РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННУЮ МОТИВАЦИЮ К УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
консультация на тему

Николаева Антонина Викторовна

Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   состоит  в  том,   чтобы   включить   каждого  ученика    в   деятельность,   обеспечивающих   формирование  и   развитие   познавательных  потребностей   -   познавательные   мотивы.

При  работе  с   учащимися,    имеющими   повышенную   мотивацию   к   учебно-познавательной    деятельности    в   процессе    обучения     можно   использовать   следующие   методы:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshennaya_motivatsiya.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА    С   УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ    ПОВЫШЕННУЮ    МОТИВАЦИЮ    К   УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Николаева А.В.,

учитель математики МБОУ «Новоильмовская СОШ»

Учение  -   это   целенаправленный   и   мотивированный    процесс,   поэтому   задача   учителя   состоит  в  том,   чтобы   включить   каждого  ученика    в   деятельность,   обеспечивающих   формирование  и   развитие   познавательных  потребностей   -   познавательные   мотивы.

При  работе  с   учащимися,    имеющими   повышенную   мотивацию   к   учебно-познавательной    деятельности    в   процессе    обучения     можно   использовать   следующие   методы:

1)  переход   учителя  с  позиции   носителя   знаний  (дающего   знания )  в  позицию   организатора    собственной   познавательной   деятельности,   т.е.  учитель  управляет    познавательной  деятельностью  ученика.

2) мотивация  познавательной   деятельности.  В   результате   у   ученика   формируется   либо   интерес,   либо   устойчивое   положительное   отношение   к   предмету.

Интерес   к  изучению  вопроса   зависит  от   убеждённости   учащегося  в   необходимости   данного   вопроса.    Наличие    интереса  -  необходимое   условие   обучения.   Чем   выше   интерес,   тем  активнее  идёт   обучение,   тем   лучше   результаты.

Глубокие,   прочные,   а   главное  осознанные   знания   могут   получить   те   школьники,  у   которых   развита   не   столько   память,  сколько   логическое   мышление.   Начальным  моментом   мыслительного   процесса   обычно   является   проблемная   ситуация.   Мыслить   человек   начинает,   когда   у  него   появляется   потребность   что-то   понять.   Мышление   обычно  начинается    с   проблемы    или   вопроса,   с  удивления   или   недоумения,   с   противоречия.  Главное   не   просто   увидеть  проблему,   а   понять   и  захотеть   её   решить.

Создание    проблемной   ситуации  -  это  лишь  начало  обучения.  Затем  учащиеся   сами  (под  контролем  учителя)  должны  проанализировать  ситуацию,   точно   сформулировать   учебно – познавательную   проблему,   выдвинуть  гипотезу   и  доказать  её.    И  тут   учителю  надо  быть очень  осторожным:   чтобы,   попав  в   положение   невозможности   ученик  не   отчаялся,   надо   вовремя   прийти   ему   на   помощь.

Когда  результат   получен   и  ученик   гордится   своими   достижениями,   учитель   может   считать   свою   работу   выполненной.  Ведь   школьник   почувствовал   прелесть   открытия.

За  время   учёбы   в  школе   учащиеся   решают   массу   различных  математических  задач,  схожих   только  в  одном  -   почти   все  они   стандартны.   Есть   некие   алгоритмы,   которые   употребляются   до   автоматизма.    Однако   ученики,    как   правило,    не   могут   справиться с   нестандартной    задачей,   выходящей   за   рамки    привычных  алгоритмов,  даже  если   для   её   решения   не   нужно   дополнительных   знаний.

Под нестандартной   мы  будем  понимать     задачу,   алгоритм   решение   которой  учащимся   не   известно.  К  нестандартным    задачам   школьного   курса   можно  отнести   многие   прикладные,    олимпиадные   задачи,   задачи   требующие  применения   знаний  из   смежных  дисциплин.    Нестандартная   задача  в  большинстве   случаев   воспринимается   как   вызов   интеллекту  и   порождает   потребность   реализовать  себя   в   преодолении  препятствия.

   Вера  в  то,  что  личного   опыта   достаточно   для   успеха,   затягивает   решающего,  а   увлечённость   поиском   решения  проблемы  -  главная  движущая   сила   творческой  активности.

В  качестве  задач  для   работы  с   учащимися   интересующимися   математикой   не   надо  предлагать   как  слишком   простых,   так  и   слишком   сложных  задач.    Они  не   оказывают   существенного   влияния   на   интеллектуальное   развитие   учащихся.  Для   развития   учащихся   задача   должна  быть  трудная,   но   посильная  для  них.

Но  всё  же  работа   с   сильными   учащимися   по  математике  -   работа   «штучная».  

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ   ОЛИМПИАДЫ  И  ПОДГОТОВКА  К НИМ.

В   целях   развития   у   учащихся   интереса   к  математике   во   многих городах   и   сельской   местности   проводятся   математические    олимпиады:    школьные,   районные.  

Если   разрешить   участвовать   в   этих   олимпиадах  учащимся,   не  прошедшим   должной   подготовки  в  школе  под  руководством   учителя   или  самостоятельно,  то нередко   после  неудач  они   не  только   не  заинтересовываются   математикой,  но,   напротив,   часто   теряют   веру  в   свои   силы   и   вряд  ли  скоро    возьмутся   за   решение   трудных  и  даже   просто   занимательных   задач.

