Методы психической саморегуляции в системе физического воспитания школьников
методическая разработка по физкультуре (6 класс)

Методы психической саморегуляции в системе физического воспитания школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы психической саморегуляции в системе физического воспитания школьников

Материал подготовил

учитель физической культуры

Сясь Юрий Иванович

Современное российское общество все острее сталкивается с проблемой адекватности физического состояния и здоровья подрастающего поколения тем задачам, которые встают перед ним в процессе его жизнедеятельности.

Проблема относится к сложнейшей социально-экономической задаче, которое должно решить общество для своего дальнейшего успешного развития. Состояние здоровья, физического развития, уровень преподавания физической культуры, здоровый образ жизни должны стать надежной опорой и защитой, способной помочь подрастающему поколению адаптироваться к новым условиям жизни. Образовательная система РФ обладает значительными возможностями по формированию физической культуры детей, однако в силу различных причин реализует их не полностью. Причем система физического воспитания пока не в полной мере решает ряд задач по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков, повышению престижа работы учителей физической культуры и занятий физической культурой среди учащихся, обеспечению необходимого уровня физического развития.

Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые резервы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. Состояние здоровья школьников показывает, что за последние годы практически здоровыми детьми можно признать не более 10% нынешних школьников; ухудшилось здоровье выпускников более чем в 3 раза. При этом треть заболеваний мешает выбору будущей профессии. Почти 40% не годны к воинской службе.

Снижение возраста приобщения и рост числа курящих, употребляющих алкоголь, наркотики, увеличение детей из неблагополучных семей. В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека необходимо воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. И здесь, как нельзя кстати, методы психической саморегуляции могут сыграть очень важную роль в воспитании здорового подрастающего поколения и его социализации в общество. Они могут помочь решать вопросы, направленные на формирование личности ребенка, его психологической устойчивости к неблагоприятным факторам окружающей среды, столь необходимые в реалиях сегодняшнего дня.

Использование данных методов позволит создать позитивный настрой в отношении своего здоровья, сознательное отношение к учебе и выбору будущей профессии, воспитывать морально-волевые качества для преодоления трудностей, психологической устойчивости к стрессам различного рода, а также при занятиях спортом повысить уровень своих достижений, а учителю физической культуры станет незаменимым средством при изучении двигательных навыков во время прохождении учебного материала, поскольку дети и уровень их здоровья у них разные, а также для подготовки команд к различного рода соревнованиям. В любом случае, ученик сможет найдет «ключ к себе», что поможет ему в успешной адаптации в жизни. Таким образом, методы психической саморегуляции становятся своеобразным помощником и средством по решению задач физического воспитания школьников и формирования здорового подрастающего поколения.

Прежде чем рассматривать методы психической саморегуляции, дадим определение, что это такое психорегуляция. Под психорегуляцией понимается комплекс мероприятий, направленных на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Психофизиологической основой такого состояния служит оптимальное соотношение рабочей (эрготропной) и восстановительной (трофотропной) систем.

Существует множество методов психорегуляции, которые можно квалифицировать следующим образом:

1. по природе применения. Это методы гетерорегуляции (применяются из вне) и методы саморегуляции (аутогенные);

2. по содержанию. Это словесные методы (вербальные) и бессловесные (невербальные);

3. по технике оснащения. Это аппаратные и безаппаратные методы;

4. по мере использования. Это контактные и безконтактные методы.

Наиболее распространенным принципом квалификации является выделение двух групп методов: гетерорегуляционных и ауторегуляционных.

Далее в работе мы рассмотрим методы психической саморегуляции, не забывая говорить о том, что некоторые из методов, к сожалению, подходят далеко не всем. Есть люди, которые не могут последовательно использовать предлагаемые формулы самовнушения. При определенных недугах у них возникает неверие в данный способ самовнушения. Поэтому из большого числа методов саморегуляции надо выбирать те, которые наиболее близки индивидуально, более импонируют спортсмену и помогают ему в конечном итоге найти, что называется «ключ к себе»

