Особенности внедрения и реализация ГТО в образовательном учреждении с вовлечением подростков в волонтерское движение.
статья по физкультуре

В статье представлен опыт волонтерского отряда в школе по пропаганде здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл murmansk_publikatsiya.docx25.91 КБ

Предварительный просмотр:

        Е.В. Ревнивцева,

 Е.А.Печеникина

МБОУ «Кольская СОШ №2»

Особенности внедрения и реализация ГТО в образовательном учреждении с вовлечением подростков в волонтерское движение.

        Особенности внедрения и реализация комплекса ГТО в образовательном учреждении с вовлечением подростков в волонтерское движение

        Аннотация. В статье представлен опыт работы волонтерского отряда в школе по пропаганде здорового образа, привлечение к регулярным занятиям физической культурой, внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО», этапах становления и работе различных структур волонтерского отряда, структуре, правах и   обязанностях, правилах деятельности волонтера, социальных партнерах, ожидаемых результатах.

        Ключевые слова: волонтеры, волонтерский отряд, спортивные мероприятия, Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «ГТО», здоровый образ жизни.

        Summary. The article presents the experience of the school volunteer brigade/team promoting a healthy way of life, the involvement in regular physical training, the implementation of the all-Russian sports complex "GTO” (Civil Defense Squads ), the stages of formation and work of various structures of the volunteer group , the structure, rights and duties , rules of the volunteer’s behavior, social partners, expected results.

         Key words: volunteers, volunteer groups, sporting events, all-Russian sports complex "GTO”, a healthy lifestyle.

        Вопрос сохранения здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. Поэтому целенаправленная работа по организации физкультурно-оздоровительной деятельности позволит не только сохранить здоровье школьников, но и сформировать у них знания о культуре здоровья, мотивировать на здоровый образ жизни, создать условия для раскрытия индивидуальных возможностей и резервов организма. Необходимо существенно увеличить число российских граждан, ведущих активный и здоровый образ жизни [2]. Исправить ситуацию и достичь указанных целей призван ряд мер, принимаемых на государственном уровне. В связи с этим, Министерство спорта России подписало приказ №575 от 08 июля 2014г. о государственных требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

        Главной целью является охват всего населения страны, как взрослых, так и детей, общим спортивным движением. В силу своей специфики комплекс ГТО обладает огромным воспитательным потенциалом и является одним из мощных механизмов в формировании таких мировоззренческих качеств личности, как гражданственность и патриотизм.  Идея внедрения ВСФК ГТО состоит в создании отвечающей вызовам современности системы физкультурно-оздоровительной работы в школе, разработке рекомендаций по её реализации, а также выявление возможностей реализации данного проекта в любом образовательном учреждении, находящемся на территории Российской Федерации [7]. Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня на наш взгляд является актуальным и принципиальным.

        Волонтеры занимаются пропагандой здорового образа жизни.   Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

        Волонтерское движение – новая форма вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения.

        Волонтерский отряд «Лидеры» является добровольной организацией учащихся общеобразовательной школы, организуемой в целях пропаганды здорового образа жизни, внедрения физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», привлечение обучающихся к ежедневным занятиям физической культурой, различным формам активного отдыха, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, совершенствования нравственного воспитания детей и подростков[13].

        Нормативно-правовое обеспечение:

К наиболее значимым документам, определяющим условия и механизмы внедрения модели воспитательных компонентов на федеральном уровне, относятся:

- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).

- Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

- Проект Постановления Правительства Российской Федерации от 2014г. «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.

Цель волонтерского отряда в школе: привлечение обучающихся к регулярным занятиям физической культурой, развитие добровольческого, пропагандистского движения  к  сдаче норм ВФСК  ГТО, вовлечение подростков в социальную активность для самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи:

- сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров;

- создать систему внедрения комплекса ГТО в образовательном учреждении и разработать рекомендации по ее реализации;

- реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности среди обучающихся;

- пропагандировать здоровый образ жизни через проведение утренней гимнастики перед началом уроков, через тематические выступления, проведение акций, конкурсов;

- привлечение к ежедневной спортивной активности с помощью проведения подвижных перемен;

- организация комплекса мер, направленных на повышение уровня знаний в области физической культуры, презентаций новых видов спорта, спортивных достижений в регионе (Мурманской области);

- выявление взаимосвязи физического воспитания с духовно-нравственным, гражданско-патриотическим воспитанием;

- организация деятельности с обучающимися, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, снижение правонарушений среди обучающихся посредством вовлечения в волонтерский отряд;

- возродить идею шефства как средства распространения волонтерского отряда;

- создать условия, позволяющие обучающимися своими силами вести работу, направленную на снижение уровня потребления алкоголизма, табакокурения, потребления ПАВ в подростковой среде.

