Формирование исследовательских умений и навыков учащихся
статья по литературе (10 класс) по теме

Сегеда Галина Николаевна

Тенденции развития  исследовательской деятельности учащихся (литературоведение, родоведение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_issledovatelskih_navykov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Четвертая Всероссийская педагогическая конференция

«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности»

Формирование

исследовательских умений и навыков учащихся

        Сегеда Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Минеральные Воды

Ставропольского края

2012 г.

Ученическая исследовательская работа занимает всё более важное место в учебном процессе, в том числе и при изучении литературы на уроках и во внеурочное время. Это обусловлено требованиями сегодняшнего дня.

Современная цивилизация находится на этапе  широкого использования достижений науки в различных сферах жизни. Поток информации так широк и разнообразен, что получить готовые знания достаточно просто. Гораздо сложнее найти им нестандартное применение. Следовательно, потребность в людях, обладающих исследовательскими навыками, возрастает и будет возрастать.

Деятельность исследователя в любом возрасте – это творческая деятельность. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное, благодаря своему труду постичь непознанное. Важно, что в ходе исследовательской работы развивается воображение, логическое и интуитивное мышление учащихся, формируются навыки научно-творческой деятельности. Исследование может привести как к углублению уже имеющихся знаний, так и к важным открытиям. Древнегреческий философ Платон так определил суть исследовательской работы: «Лишь долго двигая перед собой светильник, освещающий предмет с разных сторон, можно осветить знание предмета».  Зажечь такой светильник и помогает своим ученикам их самый близкий наставник - учитель. Исследовательская работа – результат кропотливого труда в течение  длительного времени, поэтому готовиться к ней  следует  ещё со школьной скамьи.                                              

Каковы же сегодня тенденции развития  исследовательской деятельности учащихся? Отметим следующее:

  1. В основе – поисковая деятельность.
  2. Предметом исследования всё чаще становится судьба и творчество современника (ветерана войны и труда, учителя, воина, односельчанина, мамы-поэта и т.д.)
  3. В поле  внимания исследователей попадает творчество не только профессиональных литераторов, но и самодеятельных  поэтов и писателей.
  4. Реже звучит глобальная тематика, более подходящая для докторских диссертаций. Темы становятся конкретнее, что обуславливает более глубокое проникновение в  предмет исследования и даёт возможность самостоятельных наблюдений и выводов.
  5. Распространение тематики  исследований по литературному краеведению в смежные сферы: культурологию, экологию, историю, этнографию.
  6. Повышение интереса к языковым проблемам.
  7. Источником исследования становятся не только государственные архивы, но и архивы школьных музеев, частные и семейные архивы.

Опыт работы в профильных социально-гуманитарных классах показывает, что более охотно  вовлекаются  в процесс активного творчества, в частности в форме исследовательской деятельности по литературе, те старшеклассники, которые связывают своё будущее  с поступлением в гуманитарные вузы. Однако исследовательская работа воспринимается ими не только как средство подготовки к поступлению в высшее учебное заведение, но и как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и самоутверждения.

Исследовательская деятельность в рамках каждого учебного предмета имеет свои особенности и помогает решать специфические задачи. Такой вид деятельности в области литературы приучает  старшеклассника к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска  необходимо учитывать личностные особенности ученика, его профессиональную направленность, приоритетные формы самостоятельной работы.

Важное  значение имеет выбор проблематики исследовательской работы. На этом этапе начинающему исследователю следует решить для себя следующие вопросы: «Что меня увлекает? Чем актуальна интересующая меня проблема?» Обосновав  для себя  актуальность, значимость проблемы, можно приступать к определению объекта исследования, а затем и к выбору темы. Итак, объектом исследования становится как правило творчество или отдельное произведение  того или иного поэта или писателя. Предмет исследования – понятие более узкое, он и изучается в ходе работы. Так, заинтересовавшись творчеством  Владимира Тендрякова, чьё 85-летие в 2008 году прошло, к сожалению, почти незамеченным,  ученица выбрала для исследования  три рассказа из литературного наследия писателя, которые были опубликованы лишь после его смерти: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Люди или нелюди». Для юного исследователя эта тема  оказалась действительно актуальной, ведь все мы мучительно размышляем над вопросом, какое влияние на наших соотечественников оказали трагические события  нашей истории  XX века. Рассказы же, выбранные для анализа, основаны на  автобиографическом и документальном материале, и ученица в своей работе рассмотрела их в контексте трёх временных пластов: время, изображённое в рассказах (1929,1933 и 1943 годы); время написания произведения и сегодняшний день. Подводя итог, она отметила, что  благодаря рассказам Владимира Тендрякова  открыла для себя живую связь прошлого с настоящим и будущим, поняла, что значит гражданская позиция писателя.

