Чувство равновесия
проект по физкультуре (6 класс)

Половиков Владимир Валерьянович

Толчком к выполнению проекта послужили два факта. Первый в том, что познакомились с исследованиями, которые провели в London University College. Ученые утверждают, что люди, долго балансирующие на одной ноге, живут дольше [1]. Второй заключается в споре, возникший между двумя женщинами. Одна говорила, что чувство равновесия либо есть, либо нет и натренировать его невозможно. Другая женщина пыталась доказать – обратное. Мы сами считаем, что чувство равновесия можно и необходимо тренировать. В рамках проекта конечно нам не удастся доказать либо опровергнуть результаты исследования Лондонского университета, а вот провести эксперимент с тренированностью чувства равновесия вполне реально.

Для того, чтобы понять актуальность выбранного нами направления деятельности провели простое тестирование в школе. Учащимся предлагалось простоять в гимнастической позе «ласточка» на перевернутой скамейке с открытыми и закрытыми глазами. После испытаний стала заметна проблема. Большинство учащихся плохо справились с нашим заданием.

Было принято решение изучить теорию по чувству равновесия человека, провести эксперимент и разработать упражнения, способствующие развитию чувства равновесия.

Цель проекта: подобрать упражнения, способствующие развитию чувства равновесия и через буклеты, а также уроки физической культуры ознакомить с ними учащихся школы.

Задачи: ознакомиться с теорией, провести эксперимент, подобрать упражнения, способствующие развитию чувства равновесия и донести полученные результаты до учащихся школы через буклеты и уроки физической культуры.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МОУ-СОШ №1 города Красный Кут Саратовской области.

 Рабочая гипотеза: мы предположили, что применение в тренировочных занятиях разработанной нами подборки упражнений на  чувство равновесия улучшит результаты первоначального тестирования, тем самым доказав, что чувство равновесия можно натренировать.

Объект исследования: чувство равновесия человека.

Предмет исследования: влияние специально подобранных физических упражнений на чувство равновесия у школьников.

Структура и содержание проекта. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников информации в количестве 10 источников.

В первой главе «Теория о чувстве равновесия» даем теоретические сведения о чувстве равновесия с точки зрения ученых.

Во второй главе «Экспериментальная часть» были рассмотрены результаты применения подборки упражнений, способствующие развитию чувства равновесия у школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chuvstvo_ravnovesiya.doc922 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Чувство равновесия

(Конкурс проектов «Я познаю мир»

Выполнили: ученицы 6 «в» класса МОУ-СОШ №1

города Красный Кут Саратовской области

Обидина Элеонора Дмитриевна

 и Кудравец Алена Алексеевна

Руководители проекта: учитель по физической культуре

Половиков Владимир Валерьянович

и учитель по основам здорового образа жизни

 Половикова Наталья Анатольевна

Красный Кут 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………..3

Глава 1. Теория о чувстве равновесия………………………………………5

Глава 2. Экспериментальная часть………………………………………….8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ……17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………18

 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………19

ВВЕДЕНИЕ

Толчком к выполнению проекта послужили два факта. Первый в том, что познакомились с исследованиями, которые провели в London University College. Ученые утверждают, что люди, долго балансирующие на одной ноге, живут дольше [1]. Второй заключается в споре, возникший между двумя женщинами. Одна говорила, что чувство равновесия либо есть, либо нет и натренировать его невозможно. Другая женщина пыталась доказать – обратное. Мы сами считаем, что чувство равновесия можно и необходимо тренировать. В рамках проекта конечно нам не удастся доказать либо опровергнуть результаты исследования Лондонского университета, а вот провести эксперимент с тренированностью чувства равновесия вполне реально.

Для того, чтобы понять актуальность выбранного нами направления деятельности провели простое тестирование в школе. Учащимся предлагалось простоять в гимнастической позе «ласточка» на перевернутой скамейке с открытыми и закрытыми глазами. После испытаний стала заметна проблема. Большинство учащихся плохо справились с нашим заданием.

Было принято решение изучить теорию по чувству равновесия человека, провести эксперимент и разработать упражнения, способствующие развитию чувства равновесия.

Цель проекта: подобрать упражнения, способствующие развитию чувства равновесия и через буклеты, а также уроки физической культуры ознакомить с ними учащихся школы.

Задачи: ознакомиться с теорией, провести эксперимент, подобрать упражнения, способствующие развитию чувства равновесия и донести полученные результаты до учащихся школы через буклеты и уроки физической культуры.

Опытно-экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МОУ-СОШ №1 города Красный Кут Саратовской области.

 Рабочая гипотеза: мы предположили, что применение в тренировочных занятиях разработанной нами подборки упражнений на  чувство равновесия улучшит результаты первоначального тестирования, тем самым доказав, что чувство равновесия можно натренировать.

