Польза гимнастики на уроках физкультуры
статья по физкультуре

Ксения Михайловна Матвеева

Статья на тему чем полезна гимнастика.

в начале  статье указаны виды гимнастики и их преимущества.

В статье разобраны вопросы : кому подходит занятие,какую пользу несет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_polza_gimnastiki.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Польза гимнастики на уроках физкультуры.

Выполнил:

Учитель физической культуры

ГБОУ Лицея №244 Кировского р-на

г.Санкт-Петербугра

Матвеева К.М.

Введение

Гимнáстика — один из наиболее популярных видов спорта и физической культуры.

Влияние занятий спортивно-оздоровительной гимнастикой на организм занимающихся.

Влияние экологических факторов, ритм современной жизни, постоянное присутствие в окружающей среде агрессивных микроорганизмов ослабляют здоровье школьника. Вот почему так важно укреплять защитные силы организма всеми доступными способами - сбалансированным питанием, своевременным лечением различных недугов, профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета, а также с помощью физической активности.

В условиях развития технического прогресса с появлением компьютеров, смартфонов и прочих «девайсов», облегчающих труд и повседневную жизнь школьника, физическая активность школьника резко сократилась по сравнению даже с ближайшим прошлым десятилетием.

Это ведёт к постепенному снижению функциональных способностей школьника, ослаблению его скелетно-мышечного аппарата, изменениям в работе внутренних органов — изменениях, к сожалению, в худшую сторону. Недостаток движения и энергозатрат приводит к сбоям в работе всех систем (мышечной, сосудистой, сердечной, дыхательной) и организма в целом, способствуя возникновению различных заболеваний. Вот почему столь важным оказывается влияние спорта на здоровье школьника. Физкультура и спорт иногда становятся единственными доступными человеку формами двигательной активности, с помощью которых удовлетворяется природная потребность школьника к движению и нагрузкам.

Влияние движения на системы и органы.        

Укрепляется опорно-двигательный аппарат: увеличивается объём и силовые показатели мускулов, кости скелета становятся более устойчивыми к нагрузкам. В процессе тренировок или при занятиях гимнастикой улучшается кислородное питание мышц, включаются в работу кровеносные капилляры, которые в покое не задействованы — больше того, образуются новые кровеносные сосуды. Под влиянием регулярных тренировок изменяется химический состав мышечных тканей: в них увеличивается содержание энергетических веществ, что приводит к интенсивным обменным процессам, синтезу протеинов и образованию новых мускульных клеток. Систематические занятия препятствует развитию таких заболеваний органов опоры и движения, как остеохондроз, грыжи межпозвоночных дисков, артроз, атеросклероз, остеопороз.

Укрепляется и развивается нервная система. Это происходит за счёт увеличения ловкости, быстроты и улучшения координации движений. Занятия гимнастикой способствуют постоянному формированию новых условных рефлексов, которые закрепляются и складываются в последовательные ряды. Организм обретает способность приспосабливаться к более сложным нагрузкам и совершать упражнения более эффективным и экономным образом для достижения нужных результатов. Скорость нервных процессов увеличивается: мозг учится быстрее реагировать на раздражители и принимать верные решения.

Улучшается работа сердца и сосудов. Влияние гимнастики на организм школьника делает сердце и сосуды более выносливыми. Тренировки заставляют все органы работать в интенсивном режиме. Мышцы при нагрузках нуждаются в повышенном кровоснабжении, что заставляет сосуды и сердце перекачивать больший объём насыщенной кислородом крови за единицу времени. В покое сердце выталкивает в аорту примерно 5 л крови за одну минуту: при тренингах это количество увеличивается до 10 и 20 л. Сердце и сосуды у занимающегося гимнастикой школьника быстро привыкают к нагрузкам и так же быстро восстанавливаются после них.

Улучшается работа органов дыхания. При физических нагрузках ввиду увеличения потребности тканей и органов в кислороде, дыхание становится более глубоким и интенсивным. Количество воздуха, проходящего через органы дыхания за минуту, увеличивается с 8 л в состоянии покоя до 100 л при занятиях спортивно-оздоровительной гимнастикой. Увеличивается и жизненная ёмкость лёгких.

Повышаются иммунитет и улучшается состав крови. У регулярно тренирующихся школьников количество эритроцитов увеличивает с 5 млн в одном кубическом мм до 6 млн. Повышается также уровень лимфоцитов (белых телец крови), задача которых — нейтрализация вредоносных факторов, поступающих в организм. Это прямое доказательство того, что спорт укрепляет защитные силы — способность противостоять неблагоприятным условиям среды. Физически активные школьники болеют реже, и если подвергаются агрессии бактерий или вирусов, то справляются с нею гораздо быстрее.

