Программа создания благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих и спортивных способностей одарённых школьников «Старт в будущее»
рабочая программа (6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Волкова Галина Николаевна

    Программа «Старт в будущее» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях малокомплектного  сельского муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_start_v_budushchee.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

                    «Старт в будущее»

Педагогический проект

Программа

создания благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих и спортивных  способностей одарённых школьников

в МОУ «Верхнемазинская средняя общеобразовательная школа  Д.В. Давыдова»

Радищевского района Ульяновской области


на 2020-2022 гг.

«Утвержден»                                                                        Авторы:
Директор                                                            Волкова Галина Николаевна,                                                              

 МОУ «Верхнемазинская СОШ                      учитель истории.                                                                                

имени Д.В.Давыдова»                                      Никитина Наталья Валерьевна                      
М.А.Агапова                                                     заместитель директора по ВР                                                                                        

«05»  сентября  2020г.                                      

Содержание

I. Паспорт программы. ……………………………………………………3-4..

II. Пояснительная записка. …………………………...……………………5

III. Современное состояние проблемы развития одаренности  в малочисленной сельской школе ……….  …………………………………6

IV. Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми в ОУ…………………………………………………………………………7-8.

V.  Стратегические цели программы……………………………………….9

VI. Основные задачи материального и методического обеспечения

программ: ………………………………………………………. ………......9

VII. Классификация обучающихся по видам одарённости учащихся  по видам одарённости, на развитие которых направлена программа «Старт в будущее»………………………………………………………………….       9

VIII.. Принципы выявления одарённых детей в школе ………………….9-10.

IX. Принципы обучения детей в программе «Старт в будущее» ……….10-11

X. Научно-методические основы обновления содержания

работы с одарёнными детьми………………………………………………11

XI. Формы и методы обучения …………………………………………. …12

XII. Факторы, способствующие адаптации школы к образовательным потребностям одарённых детей…………………………………………... ..13

XIII. Критерии готовности педагогических работников к

работе с одарёнными детьми………………………………………………..13-14

XIV. Этапы и план реализации программы «Старт в будущее»………   14-16

XV. Инструменты реализации программы………………………………..16

XVI. Ожидаемые результаты…………………………………………… 16-17
XVII. Показатели эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми «Старт в будущее»……………………………………17

 XVIII. Список использованной литературы……………………………………………………………………18

  1. Паспорт программы

Название программы: «Старт в будущее».

Цель программы:
создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих и спортивных  способностей одарённых школьников сельской малокомплектной школе.

Задачи программы

  1. Создание обогащенной образовательной среды,  благоприятной для развития одаренности.
  2. Интеграция основного и дополнительного образования
  3. Внедрение в образовательный процесс новых интерактивных образовательных технологий
  4. Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, позволяющей  учащимся демонстрировать достижения на школьных, районных, областных, всероссийских состязаниях различной направленности.
  5. Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;
  6. Включение учащихся 7-11 классов  в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, муниципальные, региональные  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
  7.   Расширение  участия способных школьников из неблагополучных, малообеспеченных  семей в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях состязательного характера.
  8. совершенствование внедрения в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме портфолио;

Нормативно-правовая база программы:

-основные положения «Декларации прав человека»

-основные положения «Конвенции о правах ребенка»

-Закон Российской Федерации «Об образовании»

-Концепция модернизации российского образования .

-Федеральный национальный проект «Образование»

  • Программа  развития «Верхнемазинская СОШ имени Д.В. Давыдова» ;
  • - Устав МОУ Верхнемазинская СОШ имени Д.В. Давыдова

Разработчик: Волкова Г.Н., учитель истории и обществознания, руководитель ШМО гуманитарного цикла

Год разработки: 2020 г.
Сроки реализации программы: 2020-2022.г.

II. Пояснительная записка

 Одним из самых важных направлений социальной политики нашего государства является формирование и развитие оптимальных условий для полноценной жизни и деятельности детей. Необходимость разработки программы «Старт в будущее» обусловлена снижением познавательной, творческой, социальной  мотивации сельских школьников,  ослаблением института семьи и ее воздействия на развитие детей, сужением возможностей для самореализации детей из социально незащищенных слоев населения. Программа способствует реализации в сельской малочисленной школе президентской образовательной инициативы «Наша новая школа».