Объект исследования: чувство равновесия человека.

Предмет исследования: влияние специально подобранных физических упражнений на чувство равновесия у школьников.

Структура и содержание проекта. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников информации в количестве 10 источников.

В первой главе «Теория о чувстве равновесия» даем теоретические сведения о чувстве равновесия с точки зрения ученых.

Во второй главе «Экспериментальная часть» были рассмотрены результаты применения подборки упражнений, способствующие развитию чувства равновесия у школьников.

Глава 1. Теория о чувстве равновесия

«Чувство равновесия — это способность организма приспосабливаться к разным условиям, в зависимости от его положения относительно Земли, которая притягивает к себе все, что находится от нее поблизости. Без чувства равновесия птицы не могли бы летать, люди - ходить, и никакое живое существо не могло бы ориентироваться в пространстве» [3].

Положение нашего тела непрерывно контролируется специальным органом равновесия - вестибулярным аппаратом. С его помощью мы можем выполнять сложные движения, например, занимаясь спортом. Постоянное поддержание равновесия необходимо для нормальной ходьбы, бега, для выполнения многих трудовых навыков, для ориентации тела человека в пространстве. Для восприятия любых изменений положения тела существуют специальные вестибулярные рецепторы, которые находятся во внутреннем ухе. Вестибулярный аппарат состоит из двух маленьких мешочков и трех полукружных каналов. Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Эти плоскости соответствуют трем измерениям пространства: высоте, длине и ширине. Полукружные каналы заполнены студенистой жидкостью. Внутри каждого канала есть рецепторы - чувствительные волосковые клетки. При любом движении головы или туловища или при вращении жидкость смещается, давит на волоски и возбуждает рецепторы. Информация об изменении положения тела поступает в головной мозг.  Мешочки воспринимают начало и конец прямолинейного движения, его ускорение или замедление, а также изменение силы тяжести. В стенках мешочков тоже есть рецепторы - волосковые клетки, на которые постоянно давят крохотные известковые кристаллики. При движении головы или тела эти кристаллики смещаются, и тут же меняется давление на волоски - в мозг по нервным волокнам поступает информация: положение тела изменилось. Все эти ощущения возникают у человека на Земле. Наша страна открыла эру космических полетов человека. Сегодня человек уже может работать в космической лаборатории более полугода. В отличие от земной жизни в космическом пространстве отсутствует сила тяжести. Наступает состояние невесомости. Поэтому у человека в космосе известковые кристаллики не имеют веса, перестают давить на волоски. Другое состояние, характерное для космических полетов, - это перегрузки, которые возникают при выходе космических кораблей на орбиту. Перегрузки заключаются в резком увеличении силы тяжести, а значит, оказывают очень сильное влияние на вестибулярный аппарат. Для спортсменов, летчиков, моряков и особенно для космонавтов нормальная работа вестибулярного аппарата очень важна. Повышенная чувствительность и нарушение работы органа равновесия могут быть врожденными, но могут возникать и после различных инфекционных заболеваний. Люди с поврежденным вестибулярным аппаратом плохо переносят полеты на самолетах, плавание на кораблях и даже поездки в наземном транспорте, не могут кататься на качелях, каруселях. Явление укачивания (морская болезнь) сопровождается головокружением, тошнотой, рвотой и даже обмороком [2].

У человека два органа равновесия, и они располагаются у него в голове рядом с каждым ухом. Каждая из этих частей похожа на мешочек и наполнена жидкостью, называемой лимфой. Внутри эти мешочки выстланы чувствительными клетками с волосками. Когда голова находится в вертикальном положении, давление на волоски со всех сторон одинаковое, а при наклоне в ту или иную сторону оно меняется. Чувствительные клетки при этом раздражаются и посылают по нервным волокнам импульсы в мозг. А мозг заставляет работать определенные мышцы, которые приводят тело из наклонного положения в правильное, вертикальное.

Наши органы равновесия также помогают нам осознать направление нашего движения. Представим себе, что мы поехали кататься на автомобиле. Когда машина тронется вперед, наше тело непроизвольно откинется назад, на спинку сидения. Жидкость, или лимфа, в «полукружных каналах» органов равновесия отклоняет чувствительные волоски назад. Вследствие этого определенные нервы, с которыми они связаны, направляют в мозг соответствующий сигнал, -  и мы начинаем ощущать, что движемся вперед.

Итак, наше тело отклоняется назад, и при этом лимфа движется вместе с ним. Через какое-то время чувствительные волоски принимают вертикальное положение, и мы перестаем ощущать движение нашего тела вперед. Теперь представим себе, что водитель нажал на тормоз. Наше тело по инерции все еще продолжает двигаться вперед, и лимфа тоже движется в органах равновесия, наклоняя волоски теперь уже вперед. Соответствующий импульс подается в мозг, - и мы начинаем ощущать, что останавливаемся. В каждом органе равновесия есть три полукружных канала, каждый из которых соответствует трем направлениям движения в пространстве. Чувствительные волоски в этих каналах помогают нам понять, движемся ли мы вверх или вниз, вперед или назад, вправо или влево.  [3].