Этапы становления волонтерского отряда «Лидеры»:

1 этап: набор в волонтерский отряд - вовлечение обучающихся происходит путем информирования во время презентаций в школе, на спортивных соревнованиях, конференциях, круглых столах;

2 этап: обучение - проводятся базовые мероприятия по волонтерству, профориентация по направлениям деятельности, обучение навыкам первичной профилактики и пропаганды ЗОЖ;

3 этап: волонтерская практика -  предполагает волонтерскую практику на спортивных соревнованиях, акциях, презентациях;

4 этап: деятельность по проекту – проведение мероприятий, направленных для решения проблем по всем направлениям волонтерской деятельности отряда;

5 этап: мониторинг и оценка эффективности волонтерского отряда.

Участники волонтерского отряда «Лидеры»: обучающиеся, директор школы, заместители директора по УВР и ВР, зам. директора по АХР, классные руководители, педагоги, школьный психолог, социальный педагог, школьный библиотекарь, родители общеобразовательного учреждения Кольской средней общеобразовательной школы № 2

Прием в члены волонтерского отряда «Лидеры» производится общим собранием движения на основании личного заявления вступающего.

План мероприятий волонтерского отряда по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО состоит:

-Организационный блок (изучение нормативно-правовой документации, моделирование учебного плана, производственное совещание, создание волонтерского отряда, утверждение календаря школьных спортивно-массовых мероприятий, организация);

- Информационный блок: оформление информационного уголка и стендов  ВСФК ГТО, создание бренда движения ГТО и дизайна, оформление выставок, создание в сети Интернет   на официальном сайте ОУ вкладки «ГТО», проведение тестовых испытаний по ВСФК ГТО для обучающихся и желающих учителей, количество учащихся, получивших знаки отличия ГТО (ведения паспорта достижений), выявление одаренных детей в  области спорта, шефская помощь над младшими классами,  встречи с ведущими специалистами в области спорта, выпуск и распространение  информационного бюллетеня;

- Просветительский блок: проведение проблемных семинаров, мастер-классов для педагогов, педагогов дополнительного образования по организации игровых программ, массовых спортивных праздников, акций, бес родительских собраний, сотрудничество со школьной газетой «Кругозор», сдача физкультурно-спортивного комплекса ГТО родителями в спортивных праздниках в школе («Мама, папа, я – спортивная семья», «Приведи бабушку с дедушкой на ГТО»), выступление волонтерского движения на школьных и муниципальных мероприятиях, спортивных праздниках, использование межпредметных связей с предметом «Физическая культура», утренняя гимнастика перед уроками, экскурсии и походы, динамические паузы, физкультминутки, квесты, брей-ринги, флешмобы, соревнования по видам спорта;

- Материально-технический блок: мониторинг материально-технической базы школы, пополнение и улучшение материально-технической базы необходимыми ресурсами для обеспечения внедрения ВФСК ГТО, приобретение спортивного инвентаря и спортивной площадки комплекса ГТО, договоры о сотрудничестве с социальными партнерами;

- Кадровый блок: направление и прохождение курсов повышения квалификации педагогов по внедрению Всероссийского комплекса ГТО в образовательной организации, обучение на методических мероприятиях по организации проведения испытаний ВФСК ГТО по программе подготовки специалистов по выполнению видов испытаний, нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений ВФСК ГТО, актуальные вопросы;

- Медицинский блок: Медицинский мониторинг, организация системы медицинского сопровождения обучающихся, наблюдение состояния их здоровья, обследование учащихся школы специалистами КЦРБ, беседы с медицинскими работниками;

- Правовой блок: оказание помощи детям и подросткам, в трудной жизненной ситуации, снижение правонарушений среди учащихся посредством вовлечения к спортивной деятельности, снижение правонарушений среди учащихся посредством вовлечения к мероприятиям совместно с КДН.  

Функции волонтеров в профилактической работе:

- первичное консультирование и сопровождение по виду деятельности;

- проведение профилактических занятий или тренингов;

- создание и проведение массовых акций, брошюр, видеороликов, выставок, соревнований, игр;

 - распространение информации (через раздачу полиграфии, расклейку плакатов, работу в своей социальной среде);

- сбор информации (анкетирование, тестирование, опросы) и обработка данных.

Формы организации занятий: акции,  аукционы, анкетирование (тесты, опросы и т.д.),  встречи с интересными людьми, выставки, гостиные, гранты, диспуты, деловая игра, дискуссии, защита проектов, игровые программы, конкурсы, конференции, круглый стол, лекции, мастер-классы (обучение, обсуждение), мероприятия, «мозговой штурм», посиделки, походы, праздники, презентации, проекты, размышления, рейды, семинары, соревнования, тренинги, турниры,  фестивали, экскурсии, эксперименты, эстафеты, ярмарки и т.д.