    Программа «Старт в будущее» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях малокомплектного  сельского муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.

Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых технологий обучения
и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми,  развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми. А так же выделяются проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально-личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает овладение технологиями развивающего и
личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска,
психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога,
зрелость педагогического самосознания.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:

- единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,
преемственности, межпредметных связей, достижения государственного стандарта образования на всех возрастных уровнях;

- изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-
ориентированных учебных систем.

III. Современное     состояние            проблемы   развития одарённости детей в малочисленной сельской школе.   

 Основной контингент обучающихся в Верхнемазинской   малокомплектной сельской школе - дети из  семей с недостаточным уровнем культуры, низким уровнем образованности и очень  слабой  материальной обеспеченности. Однако одна треть учащиеся характеризуются как одарёнными дети.   Как и в других сельских  школах, в которых обучаются 100-110 человек, профильные классы отсутствуют,  реализуются общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования базового уровня, учителя совмещают несколько предметов, в штатном расписании школы введены ставки психолога, дефектолога. Профилизация невозможна  по причине малочисленности состава 10-11 классов.  Дополнительные внеурочные занятия (элективные курсы) в старших классах направлены    на подготовку к ЕГЭ по русскому языку и математике.  Низкий уровень доходов родителей не позволяет организовать платные услуги по дополнительному (углублённому) образованию детей по предметам. В условиях финансового дефицита бюджета дополнительные образовательные программы реализуются не систематически, на добровольческой (неоплачиваемой основе). В рамках общеобразовательных классов организовано интегрированное обучение детей с разным уровнем учебно-познавательных способностей, в том числе обучающихся по программе коррекционно-развивающего обучения VII  и   VIII вида. Каждая категория обучающихся  – за  40 минут урока  требует особого внимания. В целях обеспечения личностного роста всех категорий учащихся педагоги школы постоянно работают над  совершенствованием  современных форм и методов  обучения (обучение в сотрудничестве,  разноуровневое,  проблемное обучение и т.д.), используют различные информационно-коммуникационные  технологии. На уроках с учетом возрастных особенностей обучающихся используются элементы  работы по развитию учебно-творческой мотивации, по развитию способности учащихся  к саморегуляции,  к самоопределению и к самообразованию. В последние годы  интегрированное обучение детей с разным уровнем учебно-познавательных способностей особенно затрудняет  подготовку победителей олимпиад районного и регионального уровней ( для сравнения.Недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое для всех временя на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые темы ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов влечет за собой слабую учебную мотивацию школьников. Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся,  и результат всего этого - случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

IV. Анализ современного состояния системы  работы с одарёнными детьми в ОУ

     В школе создан банк одарённых детей (приложение 1). Организованы индивидуальные занятия с одарёнными детьми по предметам на добровольческой  (неоплачиваемой) основе. Одним из путей развития одарённых детей  является интеграция ресурсов основного и дополнительного образования. Интеграция всех возможностей  современной школы помогает создать условия  для проявления и развития одаренности школьников в различных видах деятельности: академической, поисково-исследовательской, социальной, спортивной,  художественной, для самореализации выпускников школы как социально активных граждан. Использование таких современных образовательных технологий и методов, как разноуровневое, проблемное, проектное обучение, исследование, обучающие игры,  обучение в сотрудничестве, «дебаты»,  информационно-коммуникационные, система портфолио, обеспечивает  личностное развитие ребёнка за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности и увеличения творческой деятельности.

