Влияние предстартовых психических состояний пловцов на их спортивный результат
статья по физкультуре (11 класс)

Салахаддинова Татьяна Павловна

В статье исследуются предстартовые психические состояния спортсменов и методики предстартовых состояний, с помощью которых оценивается уровень тревожности пловцов .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние предстартовых психических состояний пловцов на их спортивный результат

Аннотация

В статье исследуются предстартовые психические состояния спортсменов и методики предстартовых состояний, с помощью которых оценивается уровень тревожности пловцов.

Ключевые слова:

 Предстартовое состояние, тревожность, методика, спортсмен, эмоции.

Введение

Актуальность исследования: Предстартовое психическое состояние спортсменов является актуальной проблемой спортивной психологии. Существуют такие предстартовые состояния как: стартовая апатия, предстартовая лихорадка и боевая готовность. Психологическое состояние спортсмена оказывает большое влияние на успешность его выступления на соревнованиях.

Объект исследования- процесс предстартовой психологической подготовки спортсмена.

Предмет исследования- предстартовое состояние пловцов.

Цель исследования- выявить влияние психологической подготовки пловцов на успешность соревновательной деятельности.

Задачи исследования:

1.        Изучение предстартовых состояний спортсменов.

2.        Анализ методик предстартовых психологических состояний пловцов.

3.        Сделать заключение о полученных результатах исследования.

Методы исследования:

- теоретические (изучение научной литературы и анализ выбранной методики исследования работы)

-экспериментальный метод (проведение исследования)

-анкетирование спортсменов

Спортивная деятельность насыщена эмоциями. Спортсмены обладают различными эмоциональными состояниями, они не стабильны. Существует три вида эмоциональных состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия. [6]

Состояние боевой готовности – форма стартового состояния. Внешне спортсмен выглядит уверенным в себе, уверенно ожидает старт, готов показать хороший результат. Данное состояние является более благоприятным для выступления спортсмена. Спортсмен стрессоустойчив, активен, полон сил. Он адекватно относится к критике, к замечаниям тренера, провокациям соперников. Способен оценить не только свои силы и возможности, но также и ошибки. Но есть в этом состоянии и отрицательный фактор. Сильное возбуждение может привести к некоторым сдвигам.

Предстартовая лихорадка – высокий уровень эмоционального состояния, когда у спортсмена работоспособность то повышается, то понижается. Эта реакция может дать результат как положительный, так и отрицательный. Если работа занимает мало времени и проста, но требует большого возбуждения, то может дать положительный результат. А если работа длительна и сложна, то лихорадка снижает действительность работы, потому что идет нарушение коркового динамического стереотипа. Спортсмен не сосредоточен, растерян, отвлекается на посторонние вещи. Внешне у спортсмена можно увидеть сильное волнение, дрожит, на лице появляется румянец.

Предстартовая апатия – длительное эмоциональное состояние, которое переходит в торможение. Работоспособность то повышается, то понижается. Спортсмен может выглядеть как в состоянии боевой готовности, так и в состоянии предстартовой лихорадки. В этом состоянии нарушается координация функций спортсмена, появляется неуверенность в своих силах, страх перед соперником. Чаще всего спортсмен подавлен. Снижается активность, появляется сонливость, ухудшается внимание.[2]

Все вышеперечисленные состояния оказывают сильное влияние на спортсмена.  Все эти состояния взаимосвязаны друг с другом. Важно контролировать свое состояние.[3]

Предстартовая подготовка спортсмена является важной частью перед выступлением на соревнованиях. Большинство спортсменов готовятся заблаговременно к соревнованиям, так как нужно быть готовым не только физически, но и морально, эмоционально. Эмоциональное состояние спортсмена отражается на предстартовой подготовке спортсмена, а в дальнейшем и на старте. Если человек эмоционально расстроен, его что-то беспокоит, переживает, все это скажется на его выступлении и на разминке. Разминка играет важную роль в предстартовой подготовке пловца. Подготовка спортсмена индивидуальна. Важно быть психологически готовым к соревнованиям. Уметь регулировать свое психическое состояние.[5] Спортсмен готов психологически если он: эмоционально спокоен, уверен в себе, в своих силах, настроен на победу, адекватно реагирует на обстановку вокруг него. Подготовка заключается в постановке цели для достижения результата, в психологическом настрое. Для того, чтобы понять, насколько спортсмен психологически готов, нужно время для наблюдения за ним во время тренировок, общения с группой, тренером, понаблюдать за поведением его в различных ситуациях.[1]