1.Квалификация психической саморегуляции

Особое место в регуляции психических состояний спортсмена занимает саморегуляция. Она предлагает воздействие человека на самого себя с помощью слов, мысленных представлений и их сочетания. Различают убеждение и самовнушение. Самоубеждение – это воздействие на самого себя с помощью логически обоснованных доводов, на основе познания законов природы и общества. Самовнушение – это способ воздействия, основанный на вере, на доверии к источнику, когда истина принимается в готовом виде, без доказательств, но от этого она не становится менее значительной, чем познанная истина. С помощью средств саморегуляции можно управлять процессами, которые в обычных условиях регуляции не поддаются. В качестве примера приведем общеизвестные достижения йогов в регуляции обмена веществ, работы сердца, температуры тела. В культуре и науке народов мира накоплены обширные сведения о саморегуляции. В спорте чаще всего используют четыре разновидности психической саморегуляции. Это аутогенная тренировка, психорегулирующая тренировка, психологическая тренировка и идеомоторная тренировка. Они являются методами психической саморегуляции. Также методы психической саморегуляции можно квалифицировать на вербальные и невербальные. К вербальным методам относится аутогенная тренировка и её модификации, «наивные» методы саморегуляции и простейшие методы саморегуляции. К невербальным методам саморегуляции относятся аппаратурные и безаппаратурные. Аппаратурные невербальные методы в свою очередь делятся на контактные и бесконтактные. Безаппаратурные невербальные методы саморегуляции включают все «наивные», простейшие методы и идеомоторную тренировку

2. Методы психической саморегуляции Аутогенная тренировка – состоит из двух ступеней: низшей и высшей. Низшая ориентирована на снятие психического напряжения, успокоения. Высшая предполагает переход человека в особое состояние – надежды, доверия, веры в безграничные возможности организма по преодолению болезней и различных недостатков характера, по формированию желательных психологических качеств. При этом человек не представляет, каким путем может быть достигнуто желаемое, полностью полагаясь на возможности своего организма. Степень овладения данным методом зависит от разработки своеобразной лестницы словесных формул, шагая по ступенькам которой, человек переходит от исходного психического состояния к необходимому для здоровья, высших спортивных достижений, развитию психики. Психорегулирующая тренировка – есть вариант аутогенной тренировки, адаптированной к условиям занятий спортам. Она адресована людям, хорошо владеющим релаксацией мышц, практически здоровым, уделяющим большое внимание развитию координации движений. В связи с этим в психорегулирующей тренировке не применяются формулы преодоления этого чувства (если оно всё-таки возникает). Главной задачей психорегулирующей тренировки является управление уровнем психического напряжения. Психомышечная тренировка – метод психического самовнушения, при котором работа мозга сосредоточена в основном на «тренировке представлений». Психологическая тренировка направлена на совершенствование двигательных представлений главным образом за счет сосредочения внимания и обеспечения сознательного контроля движений.

Методика более проста в сравнении с аутогенной и психорегулирующей тренировкой, доступна юным спортсменам. В ней используются разработки различных школ психотренинга, в частности, дыхательные упражнения, максимальное напряжение мышц и покой после него, а также закрывание глаз. В психомышечной тренировке выделяются четыре ступени перехода к расслаблению и от него к активации: общая перестройка с гармонизацией состояния, целенаправленная психомышечная регуляция, общее расслабление мышц тела и активация, обусловленная характером деятельности. Идеомоторная тренировка – состоит в сознательном активном представлении техники движений. В идеомоторной тренировке принято выделять три основных функции представлений: программирующую, тренирующую и регуляторную. Первая базируется на представлении идеального движения, вторая на представлениях, облегчающих освоения навыка, третья – на представлениях о возможной коррекции, контроля движений и связях отдельных элементов. В соответствии с этим разработана и структура идеомоторной тренировки, включающая внутреннюю актуализацию (фазы экспозиции, обсервации, идеомоторная) и внешнюю реализацию (фазы имитации и практической тренировки). Идеомоторная тренировка более всего эффективна для повышения скорости движений (до 34%), точности (6-18%).

Идеомоторная тренировка – планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение осваемого спортивно-технического навыка. Она может применяться на всех этапах подготовки спортсмена. Активное представление реально выполняемых двигательных навыков способствует овладению и их укреплению, корректированию, а также ускорению совершенствования.

Представление движений можно квалифицировать следующим образом: - как правильно картину (образец) реальных действий, которые будучи программной деятельностью выполняют программирующую функцию; - как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет, таким образом, тренирующую функцию; - как образ, который возникает в процессе контроля и справления движений по ходу выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию. Механизм воздействия идеомоторной тренировки выражается в том, что использование мышечного потенциала происходит неосознанное и невидимое иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым представляемым или воображаемым. Сегодня общепринято, что каждый процесс обучения состоит из звеньев обратной связи, информирующие о достигнутом эффекте и обеспечивающим благодаря внесению поправок достижению поставленной цели. При применении всех этих схем реафферентные сигналы о результате реального движения воспринимаются как комплексная информация, поступающая от экстеро- и проприорецепторов суставов, сухожилий, мышц. Их реафферентность обеспечивает внесение поправок, необходимых для достижения конечной цели в изменяющихся условиях, а также создает предпосылки для постоянного уточнения двигательных программ относительно конечной цели, адаптации их к конкретной ситуации и в итоге частной автоматизации навыка. Однако, при применении модели в рамках идеомоторной тренировки обязательно встречается противоречие: представляемое движение не выполняется реально и поэтому информация не может быть получена за счет эффекта воображаемого движения под экстеро- и проприорецепторов. То, что с помощью идеомоторной тренировки все же достигается позитивный эффект обучения, можно объяснить существованием внутренних кругов обратной связи на различных уровнях организации центральной нервной системы. Можно предположить, что в каждом из этих иерархически расположенных уровней одновременно возникает «копия» эффективной двигательной команды и короткое время хранится там. Таким образом, происходит внутренний контроль на каждом координационном уровне. В это предположение вписывается и то, что у человека можно обнаружить коррекцию движений, основанную не только на обратной связи, сигнализирующей о двигательной фазе действий, но и о конечном результате. «Жизненность» или «реальность» представления двигательного акта определяет объем вовлеченных во «внутреннюю реализацию» уровней и этим самым эффективна идеомоторная тренировка.

