Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время
статья по технологии по теме

Мартынова Елена Александровна

Из опыта работы учителя технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №455 с углублённым изучением английского языка Колпинского административного района Санкт-Петербурга

Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время

Из опыта работы учителя технологии высшей категории Мартыновой Елены Александровны               (стаж 26 лет)

В настоящее время развитие творческой активности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Таким образом, развитие познавательной  активности  у учеников становится одной из основных задач современного образования и воспитания.

Систематизируя, обобщая и анализируя  многолетний опыт своей педагогической деятельности, пришла к выводу, что решить эту важнейшую задачу актуально и продуктивно можно внедрением в уроки технологии приемов проектной и исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Главной целью моей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время. Я уверена, что достижение этой цели решает очень важные для современного образования и современного мира задачи:

  1. Развитие у ребят самостоятельного и творческого мышления как необходимого условия самостоятельности при проведении исследования;
  2. Обучение ребят навыкам системного поиска информации;
  3. Развитие у учащихся коммуникативных навыков общения в ходе сотрудничества над решением проблемной ситуации;
  4. Формирование навыков публичного выступления, умения продуманно аргументировать собственные выводы, культуры рассуждения, ведения дискуссии;

Для достижения поставленной цели я провела  серьезную, тщательную работу не только по пополнению и расширению методической и информационной базы своего предмета,  но и уделила большое внимание собственному самообразованию. В 2008-2009 учебном году закончила несколько дистанционных курсов на образовательных порталах «Первое сентября» и «Мой университет». («Копилка активных методов обучения», «Как научиться разрабатывать проекты и получать гранты», « Мультимедийный урок в современной школе»).

Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования невозможно без особой атмосферы комфорта и взаимодоверия на уроке, которая каждому учащемуся даёт возможность поверить в то, что нет никаких ограничений для его творчества.  Еще древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит. (Самонадеянно? Но ведь это только попытка...) Поэтому, планируя свой урок, опираюсь на следующие дидактические принципы активных методов обучения:

  1. Принцип детоцентризма. Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого». Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на ученика. В центре творческой деятельности находится ученик, который проявляет свою активность. Проектное обучение предоставляет замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать другим свою компетентность.
  2. Принцип кооперации. В процессе работы над любой проблемной ситуацией организуется и осуществляется расширенное партнёрство: взаимодействие учениц с учителем и личностное в проектных группах.
  3. Принцип опоры на субъектный опыт учащихся.  Каждый ученик, работая над проблемной ситуацией, имеет  хорошие возможности применить уже имеющиеся у него собственный опыт и знания.
  4. Принцип учета индивидуальности учащихся. Планируя урок, учитываю  интересы, темп работы, уровень обученности каждого, что позволяет включить всех учащихся в посильный, постепенно усложняющийся творческий процесс.
  5. Принцип свободного выбора:  темы проблемной ситуации, партнеров в разработке проекта, источников и способов  получения  информации,  метода исследования, формы представления результатов. Именно возможность выбора способствует повышению ответственности учащихся,  их мотивации  и познавательной активности. 
  6. Принцип связи исследования с реальной жизнью. Проблемная ситуация  обязательно должна иметь прагматическую направленность на результат, позволяющий соединить академические знания и практические действия. Это очень важно, так как любая  проектная работа в той или иной степени должна быть направлена на улучшение окружающего мира. 
  7. Принцип трудной цели. Этот принцип важно учитывать,  поскольку легко достижимый результат не является для многих учащихся мобилизующим фактором. По моему мнению, у ребенка всегда должен быть шанс получить дополнительные знания, публично выступить, исправить ошибки, повысить оценку. Поэтому я просто обязана предоставить этот шанс детям..
  8. Принцип создания психологического комфорта. На своих занятиях веду работу по созданию здоровьесберегающего пространства - это и органичное внедрение оздоровительных моментов в урок (физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, гимнастика для глаз, эмоциональные разрядки). И, конечно же, плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению и варианту другого. А так же - доброжелательная улыбка, креативные замечания, не вызывающие обиды и неприятия, невербальное общение (иногда в процессе урока достаточно бывает жеста, взгляда, интонации, чтобы успокоить и подбодрить ошибающихся, поддержать неуверенных и наградить знающих и думающих учеников).
  9. Принцип мотивации деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремления больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу. «Ты можешь!» - напоминаю я ученице. «Она может!» - должны понимать окружающие. «Я могу!» - должен поверить в себя ребёнок.

В результате постоянного и эффективного применения этих дидактических принципов возросла познавательная активность учеников, увеличился объём работы на уроке вследствие повышения внимания и хорошей работоспособности, возросло стремление к творческой активности, ребята ждут новых интересных заданий, проявляя инициативу в их поиске. Улучшается психологический климат в классе: ученицы не боятся ошибок, помогают друг другу.

И как результат -  позитивная динамика уровня обученности, качества знаний  и результатов участия в районных  конкурсах и олимпиадах:

  1. за последние три года уровень обученности составил 100%;
  2. 99% девочек  учатся на «4» и «5»;
  3. сборная команда девочек на районной игре по станциям регулярно входит в число призёров;
  4. в 2007 году проектная работа «Универсальный хранитель» Дианы Дыбок и Шумиловой Лены, учениц 8в класса, заняла 3 место на районной олимпиаде по технологии. Работа была опубликована на сайте «intergu.ru», где получила много положительных отзывов;
  5. в 2008 году дизайн-проект кухонных панно «Главнее всего погода  в доме» Лизы Корсун, ученицы 8а класса, получил 1 место на районной олимпиаде технологии. Работа получила диплом и сертификат о публикации на Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Портфолио» от образовательного портала «Первое сентября»;
  6. свои исследовательские и творческие работы мы регулярно демонстрируем на школьных и родительских творческих отчётах и выставках, на мероприятиях районного уровня, публикуем на страницах школьной газеты «На Тверской»

Подводя итог, я отмечу, что новая школа должна готовить учащихся к творческому труду, формировать у них потребность работать инициативно, развивать их творческие возможности, познавательную самостоятельность, т. е. формировать каждого школьника, как самостоятельную творческую личность. И, следовательно, моя задача, как современного учителя – сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развивать склонности и таланты, расширить возможности каждого Я.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающей технологии для создания благоприятных условий по формированию коммуникативных компетенций учащихся на уроках английского языка"

Презентация даёт краткое представление о здоровьесберегающей технологии, её актуальности, принципах урока здоровьесберегающей направленности, здоровьеохранных действиях на уроке....

Формирование исследовательских умений и навыков учащихся

Тенденции развития  исследовательской деятельности учащихся (литературоведение, родоведение)...

"Формирование исследовательских умений и навыков на уроках биологии и химии и во внеурочное время"

Презентация к выступлению на научно-практической педагогической конференции.Представлен опыт практической исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время....

Обобщение опыта по теме "Формирование исследовательских умений и навыков учащихся"

В работе обобщен опыт учителя математики и информатики. Преведены не только теоретические обоснования, но и практическое применение проектно-исследовательской деятельности....

Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство для формирования общеучебных умений и навыков обучающихся на уроках биологии

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально способствующих формированию общеучебных умений и навыков школьников, может использование приемов и методов технологии критического мышл...

Статья Создание благоприятных условий для формирования самоидентификации обучающихся средствами иностранного языка.

В обстановке обострения национальных противоречий во многих регионах России актуальным является предупреждение межнациональных конфликтов, выявление причин и условий, вызывающих конфликт ...