   знания)  в  позицию   организатора    собственной   познавательной   деятельности,   т.е.  учитель  управляет    познавательной  деятельностью  ученика.

2) мотивация  познавательной   деятельности.  В   результате   у   ученика   формируется   либо   интерес,   либо   устойчивое   положительное   отношение   к   предмету.

Обучение математике - это в первую очередь решение задач. Поэтому задачи выступают как главное в среде мотивации учащихся. Умение решать задачи - критерий успешности обучения математике.

Интерес   к  изучению  вопроса   зависит  от   убеждённости   учащегося  в   необходимости   данного   вопроса.    Наличие    интереса  -  необходимое   условие   обучения.   Чем   выше   интерес,   тем  активнее  идёт   обучение,   тем   лучше   результаты.   Наоборот,  чем  ниже  интерес,   тем   формальнее   обучение,    хуже   результаты.

 В   процессе   обучения   я   использую   два   способа   мотивации:  1)с  помощью   ранее   изученного   материала   и   2) с   помощью   обращения   к   практике.

ПРИМЕР  МОТИВАЦИИ    С   ПОМОЩЬЮ     РАНЕЕ   ИЗУЧЕННОГО   МАТЕРИАЛА.

При    доказательстве   теоремы  «Через   прямую   и   не   лежащую  на  ней  точку   проходит   плоскость,   и   притом   только   одна»,   провожу   беседу,   мотивирующую  познавательную   деятельность.  

-Что  нужно   доказать?        (Через   прямую   и  не  лежащую   на  ней   точку   надо   провести  плоскость,   и   притом   только   одну).

-Какие   знания  у  нас   есть  о   плоскостях?     (Аксиома  1.   Через  любые   три   точки   не   лежащие   на   одной   прямой   можно  провести   плоскость   и   притом   только   одну.)  

-Сколько   точек   необходимо   для   построения  плоскости?   (три)

-Сколько   их  дано   по   условию?   (одна)

- Что  ещё   дано   по   условию?    (прямая)

-Где   найти   ещё   две   точки?    (отметить  на   прямой).

В  этом  приёме   новое   знание   сочетается   с  ранее  известным,   что   облегчает   понимание,   создаёт   условия   для   осмысленного   запоминания.

ПРИМЕР    МОТИВАЦИИ    С   ПОМОЩЬЮ    ОБРАЩЕНИЯ    К   ПРАКТИКЕ.

При   изучении  признака   перпендикулярности   прямой   и   плоскости:  «Если   прямая    перпендикулярна   двум   пересекающимся   прямым,   лежащим  в   плоскости,   то  она   перпендикулярна  и   самой   плоскости».

Ученикам   можно  дать   длинную   линейку   или   рейку  и  задаётся  вопрос: «Надо   поставить   столб,   как   это    сделать?»  Предполагаемый   ответ  проверить   перпендикулярность   к   земле   с  двух   направлений.   После  этого  делается   вывод   и    формулируется  теорема.

Учащимся   с  повышенной   мотивацией   к   учебно – познавательной  деятельности  рекомендуется   давать   творческие   и   самостоятельные   работы;   использовать   коллективные   способы  обучения (организация   работы   ученика   с   учеником  или  ученика  с  источником   знаний).   У  одноклассников   проще   спросить   непонятное,   попросить   объяснить,  а  тот   кто  объясняет   ещё   лучше   усваивает   пройденный   материал.

Глубокие,   прочные,   а   главное  осознанные   знания   могут   получить   те   школьники,  у   которых   развита   не   столько   память,  сколько   логическое   мышление.   Начальным  моментом   мыслительного   процесса   обычно   является   проблемная   ситуация.   Мыслить   человек   начинает,   когда   у  него   появляется   потребность   что-то   понять.   Мышление   обычно  начинается    с   проблемы    или   вопроса,   с  удивления   или   недоумения,   с   противоречия.  Главное   не   просто   увидеть  проблему,   а   понять   и  захотеть   её   решить.

Создание    проблемной   ситуации  -  это  лишь  начало  обучения.  Затем  учащиеся   сами  (под  контролем  учителя)  должны  проанализировать  ситуацию,   точно   сформулировать   учебно – познавательную   проблему,   выдвинуть  гипотезу   и  доказать  её.    И  тут   учителю  надо  быть очень  осторожным:   чтобы,   попав  в   положение   невозможности   ученик  не   отчаялся,   надо   вовремя   прийти   ему   на   помощь.

