Урок решения учебной задачи в 9 классе по учебному предмету "Литература".
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Позднякова Наталья Викторовна

В статье показано, как можно проводить обучение анализу художественного произведения посредством построения понятия на основе определения литературоведческого термина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n._v._pozdnyakova_urok_resheniya_uchebnoy_zadachi.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Н.В. Позднякова

УРОК РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ В 9 КЛАССЕ

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРА»

Главная цель учителя, работающего в основной школе, - научить исследованию, на уроках литературы, соответственно, литературоведческому исследованию.  Для его осуществления ученики должны научиться ставить цель исследования,  разрабатывать параметры оценивания  своих результатов,  подбирать материал (произведения художественной литературы, литературоведческие, литературно-критические, исторические тексты),   определять предмет  исследования, критерии анализа (понятия теории литературы, по которым будет анализироваться текст произведения), создавать  способ исследования  художественного произведения по выбранному критерию, т.е. строить понятие,  проводить   исследование,  анализировать свою деятельность по параметрам оценивания, устранять недоработки, оформлять результаты своей деятельности в тексты различных жанров научного, научно-популярного, публицистического или художественного стилей.    

 Назначение урока решения учебной задачи  состоит в создании  способа исследования  какого-либо художественного произведения или  совокупности произведений, т.е. в построении теоретического понятия, которое в дальнейшем будет использоваться на уроках-практикумах для  анализа художественного текста.

Для решения учебной задачи учениками, учителем или совместно  подбирается  литература, содержащая  материал по тому или иному понятию теории литературы, анализируются определения теоретических понятий, выбираются наиболее полные  формулировки, строятся на их основе модели или схемы, которые позволят провести исследование текста художественного произведения и описать полученные в ходе исследования результаты.   К моделям или схемам разрабатываются  алгоритмы использования теоретического понятия. В случае, когда теоретический материал достаточно сложен, объёмен или недоступен ученикам, когда существуют неоднозначные трактовки того или иного теоретического понятия в литературоведении, учитель проводит  лекцию консультативного характера, увеличивая  таким образом время для решения учебной задачи.

Приведём в качестве примера урок решения учебной задачи  по разделу  «Средние века, Возрождение, Просвещение» (мы работаем по программе под редакцией А.Г. Кутузова[1]). На раздел  в рамках тематического планирования нами отведено 4 учебных часа: первый  из них отдан  планированию выполнения творческого задания, второй  – решению учебной задачи,  третий – решению познавательной задачи, т.е. проведению исследования ключевых произведений эпохи Средних веков, Возрождения и Просвещения (типологизируется этот урок как урок-практикум)  и четвёртый – уроку контроля, который проводится в форме семинара на тему: «Галерея вечных образов в литературе Средневековья, Возрождения, Просвещения». Тема семинара  предъявляется на уроке планирования, где ставятся учебная и познавательная задачи,  в формулировке  творческого задания: «Подготовиться к семинару на тему: «Галерея вечных образов в литературе Средневековья, Возрождения, Просвещения».

Познавательная задача: провести исследование произведений Возрождения, Средневековья, Просвещения с целью выявления в них вечных образов.

Тема урока решения учебной задачи: «Понятия «вечные образы» и «галерея».

Цели урока:

  1. актуализировать универсальную схему литературоведческого понятия;

построить понятие «вечные образы»  как средство исследования произведений эпохи Средних веков, Возрождения, Просвещения и понятие «галерея» как способ построения текста выступления на семинаре;

 2. актуализировать порядок действий при построении теоретического понятия.

Ход урока

        На предыдущем уроке девятиклассники  получили следующее домашнее задание: найти в специальной литературе определение терминов «вечные образы» и «галерея», записать определения в тетрадь и понять их содержание.