    Сегодняшнюю школьную инфраструктуру в целом нельзя назвать современной и достаточно благоприятной, совершенной для реализации задач образования. Основное школьное здание построено в 1982 году, дополнительное – 1990 году, ежегодно в основном на пожертвования родителей и  местных организаций проводится элементарный косметический ремонт.  В условиях оптимизации детский сад в селе закрыт и в  здании-пристрое,  в котором комфортно располагались классы 1 ступени, открыта группа предшкольного воспитания для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Компьютерный класс оснащён 10 компьютерами, интерактивной доской, мультимедийным проектором, цифровой фотостудией.  10 рабочих мест   в других в учебных кабинетах оснащены  компьютерами и  проекторами,  на уроках  используются новое техническое оборудование и   электронные интерактивные учебные пособия.  Всего по школе на 1 компьютер приходится  5 учащихся школы, 1 компьютер -  2 обучающихся в  9-11 классах. Книжный  фонд школьной библиотеки составляет  8990  экземпляров,  за последние 3 года приобретено 1314  новых интеллектуально-ориентированных учебников, более 150  экземпляров методической литературы. Возможности школьной библиотеки и современной техники, обеспечивающей выход в информационные сети, доступ к основным электронным образовательным и культурным ресурсам, к  достижениям науки и сокровищницам искусства,  широко используются в работе с одарёнными детьми.  

 В школе создана хорошая спортивная и туристическая база: cпортивный зал оснащён 8 видами  тренажёров,  имеется достаточное количество инвентаря всех видов,  оборудованы необходимые игровые площадки, разработаны туристические маршруты.   Дети занимаются в 2 спортивных секциях, в 2 кружках по туризму и спортивному ориентированию.

    В школе  есть опытнический участок и дендрарий общей площадью 1 га, в которых ведётся  опытническая и  исследовательская работа, организуется проектировочная деятельность в рамках экологического кружка.  

    В школе функционирует музей Дениса Давыдова, в котором работают 2 зала – Давыдовский и краеведческий. Возможности музейной педагогики широко используются на уроках в начальных классах, на уроках гуманитарного цикла и внеклассной деятельности. С 2017 года реализуется программа «Патриот», ориентированная на патриотическое воспитание учащихся, формирование знаниевых, отношенческих и деятельностных элементов патриотического сознания.  В кружке «Юные краеведы» учащиеся 2-6 классов  занимаются поисковой деятельностью, в кружке «Школа исследователей-краеведов» - исследовательской и музейной и социально значимой проектировочной деятельностью, участвуют и добиваются отличных результатов в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и конференциях.

      В целях интеграции основного и дополнительного образования в форме кружков по интересам школа  активно сотрудничает с районными учреждениями дополнительного образования - с центром детского творчества, спортивной школой, с региональными учреждениями дополнительного образования -  областным Дворцом творчества детей и молодежи.. От данных учреждений в школе работают 10 кружков по интересам - экологической, туристической, спортивной, краеведческой, театральной, художественно-технической   направленности.  Ими руководят наши школьные педагоги, 8  из них  имеют 1 квалификационную категорию, 2 –  высшую, однако ни один из педагогов  не имеют специальную психологическую и методическую подготовку для работы с одарёнными детьми.

Результаты работы с одарёнными детьми отражены в приложении 2 .

   Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми мотивировали методическую службу школы к модернизации системы работы школы с одаренными детьми. Это привело к написанию программы «Старт в будущее», которая направлена на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наша сельская школа - школа, решающая задачи поиска, воспитания, обучения,  развития, и поддержки одаренных детей. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.

V. Стратегические цели программы:

Образовательная цель - расширение единого образовательного пространства школы для социально значимой реализации образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель -  развитие способностей одаренных детей к включению в любую общественно значимую деятельность в зависимости от реальных потребностей самой личности ,региона, страны

Воспитательная цель - воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне нравственных убеждений.

VI. Основные задачи материального методического обеспечения программы:

- внедрить в практику раннюю диагностику одаренности и ее дальнейшего развития, использовать методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;
- обеспечить научно-методическую, социально-правовую,  психолого – медико-педагогическую поддержку одаренных детей;
-  совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей;

VII. Классификация обучающихся по видам одарённости учащихся  по видам одарённости, на развитие которых направлена программа «Старт  в будущее»

Анализируя современные психолого-педагогические трактовки понятия

« одаренность» были выделены следующие виды одаренности:

  • общая интеллектуальная одаренность (в .т.ч социальная одарённость);
  •  творческая одаренность;
  •  спортивная одаренность;  

  Для развития каждого вида одаренности разрабатывается система мероприятий. В ней учтены  возрастные особенности, что позволит детям ориентироваться в образовательном процессе.