Поэтому   очень  важно  организовать    для   учащихся,   наиболее   интересующихся    математикой,  индивидуальные занятия.   На    занятиях   основной  целью   следует  считать  решение  интересных   и   оригинальных   задач,  расширяющих   и  углубляющих   знания  учащихся,   получаемых   на   уроках.   Однако   каждая   задача,   особенно   на  первых   занятиях  ,    не  должна   содержать  нагромождение   различных   трудностей   логического,   смыслового  и  вычислительного   характера.   В   противном   случае   у   учащихся   очень  быстро   пропадёт   интерес  к  математике.  Если   же  умело   поддерживать   любознательность   учеников,   предлагая   им   задачи,   соответствующие   их   знаниям,  помогая   в  необходимых   случаях,   то   это   привьёт им   вкус   к   самостоятельному   мышлению и   поможет   развитию   их   математических   способностей.

При   решении  олимпиадных   задач    ученики   должны   проявить   смекалку  в   нестандартной   ситуации.   В   результате  выросла   целая   ветвь   науки  -   олимпиадная   математика.

Но   олимпиада – наиболее  распространённая  и   яркая  форма  работы   с  одарёнными   детьми.   Проводятся  школьные,  районные,   городские,   областные,   республиканские   и   международные   для  успешного   выступления   учащихся   на   олимпиадах   нужно   прорешать  с  ними   как  можно  больше   подготовительных   задач.    Как  же   подбирать  задачи   для   этой   цели?   Желательно    более   полно,   без  пропусков   представить   все   основные   направления   олимпиадной    математики,   все   типы   заданий.

К  ним  относятся   задачи  на   применение    принципа   Дирихле,  делимости   чисел,   задачи   на  раскраску,   инварианты,  чётность   чисел.   А  также   доказательство   неравенств,   стратегии   математических   игр,   Диафантовы   уравнения,    графы,   правило  «крайнего»   и  т.д.

Учителю   следует  особое   внимание   уделять   различным  подходам   к   решению   нестандартных  заданий.       Для   развития   теоретического   мышления  и   логической  культуры   учащихся   гораздо   большую   пользу   приносит   решение   одной   задачи   различными   способами,   нежели  решение   множества   подобных   задач   одним  и  тем  же   способом.  

Организуя   работу   учеников   по  решению  нестандартных    задач,   учитель  должен   сравнивать  различные  способы   решения,   анализировать  их  с  точки   зрения   рациональности,   оригинальности  и   логичности.     Это  важно   для  овладения   учащимися    методами   научного  познания   реальной   действительности   и    приёмами   умственной   деятельности,   которыми   пользуются  учёные   математики  и   исследователи    других   направлений.

         Чтобы достигнуть каких-либо успехов, нужно напряжённо и достаточно долго тренироваться. Размышления над задачами развивают интеллект, сообразительность, способствуют повышению уровня математической грамотности.

С учащимися с повышенной мотивацией к обучению провожу индивидуальные беседы, разбор решения задач и даю консультации по их решению. Провожу индивидуальную работу с одарёнными школьниками, направленную на развитие их мыслительных способностей, настойчивости в выполнении заданий, творческого подхода и навыков в решении нестандартных задач. Работю на уроке, решение олимпиадных задач, связанных с темой урока.

На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.

В шестом классе при изучении темы "Нахождение дроби от числа" следующие типы задач:

Некоторый товар стоил 500 рублей. Затем цену на него увеличили на 10%, а затем уменьшили на 10%. Какова стала цена в итоге?

Для развития интереса к решению нестандартных задач по математике в программу школьных занятий включаю рассмотрение занимательных задач, задач-шуток,  задач прикладного характера.

Также для подготовки учеников я использую дидактический материал предыдущих олимпиад, конкурсов по математике и математического конкурса «Кенгуру»,учащиеся гововятся дома самостоятельно, используя интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы социального педагога с учащимися, пропускающими учебные занятия

В данном материале предложено положение об учете посещаемости учебных занятий учащимися план работы с учащимися, пропускающими учебные занятия сведения о пропустивших учебные занятия сведения по кл...

Учет психофизических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе

В материале представлены способы организаци учебно-воспитательного процеса, с учетом психофизических особенностей подростков....

Тема «Формирование навыков самостоятельной работы учащихся с учебным материалом».

Долгое время конечной целью образовательного процесса считался выпускник, в полной мере овладевший знаниями в пределах школьной программы, а также умениями и навыками учебного труда. На современном эт...

Статья на тему: Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.

Система оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура», раздел легкая атлетика.урок легкий атлетика физическийОценка результатов учебной деятельности...

«Стимулирование мотивации учебной и воспитательной деятельности – основа успеха учащихся в учебно-воспитательном процессе»

Проект разработан для учащихся 7 класса, с целью повышения качества знаний , улучшения дисциплины, сплочения коллектива, борьбы с пропусками уроков без уважительных причин, оптимизации учебно-воспитат...

Виды и характеристика универсальных учебных действий учащихся в учебном процессе

Метапредметный подход - новая образовательная форма, выстраивающаяся "поверх" традиционных предметов, является основой ФГОС второго поколения и ядром современного национального образования. ...

Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты

Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...