        Разворачивая на уроке первую учебную ситуацию, цель которой – актуализация универсальной схемы литературоведческого понятия, обращаем учеников  к составленному на предыдущем уроке календарному плану выполнения творческого задания и напоминаем, что на прошлом уроке они пришли к важному заключению: без построения понятия «вечные образы» нельзя будет начать исследование текстов, без построения понятия «галерея» невозможно будет оформить результаты исследования и подготовить текст для выступления на семинаре. Так как  теоретическое понятие в качестве способа, критерия исследования художественного произведения строилось на уроках литературы много раз и ученики  постоянно пользовались универсальной схемой литературоведческого  понятия, даём задание  восстановить  предварительно в группах  схему, затем вынести результаты на общее обсуждение. Отметим, что работа по построению теоретического понятия достаточно трудна и очень важна для последующего исследования художественных произведений, поэтому на этом уроке на группы обучающихся делит сам учитель, предусматривая, чтобы в команде был обязательно содержательный лидер из тех, кто испытывает к предмету интерес и наиболее в нём успешен, и чтобы интеллектуальный ресурс групп был бы примерно одинаков. Функции учителя на уроке состоят в организации ученического коллектива: в предъявлении заданий, в организации обсуждения промежуточных результатов, в консультировании отдельных учащихся  и групп, в организации рефлексии, если в группе или в классе в целом возникают проблемы при выполнении задания. Обсуждение результатов первого задания  начинаем сразу, как только какая-либо из групп заявляет о своей готовности продемонстрировать  работу. Напоминаем о порядке обсуждения: внимательно выслушивается выступление, вначале задаются вопросы, помогающие лучше понять существенное в выступлении, затем высказываются суждения, дополняющие содержание сказанного.  Дополнения принимаются до тех пор, пока не будет  восстановлена полная содержательная картина задания. Такая работа в 9 классе занимает не более 3-5 минут. Её результатом становится следующий примерный  текст и соответствующая ему схема, которая рисуется на доске.

Елена:

- Любое понятие теории литературы состоит из двух частей. В первой части называется предмет или предметы, составляющие содержательное ядро термина, т.е. критерия анализа,  указываются его (их) существенные признаки; во второй части даётся  алгоритм, или порядок действий, выявления предмета и его признаков в материале, т.е. порядок действий по применению критерия анализа,  литературоведческого термина, к художественному произведению. Первая часть понятия условно отвечает на вопрос «что?», вторая – на вопрос «как?».

Это можно представить на схеме:

 

(Эта схема остаётся на доске на протяжении всего урока – прим. авт.)

Чтобы термин, т.е. критерий анализа, можно было использовать в исследовании текста,  нужно, во-первых,  выявить самое главное,  существенное в его содержании. Для этого следует выделить в материале, содержащем описание термина, предмет (что такое…?), его отличительные признаки (какой?). Во-вторых, выстроить порядок действий по применению критерия к тексту с целью объяснения смысла произведения.

На этом завершается первая учебная ситуация. Её образовательный результат -  восстановлена универсальная схема понятия теории литературы.

        Цель второй учебной ситуации – построить понятие «вечные образы»  как способ исследования художественных произведений эпохи Средних веков, Возрождения и Просвещения и понятие «галерея» как способ построения текста выступления на семинаре.

        Работа продолжается в тех же группах, что и при выполнении задания первой учебной ситуации. Учитель предлагает обучающимся обсудить в группах найденные  и выписанные в рабочие тетради определения термина «вечные образы» (см. домашнее задание к уроку), если материал окажется разным, выявить сходство и отличия в определениях и заполнить таблицу (образец – на доске) на специальных листах:

Содержание критерия «вечные образы»

Вечные образы

Характеристика вечных образов

Затем по заданию учителя ученики  устанавливают соотношение граф таблицы со схемой понятия, определяют, что результаты, занесённые в таблицу, соответствуют первой части универсальной схемы литературоведческого понятия. Чтобы заполнить эту графу таблицы, следует в теоретической статье о вечных образах найти материал, ключевые, т.е. главные, слова, отвечающие на вопрос «что такое вечные образы». Чтобы заполнить вторую графу таблицы, нужно в статье выделить ключевые слова, отвечающие на вопрос «какие образы вечные?».