При изучении предстартовых состояний спортсменов я использовала методику Ч.Д.Спилбергера, Л.Ханина и теста-опросника предстартовых состояний В.А.Алексеева. Исследования проводились в ДЮСШ №1 города Сегежи отделения плавания. Среди пловцов 2003-2004 года рождения. Проводила тестирование спортсменов с целью выявления психологических особенностей каждого пловца. Участие в тестировании приняла вся группа -9 человек, двое из них имеют первый взрослый разряд, ещё двое имеют второй взрослый разряд, четыре спортсмена с третьим взрослым разрядом и один кандидат в мастера спорта. После проведения таких исследований тренер будет лучше знать психологическое состояние своего ученика, сможет эффективнее работать со спортсменами. Для спортсмена тестирование может дать понимание самого себя, своего состояния, поведения. Полученные данные в результате тестирования помогают выявить тех спортсменов, которые требуют особого внимания в ходе тренировок или соревнований. Тест Ч.Д.Спилбергера, Л.Ханина позволяет определить уровень реактивной и личностной тревожности. Тест содержит сорок вопросов, которые разделены на две части. Первые двадцать вопросов определяют реактивную тревожность, вторые двадцать личностную. Шкала ситуативной тревожности содержит в себе суждения, характеризующие в себе наличие эмоций, напряженности, беспокойства и отсутствия тревожности. Реактивная тревожность проявляется в данный момент времени, снижает работоспособность спортсмена, нарушает его внимание, проявляется сильная утомляемость. Личностная тревожность имеет склонность воспринимать практически все ситуации, как угрожающие и реагирует на эти состояния сильной тревогой. [8]

Реактивная тревожность подсчитывается по формуле:

РТ= ∑1- ∑2+50

Личностная тревожность подсчитывается по формуле:

ЛТ= ∑1- ∑2+35

 Тревога как процесс является очень сложным. Каждый спортсмен по-разному склонен к тревоге. Показателями тревоги выступают: повышенное ЧСС и АД, затруднения дыхания, потение, тремор.[4] Для изучения предсоревновательного состояния спортсмена я воспользовалась опросником В.А.Алексеева. Тест-опросник разработан на основе спортивной и общей психологии. Опросник содержит тридцать суждений, в котором нужно выбрать один вариант ответа, характеризующий состояние спортсмена в данный момент. По суммарным показателям шкал E, F, K можно определить степень выраженности какого-либо компонента психического состояния спортсмена, что дает самому спортсмену или тренеру, психологу выбора психологического приема. [9]

E-эмоциональный компонент

F-физический компонент

K-когнитивный (мыслительный) компонент

Проанализировав данные теста, можно сделать вывод о том, что у большинства спортсменов высокая степень тревожности и только у троих умеренная степень тревожности. У трех спортсменов умеренная личностная тревожность (КМС, 1й разряд, 2й разряд), а у шестерых – высокая личностная тревожность (1й разряд,2й разряд, 3й разряд,3й разряд, 3й разряд, 3й разряд).

Умеренная реактивная тревожность выражена у четырех спортсменов (КМС,1й разряд,2й разряд, 3й разряд), а высокая реактивная тревожность у пятерых спортсменов (1й разряд, 2й разряд, 3й разряд, 3й разряд,3й разряд).

По методике В.А.Алексеева определила, что у пловцов лучше развит когнитивный компонент.