Сбор материала – основа исследовательской работы. Если на начальной стадии могут помочь учебные пособия, то в дальнейшем предполагается обращение к исследовательской и критической литературе. В работе «Молитва как жанр в творчестве М.Ю.Лермонтова» ученица, исследуя исповедально-молитвенные мотивы, обратила внимание, что не случайно три лермонтовских  стихотворения разных лет носят одно и то же название - «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный…» - 1829, «Я, матерь божия, ныне с молитвою…» - 1837 и «В минуту жизни трудную…»- 1839 год). Внимательное прочтение стихотворений, их интерпретация, а также соотнесение с определёнными периодами в жизни поэта, позволили рассуждать не только о жанре лирического произведения, но и о тех изменениях в мировоззрении автора, которые отразились в трёх «Молитвах». Большую помощь в работе  оказала «Лермонтовская энциклопедия», где можно найти необходимые  биографические данные, а также исчерпывающую информацию о современниках поэта, об исследователях его творчества и о его произведениях. Были прочитаны критические статьи В.Г.Белинского о стихотворениях Лермонтова, а также воспоминания людей, близко знавших поэта. Побывала ученица и в музее М.Ю.Лермонтова в г. Пятигорске.

Поисковое чтение в процессе работы над выбранной темой позволяет найти в тексте заинтересовавшие вас высказывания авторов. Попутно рекомендуется составлять небольшой каталог отдельных высказываний авторов статей и книг по теме исследования. Нельзя забывать о том, что  в процессе изучения  необходимой литературы формируется  терминологический багаж. Нельзя употреблять незнакомые термины! Необходимо познакомиться с их объяснением в специальных словарях.  Основные термины должны найти отражение во введении работы, их следует употреблять в выступлении на конференции при защите работы. Это поможет «разговаривать» с экспертами на одном научном языке. Небольшой «Словарь терминов» можно поместить в приложении, если  это необходимо, как это сделала старшеклассница в работе «Проблематика и поэтика поэзии Александра Башлачёва». В словаре было дано объяснение терминов, без которых  невозможно понимание сути исследования: «авангардизм», «интертекст», «концептуализм», «реминисценция», «поэтика», «центон» и других.

Готовая работа  должна быть правильно оформлена, т.е. построена по определённой структуре, общепринятой для научных трудов.

Во Введении  в краткой форме обосновывается актуальность выбранной темы, цель работы и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, указывается избранный метод исследования  и определяется практическая значимость работы.

В основной  части работы, разделённой на главы и параграфы, находит место систематизация полученного материала, анализ и осмысление избранного для исследования произведения или проблемы. Каждая глава завершается микровыводом, которые в конечном итоге найдут своё отражение в выводе ко всей работе. Сложные, противоречивые моменты исследования  следует объяснять, выделив разные точки зрения учёных. Ученик может указать, какая из них ему импонирует, тем самым обозначив и своё отношение к проблеме. Работа не может превратиться в сплошное цитирование источников, необходимо аналитическое осмысление, которое составляется путём сравнительного или иного анализа, оканчивающегося аналитическим выводом. Научно-публицистический стиль не допускает личных эмоций, в изложении материала  ценится логичная доказательная мысль автора.  В подстрочный библиографический аппарат, который располагается внизу страницы, рекомендуется внести объяснения основных научных терминов или  дополнительный материал.

Заключение работы является её завершением и соответствует сформулированным во введении цели и задачам, оно включает не только не только выводы, но и обобщение, попытки прогноза развития темы.

Завершает работу справочно-библиографический аппарат, содержащий список использованных источников и исследовательской литературы с выходными данными.

Практика показывает, что полезны разработки и таких тем, которые на первый взгляд могут показаться далеко  не оригинальными. Так, старшеклассница, выбравшая для исследования тему «Семья в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»,  сумела показать    её актуальность и своё видение проблемы семьи. Она уверена, что  толстовский идеал семьи  с  взаимоотношениями, построенными на добре и правде, так  необходим в наши дни!

Трудно переоценить  значение устного выступления  с исследовательской работой на конференции. Время такого выступления ограничено – и это ещё одно испытание для начинающего исследователя. За 6-7 минут надо успеть изложить суть работы, которая заняла несколько месяцев. Подготовка к выступлению является очень кропотливым делом, не менее трудным, чем написание самой работы. Когда одного государственного деятеля спросили, сколько времени ему потребуется для подготовки выступления, он ответил: «Если для произнесения речи мне отведено 10 минут, то для подготовки нужна неделя. Если в моём распоряжении будет один час, то потребуется два дня. Если же располагаю неограниченным временем, то могу говорить без подготовки».