        Так как обычно девятиклассники  пользуются разными источниками, выписанные в тетради определения термина «вечные образы» отличаются полнотой формулировок, употреблением синонимов. Сопоставляя формулировки, ученики  лучше усваивают их содержание. Приведём в качестве примера одно из определений: «Вечные образы – литературные и мифологические персонажи, имеющие всечеловеческое значение и нашедшие многочисленные воплощения в литературе разных эпох и стран. Вследствие заложенного в вечный образ глубокого общезначимого нравственного и мировоззренческого содержания, выходящего за рамки породившей их эпохи, они приобрели непреходящую эстетическую ценность. Многие из вечных образов воспринимаются как символическое выражение неискоренимых свойств человеческого духа: жажды познания и действия, скептической рефлексии, любви к добру и т.п. Каждая эпоха вкладывает в трактовку того или иного вечного образа свой конкретно-исторический смысл, который обусловлен многозначностью самого вечного образа. К вечному образу относятся прежде всего персонажи, которые дают возможность их многозначной интерпретации. Поэтому образы, ставшие нарицательными, но без тенденции к многоплановой трактовке,  вечными образами не являются, хотя могут служить объектом авторской реминисценции».[2]

Затем по вопросам «что такое вечные образы?» и «какие образы вечные?»  производится анализ текстов  определений и заполняются таблицы на специальных листах. По мере готовности листы с таблицами вывешиваются на доску. Когда задание выполнено, учитель предлагает обсудить в группах все таблицы на доске  и выбрать наиболее полную, а если такой не окажется, сделать ещё одну таблицу по тем же графам, что и вывешенные на доску, но максимально полную, с учётом содержания не только своей таблицы, но и других. После того как задание выполнено, обсуждается одна таблица той группы, которая изъявила желание представить свою работу. Если  содержание таблицы неполно, в коллективном обсуждении она достраивается.  Вот так примерно выглядит результат анализа определения термина «вечные образы»:

Содержание критерия «вечные образы»

Вечные образы

Характеристика вечных образов

 персонажи

1) литературные  и мифологические;

2)содержащие конкретный исторический смысл породившей их эпохи и выходящий за рамки своей эпохи;

3) имеющие всечеловеческое значение;

4) нашедшие многочисленные воплощения в литературе разных стран и эпох;

5)  имеющие непреходящую эстетическую ценность;

6) воспринимающиеся как символическое выражение свойств человеческого духа;

7)  позволяющие каждой эпохе вкладывать в них свой конкретно-исторический смысл, т.е. многозначные

Окончательный вариант таблицы девятиклассники записывают в рабочие тетради.

        По окончании работы над первой частью понятия, соответствующей  универсальной схеме, учитель даёт задание группам разработать порядок действий, дающий возможность определить, есть ли в художественном произведении вечные образы. Это задание вновь соотносится со схемой литературоведческого понятия, и ученики  осознают, что им предстоит оформить вторую часть понятия, отвечающую на вопрос «как использовать содержание критерия для анализа художественного произведения?». Девятиклассники, разрабатывая   алгоритмы, постоянно обращаются к таблице «Содержание критерия «вечные образы», включают дополнительно теоретический материал, выработанный ранее, например, параметры характеристики литературного героя, без которых невозможно будет сделать выводы о принадлежности персонажа к вечным образам.  Затем также оформляют результаты своей работы    на листах и  вывешивают их на доску, после чего знакомятся с содержанием работы других групп и под руководством учителя обсуждают алгоритмы, создают максимально приемлемый для себя единый порядок действий. Вот примерный вариант выполнения задания.

