Статья: КОНВЕРГЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Шапкина Елена Викторовна

Конвергентное образование – это процесс, направленный на формирование междисциплинарной образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин. Государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к сотрудничеству и способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность, а самое главное - подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии. И именно конвергентный подход в школьном образовании обладает потенциалом для улучшения возможностей выпускника в успешной социализации и профессиональном самоопределении. Ключевые слова: конвергенция, образование, конвергентный подход в образовании школьников, НБИК-технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНВЕРГЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФОРИНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Е.В. Шапкина, учитель высшей категории географии и экономики, МБОУ Гимназия №1 г.о. Самара

Аннотация

Конвергентное образование – это процесс, направленный на формирование междисциплинарной образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин. Государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к сотрудничеству и способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и  информационно-познавательную деятельность, а самое главное  - подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии. И именно конвергентный подход в школьном образовании обладает потенциалом для улучшения возможностей выпускника в успешной социализации и профессиональном самоопределении.

Ключевые слова: конвергенция, образование, конвергентный подход в образовании школьников, НБИК-технологии

Мир вокруг школы меняется гораздо стремительнее, чем она сама. Миссия образования уже не ограничивается только воспроизведением  знаний, накопленных предыдущими поколениями. Очевидно, что сегодняшним ученикам во взрослой жизни придётся сталкиваться с проблемами, выходящими за рамки узких предметных областей, а значит перед современной системой образования стоят серьёзные задачи определения новых приоритетов и новых подходов в организации школьного образования. Есть и ещё один важный аспект – это раздел ФГОС «Портрет выпускника», где перечислены те качества выпускника, развитие которых должна обеспечить современная школа, в нём нет ни одного качества, которое касается знаний теории, конкретных фактов или умения решать узко-направленные задачи в той или иной предметной области. Государству и обществу нужен креативный и критически мыслящий человек, владеющий основами научных методов познания, мотивированный на творчество и инновационную деятельность, готовый к сотрудничеству и осуществлению учебно-исследовательской, проектной, информационно-познавательной деятельности. А самое главное – подготовленный к осознанному выбору своей будущей профессии. Стандарт требует организации образовательного процесса, основанного на стыке наук, внедрения технологий конвергентного обучения. Именно поэтому слово «конвергентный» получает сегодня такую популярность. Что оно означает? Обратимся к словарю: слово конвергенция (от лат. convergo «сближаю») означает процесс сближения, схождения (в разном смысле), слияние всего разного, непохожего в чём-то одном. Отсюда и понятие конвергентное образование – это обучение, направленное на формирование междисциплинарной образовательной среды, в которой школьники будут воспринимать мир как единое целое, а не как школьное изучение отдельных дисциплин. Конечно, идея интеграции наук не нова: создание биогеохимии и учения о ноосфере В.И. Вернадского, модели эколого-математического и экономического прогнозирования  Н.Н. Моисеева и т.д. Но школа долго оставалась наследником первых промышленных революций, где были созданы принципы разделения труда, специализации, трудовых квалификаций, свободного рыночного обмена. И как следствие, наиболее адекватная модель Школы: классно-урочная система, предметная организация, репродуктивная методология и т.д. Но вот появляются нанотехнологии, происходит очередная промышленная революция: роботизация производства, искусственный интеллект, большие данные, цифровизация, интернет, чипизация…. Формируется запрос на новый тип научной деятельности. Начинается этап взаимопроникновения наук и технологий. Одним из идеологов объединения таких областей знаний как нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий (НБИК-технологии) является Ковальчук Михаи́л Валенти́нович — советский и российский физик, специалист в области рентгеноструктурного анализа, член-корреспондент РАН, директор исследовательского центра «Курчатовский институт». По его мнению, основными чертами современного этапа развития науки можно считать изменение парадигмы (от анализа к синтезу), сближение неорганики и органического мира живой природы, междисциплинарный подход (как инструмент интеграции). В статье «Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее» М.В. Ковальчук анализирует научные подходы периода Ньютона и приходит к выводу, что в то время существовала только одна наука – натурфилософия. Все ученые того времени – это натурфилософы, естествоиспытатели, которые изучали единую и неделимую природу [3, С.13-23]. В настоящее время происходит возврат к единой целостной картине мира. Которую американские ученые Михаил Роко и Вильям Бэйнбридж  в 2002 году называли тетраэдрической, в связи с тем, что в ней модель конвергенции четырех технологий представлена в виде тетраэдра, в вершинах которого расположены четыре базовых элементарных нанообъекта: атом, ген, нейрон и бит. К ним относятся: нанотехнология и нанонаука; биотехнологии и биомедицина, в том числе и генная инженерия; информационные и коммукационные технологии; когнитивные науки, включая нейронауки. Конвергентный этап взаимодействия (взаимовлияния, взаимопроникновения) характеризуется не только интенсивностью, но прежде всего, широтой охвата (атомарный уровень – интеллектуальные системы).  