«Создание благоприятных условий для трудового обучения, способствующих раскрытию индивидуальных способностей воспитанников, обеспечивающих возможности их самоопределения и самореализации в условиях современной жизни»
статья на тему

Лоторева Елена Викторовна

Из опыта работы учителя профессионально-трудового обучения ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Данкова» Лоторевой Е.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Актуальность проблемы самоопределения и самореализации в условиях современной жизни воспитанников коррекционной школы VIII вида»

Из опыта работы

учителя профессионально-трудового обучения

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Данкова»

 Лоторевой Е.В.

В настоящее время актуальность проблемы самоопределения и самореализации в условиях современной жизни воспитанников коррекционной школы стоит на первом месте.

Наши воспитанники нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения с самого раннего возраста. Формирование необходимого уровня адаптивности к условиям социума, готовности к жизни в обществе и к выполнению общественно полезного труда требует усилий многих специалистов. Поскольку труд является одним из основных факторов, способствующих развитию ребенка, работа учителя трудового обучения в нашей школе, нацелена не только на формирование у детей необходимых учебных знаний, умений и навыков, но и на осознанный выбор дальнейшего пути и подготовку их к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении.

 В школе созданы благоприятные условия для проведения трудового обучения. Кабинет швейного дела  комбинирует в себе характерные черты обычного учебного класса и мастерской. В связи с этим оборудование кабинета направлено на обеспечение эффективного усвоения теоретического материала, закрепление полученных знаний на практике в форме умений и навыков, развитие творческой активности, воспитание культуры быта и эстетического вкуса обучающихся. Оснащение кабинета швейного дела включает в себя достаточное количество учебно-наглядных пособий и демонстрационных материалов, помогающих мне, как педагогу  лучше раскрыть, а обучающимся понять тему урока: коллекции тканей, волокон, таблицы, технологические карты, образцы поузловой обработки изделий, раздаточный материал и мн. др.

Оборудование швейной мастерской в нашей школе современными швейными машинами с электроприводом, приспособлениями малой механизации, оверлоками, утюгами делает процесс обучения наиболее  результативным. А применение интерактивной доски по ряду показателей намного превосходит возможности традиционных средств реализации учебного процесса. Используя на уроках швейного дела презентации, фото и видео материал, медиауроки, виртуальные экскурсии, исторические справки,  можно наглядно ознакомить обучающихся с промышленным производством и его многочисленным оборудованием, окунуться в историю возникновения вещей, познакомить с технологическим процессом, провести проверку знаний материала, организовать учебный материал с учетом различных способов учебной деятельности и т.д.

Заметную роль в создании благоприятных условий для самоопределения и самореализации в условиях современной жизни играют экскурсии. Вместе с воспитанницами мы посещаем  швейные  предприятия, где они знакомятся с организацией труда на производстве, выполняют пробные работы на спецмашинах, наблюдают за работой швеи, закройщика и других специалистов. Побывали мы с экскурсиями в ателье и швейной мастерской по ремонту одежды, где ученицы познакомились с  процессом индивидуального пошива одежды, а также разнообразными приёмами работы по ремонту одежды. В магазинах «Антураж» и «Белошвейка» воспитанницы увидели многообразие швейной фурнитуры, отделки, ассортимента всевозможных тканей, предметов для рукоделия и многое другое.

На проводимых уроках, стремлюсь заложить у обучающихся  основу профессиональных возможностей, что  должно в дальнейшем определить направление их трудового пути; уделяю большое внимание осознанному выбору профессии. Этому помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду. В процессе трудового обучения стараюсь логически увязать сведения о профессиональном труде с изучением конкретной темы (при выполнении пошива платья на уроках в школьной мастерской формирую представление о   процессе пошива платьев на швейной фабрике, на уроках моделирования рассказываю о знаменитых модельерах, при выполнении влажно-тепловой обработки изделий на уроке знакомлю с правилами утюжки на швейной фабрике, устройством утюжильного пресса и принципом его работы).

На своих уроках я стараюсь создавать благоприятные условия для раскрытия индивидуальных способностей воспитанниц. Этому помогает непосредственное привлечение детей к производительному труду, когда девочки выполняют заказы школы по изготовлению необходимых изделий. На уроках практического повторения особенно чётко раскрываются индивидуальные способности воспитанниц, т. к. эти уроки не ограничены строго рамками программы, а дают свободу выбора предмета деятельности. Трудовая деятельность на таких уроках органически связана с художественной и творческой работой, что способствует реализации индивидуальных возможностей каждого ученика. Заказы школы ученицы часто выполняют в условиях пооперационного разделения труда, приобщаясь тем самым к специфике работы на производстве.