В спортивной практике оправдала себя следующая структура идеомоторной тренировке, разработанная на основе этих принципиальных позиций:

1. внутренняя актуализация - абсервативная фаза (наблюдение) – оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино-, видеозаписей или кинопрограмм; - экспозиционная фаза (программа нижней ступени аудимоторной тренировки, некоторые упражнения); - идеомоторная фаза (3-5 кратное повторение внутреннего представления в соответствии с писменным заданием)

2. внешняя реализация - имитационная фаза – элементы аудиомоторных упражнений, реально выполняемых в определенной последовательности в общих чертах (намек на движение или как бы повторение воображаемого); - фаза практической тренировки (упражнения, тренированное идеомоторным методом, выполняется практически). При разработке индивидуальной эффективности идеомоторных программ важно учитывать ряд моментов: - в реальной фазе в процессе выполнения некоторых основных упражнений должна повышаться внутренняя готовность к воображению и снижается интенсивность воздействия внутренних и внешних помех; - содержание программ идеомоторной тренировке должны вырабатываться совместно спортсмен, тренер, психолог и биомеханик. В процессе обучения изменяется потребность спортсмена в информации. Поэтому программы идеомоторной тренировки часто подлежат корректировке и должны учитывать уровень подготовленности спортсмена в данный момент; - часто отвлекающиеся спортсмены, которым легко помешать, могут наговорить содержание программы на диктофон и перед идеомоторной тренировкой прослушать запись. Благодаря этому ему будет легче сосредоточиться и вообразить услышанное; - число повторений в идеомоторной тренировке (2-5) зависит от уровня подготовленности спортсмена и задач обучения. Более сложные двигательные навыки отрабатываются с помощью более коротких повторений во время одного занятия, перерывы между которыми должны быть сокращенны; - информацию, которую получает спортсмен во время тренировки, должна быть сформулирована ясно и однозначно, должна сопровождаться объяснением, как надо выполнять упражнение. В спортивной деятельности с пхилогическими целями используют и ряд других методик: «наивная» психорегуляция (талисманы, ритуалы, разминки и т.д.), музыкальное сопровождение и функциональная музыка, контроль состояния голоса, дыхательные упражнения, специальные психорегулирующие комплексы физических упражнений. «Наивная» психорегуляция – в отличии от научно-обоснованных психорегулирующих методов, вырабатываются «наивные» приемы на основании субъективного опыта спортсмена при выполнении нагрузки на тренировке и соревнованиях. Часто они являются результатами ситуаций, связанной с пережитым успехом, достижением цели, оправдавшим их эффективность. Содержание их может так же определяться примером других опытных спортсменов или тренера.

Примеры «наивной» психорегуляции в большей степени обусловлены личностными особенностями спортсмена и не всегда могут быть рекомендованы другому человеку без предварительной проверки или коррекции. Эффект этих приемов оценивается спортсменом субъективно и не всегда проверяется объективными научными методами исследования. Приемы «наивной» психорегуляции при многократном применении в одних и тех же или сходных ситуациях в ряде случаев начинают выполнять функцию разнообразных поведенческих программ. Тогда они становятся важным компонентом саморегуляции спортсмена при подготовке и выполнений движений (Нич, 1979), а также при переходе к отдыху. Как правило, эффект применения этих приемов проявляется немедленно. Эффективность «наивных» методов зависит от отождествления целей спортсмена с содержанием упражнений, от физической нагрузки, уровня подготовленности спортсмена и его индивидуального ракурса, постановки проблемы. Применение методов «наивной» психорегуляции усиливает стимулирующую и ориентирующую регуляцию и в меньшей степени влияет на осуществление самого процесса спортивной деятельности, т.е. на управление выполнением движений. В сферу влияния «наивной» психорегуляции входит усиление позитивных и исключение негативных установок и предложений относительно самого себя, соперника, ожидаемого результата, условий и места проведения соревнований. Сюда же относится и формы психического самовнушения, направленные на преодоление страха, монотонности, антипатии. «Наивная» психорегуляция влияет на мобилизацию работоспособности в ходе соревнований (преодолеть себя). При этом особенно целесообразно активируются эмоционально-волевые установочные процессы. Тренировочные формы и методы «наивной» саморегуляции используются преимущественно в фазе непосредственной подготовки к соревнованиям, но могут применяться и для подготовки к высоким тренировочным нагрузкам.