Не будем забывать, что краткость – сестра таланта, и «золотые правила» ораторского искусства  были определены ещё в античности, во времена Цицерона:

        - формулировка вопроса (проблемы);

        - компетентность, знание изученной проблемы;

         - лаконичность и понятность;

         - стройность (последовательность, логичность) речи;

        - изящность речи (построение предложений, фраз, стиль, «мы» вместо «я» и т.п.);

        -достоинство выступающего оратора, этическая, эстетическая сторона выступления (отсутствие ярко выраженного пафоса, чрезмерных эмоций; желательна спокойная, доверительная, доброжелательная манера выступления, чёткая дикция говорящего);

        - в конце выступления следует подвести итог по всему исследованию и наметить пункты продолжения исследования.

        Выступление на школьной конференции является для учащегося первым шагом в апробации выполненного исследования. Здесь работу оценивают его учителя и одноклассники. Гораздо более ответственным и волнующим  является  представление работы на городском, районном и краевом уровне.

Отрадно отметить, что возобновил свою деятельность филиал Малой академии наук при МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Минеральные Воды. Опытные преподаватели всегда готовы помочь юным исследователям: регулярно проводятся консультации, а на семинарах перед мановцами выступают преподаватели вузов.

Мы очень ценим дружбу, которая связывает  нас с МОУ ЮРЛК и НК, находящимся в п. Иноземцево. Учащиеся МБОУ СОШ №7 г. Минеральные Воды  приняли активное  участие в работе V и VI-й  открытой общелицейской научной конференции школьников (Малая академия наук МОУ ЮРЛК и НК). Успешные исследовательские работы были отмечены дипломами и грамотами, а начинающие исследователи получили возможность послушать  своих сверстников, задать им вопросы, учились отстаивать своё мнение.

Одним из главных научных мероприятий края по праву считается ежегодно проводимая  Ставропольская краевая открытая научная конференция школьников. Её профессиональный уровень неоспорим. Конференция имеет прекрасную традицию поддерживать самые разнообразные  проявления творческой личности – в науке, в искусстве, в жизни и прививает юному поколению вкус к исследовательской работе и творческому самовыражению. Но попасть на конференцию не так просто: необходимо пройти серьёзный  заочный отборочный тур. Главным критерием значимости работы является самостоятельность исследования (реферативные работы, не носящие исследовательского характера, к участию в очном туре не допускаются). Особое внимание привлекают работы, тематика которых выходит за пределы школьной программы.

В течение нескольких лет наши старшеклассники принимают активное участие в Ставропольской краевой открытой научной конференции школьников в работе секций «Филология: литература (анализ литературного произведения)», «Историческое краеведение» и  в творческом конкурсе «Вдохновение», где свои таланты могут показать юные поэты, прозаики и журналисты. Дипломы и грамоты, публикация творческих работ в альманахе «Вдохновение» - всё это помогает участникам конференции поверить в свои силы, найти новые  темы для исследований.                                                             Необходимо отметить и работы по родоведению, которые наряду с литературными исследованиями вызывают большой интерес у подрастающего поколения. Ведь мы живём в интересное и сложное время, когда многое приходится открывать и переоценивать заново. И в первую очередь это относится к прошлому. Мы знаем, в какие годы правил князь Владимир Святославович, когда произошла Полтавская битва. И, как правило, не можем сказать, чем  жил обычный крестьянин или горожанин в то время, когда Дмитрий Донской возвращался с победой, одолев Мамая; когда Пётр «рубил окно в Европу»; когда Толстой писал «Войну и мир». Сегодня нам важно посмотреть на себя как на прямых потомков и наследников крестьянской, народной России – России, в которой среди титулованных героев Отечества есть и не титулованные, и забытые, но не меньшие герои. Это и есть наши предки. Их биографии – крупицы истории государственной, имя которой – Память народа.   Увлечение генеалогией (родоведением) началось со счастливой случайности – мы с учениками стали лауреатами  заочного тура конкурса работ по родоведению и были приглашены в марте 2008 года в Казань, где проходила III Всероссийская гуманитарно-просветительская конференция «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества». Именно здесь мы почувствовали, насколько заинтересованнее стала относиться молодёжь к своим корням. В сборнике «Семейные летописи», изданном по итогам предыдущей конференции, собраны  работы учащихся и студентов, в которых показано, как исторические события преломляются в жизни конкретного человека. На конференции состоялась и презентация  учебного пособия И.Ю.Протащук «Введение в генеалогию».                 Не менее интересен и Международный  Интернет-конкурс «Страницы семейной славы», который ежегодно проводится в Москве факультетом вычислительной математики и кибернетики и факультетом  журналистики МГУ им. Ломоносова, а также Союзом  журналистов России. Здесь каждый участник является победителем. И победа эта не зависит ни от возраста, ни от объема работы. Здесь у каждого - своя, самая главная Награда: написанная им самим страница Семейной славы. На нее, эту Славную страницу, перенесены рассказы о жизни военных лет, о том, что мы с вами теперь завываем Подвигом. Это – семейная реликвия, которая перейдет вашим детям и внукам. Это – страница Памяти, которая из множества людей формирует Великий НАРОД, способный на Великие свершения...

