Равновесие в природе. Химическое равновесие
презентация к уроку по химии (11 класс) по теме

Сидарене Лариса Дмитриевна

Урок изучения нового материала. Равновесие - это состояние, к которому стремится любая система. В презентации рассматривается состояние равновесия в природе и как оно поддерживается. Равновесие состояние динамическое, поэтому важно уметь управлять этим состоянием. На примере обратимых химических реакций изучается Всеобщий закон смещения равновесия, который химики называют Принцип Ле Шателье. Предлагаются задачи, имеющие практическое значение. К презентации предлагается краткий план урока и аннотация к каждому слайду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ravnovesie_v_prirode.ppt821.5 КБ
Microsoft Office document icon plan_uroka.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАВНОВЕСИЕ В ПРИРОДЕ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ.

Слайд 2

ЦЕЛЬ УРОКА: Установление взаимосвязи между состоянием равновесия системы и способах его регулирования ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Рассмотреть равновесие в природе; 2. Актуализировать, расширить и углубить знания о химическом равновесии и его смещении; 3. Научиться использовать принцип Ле Шателье для решения задач.

Слайд 3

СОСТОЯНИЕ РАВНОВЕСИЯ В ПРИРОДЕ Постоянство внутренней среды организма: АССИМИЛЯЦИЯ ДИССИМИЛЯЦИЯ Постоянство численности особей в популяции: ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ УБЫЛЬ ОСОБЕЙ Круговорот элементов и веществ в природе Уравновешены потоки энергии в экосистемах разного уровня

Слайд 4

Под … равновесием мы понимаем состояние, в котором свойства системы, определенные экспериментально, не претерпевают дальнейшего изменения даже по истечении … времени. Однако это не значит, что отдельные частицы остаются неизменными. Гилберт Ньютон Льюис 1.Равновесие – состояние покоя, в котором находится какое – нибудь тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающихся сил. 2. Состояние спокойствия, уравновешенности, отсутствие значительных колебаний в настроениях, отношениях. С. И. Ожегов «Словарь русского языка»

Слайд 5

По направленности процесса ОБРАТИМЫЕ НЕОБРАТИМЫЕ

Слайд 6

Обратимые реакции – это реакции, протекающие в данных условиях одновременно в двух противоположных направлениях Таких реакций подавляющее большинство. В органической химии признак обратимости отражают названия – антонимы процессов *Гидрирование – дегидрирование *Гидратация – дегидратация *Полимеризация – деполимеризация Обратимы все реакции этерификации (противоположный процесс носит название гидролиза)и гидролиза белков, сложных эфиров, углеводов, полинуклеотидов. Обратимость этих процессов лежит в основе важнейшего свойства живого организма – обмена веществ.

Слайд 7

НЕОБРАТИМЫЕ РЕАКЦИИ – ЭТО РЕАКЦИИ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В ДАННЫХ УСЛОВИЯХ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ. К ним можно отнести все реакции обмена, сопровождающиеся образованием осадка, газа или малодиссоциирующего вещества (воды) и все реакции горения

Слайд 8

N 2 + 3 H 2 2 NH 3 прямая обратная Состояние системы, при котором скорость прямой реакции РАВНА скорости обратной реакции называется химическим равновесием график

Слайд 10

ПРИНЦИП ЛЕ ШАТЕЛЬЕ Если на систему, находящуюся в состоянии равновесия произвести внешнее воздействие (изменить давление, температуру, концентрацию), то равновесие сместится в сторону уменьшения данного воздействия (1884 год)

Слайд 11

Анри Луи Ле Шателье (8. 10. 1850 – 17. 09. 1936) Французский физикохимик и металловед, член Парижской академии наук (с 1907). Родился в Париже. Учился в Политехнической школе и Высшей горной школе в Париже. Затем был горным инженером в Алжире и Безансоне. В 1878 – 1919 профессор Высшей горной школы. В 1907 – 1925 работал в Парижском университете. Исследования относятся к физической химии. Предложил оригинальный способ определения теплоемкостей газов при высоких температурах. Сформулировал (1884) общий закон смещения химического равновесия (принцип Ле Шателье). Изучал химические процессы в металлургии. Изучал свойства и способы приготовления цементов. Создал металлографический микроскоп и усовершенствовал методику исследования строения металлов и сплавов. Нашел условия синтеза аммиака. Президент Французского химического общества (1931). Иностранный член – корреспондент Петербургской академии наук (с 1913) и почетный член АН СССР (с 1926).

Слайд 12

1. Концентрация N 2 + 3 H 2 Реагирующие вещества Продукты реакции С РЕАГИРУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ВПРАВО С ПРОДУКТОВ РЕАКЦИИ ВЛЕВО 2 NH 3

Слайд 13

2. Температура эндотермическая реакция ( - Q ) экзотермическая реакция ( + Q ) N 2 + 3 H 2 +Q - Q t 0 c равновесие сместится влево t 0 c равновесие сместится вправо 2 NH 3 + Q t 0 c = - Q t 0 c= + Q

Слайд 14

Экзотермические реакции – это реакции, протекающие с выделением теплоты. К ним обычно относятся все реакции соединения. Количество выделившейся теплоты измеряется в кДж/моль.

Слайд 16

3. Давление Давление применяется только для газов ! N 2(г) + 3 H 2(г) 1V 3V 2V 4V Р равновесие сместится вправо Р равновесие сместится влево 2NH 3(г) P - V P - V Объем твердых и жидких веществ равен нулю

Слайд 17

В какую сторону сместится равновесие в обратимом процессе, уравнение которого 2 NO (г) + O 2(г)  2 NO 2(г) + Q , если А. увеличить давление Б. увеличить температуру В. Увеличить концентрацию кислорода вправо влево вправо

Слайд 18

Как известно, в воздухе содержится 21 % кислорода (по массе). Такое количество необходимо для поддержания естественного равновесия : 3О 2(г)  2O 3(г) - Q . Классифицируйте данную реакцию. Какое значение имеет озон для планеты Земля? Используя принцип Ле Шателье предложите условия, при которых равновесие будет смещаться в сторону образования озона.