Виды гимнастики :

- Оздоровительная гимнастика

Этот вид гимнастики не зря получил такое название. В комплекс входят упражнения, которые помогают развивать и укреплять опорно-двигательный аппарат. Тренировки положительно сказываются на иммунной, нервной, сердечно-сосудистой системах. Занятия часто проводятся в школах, они щадящие, направленные на общее укрепление организма. В санаториях, профилакториях и других реабилитационно-оздоровительных центрах используются продвинутые комплексы упражнений, которые направлены на устранение существующих дефектов опорно-двигательного аппарата и других систем организма.

У оздоровительной гимнастики есть еще несколько разновидностей:

Ритмическая. Используется для укрепления опорно-двигательного аппарата, выполняется комплекс упражнений под ритмичную музыку, достаточно быстро. Поэтому этот вид часто используют в случаях, когда необходимо скорректировать вес детей, сделать занятия полезными и интересными

Силовая. Для детского развития используется редко, обычно для исправления имеющихся дефектов спины, чтобы укрепить мышечный каркас. Среди упражнений преобладают занятия с гантелями, гирями, эспандерами, дополнительным отягощением.

Гигиеническая. Используется для приведения мышц в тонус, расслабления и снятия напряжения, основными упражнениями является растяжка мышц. Гигиеническая развивающая гимнастика для детей часто используется в школах на уроках физической культуры.

Общая. Развивает двигательные навыки, в тренировках используются прыжковые, беговые элементы и растяжка.

- Спортивная гимнастика

Это олимпийский вид спорта зрелищный и красивый, каждое движение спортсмена — особый вид искусства, которому обучаются с малых лет. Любой спорт травмоопасен, а профессиональная гимнастика занимает одно из первых мест среди травмирования спортсменов. Поэтому требует особой концентрации и отдачи на тренировках. Родителям не стоит заставлять посещать занятия против желания, лучше прислушаться к мнению ребенка, если спортивная гимнастика для детей ему не нравится.

Как и оздоровительная, спортивная делится на несколько разновидностей:

Художественная. Гимнастические упражнения здесь выполняются под музыку и представляют собой смесь танца и гимнастики. Требуют от спортсмена не только технической правильности исполнения элементов. Судьи на соревнованиях оценивают легкость и плавность, артистичность, костюмы и даже гармоничность номера, соответствие движений музыкальному сопровождению. Есть художественная гимнастика с мячом, лентой, булавами или обручами.

Акробатика. Самый сложный вид гимнастики, который требует большой работы спортсмена над собственным телом. Главными элементами здесь являются те, которые направлены на удержание равновесия, как на земле при выполнении различных акробатических трюков, так и на снарядах. Может быть одиночной или групповой. Эту дисциплину не нужно путать с цирковой акробатикой, которая тоже относится к разряду гимнастики, но не к спортивной разновидности.

Спортивная. Тоже является олимпийским видом спорта, отличием от художественной гимнастики и акробатики является то, что элементы выполняются при помощи колец, перекладин, брусьев.

- Прикладная гимнастика

Прикладная гимнастика — это практический комплекс упражнений, который направлен на достижение определенных целей и задач. Например, курс лечебной гимнастики, направленный на исправление осанки, будет относиться к прикладным видам. Как и в других видах есть свои разновидности:

Военная. Специальный комплекс физических упражнений, которые используются для развития навыков призывников. Они помогают развить профессиональные навыки, необходимые для солдат. Например, строевая подготовка, упражнения для развития выносливости, скорости, быстрого преодоления препятствий. Широко используется для развития детей в военных училищах.

Профессиональная. Набор упражнений для развития узкого набора навыков, необходимых для профессиональной деятельности. Например, существует специальный комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук, необходимый хирургам. Комплекс на развитие навыков удержания равновесия показан высотникам, спасателям, строителям.

Спортивно-прикладная. Упражнения включаются в тренировки спортсменов для физического развития. В каждом виде спорта набор будет отличаться в зависимости от необходимости развития взрывной скорости, плечевого пояса, нижних конечностей, высоты прыжков.

Кому  подходит занятие гимнастикой?

