Главные вкладки

    Учет психофизических особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе
    статья по теме

    Вавулин Артем Михайлович

    В материале представлены способы организаци учебно-воспитательного процеса, с учетом психофизических особенностей подростков.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uchet_psihofiz_osoben.doc102 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Учёт системы восприятия, учебного стиля и нервно психического напряжения учащихся при дифференцированном подходе в обучении подростков вечерней школы»

    Структура уроков.

    1. Вводное повторение. Актуализация опорных знаний.
    2. Изучение нового материала (основной объём).
    3. Решение задач, урок семинар – практикум.
    4. Контроль.
    5. Обобщающее повторение.
    6. Контроль.
    7. Коррекция.
    1. Вводное повторение. Актуализация опорных знаний.

    В начале каждого учебного года происходит повторение изученного за предыдущий год материала. Но одну тему я выношу всегда для повторения в любом классе – это действия с обыкновенными дробями. Как показал опыт работы эта тема является самой трудной для учащихся нашей школы, поэтому повторить её просто необходимо в любом классе.

    Повторение в начале и конце учебного года необходимо также потому, что дети зачисляются в школу в течение всего учебного года с разным багажом знаний, с разным перерывами в учёбе (семейные, после армии, после техникумов из других школ, спец учреждений и т.д.).

    1. Изучение нового материала.

    Прежде всего, хотелось остановиться на том, что при планировании изучения тем, я разбиваю все темы на подтемы, то есть дроблю темы учебника на более мелкие, что хорошо зарекомендовало себя.  

    Остановлюсь более подробно на теме «Тригонометрия» При изучении нового материала я использую в большей мере поисковый метод. Так как для учащихся моих классов (по системе восприятия 10 «в» класс 90% и 11 «б» класс – 85% кинестеты) самим вывести ту или иную формулу, изучить новый материал через «потрогать». Тогда новый материал будет для них понятен, принят и более ценен, чем при использовании другого метода.

    Все полученные формулы, выводы сводятся в единую красочную таблицу, что также необходимо для визуалов (10 «в» – 95%, 11 «б» – 85%).

    Пример использования данного метода был продемонстрирован на открытом уроке в 10 «в» классе при  изучении темы «Формулы приведения», по такому же принципу учащиеся данного класса выводят:

    1. формулы двойного угла;
    2. формулы половинного угла;
    3. формулы суммы и разности тригонометрических функций.

    То есть все темы без основных формул тригонометрии.

    При оформлении выводов, итоговых таблиц большую работу я беру на себя, так как большинство учащихся моих классов по учебному стилю абстрактно-разбросанные или конкретно-разбросанные. Также после выведения формул или заполнения итоговой таблицы, совместно с учащимися прописывается алгоритм использования того или иного вывода, формул – в связи с тем, что в данных классах присутствуют учащиеся и с последовательным учебным стилем.

    1. Решение задач, урок - семинар – практикум.

    При закреплении изученного материала я применяю такую форму урока как семинар - практикум. Учащиеся класса делятся на группы.

    Приложение №1.

    Для отработки умений и навыков применяются карточки различных видов – адаптирующие (подготовительные), информационные,  инструктивные, тренировочные.

    1. Контроль.

    Непременным дидактическим условием правильной организации учебного процесса является выяснение учителем и учащимися, насколько хорошо последние усвоили знания, необходимые для успешного изучения нового материала. Контроль и учёт знаний имеет разные дидактические функции, важнейшими из которых являются следующие:

    1. Обучающая. Её сущность состоит в совершенствовании и систематизации проверяемых знаний.
    2. Контролирующая. Главная цель её – выявление состояния знаний, умений учащихся на конкретном этапе обучения.
    3. Воспитывающая. Способствует развитию у учащихся чувства ответственности за свой учебный труд, формированию навыков самообразования.

    Кроме дидактических, контроль и оценка знаний имеют важные методические функции, а именно:

    1. уточнение, осознание, углубление знаний;
    2. выявление, исправление, анализ ошибок;
    3. применение знаний в учебной практике, выяснение уровня знаний учащихся.

    Таким образом, под контролем и учётом знаний нельзя понимать лишь проверку и оценку знаний. Их функции значительно шире и глубже.

    Работа по индивидуализации обучения убеждает меня в том, что необходимым условием успешного проведения контроля умений и знаний учащихся является продуманная система дидактических материалов.

    Дидактические материалы помогают работать как с группой, так и с отдельными учениками. Плакаты, обобщающие таблицы, чертежи необходимы для фронтальной работы с группой учеников. Карточки различных типов – для индивидуальной работы. Они способствуют выработке умений и навыков учащихся, выполняют порой контролирующую функцию.

    Карточки-задания  могут  быть различных видов: адаптирующие (подготовительные), информационные, инструктивные, тренировочные, контролирующие. Каждая из этих карточек выполняет на уроке как контролирующую, так и обучающую функции.

    Материалы к контролю должны помогать учителю в осуществлении индивидуального подхода к учащимся, так как они содержат вопросы и задания разной степени трудности. Так, учащимся, обладающим способностью анализировать и обобщать явления, при контроле предлагаются более общие вопросы, а менее способным ученикам даются более конкретные вопросы, охватывающие меньший по объему материал. Для проверки того, как учащиеся владеют навыками решения задач и примеров, мною составляются задачи разной трудности, причём правильные ответы оцениваются по - разному, в зависимости от задания. Задания для каждого ученика составляются индивидуально с учётом того, что уже проверено ранее и что ещё необходимо проверить.