Свои уроки планирую так, чтобы выбранные для обучения методы соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся. Применяя дифференцированный подход, использую варианты заданий различной сложности в целях создания ситуации успеха. При работе со слабоуспевающими обучающимися использую задания облегчённого варианта и гибкие критерии для их оценки (например, при массовом пошиве прихваток, декоративных фартуков  в 9 классе ручные работы по намётыванию деталей, обработке края обтачкой выполняла Савина Нина, а работу посложнее, где требовалась точность, аккуратность – Зайцева А.  

Постоянные наблюдения за обучающимися, изучение психологии и индивидуальных особенностей каждого ребенка позволяют мне выбирать более эффективные методы и приемы работы и добиваться хороших результатов на уроке. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику позволяет повысить активность в процессе восприятия и осмысления нового, помогает развивать самостоятельность в результате практической деятельности. При индивидуальном подходе я стараюсь организовать работу так, чтобы все обучающиеся, в особенности те, которые послабее, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников. На уроках для каждого ученика стараюсь создать  такую ситуацию, в которой он добивается успеха.

Организация труда, доступного школьникам, дает положительный результат: происходит коррекция обучающихся средствами швейного дела, обучение непосредственно профессии, то есть идет выработка качественных и скоростных показателей. В процессе обучения воспитанницы  выполняют привычные действия, в результате чего формируется трудовой стереотип, что в будущем облегчит их адаптацию к трудовой деятельности.

Задания, выполняемые обучающимися на уроках, носят общественно-значимый характер. Ученицы  должны видеть результат своего труда в практическом применении, их нужно постоянно нацеливать на то, что их труд общественно необходим  и значим. Изделия, которые изготовляют ученицы, выставляются на выставках, используются в быту (постельные принадлежности, рабочая одежда), в общем деле (концертные костюмы, в которых сами же и выступают и танцуют младшие дети). Эффективная трудовая деятельность является ядром социально-нормативного поведения и решает такие задачи, как:

- формирование интеллектуальных умений в труде;

- становление личности ученика в процессе трудового обучения по выбранному  профилю;

- обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной)  школе VIII вида создаёт условия для формирования у воспитанников необходимых трудовых навыков, обеспечивающих возможности их самоопределения и самореализации в условиях современной жизни; помогает в формировании навыков  трудовой деятельности, качеств личности, необходимых для успешного участия в производительном труде. Конечно, не все мои ученицы выберут профессию швеи. Но, я думаю, мои усилия не напрасны: от моей работы зависит, что станет результатом трудового обучения в стенах школы – стойкий интерес к предмету трудовой деятельности (а затем и к профессии) или пассивное и даже негативное отношение к ней. Между тем именно на своих уроках я учу детей выдерживать нагрузки, неотделимые от любого трудового процесса, учу школьников доводить начатое дело до конца, уважать рабочего человека и все им созданное. А эти качества нужны любому из нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятных условий для обучения младших школьников.

О противоречиях между между социальными ожиданиями и требованиями школы, о феномене воспитательных отношений и способах управления ими и возрастных особенностях учащихся младшего школьного возраста....

Раскрытие индивидуальных способностей у «трудновоспитуемых» подростков через создание ситуации успеха

          Во все времена, заботой учителя являются не только знания учащихся, но и их нравственный облик, культура поведения. В этой связи работа педагогов с теми...

«Школьная газета как фактор создания благоприятных условий для реализации индивидуальных способностей, задатков школьников»

Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростко...

Комфортность - важное условие для раскрытия индивидуальных способностей ребенка.

В статье говорится об индивидуальных особенностях детей с зпр, раскрывается тема нрамотного использования педагогом широкого арсенала средств педагогического воздействия, нестандартность форм организа...

Статья на тему: «Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей.

Статья на тему:«Создание благоприятных условий для социализации воспитанников через  организацию разнообразной содержательной досуговой деятельности в городском оздоровительном лагере с дне...

Программа создания благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих и спортивных способностей одарённых школьников «Старт в будущее»

  Программа «Старт в будущее» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях малокомплектного  сельского муниципального общеобразовательного у...

"Создание благоприятных условий для успешной реализации социальной адаптации и успешной интеграции воспитанника в общество"

Рассуждение на тему создания благоприятных условий для успешной реализации социальной адаптации и успешной интеграции воспитанника в общество на основе личного опыта работы....