Глава 2. Экспериментальная часть

Цель исследования: подтвердить или опровергнуть выдвинутую нами гипотезу о том, что чувство равновесия можно натренировать с помощью упражнений на уроках физической культуры или самостоятельно в домашних и дворовых условиях.

Задачи: изучение предлагаемых в различных источниках информации упражнений, способствующих развитию чувства равновесия, проведение тестовых испытаний, обработка и анализ полученных результатов с составлением таблиц и диаграмм.

Для решения поставленных задач использовал следующие методы:

- анализ и обобщение литературных данных по вопросам чувства равновесия;

Цель метода – представить объективный анализ имеющихся по конкретной проблеме литературных данных. Изучение литературных источников требует, прежде всего, их подбора по конкретной тематике исследования.

- тестирование чувства равновесия с помощью гимнастической позы «ласточка»;

Цель метода – проверить чувство равновесия у учащихся школы до и после двух месяцев тренировки.

- графический метод обработки данных;

Цель метода – демонстрация динамики изменений.

Исследования проводились в первой четверти с 3 сентября по 22 октября 2018 года. В эксперименте принимали участие учащиеся пятых и шестых классов школы в количестве 100 человек. В начале, все участники прошли тестирование на чувство равновесия, далее в течение почти двух месяцев тренировались, как на уроках физической культуры, так и самостоятельно дома. 22 октября прошли повторное тестирование. После этого мы обработали полученные результаты  и свели их в диаграмму.

В таблицах первые 50 учащихся – мальчики, остальные с 51 по 100 – девочки.

Таблица 2.1 – Результаты первого тестирования (3 сентября 2018 года)

Ласточка с открытыми глазами (с)

Ласточка с закрытыми глазами (с)

1

7

1

2

12

1

3

30

3

4

21

3

5

16

2

6

11

2

7

20

2

8

18

2

9

36

1

10

21

2

11

14

2

12

2

0

13

1

0

14

6

0

15

9

0

16

2

0

17

1

0

18

11

0

19

15

0

20

18

1

21

18

1

22

22

4

23

45

5

24

12

1

25

15

1

26

16

1

27

10

1

28

21

1

29

12

1

30

14

1

31

39

10

32

13

2

33

15

2

34

19

3

35

2

0

36

7

0

37

12

0

38

43

7

39

11

2

40

10

1

41

11

1

42

15

1

43

17

1

44

11

1

45

11

1

46

15

1

47

14

1

48

20

2

49

18

3

50

21

4

51

11

3

52

8

0

53

22

4

54

6

0

55

28

1

56

32

8

57

20

3

58

30

6

59

22

4

60

21

5

61

18

3

62

7

0

63

9

0

64

12

1

65

16

1

66

15

2

67

14

2

68

11

2

69

10

2

70

7

1

71

13

2

72

45

14

73

34

11

74

12

4

75

8

1

76

24

1

77

6

1

78

5

1

79

12

1

80

19

1

81

5

0

82

1

0

83

14

0

84

16

4

85

33

12

86

5

1

87

16

1

88

2

0

89

46

16

90

32

11

91

5

1

92

12

1

93

18

2

94

40

13

95

22

4

96

24

2

97

15

3

98

18

2

99

15

2

100

7

0

Таблица 2.2 – Результаты второго тестирования (22 октября 2018 года)

Ласточка с открытыми глазами (с)

Ласточка с закрытыми глазами (с)

1

14

6

2

18

7

3

38

12

4

29

14

5

19

12

6

15

5

7

27

6

8

28

14

9

39

11

10

29

13

11

18

5

12

6

3

13

4

2

14

12

1

15

18

2

16

4

3

17

6

2

18

15

7

19

15

4

20

22

8

21

25

7

22

33

9

23

54

16

24

19

5

25

18

6

26

21

4

27

22

6

28

29

6

29

19

8

30

18

11

31

50

17

32

19

3

33

19

5

34

25

8

35

9

2

36

18

5

37

29

8

38

56

10

39

23

6

40

19

3

41

18

2

42

18

3

43

19

3

44

21

4

45

29

6

46

28

5

47

20

5

48

33

6

49

38

8

50

45

12

51

36

14

52

16

4

53

39

16

54

14

2

55

38

4

56

36

9

57

29

11

58

45

9

59

40

11

60

37

10

61

30

15

62

15

3

63

18

3

64

19

5

65

23

5

66

24

10

67

29

7

68

20

9

69

19

6

70

12

4

71

22

8

72

58

20

73

56

22

74

33

5

75

34

10

76

37

10

77

16

6

78

11

5

79

19

7

80

27

9

81

16

6

82

3

1

83

17

10

84

19

8

85

48

20

86

12

5

87

25

6

88

9

3

89

46

21

90

37

18

91

8

4

92

17

5

93

36

11

94

51

26

95

38

10

96

39

11

97

29

13

98

26

11

99

29

15

100

22

8

Для удобства рассчитаем среднюю арифметическую полученных результатов и продемонстрируем динамику в диаграммах.