                   

Для начинающего исследователя очень важным является тот факт, что его скромные достижения выносятся на суд специалистов, ведь при этом формируется мнение о качестве работы, даётся  объективная оценка, определяется её место в ряду индивидуальных и общезначимых достижений. И юные исследователи, и  их научные руководители должны понимать, что окончание одной работы – это лишь начало следующей,  продолжение поиска.

Несомненно, одной из самых важных задач сегодняшнего дня является вовлечение одарённых школьников  разных возрастов в продуктивную научную и творческую деятельность. Необходимо создание творческой среды для выявления и поддержки талантливых учащихся, что в полной мере соответствует положениям национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Выводы и рекомендации

  1. Проблема методологии и методов  научного исследования. Пришло время перехода от описательных жанров к аналитическим. Разработаны методики научного исследования. Стоит задача сделать их доступными для исследователя и его руководителя.
  2. Проблема научного руководителя. В тех случаях, когда научным консультантом  или руководителем  является сотрудник музея, библиотеки, кафедры института – там обеспечена чёткость, грамотность, целенаправленность и глубина исследования. Учитель средней школы, являющийся руководителем исследования, не всегда владеет методикой научного исследования.
  3. Проблема поиска и использования источников. Школьники часто ограничиваются информацией, полученной из литературы, недооценивая прелести общения с живыми источниками информации.
  4. Проблема обработки источников. Стали более доступны архивы.

Школьники находят интересные, прежде недоступные  документы, помещают их копии в приложениях и затем просто пересказывают их. Следует учить ребят смотреть на документ широко, изучать его в культурологическом контексте, пользоваться источниковедческой литературой.

  1. Проблема письменного и устного текста.
  2. Проблема этики и такта. Ребята осваивают научный язык, начинают применять местоимение «мы» вместо «я», учатся вычленять свои маленькие открытия. Но, к сожалению, не всегда умеют тактично изложить выводы исследования, встречаются уверенные утверждения о своём весомом вкладе в науку, наблюдается некоторая переоценка своих достижений. Кроме того, школьники часто запанибратски обращаются с именами  великих людей, называя их в тексте работы просто по имени, без отчества и фамилии.
  3. Проблема корректировки текста. В некоторых работах юные исследователи в результате сомнительной корректировки   текста работы руководителем приносят в жертву научному характеру изложения своё мнение и показ личностного отношения к предмету изучения. Получается сухо, безжизненно, отстранённо.
  4. На местах с детьми надо работать так, чтобы они  умели не только побеждать, но и достойно проигрывать, делая для себя определённые выводы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки качества знаний, умений и навыков учащихся на логопедических занятиях

В данной работе даются рекомендации по комплексной и щадящей оценке работы ученика на логопедических занятиях. Представлены нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся с ЗПР по русскому языку: дикт...

Обобщение опыта по теме "Организация контроля знаний, умений и навыков учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности»

 Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельс...

Мастер класс по теме «Активные формы работы на уроках математики как фактор ведущих умений и навыков учащихся» на примере темы «Многогранники»

       На мой взгляд, наиболее глубокие знания учащиеся получают на экспериментальных уроках-исследованиях, посвящённых изучению новой главы или  темы, т.к. такие уроки...

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи в 5-9 классе.

Проверка знаний, умений и навыков учащихся по письму и развитию речи в 5-9 классе.Оценка устных ответов.Устный опрос учащихся является одним из методов учёта знаний, умений и навыков коррекционной шко...

Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся основной школы на занятиях по английскому языку

Совершенствование коммуникативно-творческих умений и навыков учащихся основной школы на занятиях по английскому языку.Ключевые слова: коммуникативная компетенция, ролевые игры, виды речевой деятельнос...

Материалы для диагностики знаний, умений и навыков учащихся на уроках русского языка в 5 классе.

Все диагностические материалы связаны с определенной темой. Задания рекомендуется применять на уроке как в качестве промежуточного контроля, так и в виде индиаидуальной самостоятельной работы. Тесты с...