Заключение

Данная работа направлена на исследование предстартовых состояний спортсменов. Предстартовые состояния оказывают большое влияние на соревновательную деятельность. Тренер должен психологически подготовить спортсмена к старту. Основные виды предстартовых состояний: боевая готовность, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия. Состояние боевой готовности считается самым оптимальным. Предстартовые состояния возникают задолго до соревнований. Для регуляции эмоционального возбуждения, нужно учитывать индивидуальные особенности спортсмена. В данной работе я использовала две методики исследования. С помощью методики Ч.Д.Спилбергера, Л.Ханина выявила, что у большинства спортсменов высокий уровень тревожности. На основе методики В.А.Алексеева рассмотрела физический, эмоциональный и когнитивный компоненты. Определила, что у спортсменов исследуемой группы лучше развит когнитивный компонент. Диагностика предстартовых состояний может проводится для отбора спортсмена к турниру. Часто применяются такие способы диагностики предстартовых состояний, как различные тесты, опросники.

Любое соревнование насыщено различными эмоциями, которые оказывают влияние на результат спортсмена. Поэтому важно исследовать особенности эмоциональных состояний, разрабатывать приемы и средства их регуляции. Успех спортсмена зависит от многих факторов, сюда относятся физические качества пловца, его техника и тактика, психологическая готовность, личные особенности.[7]

Плавание является одним из наиболее популярных и массовых видов спорта. Плавание укрепляет нервную систему, улучшает сердечно-сосудистую систему и дыхательную. Занятия плаванием развивают многие группы мышц, способствуют улучшению осанки, устраняют плоскостопие. В лечебной физкультуре применяют занятия плаванием.

Списки литературы

1.        Бабушкин Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева // Научные труды СибГУФК. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2006. – С.77-80

2.        Веселевич В.А. Предстартовое состояние спортсмена. М.: Физкультура и спорт,2005. - 86 с.

3.        Ильин Е.П. Психология физического воспитания. — М.: Просвещение, 1987. — 287 с

4.        Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности. // В сб. Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей. /Сост. Ю.Л.Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983. 288 с., ил.

5.        Прихожан М.А. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2010. — 304 с.

6.        Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте. — М., 1969.

7.        Соколов А.Н. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности // Ученые Филимонов В.И. Физическая культура - М.: Академия, 2004. - 139с.

8.        Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги// Стресс и тревога в спорте: Международный сб. научных статей. /Сост. Ю. Л.Ханин. — М.: Физкультура и спорт, 2009. – С.9-17.

9.        Ханин, Ю.Л. Исследование тревоги в спорте / Ю.Л. Ханин //Вопросы психологии – 2010.– №6 – 2010. – С. 94-107.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Саморегуляция психического состояния выпускников накануне ЕГЭ

В работе даны рекомендации практического характера...

Упражнения на регуляцию психических состояний педагога.

Несколько упражнений которые помогут  снять напряжение, мышечные зажимы....

Результаты диагностики самооценки психических состояний учеников 5-9 классов

Результаты диагностики самооценки психических состояний учеников 5-9 классов...

Влияние ненормативной лексики на психическое состояние в группе

Влияние ненормативной лексики на психическое состояние в группе. (Научно-исследовательская работа студентов)....

Научно-исследовательская работа "Влияние объема и интенсивности тренировочных нагрузок в годичном цикле подготовки юных лыжников- гонщиков на их спортивный результат"

Современный спорт коренным образом изменил представления о возможностях приспособления человека к физическим нагрузкам. Положительные эффекты адаптации, определяющие повышение работоспособности органи...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЛИЯНИЕ ОБЪЕМА И ИНТЕНСИВНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК В ГОДИЧНОМ ЦИКЛЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ НА ИХ СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Обусловлена рациональная структура объема тренировочных нагрузок различной интенсивности в годичном цикле подготовки юных лыжников-гонщиков, за счет применения работы с интенсивностью, превышающей сор...

«Эффективное развитие физических качеств пловцов в условиях спортивного зала на всех этапах обучения в годичном цикле тренировочного процесса»

Повышение эффективности функциональной подготовки спортсменов в целом, является в настоящее время одной из актуальных проблем в спорте, которая крайне остро стоит в современном плавании, характеризующ...