16,05 -  средняя арифметическая при первом тестировании с открытыми глазами;

25,59 -  средняя арифметическая при втором тестировании с открытыми глазами;

2,42 -  средняя арифметическая при первом тестировании с закрытыми глазами;

8,07 -  средняя арифметическая при втором тестировании с закрытыми глазами;

Диаграмма 2.1 – Динамика чувства равновесия (среднеарифметическое значение).

На диаграмме мы видим положительную динамику, как при тестировании с открытыми, так и закрытыми глазами.

Следовательно, наша гипотеза подтвердилась. С помощью упражнений можно натренировать чувство равновесия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проделанной работы была достигнута поставленная цель и решены все намеченные задачи.

Частично решена проблема с плохим чувством равновесия в пятых и шестых классах.

Исследование показало, что чувство равновесия можно и необходимо тренировать с помощью физических упражнений.

Как видно из таблиц и диаграммы выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение.

А если исследования ученых Лондонского университета действительно справедливы в отношении долголетия человека, то чувство равновесия нужно тренировать в любом возрасте.

Несомненно, тема значимости равновесия в жизни человека представляет интерес и для дальнейших исследований.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1.  www.li.ru interface/pda

2.  http://psyhotronika.ru/ravnovesie/

3.  http://potomy.ru/human/1848.html

4. Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы. /В.И.Ковалько. – М.: «ВАКО», 2003. – с.74-77.

5. Равновесие нашего тела. Упражнения на развитие равновесия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shooting-ua.com/books/book_170.htm

6. Учебный справочник школьника – М.: Дрофа, 2005, с. 1322-1323.

7. «Шестое чувство» // Наука и жизнь. – 1983. - №12. – с. 33

8. Полная энциклопедия лечебной гимнастики Милюкова И.В. Евдокимова Т.А. Санкт Петербург «Сова» Москва 2003

9. Красикова И.С. Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки М. 2001

10. Оздоровительная гимнастика Ю.В. Менхин и А.В. Менхин теория и методика. Ростов н/Д: Феникс, 2002, - 284с

ПРИЛОЖЕНИЕ

Фото 1. Тестирование чувства равновесия

Фото 2. Выполнение упражнений, способствующих развитию чувства равновесия

Буклет

Ходьба по бревну или перевернутой гимнастической скамейке с открытыми глазами и закрытыми. Можно также использовать скакалку или прочерченную линию.

Стойки в различных позах на одной ноге с закрытыми и открытыми глазами. Сначала на полу, а в дальнейшем можно усложнять, например: стоять на подушке.

Катание на велосипедах, качелях, роликах, коньках…

Махи ногами из различных исходных положений с открытыми и закрытыми глазами.

Много упражнений можно придумать, используя фитбол, большой надувной мяч-тренажер. На нем можно тренировать баланс, используя разные положения тела: лежа на спине, лежа на животе, опираясь на руки или наоборот удерживая руки на полу, а ноги разместив на мяче. Это поможет понять, как распределить вес тела и не скатиться с мяча. Упражнения можно придумывать самим!

Игра «жмурки».

Вращения вокруг своей оси и потом прохождение по прямой. Вращения могут быть в различных позах с открытыми и закрытыми глазами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Равновесие в природе. Химическое равновесие

Урок изучения нового материала. Равновесие - это состояние, к которому стремится любая система. В презентации рассматривается состояние равновесия в природе и как оно поддерживается. Равновесие состоя...

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности

Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Конспект урока по физике на тему: "Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия."

Урок начинается с фронтального обсуждения задачи, с целью мотивации и подготовки к объяснению новой темы. Изучение новой темы"Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия" происходит в виде эврис...

Презентация к уроку "Условия равновесия твердого тела. Виды равновесия"

Презентация состоит из 17 файлов. Рассмотрены первое и второе условия равновесия тел и условия устойчивости равновесия....

Методическая разработка открытого урока в 10 классе по теме "Равновесие. Виды равновесия. Правило моментов"

Методическая разработка открытого урока в 10 классе по теме "Равновесие. Виды равновесия. Правило моментов"...

«Химическое равновесие. Расчеты по химическому равновесию».

Повышение профессионального мастерства педагогов через педагогическое общение с демонстрацией применения эффективных приемов, которые направлены на создание условий для активного, сознательного, творч...