Составление учебных задач, мотивирующих учащихся к определённым учебным действиям
презентация к уроку

Понятие учебных задач, примеры

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шарапова А. В.

МБОУ «СОШ №15 пос.Штыково»                                                                                      30.03.2022г

.

Тема выступления: «Составление учебных задач, мотивирующих учащихся к определённым учебным действиям»

Введение

«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак».

                               Оноре де Бальзак

.

       Введение нового образовательного стандарта ставит перед образованием предельно важную задачу – научить детей учиться через формирование метапредметных образовательных результатов, основу которых составляют так называемые универсальные учебные действия.

Задача учителя - помочь ученикам освоить универсальные способы действия, объективно оценить свои возможности, способности, интересы и склонности.

На смену человеку-исполнителю должен прийти человек-творец, человек-исследователь.

В нашей работе мы решаем эту задачу относительно учебного действия «принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи».

Именно с самостоятельной постановки учебной задачи начинается формирование универсальных учебных действий, а значит и умения учиться.

Понятие учебной задачи и учебное задание

  • Учебная задача - задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических заданий
  • Учебная задача – это единица учебной деятельности
  • Учебная задача – это информация о каком-то явлении или объекте, часть сведений в которой определена, а другую часть необходимо найти
  • Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях
  • Учебное задание - средство реализации содержания образования и основа деятельности обучающихся

Структура учебной задачи (задания)

  • Целеполагающая часть способствует мотивации, постановке цели и планированию
  • Содержательная часть состоит из условия в виде различной информации и вопроса, связанного с определенными учебными действиями
  • Критерии оценки мотивируют деятельность и являются эталоном выполнения задания

Учебная задача должна:

  • затрагивать интересы учащихся
  • иметь эмоциональную окраску (содержать занимательные примеры, опыты, парадоксы)
  • обеспечивать коммуникацию учащихся
  • соответствовать учебным и возрастным возможностям учащихся
  • находиться в зоне ближайшего развития учащихся

Задача практическая и учебная

Практическая задача нацелена на получение результата, содержащегося в условии самой задачи (например, определить то-то, доказать то-то, собрать то-то, проанализировать то-то и др.). Практическая задача отвечает на вопрос «что нужно делать».

Учебная задача отвечает на вопрос «как нужно делать», то есть происходит освоение способа решения сходных задач. Решение учебной задачи - это не продукт, а средство достижения целей учебной деятельности.

Пример практической и учебной задач (математика)

Практическая задача У Пети 10 руб., у Васи 15 руб. Сколько всего денег у мальчиков?

Слово «всего» – прямое указание на ход решения, то есть ограничение поиска.

Меняем вопрос:

Учебная задача Хватит ли мальчикам денег, чтобы купить рыболовные крючки за 26 руб.? В данном случае нет ограничений для поиска, нет прямого указания на ход решения.

Разработка учебных задач: системный подход

Чтобы при изучении темы, раздела достичь требуемых образовательных результатов, необходимо конструировать не отдельные учебные задачи, а систему учебных задач.

 Система учебных задач должна обеспечивать достижение не только ближайших целей (например, конкретного урока), но и всего курса.

 Учебная задача должна конструироваться таким образом, чтобы в процессе ее решения, формировались искомые результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные).

Примеры учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по математике 5 кл

 

        

Предметные результаты:

  1. Запишите цифрами число «Четыре  миллиона сорок тысяч четыреста»
  2. Одна сторона прямоугольника равна 11 см, а соседняя на 6 см меньше. Найдите периметр прямоугольника.
  3. Рыбак поймал 45 рыб. Известно, что 60 % из них – карась. Сколько карасей поймал рыбак?
  4. Упростите выражение 1,2 а * 3,6 в
  5. Округлите число 12, 456 с точностью до сотых.

Метапредметные результаты:

  1. Какую из цифр можно поставить вместо звездочки в запись 2351< 23*7 (рассмотрите все возможные случаи)
  2. Маша купила две булочки, полтора килограмма яблок и 1 килограмм слив. Одна булочка стоит 35 рублей, килограмм яблок 120 рублей, а килограмм слив 110 рублей. Какую сдачу получит Маша с 500 рублей?
  3. Цену товара сначала повысили на 10 %, а потом понизили на 10 %. Как изменилась цена после изменения цены?

Личностные результаты:

  1. Для покраски 1 м2  требуется 160 г краски. Краска продается в банках по 3 кг. Размеры стены длина 10 м и высота 3 м. Какое наименьшее количество банок краски необходимо купить, чтобы покрасить стену?
  2. Билет в кино стоит для взрослого -400руб, для школьника – половину стоимости взрослого билета, для дошкольника – четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей заплатит семья из 2 взрослых, 2  школьников и 1 дошкольника?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности учебных задач и подходы к их разработке

Слайд 2

«Ключом ко всякой науке является вопросительный знак». Оноре де Бальзак

Слайд 11

у чебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов Предметные результаты: Запишите цифрами число «Четыре миллиона сорок тысяч четыреста» Одна сторона прямоугольника равна 11 см, а соседняя на 6 см меньше. Найдите периметр прямоугольника. Рыбак поймал 45 рыб. Известно, что 60 % из них – карась. Сколько карасей поймал рыбак? Упростите выражение 1,2 а * 3,6 в Округлите число 12, 456 с точностью до сотых.

Слайд 12

Метапредметные результаты: Какую из цифр можно поставить вместо звездочки в запись 2351< 23*7 (рассмотрите все возможные случаи) Маша купила две булочки, полтора килограмма яблок и 1 килограмм слив. Одна булочка стоит 35 рублей, килограмм яблок 120 рублей, а килограмм слив 110 рублей. Какую сдачу получит Маша с 500 рублей? Цену товара сначала повысили на 10 %, а потом понизили на 10 %. Как изменилась цена после изменения цены? Личностные результаты: Для покраски 1 м 2 требуется 160 г краски. Краска продается в банках по 3 кг. Размеры стены длина 10 м и высота 3 м. Какое наименьшее количество банок краски необходимо купить, чтобы покрасить стену? Билет в кино стоит для взрослого -400руб, для школьника – половину стоимости взрослого билета, для дошкольника – четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей заплатит семья из 2 взрослых, 2 школьников и 1 дошкольника?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок решения учебной задачи в 9 классе по учебному предмету "Литература".

В статье показано, как можно проводить обучение анализу художественного произведения посредством построения понятия на основе определения литературоведческого термина....

Конструирование учебных задач как основа уственных действий

доклад на методическом семинаре в школе...

Методические рекомендации педагогам дополнительного образования по составлению индивидуального учебного плана одарённых учащихся.

Индивидуальный учебный план - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного учащегося, направленная на развитие его индивидуальных способностей.Индивидуальный учебный ...

Статья «Стратегия и тактика формирования универсальных учебных действий в ходе решения учебных задач»

Программа формирования универсальных учебных действий  на ступени начального образования....

Решение ситуационных задач как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии и химии

Жизнь показывает, что успешность человека начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением самостоятельно получать новую информацию, необходимую не вообще, а в данный момент, умени...

Формирование учебных действий посредством учебных задач и заданий при обучении химии

В презентации представлена информация о разработке системы заданий при формировании умения составлять уравнения химических реакций через совокупность предметных и интеллектуальных учебных действий....