Цивилизация переходит на новейший уровень, промышленное общество меняется на постиндустриальное, основой  которого является информация  [4, С.3-11].  Это  затронет все сферы жизни и от образования потребуются новые образовательные практики, ориентированные на междисциплинарный подход, высокие технологии, опережающее обучение. Сейчас же система образования в основном передает фактические знания новому поколению, но недостаточно дает знаний, необходимых для профессионального самоопределения. Молодые люди по ряду причин (неясная перспектива, материальные трудности и т.п.) неуверенно смотрят в будущее, и не знают ответа на вопрос, с чем будет связана их профессиональная деятельность. Дополнительная трудность – определить свое профессиональное будущее еще в школьные годы. Таким образом, для многих выпускников не определен способ их взаимодействия со стремительно меняющимся окружающим миром.   Учащиеся и их родители хотят больше знать о профессиях, востребованных в ближайшем и отдаленном будущем. В настоящее время коренным образом меняются требования школьников и их родителей к уровню обучения, что объясняется следующими причинами: в большую жизнь вступает «поколение, которое с самого рождения знакомо с Интернетом»; в мировой экономике постоянно растет спрос на специалистов в таких областях знания, как естественные науки, технологии, инженерное дело и математика (Science, Technology, Engineering and Mathematics – STEM), и студенты с высокой мотивацией и хорошей подготовкой по этим предметам еще со школы представляют собой все более востребованный ресурс [2, С. 152-222]. В Москве, например, с 2012 года по инициативе Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» в школах города реализуется «Курчатовский проект», цель которого, по мнению В.М. Ковальчука, сформировать на школьном уровне – на уровне «начальных знаний» – принципиально новый тип мышления – сформировать системные представления об окружающем мире. Для этого необходимо совершенствовать образовательную среду путем междисциплинарной интеграции не только на уровне урочных занятий, но и на уровне интеграции урочной и внеурочной деятельности, на уровне взаимодействия с  профильными вузами. А для того, чтобы «успеть в завтра» необходимо уже сегодня обеспечить школьникам доступ к высокотехнологичному оборудованию для выполнения учебно-исследовательских проектов. Большая роль в обеспечении понимания перспективы жизни и труда, несомненно, принадлежит школе и учителю. Сделать обучение интересным, актуальным, эффективным – оказать педагогическую, психологическую и информационную помощь в выборе профессии – призвана предпрофессиональная подготовка школьников, реализуемая в рамках предпрофильного и профильного обучения. В настоящее время достаточно широко обсуждаются НБИКС-технологии, которые оказывают сильное влияние на развитие промышленного производства, медицины, коммуникации, на мысли и работу человека. Появляются направления, где нужны специалисты со знаниями разных предметов, это - эндо протезирование, фармакология, генная инженерия и др. Наука движется вперед и меняет устройство мира. И сегодня современный Стандарт образования даёт возможность организовать такой учебный процесс. В нём содержится указания на межпредметные или надпредметные понятия, смысл и определения которых расширяются только при изучении нескольких наук. Конвергентное образование предоставит обущающимся новые возможности как в достижении предметных результатов, так и в освоении универсальных учебных действий, в формировании фундаментальных межпредметных понятий. Если говорить о механизмах реализации конвергентного образования, то здесь важное место должна занять проектная деятельность,  которая направлена на  выявление и развитие у школьников творческих способностей, интереса к научно-исследовательской, инженерно-технической, изобретательской и творческой деятельности, популяризации научных знаний и достижений. Проектная деятельность – особый способ работы, в котором участники проходят полный жизненный цикл проекта в специальной учебной форме. Школьный проект опирается на те же понятия, мерки и стандарты, которые существуют в настоящем проектировании и исследовании. Главное чтобы темы, которые предлагались для проектных работ объединяли точные, естественные и гуманитарные науки. Направления тем могут быть следующими: «Агропромышленные и биотехнологии», «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и кибербезопасность», «Генетика, персонализированная и прогностическая медицина», «Когнитивные исследования», «Космические технологии», «Нейротехнологии и природоподобные технологии», «Новые материалы», «Умный город» и т.д. Конвергентное образование даёт большие возможности обучающимся определиться с выбором будущих профессий. Таких профессий, о которых ребята, поступившие в школу 10 лет назад, не имели никакого представления и не догадывались. Сейчас очень важными для общества являются нанотехнологии, которые распространяются в строительство, в энергетику, в медицину; важны информационные технологии, которые укоренились в нашей жизни и развиваются семимильными шагами. Подводя итог сказанному, можно остановиться на том, что конвергентная составляющая наших образовательных программ очень важна для современных школьников, без неё трудно определиться старшеклассникам в построении своего будущего. На её основе происходит переориентация образования на междисциплинарную интеграцию, системно-деятельностный, метопредметный, личностно ориентированный подходы.