Когда  результат   получен   и  ученик   гордится   своими   достижениями,   учитель   может   считать   свою   работу   выполненной.  Ведь   школьник   почувствовал   прелесть   открытия.

Можно   использовать  домашние  задания,  которые   позволяют   выдвинуть   на  следующем   уроке  учебные   проблемы,  поставившие   школьника   дома   в   тупик.

За  время   учёбы   в  школе   учащиеся   решают   массу   различных  математических  задач,  схожих   только  в  одном  -   почти   все  они   стандартны.   Есть   некие   алгоритмы,   которые   употребляются   до   автоматизма.    Однако   ученики,    как   правило,    не   могут   справиться

с   нестандартной    задачей,   выходящей   за   рамки    привычных  алгоритмов,  даже  если   для   её   решения   не   нужно   дополнительных   знаний.

ПОД   НЕСТАНДАРТНОЙ    мы  будем  понимаем    задачу,   алгоритм   решение   которой  учащимся   не   известно.  К  нестандартным    задачам   школьного   курса   можно  отнести   многие   прикладные,    олимпиадные   задачи,   задачи   требующие  применения   знаний  из   смежных  дисциплин.    Нестандартная   задача  в  большинстве   случаев   воспринимается   как   вызов   интеллекту  и   порождает   потребность   реализовать  себя   в   преодолении  препятствия.

   Вера  в  то,  что  личного   опыта   достаточно   для   успеха,   затягивает   решающего,  а   увлечённость   поиском   решения  проблемы  -  главная  движущая   сила   творческой  активности.

Как учитель может использовать их (нестандартные задачи) в своей практике? Их  нельзя решать как обычную задачу: (постановка условия)       (вызов   к   доске)        (решение).

Без  предварительного   напряжённого  обдумывания   здесь  не   обойтись.  Эти  задачи   лучше   дать  на  определённый   срок   домой  для   обдумывания,   а    затем  разобрать  её  на  уроке  или   вне  его.                                                                                                                        

В  качестве  задач  для   работы  с   учащимися   интересующимися   математикой   не   надо  предлагать   как  слишком   простых,   так  и   слишком   сложных  задач.    Они  не   оказывают   существенного   влияния   на   интеллектуальное   развитие   учащихся.  Для   развития   учащихся   задача   должна  быть  трудная,   но   посильная  для  них.

Но  всё  же  работа   с   сильными   учащимися   по  математике  -   работа   «штучная».   Поэтому   без  индивидуальной   работы   вне  урока  не   обойтись.

Кружки,   факультативы и  спецкурсы   являются   основной   формой  работы   с   учащимися   с    повышенной   мотивацией   к   учебно  -  познавательной   деятельности.  Только   здесь   можно   рассмотреть  особые   типы  задач,   которые   иногда   называются   олимпиадными.   К  ним   относятся   задачи   на   инварианты,   чётность,    принцип  Дирихле,  графы  и   т.д.

  Но    рассмотрение   такого   рода  задач   не   отрицает  того,   что  большинство   тем,   рассматриваемых     на   кружках   и   факультативах,   должно   быть   связано   с   темой   уроков.  Использование   таких   заданий   в  практике   обучения     служит  развитию  интереса  к  математике  у    учащихся.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ   ОЛИМПИАДЫ  И  ПОДГОТОВКА  К НИМ.

В   целях   развития   у   учащихся   интереса   к  математике  проводятся   математические    олимпиады. Если   разрешить   участвовать   в   этих   олимпиадах  учащимся,   не  прошедшим   должной   подготовки  в  школе  под  руководством   учителя   или  самостоятельно,  то нередко   после  неудач  они   не  только   не  заинтересовываются   математикой,  но,   напротив,   часто   теряют   веру  в   свои   силы   и   вряд  ли  скоро    возьмутся   за   решение   трудных  и  даже   просто   занимательных   задач.

Поэтому   очень  важно  организовать    для   учащихся,   наиболее   интересующихся    математикой,  математические   кружки.   На   кружковых   занятиях   основной  целью   следует  считать  решение  интересных   и   оригинальных   задач,  расширяющих   и  углубляющих   знания  учащихся,   получаемых   на   уроках.   Однако   каждая   задача,   особенно   на  первых   занятиях   кружка,    не  должна   содержать  нагромождение   различных   трудностей   логического,   смыслового  и  вычислительного   характера.   В   противном   случае   у   учащихся   очень  быстро   пропадёт   интерес  к  математике.  Если   же  умело   поддерживать   любознательность   учеников,   предлагая   им   задачи,   соответствующие   их   знаниям,  помогая   в  необходимых   случаях,   то   это   привьёт им   вкус   к   самостоятельному   мышлению и   поможет   развитию   их   математических   способностей        .

