Конвергентное образование.
статья по физкультуре

Кургузова Александра Сергеевна

Конвергентное обучение - это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориентированная образовательная программа основная образовательная программа общего образования, при разработке которой учтены принципы конвергентного образования.

Конвергенция

1) это взаимопроникновение и взаимовлияние различных предметных областей;

2) это новый научно-технологический уклад, который базируется на НБИКС-технологиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конвергентное образование20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конвергентное образование

Конвергентное образование – это процесс, направленный на формирование междисциплинарной образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин. Именно поэтому слово «конвергентный» получает сегодня такую популярность. Что оно означает? Обратимся к словарю: слово конвергенция (от лат. convergo «сближаю») означает процесс сближения, схождения (в разном смысле), слияние всего разного, непохожего в чём-то одном. Отсюда и понятие конвергентное образование – это обучение, направленное на формирование междисциплинарной образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин.

Мир вокруг школы меняется гораздо стремительнее, чем она сама. Миссия образования уже не ограничивается только воспроизведением знаний, накопленных предыдущими поколениями. Очевидно, что сегодняшним ученикам во взрослой жизни придётся сталкиваться с проблемами, выходящими за рамки узких предметных областей, а значит перед современной системой образования стоят серьёзные задачи определения новых приоритетов и новых подходов в организации школьного образования. Конечно, идея интеграции наук не нова: создание биогеохимии и учения о ноосфере В.И. Вернадского, модели эколого-математического и экономического прогнозирования Н.Н. Моисеева и т.д. Но школа долго оставалась наследником первых промышленных революций, где были созданы принципы разделения труда, специализации, трудовых квалификаций, свободного рыночного обмена. И как следствие, наиболее адекватная модель Школы: классно-урочная система, предметная организация, репродуктивная методология и т.д. Но вот появляются нанотехнологии, происходит очередная промышленная революция: роботизация производства, искусственный интеллект, большие данные, цифровизация, интернет, чипизация…. Формируется запрос на новый тип научной деятельности. Начинается этап взаимопроникновения наук и технологий.

Конвергенция

1) это взаимопроникновение и взаимовлияние различных предметных областей;

2) это новый научно-технологический уклад, который базируется на НБИКС-технологиях, где

Н – это нано,

Б – био,

И – информационные технологии,

К – когнитивные технологии,

С – социальные технологии.

Все четыре NBIC-технологии конвергируют и порождают, генерируют новые ответвления в науке и практике. Поскольку принято, что конечной и главной целью конвергенции и развития технологий является удовлетворение нужд человека с учетом тонкости этики и морали, то к NBIC-технологиям добавляется еще и социальная составляющая (NBICS) и формируется еще одна платформа человеческого измерения. Эта платформа характеризуется интересом к отдельным личностям и группам лиц, связям человек-машина, человек-компьютер, человек-окружающая среда, виртуальная интеграция. У этой платформы-программы два движителя: биофизические и когнитивные требования к повышению физического и мыслительного (умственного) потенциала.

Область блока «человеческие измерения» выходит за рамки только когнитивной науки и вовлекает социальную технологию, социологию, что требует формирования специальной платформы-блока «социальные измерения», включая связь человек-технологии-коэволюция-управление, и основана на следующих драйверах-требованиях: биофизическом (здоровье, образование, инфраструктура) и когнитивном (мораль, этика).

Нет сомнения, что через определенное время наша цивилизация вырвется в полной мере за пределы Земли в Солнечную систему и дальше, безусловно, благодаря и при участии той же конвергенция NBICS-технологий. Это дело не очень далекого будущего, но в настоящее время еще многое надо обустроить лучшим образом на нашей родной, многострадальной от антропогенной, рукотворной деятельности человека планете Земля (особенно современного человека, в значительной своей мере охваченного страстью потреблять, потреблять и потреблять. Поэтому озабоченные этим бесперспективным будущим ученые разных специальностей строят, формируют различные программы глобальной устойчивости (экология, экономика, социум), которые в большей степени, чем предыдущие блоки-программы, могут быть реализованы только глобальной конвергенцией на национальном и интернациональном уровнях.

Конвергентные технологии «большая пятёрка» технологий, новый вид интеграционной системы, в которую входят информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и когнитивные технологии.

Конвергентное образование- это целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для жизни и трудовой деятельности в эпоху конвергентных наук и технологий

Методология конвергентного образования:

• взаимодействие научных дисциплин (предметов), прежде всего, естественных;

• реализация междисциплинарных проектных и исследовательских практик;

• взаимопроникновение наук и технологий.

Ключевые принципы конвергентного образования:

• междисциплинарный синтез естественнонаучного (и гуманитарного) знания;

• переориентация учебной деятельности с познавательной на проективно-конструктивную;

• модель познания – конструирование;

• сетевая коммуникация;

• обучение не предметам, а различным видам деятельности;

• надпредметные знания через НБИК-технологии

• ведущая роль самоорганизации в процессах обучения.

Конвергентное обучение - это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориентированная образовательная программа основная образовательная программа общего образования, при разработке которой учтены принципы конвергентного образования.

Используемая литература

1. Ковальчук, М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее/М.В. Ковальчук // Российские нанонехнологии. –2011. – Т. 6, – № 1-2. – С. 13-23.

2. Кричевский Г.Е. Введение в НБИКС-технологии // НБИКС: Наука. Технологии. 2017. Т.1, № 1, стр. 27-54.

3. Моисеев Н.Н. Простейшие математические модели экономического прогнозирования Знание, Мат., киб. 10, 1975. -65с.

4. Режабек Б. Г. Учение В. И. Вернадского о Ноосфере и поиск пути выхода из глобальных кризисов - Век глобализации. Выпуск №1/2008 /Б.Г.

5. Шапкина Е.В. Конвергентное образование как основа профориентации школьников [электронный ресурс] Самара, 28.12.2019г., URL https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2019/12/28/statya-konvergentnoe-obrazovanie-kak


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП по биологии 5 класс для реализации конвергентного непрерывного естественнонаучного образования.

Календарно-тематическое планирование  для учащихся 5 классов составленно на основе Рабочей программы учебного курса биологии 5-9 классов (ФГОС ООО). УМК И.Н.Пономаревой. Реализуется в рамках инно...

Понятие и определение конвергентного образования

Понятие и определение конвергентного образования...

Доклад "Зачем нужны программы с межпредметным содержанием при конвергентном подходе"

Данная информация поможет педагогам ответить на вопрос "Зачем нужны программы с межпредметным содержанием при конвергентном подходе"...

Развитие конвергентного мышления на уроках английского языка

Презентация для выступления на педсовете по вопросу развития конвергентного мышления учащихся...

Статья: КОНВЕРГЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Конвергентное образование – это процесс, направленный на формирование междисциплинарной образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изуч...

Конвергентное обучение в школе

Опрос для учителей школ...