VIII. Принципы выявления одарённых детей в школе

- Опора на методы психодиагностики и наблюдения в деятельности;
- Комплексность, системность, длительность отслеживания показателей психолого- педагогического статуса одаренного ребенка;
Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это:
1) предварительное психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой школы;
2) переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях тренинговой работы психолога с учащимися.
Это позволяет осуществить переход от методов « диагностики отбора» к методам « диагностики развития».
   Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.

IX. Принципы обучения одарённых детей в программе «Старт в будущее»

Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства школы и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам программы:

1. Интегрированное изучение (в системе основного и дополнительного  образования) проблем, которые выбраны самими учащимися;
2. Насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
3. Поощрение результатов, которые содержат новые идеи;

4. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

5. Поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;
       Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ основного и дополнительного.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

  Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.

X. Научно-методические основы обновления содержания работы с одарёнными детьми
  Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

  В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно - воспитательного процесса. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов.

    Согласно  наиболее популярной современной концепция одарённости,  поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств: общие или специальные способности выше среднего;
высокий уровень включенности в задачу; высокий уровень креативности.
По концепции одарённости в российских школах принято  считать одаренными не только того, кто по всем трем основным параметрам превосходит сверстников, но и того, кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по одному из них.

Использование данной трактовки одаренности при составлении учебных программ для одаренных детей позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес.

Задача учителя - помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.

XI. Формы и методы обучения 

    При выборе форм и методов обучения мы опирались на основные положения: технологии развития индивидуальности личности; технологии саморазвития         личности; технологии развития критического мышления через чтение, письмо и др.

    Реализация индивидуальности, возможностей каждого одаренного ребенка зависит от его самооценки, мотивации. Поэтому в качестве показателя развития ребенка были выбраны не только традиционные показатели (достижения в олимпиадах, творческих конкурсах), но и показатели развития индивидуальности личности.

Содержание учебного материала настроено на непрерывное обучение, процесс познания является для таких детей самоценным. Организован постепенный переход к обучению не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, постепенное проявление той цели, для достижения которой они прилагают столько духовных, интеллектуальных и физических усилий.

Для оптимального развития одаренных учащихся разрабатываются специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося.. Одаренный учащийся получает получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, креативности, умений работать самостоятельно. Программы по отдельным предметам для одаренных учащихся ориентированы на более сложное содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Методы и формы работы с одаренными учащимися органически сочетаются с методами и формами работы со всеми учащимися школы и в то же время отличаются определенным своеобразием.

Активно используются нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации (метод творческой экспрессии в творческой ситуации, метод интроспективного анализа, метод творческого самочувствия и др.)

Используются тематические и проблемные мини-курсы, «мозговые штурмы» во всех вариантах, ролевые тренинги, способствующие развитию исследовательских умений в процессе научно-практической работы или творческих отчётов и т. п.

Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными учащимися, нецелесообразно выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам. Одаренные учащиеся  обучаются в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся. Однако при этом не исключается возможность создания групп одаренных учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности или творческих заданий.

Методы и формы работы разделяются  на урочные и внеурочные.

Основной формой организации учебного процесса в школе остается урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаются значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию работы. Широкое распространение  получают групповые формы работы, различного рода творческие задания, различные формы вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, дискуссии, диалоги. Каждый учебный предмет определяет специфику применяемых форм, методов и приемов работы.

Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные кружки, конкурсы, интеллектуальный марафон, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Важным фактором, влияющим на развитие одаренных школьников и на выявление скрытых одаренности и способностей, является система внеклассной воспитательной работы в ОУ. Функции системы – обучающая, развивающая и воспитывающая, а организующим началом является игра.