Олимпиада – наиболее  распространённая  и   яркая  форма  работы   с  одарёнными   детьми.   Проводятся  школьные,  районные,   городские,   областные,   республиканские   и   международные   олимпиады.  В  результате  её  проведения   выявляются   способные   к   математике   школьники.     А   планомерная    работа   по  их   подготовке   к   участию   в   олимпиадах  выливается   в   серьёзное   изучение  специальных   разделов   математики.

При   решении  олимпиадных   задач    ученики   должны   проявить   смекалку  в   нестандартной   ситуации.   В   результате  выросла   целая   ветвь   науки  -   олимпиадная   математика.

Но   для  успешного   выступления   учащихся   на   олимпиадах   нужно   прорешать  с  ними   как  можно  больше   подготовительных   задач.    Как  же   подбирать  задачи   для   этой   цели?   Желательно    более   полно,   без  пропусков   представить   все   основные   направления   олимпиадной    математики,   все   типы   заданий.

К  ним  относятся   задачи  на   применение    принципа   Дирихле,  делимости   чисел,   задачи   на  раскраску,   инварианты,  чётность   чисел.   А  также   доказательство   неравенств,   стратегии   математических   игр,  графы,   правило  «крайнего»   и  т.д.

Учителю   следует  особое   внимание   уделять   различным  подходам   к   решению   нестандартных заданий.       Для   развития   теоретического   мышления  и   логической  культуры   учащихся   гораздо   большую   пользу   приносит   решение   одной   задачи   различными   способами,   нежели  решение   множества   подобных   задач   одним  и  тем  же   способом.  

Организуя   работу   учеников   по  решению  нестандартных    задач,   учитель  должен   сравнивать  различные  способы   решения,   анализировать  их  с  точки   зрения   рациональности,   оригинальности  и   логичности.     Это  важно   для  овладения   учащимися    методами   научного  познания   реальной   действительности   и    приёмами   умственной   деятельности,   которыми   пользуются  учёные   математики  и   исследователи    других   направлений.

         Нужно   поощрять   детей,  предлагающих   наибольшее   число   решений                или  оригинальное   решение   определённых   задач.     Ориентируя  школьников  на   поиск «красивых»,  изящных решений  математических   задач,   учитель   подводит   к   открытию   новых   для  них  математических   фактов, способствует эстетическому   воспитанию  учащихся,   повышению   их   математической   и   общей   культуры.  

Часто математику  считают сухой и скучной наукой. Так думают те, кто не пошёл дальше страниц школьного учебника. Интерес к решению задач может появиться только тогда, когда уже есть некоторые успехи, когда ребёнок не испытывает трудностей с основными законами математики и освоил школьную программу.  Но очень часто школьники перегружены большим количеством вычислительных упражнений, ориентированных на выработку технических навыков, и испытывают «голод» по интересным, нестандартным задачам. Это приводит к тому, что даже те дети, которые на уроках получают только хорошие оценки, на олимпиадах и на вступительных экзаменах (а теперь ещё и на ОГЭ) не могут не только правильно решить, но и понять условие задачи.

Сложилось мнение, что для занятий математикой необходимы особые способности. Приходится считать, что это так, с одной оговоркой.  Если у человека слабо развито логическое мышление, он не может обосновать свои действия, последовательно рассуждать, то было бы не разумно требовать от него каких-либо результатов в математике. Но ведь то же самое можно отнести к любой умственной деятельности. Тем более что эти способности можно развивать, особенно в первое время обучения в школе.

Гораздо чаще ученик не желает заниматься математикой, так как это занятие требует от него терпения и усидчивости и на первых порах никак не вознаграждается.

Нормальный, здоровый ребёнок может очень много. Нужно только открыть ему радость творчества, удовлетворение от успехов, научить радоваться своим победам и преодолевать трудности. Вот тут мотивация и играет свою особую роль.

Чтобы достигнуть каких-либо успехов, нужно напряжённо и достаточно долго тренироваться. Размышления над задачами развивают интеллект, сообразительность, способствуют повышению уровня математической грамотности.