Литература

  1. Аршинов В.И. «Сетевой путь» современной нано-техно-научной практики / В.И. Аршинов // Постклассические практики и социокультурные трансформации. Материалы IV междисциплинарного семинара – М: МАКС Пресс – 2009. – С.60-72
  2. Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Накануне схода лавин: высшее образование и грядущая революция / М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви / пер. с англ. Н. Микшиной // Вопросы образования. – М., 2013. – № 3. – С. 152-222. перевод: Barber M., Donnelly K., Rizvi S. an avalanche is coming. higher education and the revolution ahead. – l.: the institute for public policy research. – 2013.
  3. Ковальчук, М.В. Конвергенция наук и технологий – прорыв в будущее/М.В. Ковальчук // Российские нанонехнологии. –2011. – Т. 6, – № 1-2. – С. 13-23.
  4. Ковальчук, М.В., Нарайкин, О.С., Яцишина, Е.Б. Конвергенция наук и технологий – новый этап научно-технического развития ∕ М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина ∕∕ Вопросы философии. – 2013. – № 3. – С.3–11.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (Электронный ресурс). Режим доступа: http://school20.tgl.ru/sp/pic/File/2014/iyun/prikaz_MON_Ob_utverjdenii_federalnogo_gosudarstvennogo_obrazovatelnogo_standarta_srednego_polnogo_obshego_obrazovaniya.pdf - Название с экрана


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профориентация школьников. ПРОГРАММА по профессиональной ориентации для учащихся 9 – 11 классов ТРИ ШАГА К УСПЕХУ (основы профессиональной грамотности)

           В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей. Поэтому нео...

Нравственные основы воспитания школьников в современном российском образовании

Представлен опы работы по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения....

Гуманизация в образовании как основа эстетического воспитания школьников.

Гуманизация в образовании, ставит в центр педагогических усилий личность ребенка, где он становится уже не объектом, а субъектом образовательно-воспитательного процесса. Очень важно, чтобы данная деят...

Понятие и определение конвергентного образования

Понятие и определение конвергентного образования...

Роль дополнительного образования в профориентации школьников

Данная статья рассмастривает роль дополниельного образования в жизни обучающегося в начальной, средней и страшей школе. Какой вклад делается педагогом в разные стадии взросения обучающегося....

Урок географии 7 класс " Страны Северной Америки . Канада". Статья " Экологическое образование и воспитание современного школьника"

Мои уроки и статьи.1.Разработка урока по географии 7 класса -" Страны Северной Америки . Канада " Показаны приемы работы с текстом учебника и картами. 2. Статья " Эколо...

Конвергентное образование.

Конвергентное обучение - это процесс взаимодействия субъектов конвергентной образовательной среды, формирующий знания, умения и навыки в области конвергентных технологий. Конвергентно-ориент...