Слайд 19

Домашнее задание : Принцип Ле Шателье широко используется в химической технологии для повышения выхода продукта производства. Согласуется ли процесс переноса кислорода в организме с принципом Ле Шателье (ответ обоснуйте)? Hb + O 2  HbO 2

Слайд 20

Все – таки странно, что существует слово для обозначения того, чего, строго говоря, не существует в природе, - именно покоя. М.Борн И вечный бой ! Покой нам только снится… А.Блок



Предварительный просмотр:

План – конспект урока по теме

«Равновесие в природе. Химическое равновесие»

Цель: Установление взаимосвязи между состоянием равновесия системы и способах его регулирования.

Задачи:

  1. Рассмотреть равновесие в природе;
  2. Актуализировать, расширить и углубить знания о химическом равновесии и способах его смещения;
  3. Научиться использовать принцип Ле Шателье для решения задач.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: использование ИКТ – технологий

Ход урока

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята, уважаемые гости.
  2. Изучение нового материала. Урок мне бы хотелось начать с восточной мудрости, которая гласит «Природа боится не только пустоты, но и боится потерять равновесие». Сегодня на уроке мы познакомимся с состоянием, которое характерно для любой системы окружающей нас, находит отражение в разных областях нашей жизни (политической, экономической, социальной, физиологической и т.д.). Это состояние к которому стремится любая система (атом, организм, государство), поскольку является крайне выгодным. Я говорю о равновесии. Запишите тему нашего урока (слайд № 1). Целью нашего урока является ……., а достигать ее мы будем через решение задач …. (слайд № 2). Как известно, в природе все полярно и состоит из взаимно - противоположных начал. Жизнь и смерть, свет и тьма, внешнее и внутреннее, активное и пассивное, мужское и женское - каждый предмет каждое явление имеют две стороны своего бытия. В нормальном состоянии между противоположными качествами сохраняется тесная связь и полное равновесие. В чем проявляется равновесие в природе (слайд № 3). Но ведь и в нашей повседневной жизни все стремится к равновесию: политическая стабильность, экономическая стабильность, психологическая стабильность. Так что же такое равновесие? Ответ можно найти в толковом словаре русского языка Ожегова … (слайд №4). Более полное определение дал американский физикохимик Гилберт Ньютон Льюис (слайд №4). Поскольку для системы является важным равновесное состояние, то необходимо понять как этим состоянием можно управлять. А поможет нам с вами в решении этого вопроса химическая кинетика. Вы помните, что по направленности процесса химические реакции можно разделить на …. (слайд № 5). На сегодняшний день установлено, что абсолютно необратимых реакций не существует. Классическим примером, на котором рассматривают состояние равновесия является промышленный синтез аммиака (слайд № 6). Как же управлять этим состоянием. В 1884 году Анри Луи Ле Шателье формулирует Всеобщий закон смещения равновесия, который химики интерпретируют как «Принцип Ле Шателье» (слайд №7). Данный принцип напоминает 3 закон Ньютона (Сила действия равна силе противодействия). А теперь рассмотрим влияние некоторых факторов на смещение химического равновесия (слайды № 8, 9, 10). Катализатор на смещение химического равновесия не влияет.
  3. Закрепление материала. Беседа по вопросам:
  1. Что называется химическим равновесием?
  2. В каком году и кем был сформулирован всеобщий закон смещения равновесия?
  3. Какие факторы влияют на смещение химического равновесия?
  4. Слайды № 11, 12.

            Работа в парах (выполнение теста по теме «Химическое равновесие») – 15 минут.

    4.   Подведение итогов. Сегодня мы рассмотрели вопрос о состоянии равновесия к которому стремится любая система. Зная химический принцип управления этим состоянием, мы всегда можем его перенести на различные сферы нашей жизни. И закончить урок мне бы хотелось словами Борна (слайд № 14). Bнутренняя борьба противоположных сил реализуется в каждом явлении природы, обеспечивает ее движение и развитие, слаженность или расстройство жизненных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа по теме "Скорость химической реакции. Химическое равновесие"

Разноуровневая групповая работа по вариантам по теме  "Скорость химической реакции. Химическое равновесие"....

Тест в 11 классе "Классификация химических реакций. Обратимость. Химическое равновесие"

Тест составлен в соответствии с учебником О.С. Габриеляна "Химия 11 класс", базовый уровень...

Обратимость химических реакций. Химическое равновесие.

План изложения.1.Реакции обратимые и необратимые. Признаки необратимости.2. Химическое равновесие. Константа химического ...

Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновесия в увеличении выхода продукта в химической промышленности

Презентация к уроку по теме: "Факторы, влияющие на смещение химического равновесия (концентрация реагентов, температура, давление и катализатор). Принцип Ле Шателье. Роль смещения химического равновес...

Открытый урок. Тема: Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия. Для СПО.

Дано понятие скорости химической реакции. Экспериментальное изучение факторов , влияющих на скорость. Понятие химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Урок проводится с применением презентации этой...

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»

Самостоятельная работа по теме «Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Классификация химических реакций»...

«Химическое равновесие. Расчеты по химическому равновесию».

Повышение профессионального мастерства педагогов через педагогическое общение с демонстрацией применения эффективных приемов, которые направлены на создание условий для активного, сознательного, творч...