XII. Факторы, способствующие адаптации школы к образовательным потребностям одарённых детей

1. Подбор оптимальных методов обучения, воспитания и развития.
2. Разнообразные виды поддержки учащихся: психолого – педагогические ( комфортность, сотрудничество, совместимость); правовые; социальные (равные стартовые возможности в обучении);  валеологические ( обеспечение условий здорового образа жизни- переключения видов деятельности, физкультминутки, паузы, объем домашних заданий)
3. Право свободного выбора уровня, вида творческого труда.

XIII. Критерии готовности педагогов к работе с одарёнными детьми 

   Обязательным условием  для организации работы и повышения её эффективности является кадровое обеспечение: наличие психолога и должным  образом подготовленных педагогов.Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.  Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся; мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.

XIV.Этапы и план реализации программы «Старт в будущее»

2020 год – диагностико-прогностический и организационный  этап:

  • выявление одаренных учащихся;
  • обновление  банка данных «Одаренные дети»;
  • создание современной медиатеки;
  • создание новых дидактический комплексов, обеспечивающий интеграцию процесса образования  детей (конспекты занятий, планы наблюдений, аудио-визуальные учебные пособия, компьютерные игровые и обучающие программы);
  • создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников;
  • разработка инновационных рабочих программ;
  • разработка материалов по использованию инновационных  методов (метод экспрессии в творческой ситуации, метод интроспективного анализа, метод творческого самочувствия и др.),
  • интеграция системы общего и дополнительного непрерывного образования в  единое образовательное пространство школы, в котором обучается,  развивается и самореализуется ученик на протяжении всех лет учебы.

В начальной школе:

  • разновозрастные кружки по интересам (от центров дополнительного образования);
  • индивидуальные занятия с одаренными детьми (на добровольческой основе).

 В основной школе:

  • разновозрастные кружки по интересам (от центров дополнительного образования);
  • индивидуальные занятия с одаренными детьми (на добровольческой основе);
  • занятия в «Школе исследователей-краеведов», «Школа исследователей-экологов», организованных на базе  областных учреждений дополнительного образования;
  • групповые занятия в детском объединении «Социальный  проектный центр» (на добровольческой основе);

.В старшей школе:

  • индивидуальные занятия с одаренными детьми (на добровольческой основе);
  • Занятия в «Школах исследователей»  различного направления. (физиков, биологов и  др) – научно-исследовательская работа  на базе кафедры довузовской подготовки Ульяновского педагогического университета;
  • обучение в заочных школах. Московского государственного университета и др.;

Кружки по интересам дают возможность учащимся опробовать себя в различных сферах деятельности, служат наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого школьника. 

Занятия с одаренными детьми проводятся в малых группах или индивидуально учителями-предметниками.

 Научно-исследовательская работа учащихся организуется через систему разновозрастных «Школ исследователей», в которых научно-исследовательская деятельность школьников  направлена на формирование у  них умений:

  • применять знания на практике;
  • проводить наблюдения и измерения;
  • формулировать проблему и видеть пути ее решения, проводить научный эксперимент;
  • моделировать реальные объекты и процессы

    Социальная проектная деятельность осуществляется подвижными группами учащихся и педагогов  во внеурочное время направлена на решение вопросов модернизации школьной и внешкольной социокультурной среды.

2021 год  -. практический этап:

  • использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
  • внедрение в образовательный  процесс интерактивных технологий;
  • развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, муниципальных, региональных олимпиадах, спортивных соревнованиях; творческих конкурсах различного характера;
  •  включение старшеклассников в  научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, на школьных, муниципальных, региональных районные, областные и российские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
  • разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и учащихся школы  и других образовательных учреждений региона.

2022 год -Рефлексия:

  • обобщение опыта работы
  • организация тематических полилогов, семинаров.
  • участие на выставках инновационной работы
  • публикации.

XV. Инструменты и механизмы реализации программы

1. Интеллектуальные  состязания и игры, конкурсы (бинарные  недели,   интеллектуальный марафон, олимпиады по предметам, молодёжные предметные  чемпионаты,  игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс–игра «Кенгуру»,   КВН, «Что, где, когда?», «Зов джунглей»,  викторины Давыдовских чтений и т.п.)

