Статья "Приобрести уверенность юному скалолазу"
статья по физкультуре

Данная работа посвящена внутренним качествам спортсмена и их развитию на начальном этапе становления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Приобрести уверенность юному скалолазу.

Одно из важнейших условий  успешного выступления на соревнованиях это-уверенность. Неуверенность юных  скалолазов в своих силах, в надежности страховки, в выполнении рискованных движений часто переходит  в различные формы проявления страха: робость, боязнь не пройти определенный участок, показать слабый результат, сорваться, не суметь найти выход из сложных и непредвиденных ситуаций на трассе.

Для многих опытных спортсменов  надежным способом  обрести уверенность – много  лазать   по новым скалам. Для юных скалолазов - прежде всего,  должна быть обеспечена полная безопасность не только на соревнованиях, но и на  тренировочных  занятиях. Это достигается тщательным выбором и подготовкой трасс для занятий, использование качественное надежное снаряжение, правильная организация страховки, а также наличие ответственных, внимательных страховщиков. Большое  значение имеет  непосредственное участие самих спортсменов в закреплении зацепов, навешивании веревок, карабинов, присутствие на испытаниях системы страховки под нагрузкой. Так же  повышает уверенность и грамотное использование системы запланированных срывов.

Иногда спортсмен не решается преодолеть какой - то участок маршрута, так как не может себе представить, что произойдет при внезапном срыве. Конечно, стоит перед похождением сложного  места (ключа) на маршруте  преднамеренно сорваться, тем самым убедиться, что ничего страшного не случиться, и так «ключ»  становится проходимым.

Уверенность в своих силах основана на предшествующий проверке, знании и оценке своих возможностей, связанных с развитием физических качеств, владением техническими приемами и тактикой скалолазания. Она возникает как обоснованное чувство, проверенное и подтвержденное фактами, как итог учебно-тренировочного процесса. Если у спортсмена есть объективные предпосылки поверить в собственные силы, то  подавляющее большинство помех быстро исчезнет.

Уверенность спортсмена скалолаза не мыслима без знания особенностей рельефа, сложности трасс, соперников, прогнозирования предстоящих сложностей и способов их преодоления. Уверенность крепнет при повторных удачных прохождениях предельно сложных мест, при тщательной постоянной работе над техникой лазания, особенно на участках с явно выраженными опорами, выходах и траверсах на равновесие, при преодолении карнизов и отвесов на большой высоте от земли.  Зачастую,  юные спортсмены, добившиеся отдельных высоких результатов, переоценивают свои силы и возможности, чаще всего не имея  для  этого  оснований.  Самоуверенность приводит к заниженной оценке трудностей, неизбежных в спортивной борьбе, попросту говоря – к беспечности. Не редки   случаи, когда у спортсменов  после первых значительных успехов на крупных соревнованиях или выполнения нормативов мастера или даже кандидата в мастера,  наступает резкий спад.  Нередко спортсмен,  став победителем на крупных соревнованиях, начинает ощущать свою принадлежность к элите и стартует с оглядкой; боится плохо выступить или проиграть какому-то конкретному скалолазу, заведомо более слабому. Перед стартом или на трассе он думает об этом, а иногда такая боязнь кроется в его подсознании.

 Подобное состояние свидетельствует о том, что скалолаз сомневается в своем мастерстве. В таком случае ему следует сосредоточить свое внимание на маршруте, постараться пройти его с максимальной  отдачей, убедив себя, что остальное приложится. Не следует ставить перед юным спортсменом сверхзадач, до тех пор,  пока высокие результаты не станут стабильными, спортсменам необходимо прислушиваться к  рекомендациям тренера. Уверенность тренера, имеющая под собой реальную почву, часто передается спортсмену. Так же  спортсмену оценить свои возможности помогает регулярное мысленное прохождение трасс на время. Длительные тренировки позволяют  тренеру и юному скалолазу определять время прохождения соревновательной трассы с большой точностью. Кроме того, спортсмен отвлекается от различных негативных мыслей, предупреждает появление отрицательных эмоций. Он занят делом. Все внимание -  маршруту, остального не существует.

Трасса начинается с первого шага. Его нужно сделать уверенно. Этот шаг (движение со старта) может быть быстрым или медленным, раскованным или напряженным, но обязательно уверенным. Каждое новое сложное место на маршруте тоже начинается с первого шага, и надо, чтобы возникла уверенность «Начало удалось!». Важно и дальше не расслабляться, а уметь переключать внимание на предстоящее действие. Все это необходимо отрабатывать на тренировочных занятиях в объемах , необходимых и достаточных для каждого юного спортсмена скалолаза.  Соревновательный опыт, опыт самостоятельного преодоления трудностей, тренировки в условиях помех, активный поиск и устранение ошибок – все это воспитывает в нем уверенность в собственных силах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уверенный подход к изучению английского языка

Два года назад я начала использовать элементы здоровьесбережения на уроках английского языка . Я применяю метод позитивной психологической поддержки ученика на уроке , стараюсь учитывать индивидуальны...

Рекомендации будущим скалолазам

Рекомендации могут быть полезны тем, кто мечтает стать в будущем альпинистом...

Исследование пропускной способности мозга спортсменов скалолазов.

Исследование пропус кной способности мозга на разных этапах тренировки. Связь показателей точности и продуктивности с пропускной способностью мозга....

Разработка урока к учебнику О.А. Радченко «Вундеркинды плюс» 7 класс по теме 1 «Летние каникулы» к уроку 8 «Парки для скалолазов» Материал рассчитан на два урока.

Материал рассчитан на два урока. План урока включает в себя задания на закрепление новой лексике по теме, повторение временных форм глагола и порядок слов в сложных предложениях с союзами weil, darum,...

Профилактическая беседа "Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность"

Материал из опыта профилактической работы педагога-психолога со взрослыми.. Данный материал является лекцией для старшеклассников, студентов, родителей и педагогов по феномену "неуверенный челове...

проект "Юный скалолаз" 7б класс Кл. рук-ль Ильиных Л.Ф.

Проект создан для поддержки здорового образа жизни детей, участия в спортивных мероприятиях, досуговой деятельности, внеклассной работы....

Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность»

Лекция для старшеклассников «Уверенность – неуверенность: качели нашего воспитания или как воспитать уверенность» предлагается в рамках профилактической работы педагога-психолога со ...