Для того, чтобы ученики развивали свои способности к математике, не теряли интереса к решению сложных задач я и веду математический кружок. Но занятия в нём должны быть систематическими, так как только упорная работа по преодолению трудностей в решении задач может привести к каким-либо результатам.

Домашнюю работу я стараюсь давать так, чтобы среди заданий были и лёгкие (посильные для любых учащихся), и сложные, чтобы ребёнок понял, что не всё так просто. На уроке стараюсь разбирать по возможности все домашние задания и простые и сложные. Обязательно разбираем решение задач различными способами, если ребята их нашли, отмечаем наиболее короткое, «красивое» решение.

С учащимися с повышенной мотивацией к обучению провожу индивидуальные беседы, разбор решения задач и даю консультации по их решению. Провожу индивидуальную работу с одарёнными школьниками, направленную на развитие их мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении нестандартных задач.

При работе с задачей и ее содержанием нужно учитывать следующие факторы:

I. Новизна содержания:

Получение или показ через задачу новых для учащихся математических сведений.

Включение в содержание задачи новых для учащихся общепознавательных сведений (сведения, отражающие жизнь страны, города, техникума, группы; сведения, связанные с жизнью животного и растительного мира; факты, позволяющие отразить межпредметные связи и др.)

Выделение центральной задачи или группы задач, в которых проявляется главная математическая идея; изучаемого теоретического материала нового для учащихся, позволяет ученикам в дальнейшем оперировать полученными знаниями, что содействует успеху при решении других задач. Акцентирование внимания учащихся на познавательной ценности задач служит толчком для создания эмоционально-познавательного отношения учащихся к изучению математики. Важно новые знания не предлагать учащимся в готовом виде, а создавать такие проблемные ситуации, при которых ученик ставится в положение исследователя, заинтересованного в решении проблемы, и стремится самостоятельно найти решение, сделать "открытие".

Например, при изучении темы "Четыре замечательные точки треугольника" учащимся предлагается проверить верно ли утверждение: "Три замечательные точки треугольника лежат на одной прямой". Учащиеся могут это проверить опытным путем, выдвинув гипотезу, что точка пересечения медиан, точка пересечения высот и точка пересечения серединных перпендикуляров к сторонам треугольника лежат на одной прямой. Данную гипотезу нужно доказать. В конце решения задачи учитель может сообщить, что эта прямая называется прямой Эйлера.

II. Отражение связи с практикой

Если учащийся видит в решаемой задаче возможность применить полученные знания на практике (в повседневной жизни, при изучении других предметов и т.д.), то появляется и интерес к её решению.

Задачи из практики повседневной жизни:

Один банк обещает вкладчику прибыль 2% в месяц, а другой - 25% годовых. Куда выгоднее вложить деньги?

Киловатт – час электроэнергии стоит 3 руб. 10 коп. Счетчик электроэнергии 1 июля показал 8637 киловатт – часов, а 1 августа – 8805 киловатт – часов. Какую сумму (в рублях) нужно заплатить за использование электроэнергии в июле?

Водитель маршрутного такси совершил за месяц 180 поездок по 40 км каждая, потратив на бензин 18144 руб. Сколько литров на 100 км расходовал в среднем водитель, если он покупал бензин по цене 24 руб. за литр?

Задача из практики работы в столярной мастерской:

На каком равном расстоянии друг от друга и от концов лестницы можно расположить 7 ступенек шириной 4 см на лестнице длиной 2 м 68 см?

Задача, связанная с элементарным строительством:

Сколько погонных метров линолеума шириной 2 м потребуется для покрытия пола длиной 5 м или длиной 8 м?

III. Отражение исторического аспекта

Задачи с "исторической" фабулой могут носить чье-то имя, отражать факты из жизни конкретных исторических личностей, содержать сведения из истории страны, науки, техники и др.

Например:
В конкурсе эстрадной песни «Евровидение» участвуют представители 40 стран, по 1 исполнителю от каждой страны. Все выступления разбиваются жеребьевкой на 2 полуфинала, по 20 выступлений в каждом. Порядок выступления в полуфинале также определяется жеребьевкой. Какова вероятность, что выступление представителя России состоится во втором полуфинале и будет не ранее, чем 12 по счёту?

IV. Занимательность

На уроках математики нужны задачи и упражнения, которые оживили бы урок. Такие задачи с занимательным сюжетом развивают сообразительность, природную смекалку. Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, выступает эмоциональной основой, на которой создается положительное отношение к предмету.