Простейшие методы саморегуляции. В отличии от «наивных» их надо специально тренировать. Они интересны тем, что естественны для каждого человека, присущи его обычному поведению. Они могут быть вербальными и невербальными. К первой относятся методы самоубеждения, самоприказа, приемы психической защиты, основанные на фантазии, рационализации и замечании. К невербальным методам относятся дыхательные и мимические упражнения, упражнения, основанные на вызове специальных мышечных ощущений и т.д. Хотя эти методы естественны для поведения человека, их надо специально тренировать, доводя до автоматизма, до такого состояния, когда пусковым стимулом к их применению будет изменившееся функциональное состояние спортсмена. К простейшим методам саморегуляции относят: - использование приемов логики; - использование самоприказов (надо!); - использование образов; - целенаправленное представление ситуации; - способы отвлечься; - сознательное управление мышечным тонусом; - контроль состояния голоса; - дыхание, как средство саморегуляции. Аппаратурные невербальные методы саморегуляции. Бывают контактные и бесконтактные.

К аппаратурным контактным методам саморегуляции относятся все те, когда спортмен сам использует приборы типа ПЭЛАНА (прибор электроанальгезии) и ЛЭНАР (лечебный электронаркоз), помогающие ему достичь эффекта расслабления, избавиться от неприятных эмоций и чувств. К этим методам относятся аудиосредства (музыка, специальные шумы, если их прослушивание осуществляется индивидуально через наушники). Сюда же относятся методы, построенные на принципах биологической обратной связи. Строго говоря, они предназначены в первую очередь для контроля за изменением вегетативных функций (частота сердечных сокращений, электрокожного сопротивления, артериального давления крови и ряда других), произвольное управление которыми затруднительно. Однако применение принципа биологической обратной связи делает саморегуляцию более наглядной. Сами приборы при этом выходят за рамки контролеров эффекта, они становятся и средством, влияющим на процесс самоуправления. Аудиовизуальные средства становятся бесконтактными, как только они начинают действовать дистанционно, подчиняясь, однако, управляющим влиянием самого спортсмена. Бесконтактные невербальные методы саморегуляции включают все «наивные», простейшие и идеомоторную тренировку.

К «наивным» самые разнообразные ритуальные движения, упражнения, специально не вытекающие из требований деятельности. К простейшим – целенаправленные гимнастические упражнения, включающие дыхательную и мимическую гимнастику, используя роли позы, специальной осанки, психологической гимнастики. В качестве средств саморегуляции может быть использована также дозированная ходьба и бег. Идеомоторная тренировка используется, как основа представления, а не словесное описание действий и двигательных актов.

Литература 1. Спортивная психология: Учебное пособие для спортивных вузов. – 2-е изд., Попов А.Л. – М., Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 2. Психология: Учеб. Для институтов физ. культ./Под ред. Меньшикова В.М. – М.: Физкультура и спорт, 1987. 3. Психорегуляция в подготовке спортсменов / В.П.Некрасов, Н.А.Худяков, Л.Пиккенхайн, Р.Фрестер; под ред. В.П.Некрасова. – М.: Физкультура и спорт, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этническая система физического воспитания школьников

У народов Севера в результате многовекового опыта жизни сложились собственные идеалы, особая культура и традиции физического воспитания. Воспитания молодого поколения в духе гуманности отношений ...

Легкая атлетика в системе физического воспитания школьников

Учебная и внеурочные формы,  урок легкой атлетики в системе физического воспитания....

ЗНАЧЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Выносливость - физическое качество, необходимое в той или иной степени в каждом виде спорта. В одних видах спорта и упражнениях выносливость не­посредственно определяет результат (ходьба, бег на с...

Кроссовая подготовка в системе физического воспитания школьников

Общая характеристика бега на средние и длинные дистанции, техника бега, использование кроссовой подготовки на уроке физической культуры в школе....

Плавание в системе физического воспитания школьников

Плавание — способность человека передвигаться в воде с помощью движений рук, ног и туловища без поддерживающих средств.Предметом учебной дисциплины «Плавание» является изучени...

ВАЖНОСТЬ ТАНЦА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА.

Без физического воспитания невозможно сформировать гармонично развитую личность...