Обязанности членов волонтерского отряда «Лидеры»:

- четко и добросовестно выполнять порученную работу;

-  знать, уважать и следовать целям и принципам волонтерского отряда;

- соблюдать принцип конфиденциальности (не распространять не предназначенные для разглашения сведения, а также информацию о личной жизни просвещаемых людей);

- следовать инструкциям, выданным при инструктаже;

- беречь материальные ресурсы, предоставленные волонтерским отрядом;

- воздерживаться от выступления в качестве представителя учреждения, если только это не делается с согласия и предварительного одобрения;

- уведомить о своем желании прекратить волонтерскую деятельность в отряде не менее чем за 2 недели.

Права членов волонтерского отряда «Лидеры»:

- выбрать тот вид добровольческой деятельности (направления), который отвечает потребностям и устремлениям члена движения;

- получать всю необходимую информацию, оборудование для выполнения поставленных перед ним задач;

- просить организацию предоставить документы (справки, рекомендации), содержащие сведения о характере, качестве и объеме выполненных им работ, уровне проявленной квалификации;

- вносить предложения при обсуждении форм и методов осуществления волонтерской деятельности отряда по профилактике;

- получение дополнительных заданий, необходимых волонтеру для выполнения возложенных на него задач;

- отказаться от выполнения задания (с объяснением уважительной причины);

- прекратить свою деятельность в волонтерском отряде с написанием заявления о добровольном отчислении [4].

В результате реализации волонтёрского отряда в школе «Лидер» обучающиеся должны овладеть следующими навыками:

· позитивного общения;

· принятия решения;

· решения проблем;

· критического мышления;

· межличностных контактов;

· умения постоять за себя и договориться с другими;

· сопротивления негативному групповому давлению сверстников;

· совладения с эмоциями;

· управления стрессом и состоянием тревоги;

· выхода из конфликтной ситуации;

· формирование позитивного «Образа Я».

Ожидаемые результаты:

- Формирование ответственной, здоровой, общественно-активной личности, умеющей аргументировано отстаивать свою позицию;

- Создание Модели школьного волонтерского отряда;

- Формирование позитивных установок и сплочённого коллектива обучающихся на волонтерскую деятельность;

-создание системы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» в образовательном учреждении;

-положительная динамика учебных и внеучебных спортивных достижений обучающихся, увеличение доли обучающихся сдающих ГТО;

- увеличение количество обучающихся, имеющих золотой, серебряный бронзовый знаки в ВФСК ГТО;

-владеть знаниями о здоровом образе жизни и уметь применять;

 - формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к ПАВ, курению, алкоголизму;

- увеличение количества обучающихся, желающих профессионально заниматься спортом;

- рост процента выпускников, поступающих в ВУЗы и колледжи по направлению «Физическая культура», а также военные и силовые структуры.

В заключении хочется сказать, что нам предстоит многолетняя, трудоемкая работа по внедрению комплекса ГТО. Внедрение ГТО – это социально-значимый проект в России. С помощью внедрения ГТО нам удастся увеличить количество занимающихся физической культурой и спортом, повысить уровень физической подготовленности граждан, модернизировать систему физического воспитания и развития массового и школьного спорта, создать современную материально-техническую базу, а главное наши дети будут успешными в дальнейшей жизни.

Литература

  1. Бальсевич В.К. «Физическая культура для всех и для каждого», Физкультура и спорт, Москва, 1988;
  2. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917-февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург.,  Щит. – М.: 2003Г. – 456 с.
  3. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
  4. Добровольцы: как их найти и удержать / под.ред. Гриффит, К.М.: Педагогическое объединение «Радуга». 1995г.
  5. Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы -http://www.isovet.ru/
  6. Либоракина, М., Якимец, В., Гражданские инициативы и будущее России, — М., 1997
  7. Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010 – 160 с.
  8. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
  9. Маркова А.К. «Формирование мотивации учения», Просвещение, Москва,1990.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени...

Программно-целевой метод управления в реализации межсферного взаимодействия образовательного учреждения

Технология взаимодействия образовательного учреждения со сторонними организациями.Целью творческой работы является создание модели взаимодействия учреждения дополнительного образования со сторонними о...

Доклад "Опыт внедрения инклюзивного образования в рамках образовательного учреждения"

В настоящее время в Российской Федерации дети-инвалиды составляют, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 % детского населения. По мнению экспертов, с каждым годом эта цифра будет увеличиваться. Основным эл...

Особенности внедрения и реализации общеразвивающих программ нового поколения в образовательном процессе по дополнительному образованию детей.

Актуальные вопросы разработки ДООП. Материал полезен педагогам, методистам образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы....

Внедрение спортивной игры гандбол в образовательные учреждения

1. Организация учебных занятий по гандболу в школе.2. Инструктаж по технике безопасности на занятиях игровыми видами спорта (гандбол)3. Краткие сведения об игре в гандбол.4. Правила игры в...