Порядок действий для определения принадлежности персонажа к вечным образам

1) определить набор персонажей, которые могут претендовать на звание «вечных» (этот пункт соответствует первой колонке таблицы «Содержание критерия «вечные образы»);

2) изучить материалы о каждой эпохе, выделить в эпохе существенное, главное (преобладающие моменты мировоззренческого и ценностного характера);

3) посмотреть, отражает ли персонаж это существенное, для этого дать подробную, аргументированную характеристику персонажа:

        а) охарактеризовать его мировоззрение;

         б) выделить  систему ценностей;

        в) соотнести с мировоззрением и  системой ценностей его создателя, посмотреть, есть ли в мировоззрении и ценностях автора и его героя общечеловеческие, вневременные ценности (эта часть алгоритма, пункты 2) и 3), создана на основе пункта 2) второй колонки таблицы и отдельных пунктов плана характеристики литературного персонажа, который вырабатывался ранее);

4) используя исторические, литературоведческие, критические источники, выяснить,

а) приобрёл ли этот персонаж известность в других странах и в другие времена;

б) использовали ли его другие писатели в своём творчестве;

в) если да, то как перевоплотился этот персонаж в творчестве других писателей, что в нём осталось неизменным, а что изменилось и по каким причинам (см. пункты 3), 4), 5), 6), 7) второй колонки таблицы).

Окончательный вариант порядка действий  ученики  тоже записывают в рабочие тетради. Затем констатируется факт, что понятие «вечные образы» построено, так как оно позволит осуществить исследование произведений Средних веков, Возрождения и Просвещения и выявить, есть ли в них вечные образы.

        Аналогичным образом строится работа над понятием «галерея».

Т.к. термина «галерея» в литературоведении нет, ученики используют толковый словарь С. И. Ожегова[3], толкование слова «галерея» в его четвёртом переносном значении: «Галерея, -и, ж. 4. перен., чего. Длинный ряд, вереница. Галерея литературных типов». Договариваются, что этот «длинный ряд, вереница» персонажей будет определяться хронологией возникновения их в литературе. А далее заполняется таблица, удерживающая сразу всю полноту содержания критерия «галерея» (см. универсальную схему литературоведческого понятия):

Понятие «галерея»

Содержание критерия «галерея вечных образов» (что это такое, её характеристика)

Порядок действий для построения галереи вечных образов

Т.е. ученики, работая со значением  слова «галерея», создают  понятие не по частям, в соответствии с универсальной схемой литературоведческого понятия, а в целом. И специально ещё раз  оговаривается, что это понятие поможет выстроить текст выступления на итоговом семинаре. Приведём примерный результат этой работы:

Понятие «галерея»

Содержание критерия «галерея вечных образов» (что это такое, её характеристика)

Порядок действий для построения галереи вечных образов

 последовательность образов, определённая  очерёдностью возникновения в истории литературы, т.е. хронологической последовательностью  создания авторами произведений, в которых содержатся вечные образы

1) выявить наличие в произведениях вечных образов;

2) установить время создания произведений;

3) расположить в хронологическом порядке от более ранних к более поздним

        

        Вторая учебная ситуация завершается записью таблицы в рабочие тетради.

Образовательный результат второй ситуации – построены понятия «вечные образы» и «галерея».

        

Третья учебная ситуация урока начинается с задания  группам  проанализировать деятельность на уроке и разработать памятку под общим названием «Как построить  литературоведческое понятие». Как и в предыдущих заданиях, памятка создаётся по мере  обсуждения в группах, оформляется на листах  и вывешивается на доску. Выполнившие задание девятиклассники знакомятся с результатами работы других групп. Затем учителем организуется обсуждение, выбирается наиболее приемлемая памятка и на её основе дорабатывается порядок действий по построению теоретического понятия до приемлемого всеми. Приведём один вариант памятки.

КАК ПОСТРОИТЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЕ  ПОНЯТИЕ

(памятка  изучающему литературу)

1. Обратись к толковому словарю, специальным справочникам, литературным энциклопедиям, словарям литературоведческих терминов, найди определение термина, выбери наиболее полное, запиши в тетрадь.

2. Проанализируй текст определения:

- выдели предмет (что такое…?);

- выдели его признаки (какой предмет?);

- оформи конспект в таблицу, состоящую из двух колонок:

1) предмет, лежащий в основе термина;

2)характеристика предмета;

3. Ответь на вопрос: «Как использовать для исследования текста художественного произведения выделенный предмет и его признаки?» и запиши порядок действий.