 У людей, которые занимались в детстве гимнастикой намного лучше физическое развитие, крепче иммунитет, они меньше подвержены заболеваниям опорно-двигательного аппарата. Лечебную гимнастику должен прописывать врач по необходимости и показания. Профессиональный спорт требует хорошего состояния здоровья и разрешения от педиатра, без справки ребенка не допустят к тренировкам. Поэтому перед принятием решения стоит узнать о показаниях и противопоказаниях, возможной пользе и вреде для организма, посоветоваться с врачом.Польза гимнастики для детей велика. Гимнасты могут похвастаться идеальной осанкой, гибкими, легкими и пластичными движениями, сильной мускулатурой. Повышается иммунитет, дети реже болеют. Изнуряющие тренировки, требующие концентрации и полной отдачи прекрасно закаляют характер, дисциплинируют, развивают силу воли, внимание, память, уверенность в себе. Вместе с этим малыши становятся более артистичными, у них развивается музыкальный слух, чувство ритма.

Какую пользу несет гимнастика?

  1. Укрепляет мышцы.
  2. Поддерживает растяжку.
  3. Сложные упражнения на снарядах улучшают вестибулярный аппарат, а также координацию, точность движений.
  4. Тело становится более эластичным, увеличивается свобода движений.
  5. Повышает иммунитет и закаляет, дети меньше болеют респираторными заболеваниями.
  6. Полет в воздухеОрганизм становится более сильным в целом, раны быстрее заживают, кости быстрей срастаются в случаях травм.
  7. Дети лучше переносят нагрузку, они способны много помочь в сельском хозяйстве, на приусадебных работах и других занятиях, где нужна физическая сила. Но дети, которые ходят на гимнастику каждый день, отвыкают от какой-либо другой работы, кроме гимнастики — это уже оборотная сторона медали.
  8. Обучение хореографическим композициям улучшает не только пластику, но и музыкальный слух. Как не странно, но из гимнастов получаются прекрасные музыканты, даже скрипачи, если есть время и желание параллельно учиться в музыкальной школе.
  9. Опыт тренировок и общения может пригодится в разных ситуациях, но в целом спортсмены чувствуют себя увереннее в сложных ситуациях. Дети-гимнасты являются лидерами на уроках физкультуры в школе, имеют больший авторитет среди детей, это помогает в разрешении спорных ситуаций в школе без необходимости применения физического давления. Однако более сильный человек может стать конфликтным, и это может привести к обратному результату — не нужно забывать, что на любого сильного всегда найдется более сильный,
  10. Спортивная гимнастика помогает в сложных случаях лечения разных болезней, например, с помощью гимнастики осуществляется реабилитация после компрессионного перелома. Также гимнастика может помочь, когда у ребенка есть задержка в росте. Вопреки распространенному мнению, спортивная гимнастика способствует росту детей, большое количество низких детей в спортивной гимнастике связано с тем, что дети, у которых низкий рост обусловлен генетически, остаются, а более высокие переходят в другие виды деятельности.

Заключение

Гимнастика является эффективным средством гармонического развития личности школьников, их двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности средствами физических упражнений. Оказывая существенное воздействие на функционирование различных систем организма человека, комплексы спортивно-оздоровительной гимнастики оказывают влияние на улучшение физического и эмоционального состояния занимающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок физкультуры "Развитие координационных способностей учащихся на занятиях гимнастикой"

на уроках физкультуры также можно активно использовать ИКТ, обязательное условие планирования физкультурной работы - наличие воспитательных, образовательных и оздоровительных задач...

ГИМНАСТИКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ГИМНАСТИКА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ...

«Ритмическая гимнастика на уроках физкультуры»

Ритмическая гимнастика - это комплексы несложных физических упражнений, которые выполняются под музыкальное сопровождение. Ритмика привлекает своей доступностью, эмоциональностью и возможностью разноо...

Мультимедийный урок физкультуры. Раздел гимнастики 5 класс.

Презентация . (Составление комплекса утренней зарядки, используя графические изображения, дозировка физической нагрузки, самоконтроль, теоретический опрос.)...

Гимнастика на уроках физкультуры

В данной презентации рассказывается о гимнастических упражнениях таких как: "Лазание по канату", "Подтягивание", "Выход силой", "Подъем с переворотом", "Опорный прыжок "Конь в длину"" и технике их вып...

Технологическая карта урока физкультуры во 2 классе по подвижным играм с элементами гимнастики.

Применение технологий опережающего и проблемного обучения на уроках физической культуры....

План-конспект урока физкультуры (6 класс) по теме: Урок. Гимнастика с элементами акробатики.(6 класс)

Совершенствование техники кувырков вперёд слитно; закрепление выполнения акробатического элемента «мост» из положения стоя с помощью...