Например:
Монету подбрасывает несколько раз так, что каждый раз с равной вероятностью выпадает «Орёл» или «Решка». Найдите вероятность того, что при 4 подбрасываниях монеты и «Орёл» и «Решка» выпадут по одному разу?

V. Нестандартность вопрос

Одним из важных факторов является формулировка вопроса задачи типа: "хватит ли?", "успеет ли?", "поровну ли ?", "кто быстрее?", "что можно в задаче найти, доказать?" и т.д. Интересно рассмотреть задачи "без вопросов". Такие задачи приучают учащихся рассматривать всевозможные заключения из данных посылок, что бывает крайне необходимо при решении многих задач на доказательство, при доказательстве различных теорем.

Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике - слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой.
      Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качества постановки учебной работы на уроке.

 Использование компьютера на уроках должно быть целесообразно и методически оправдано, а не служить данью времени. К информационным технологиям необходимо обращаться лишь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. При организации защиты проектов компьютер может стать эффективным помощником учителя. Конечно, проведение «опытов» на доске, в тетради обладает неоспоримыми преимуществами, но иногда в силу ряда причин использование виртуальной лаборатории предпочтительнее. 

Памятка по работе с учащимися, имеющими повышенный уровень способностей

Ознакомиться с данными психологов (ведущий тип памяти, мышления, объём внимания, карта интересов, профессиональная направленность).

Организовывать индивидуальную работу на уроке:

•      определить меру трудности задания;

•      создать индивидуальный план работы на уроке;

•      разработать систему продуктивных заданий.

Вести исследовательскую деятельность с учётом интересов ученика.

Консультировать родителей по вопросам:

•      круга интересов учащихся; трудностей в учебе;

•      индивидуальных особенностей.

Организовать мониторинг влияния исследовательской деятельности учащихся на качество знаний.

Устраивать представление итогов исследовательской работы учащихся

Практиковать:

1)      учебные сообщения;

2)      опережающие задания;

3)     наблюдение над языковым материалом, включая наблюдения над языковыми явлениями;

4) разные виды творческих работ с учётом жизненного опыта детей и имеющегося материала;

      5)  применение разноуровневых заданий, тестов;

      6)  участие в кружках, факультативах;

      7)  работу над проектами;

      8)  участие во Всероссийской олимпиаде школьников;

      9) обязательное поощрение.

Методические рекомендации по организации внеклассной работы с одарёнными детьми 

Вовлекать учащихся во внеклассные и внешкольные культурно-массовые мероприятия с момента проявления таланта. 

Учить искусству общения, для чего предоставлять возможность самостоятельно разрабатывать и организовывать мероприятия, проводить их и быть ведущими и участниками. 

Давать общественные поручения в классе, в школе. Контролировать выполнение поручений, всячески помогать и создавать условия для развития таланта. 

Разрабатывать совместно с учащимися сценарии предметных праздников, КВНов, вечеров отдыха и других мероприятий, где ребята могут достойно проявить свои способности. 

Классным руководителям и учителям-предметникам вовлекать ребят для участия в конкурсах, предметных неделях, олимпиадах и др. мероприятиях, способствующих развитию таланта. 

Вовлекать учащихся в кружки интересной им направленности. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Использование здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья учащихся при организации учебно- воспитательного процесса.

В своей педагогической практике всё больше убеждаюсь, что здоровье человека — тема  достаточно актуаль­ная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной....

Статья "Учет стиля познавательной деятельности учащихся при организации учебного процесса"

В данной статье я, как классный руководитель, рассказываю, как можно определить стиль познавательной деятельности учащегося и использовать эту информацию при организации учебного процесса....

Особенности организации индивидуальной работы учащихся с разными учебными возможностями»

Развитие художественно-творческих способностей через индивидуальный подход к учащимся на уроках изобразительного искусства....

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыты работы на уроках географии по использованию заданий исследовательского характера и метод проектов на разных этапах урока....

Развитие творческого потенциала учащихся на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

В статье представлен опыт по использованию заданий исследовательского характера и метода проектов на уроках и во внеурочное время...

«Использование педагогической технологии «ИСУД» (индивидуальный стиль учебной деятельности учащихся) в пространстве учебного успеха каждого ученика».

Методология преподавания непрофильных предметов в профильных классах претерпевает кардинальные изменения. В классической триаде целей учителя на первое место выходят развивающие и социализирующие цели...