    Выше говорилось о необходимости проведения индивидуальной работы при контроле с некоторыми учащимися. Однако такие занятия не всегда возможны, так как количество учащихся и уровень подготовки различны. В этом случае огромную помощь оказывают информационные и инструктивные карточки, позволяющие ученику в дальнейшем подготовиться к письменному или устному ответу. Помимо информации или инструкции, эти карточки обязательно содержат контролирующую часть, которая, как правило, включает вопросы в трёх вариантах трудности. Эти материалы способствуют привитию учащимся навыков самостоятельной работы, помогают им оценить свои возможности и в дальнейшем самим определить, по какому варианту они могут работать самостоятельно. Информационные карточки помогут учащимся при подготовке к ответу.

    1. Обобщающий контроль.

    На уроках обобщающего контроля кроме выше перечисленного применяется также приёмы:

    1. устной работы (приложение № 3)
    2. «расшифруй фразу» (приложение № 2)

    Цвет карточек обусловлен трудностью. Этот метод хорош ещё и тем, что, зашифровывая фразу, можно тем самым выполнять и воспитательную функцию урока.

    Д\З – контрольная домашняя работа (К.Д.Р.) позволяет учащимся дома ещё раз отработать изученные темы и соответственно подготовиться к контрольной работе.

    1. Контроль. Контрольные работы, тесты.

    1. Коррекция. Работа над ошибками, К.Д.Р. – для двоечников.

     Приложение № 2

                                                          11 13       16   18  

    У ч а т с я   у   т е х,    к о г о   л ю б я т.

                     1  2 3 4 5 6  7   8 9 10    12  14  15  17  19

                                                                                          И. Гёте

    Ключ к разгадке

    А

    Б

    Г

    Е

    К

    Л

    О

    3

    15

    10

    6

    8

    11

    9

    С

    Т

    У

    Х

    Ч

    Ю

    Я

    2

    15

    12

    7

    0

    14

    4

    №1      

     вычислить:

    7 + 5

    №6      

     вычислить:

    5 – 1

    №7      

     вычислить:

    6  2

    №18      

     вычислить:

    2  2

    №2      

     вычислить:

    7 - 7

    №9      

     вычислить:

    №3      

     вычислить:

    9 - 6

    №10      

     вычислить:

     - 1

    №14      

     вычислить:

    9 + 7 0

    №11      

     вычислить:

    819 – 1

    №13      

     вычислить:

    10010

    №12      

     вычислить:

    25 - 82

    №15      

     вычислить:

    122 + 5

    №5      

     вычислить:

    7 – 2,5 2

    №19      

     вычислить:

    (9 – 4) 3

    №4      

     вычислить:

    (2 + 3) 3

    №16      

     вычислить:

    7 + 5 + 42

    №8      

     вычислить:

    (4 + 1) 3

    №17      

     вычислить:

    45 –5 6

    Приложение № 3

    На доске написано задание «Найдите ошибку»

    а)                                    

    б)                                        

    в) ;            

    г)                                            

    д)                                          

    Необходимо найти соответствие

    1

    А

    2

    Б

    3

    В

    4

    Г

    Д

    Е

    нет решений

                                                                                                   где    nZ


    Приложение № 1

    I группа

    «Выравнивания»

    II группа

    «Поддержки»

    III группа

    «Поддержки»

    IV группа

    «Развития»

    Уровень учащихся группы

    Некомпетентный уровень

    Минимальный уровень (М)

    Общий уровень

    (О)

    Продвинутый уровень (П)

    Характеристика группы

    Группа с участием учеников, не достигших минимального уровня

    Группы могут быть однородны по составу или трёх видов М, О, П

    Группы могут быть однородны по составу или трёх видов М, О, П

    Группа состоит из двух соседних уровней О, П.

    Назначение группы

    Подтягивание некомпетентных учеников до минимального уровня

    Учащиеся закрепляются на достигнутом уровне знаний

    Учащиеся закрепляются на достигнутом уровне знаний

    Для выведения на более высокий уровень учащихся, а также для ликвидации пробелов в знаниях учеников, пропустивших занятия, но ранее показывающих результаты высокого уровня.

    Степень овладения материалом

    Оценка «неудовлетворительно»

    Оценка «удовлетворительно»

    Оценка

    «хорошо»

    Оценка

    «отлично»

    Вид деятельности

    Совместно с учителем в большей мере

    Совместно с учителем в меньшей мере, самостоятельно,

    в группе

    Совместно с учителем в небольшой мере, самостоятельно, в группе

    Самостоятельно,

    в группе, эпизодически с учителем.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

    Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

    Статья «Учет индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения»

    В статье автор рассматривает вопросы возможного  использования современных методов обучения  при решении основных проблем школы, связанных с неуспеваемостью и нежеланием учиться ...

    Практический семинар «Формирование социальных позиций с учетом психофизических особенностей у подростков с ОВЗ»» воспитатель: Иваничкина НФ

    Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во всей ее разносторонности....