Лучшая памятка также заносится учениками в рабочие тетради.

Образовательный результат третьей ситуации -  актуализирован порядок действий при построении литературоведческого  понятия.

         В завершение урока учитель даёт  задание на дом. Учитывая, что раздел носит обзорный характер и в нём представлен огромный объём материала,  предлагаем девятиклассникам ограничиться одной эпохой: или эпохой Средневековья, или эпохой Возрождения, или эпохой Просвещения. Затем формируются новые группы из учеников, выбравших ту или иную эпоху по собственному усмотрению. Количество групп в рамках одной эпохи зависит от количества определившихся  в выборе объекта дальнейшей работы девятиклассников.

Затем даётся задание  подобрать:

1)  материал об эпохе;

2) 2-3 классических произведений  эпохи из прочитанных летом, из рекомендованных авторами учебного пособия[4];

3) литературу о писателях, чьи произведения будут отобраны для исследования;

4) литературоведческие материалы об отобранных для исследования произведениях.

В финале урока девятиклассники собираются во вновь образованные группы, распределяют обязанности по выполнению домашнего задания, выстраивают стратегию рациональной работы дома и на следующем уроке.  

Порядок исследовательской работы в группе может быть таким.

1. Обсуждение претендентов на звание «вечный образ». Распределение обязанностей по проверке каждой версии:

вариант а): каждому члену группы выбрать по одному персонажу и проверить его по всем требованиям, предъявляемым к вечным образам, собрать, оформив в  конспект, все аргументы к своим выводам;

вариант б): если образ один, распределить усилия членов группы по проверке отдельных критериев принадлежности персонажа к вечным образам, подобрать и оформить в  конспект все аргументы в защиту сделанных выводов.

2. Общее обсуждение выводов и аргументов по каждому претенденту.

3. Составление плана выступления на семинаре, распределение обязанностей по домашней подготовке к выступлению, определённой творческим заданием, подготовиться к семинару на тему «Галерея вечных образов эпохи Средних веков, Возрождения, Просвещения».

        Собственно галерею вечных образов Средневековья, Возрождения и Просвещения ученики будут строить совместно в ходе семинара. Слушая и обсуждая  доклады групп, в которых  будут представлены версии о принадлежности к вечным образам персонажей, отобранных в результате анализа  произведений своей эпохи, девятиклассники, опираясь на понятие «вечные образы», будут производить окончательный отбор героев для галереи, выстраивать её в соответствии со временем появления персонажа.


[1] В мире литературы. Программы для общеобразовательных учреждений 5 – 11 (12) классы  для учебных заведений гуманитарного профиля 10 – 11 классы. Под редакцией А. Г. Кутузова. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. 2-е издание, стереотипное. М: Дрофа,  2004.

[2] Литературный энциклопедический словарь под общей редакцией В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М., «Советская энциклопедия», 1987. С. 63-64

[3] Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. докт. филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. – 16-е изд., испр. – М.: Рус. яз., 1984. – 797 с.

[4] В мире литературы. 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений \ Ав.-сост. А. Г. Кутузов, А. К. Киселёв, Е. С. Романичева и др.; Под ред. А. Г. Кутузова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы к урокам технологии. Рабочая тетрадь «Дневник профессиональной карьеры» учебного курса «Твоя профессиональная карьера» учебного предмета «Технология» 9 класс.

Вокруг разнообразный и сложный мир, живя в котором необходимо постоянно искать ответы на возникающие вопросы. Излишне говорить, насколько в...

УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом

На уроке используется технология обучения в сторудничестве  - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....

Презентация к уроку "Решение развивающих задач", 5 класс

Презентация к уроку "Решение развивающих задач", 5 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 10 КЛАССА «Методы решения физических задач» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

 Учебный курс  рассчитан на учащихся 10 классов и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Курс  предполагает участие детей в ко...

Урок «Решение практических задач», 5 класс

Решение практических задач...