2. Дни здоровья, творческие фестивали., Дни театра, музея как  место для  реализации выявленных в образовательном  процессе способностей  ученика.( музейные спектакли об истории школы, жизни творчестве Д.В. Давыдова; театрализованная программа в  акции «Скажи жизни – да!» и т.д. )

4.Научно-практические  конференции по различным направлениям деятельности, презентация исследовательских работ и проектов.

5.Выставки художественно-технического творчества,  передвижная выставка музейных и семейных реликвий и др.

.

6.Социально значимые акции, ассамблеи детских общественных организаций , конкурсы лидеров детских общественных организаций.

7. Итоговый общешкольный праздник «За честь школы» как  возможность обозначить индивидуальную траекторию развития ученика (рейтинг личного участия) и развитие классного коллектива (рейтинг коллективного участия), конкурс портфолио как  механизм выявления способностей ученика.

Координацию деятельности по реализации проекта осуществляет школьный координационный совет по выявлению и развитию одарённых детей  (далее именуется - Совет). В состав Совета могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по развитию одарённых детей в МОУ Верхнемазинская СОШ имени Д.В. Давыдова..

Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности  работы.

Основными исполнителями мероприятий проекта являются педагоги, учащиеся и их родители

XVI. Ожидаемые результаты

  1. Выявление большего количество одаренных детей;
  2. Создание обогащенной образовательной среды,  благоприятной для развития одаренности.
  3. Интеграция основного и дополнительного образования
  4. Внедрение в образовательный процесс новых интерактивных образовательных технологий.
  5. Развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности учащихся, позволяющей  учащимся демонстрировать достижения на школьных, районных, областных, всероссийских состязаниях различной направленности.
  6. Создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития учащихся;
  7. Включение учащихся 7-11 классов  в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, муниципальные, региональные  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
  8. Расширение  участия способных школьников из неблагополучных, малообеспеченных  семей в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях состязательного характера.
  9. Совершенствование внедрения в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
  10. Создание условий для развития интеллектуального, спортивного творческого потенциала детей и подростков.

XVII. Показатели эффективности реализации программы работы с одарёнными детьми «Старт в будущее».

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
  2. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
  3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
  4. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

   

XVIII. Список использованной литературы

1.. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения гениев. Москва, ООО        «АиФПринт» , 2013 г.

2. Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста. Журнал практического психолога, 2000г. № 3.

3. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно  ориентированного  урока. – Журнал «Завуч» 2016 г. №2

4. Лукьянова М.И.  Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации . – Журнал «Завуч» 2011 г. №2  

5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6. – Журнал «Завуч» 2010г. №2

6. Реморенко И.М. Задачи новой школы. - Журнал «Директор школы» 2010 г. №1

7.   Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии, Москва,2019 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание благоприятных условий для обучения младших школьников.

О противоречиях между между социальными ожиданиями и требованиями школы, о феномене воспитательных отношений и способах управления ими и возрастных особенностях учащихся младшего школьного возраста....

Рабочая программа.Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся

Сейчас, когда в нашей стране происходят коренные изменения в общественной и государственной системе, необходима продуманная подготовка молодежи к жизни в новых сложных условиях. Укрепление психическог...

Взаимодействие со структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости

Один из лучших способов увеличения знаний и приобретения жизненного опыта – выездные занятия, формы которых могут быть самые разнообразные. Во время таких занятий учащиеся не только знакомятся с новым...

«Школьная газета как фактор создания благоприятных условий для реализации индивидуальных способностей, задатков школьников»

Откуда и как подростки черпают информацию? Газеты, журналы и другие средства массовой информации сопровождают ребенка все школьные годы. Чем стали средства массовой коммуникации для нынешних подростко...

«Социальное проектирование как способ создания благоприятных условий для развития личности школьника»

Социальное проектирование как способ создания благоприятных условий для развития личности школьника....