Учебно-методическая разработка о качестве обучения.
методическая разработка по физкультуре

Мараева Марина Васильевна

Материал содержит информации как проводить уроки физической культуры с целью повышения качества образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebno-metodicheskaya_razrabotka_o_kachestve_obucheniya.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно – методическая публикация по проблемам

образования обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Повышение эффективности и качества обучения на основе новых подходов в модернизации российского образования на уроках физической культуры»

  

 

Автор: Мараева Марина Васильевна

учитель физической культуры

МБОУ »Школа №75»

(первая квалификационная категория)

 

 

 

  

Повышение качества образования – актуальная  проблема не только для России, но и для всего мирового сообщества. Ее решение связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. 

    Качество является одной из важнейших проблем современного образования. Это вызвано тем, что сегодня проявляется устойчивая тенденция в снижении уровня учебно-воспитательной работы в образовательных учреждениях России.

    Это в полной мере касается и школьного физкультурного образования.      

Наиболее значимыми причинами такого положения дел являются следующие:

- недостаточный уровень профессиональной компетентности учительского корпуса;

 - в ряде случаев низкий уровень материально-технического обеспечения;

 - недопонимание участниками образовательного процесса значимости физической культуры в оздоровлении подрастающего поколения;

- отставание во внедрении в процесс физического воспитания новых информационных и педагогических технологий.

    Тесная связь состояния здоровья и физической работоспособности с образом жизни, объёмом и характером повседневной двигательной активности доказана многочисленными исследованиями, которые свидетельствуют о том, что «оптимальная физическая нагрузка в сочетании с рациональным питанием и образом жизни является наиболее эффективной в предупреждении многих заболеваний и увеличении продолжительности жизни».

    Снижение качества занятий школьной физической культуры негативно отражается на развитии школьников и их жизнедеятельности. Повсеместно наблюдается резкое снижение уровня их двигательной активности.     Неудовлетворенная потребность учащихся в двигательной активности отрицательно сказывается на их общем и физическом развитии и состоянии здоровья. У детей с низким уровнем двигательной активности, как правило, снижен общий иммунитет организма, и поэтому они чаще подвержены заболеваниям.  

    Физическая культура должна стать одним из главных компонентов здорового образа жизни школьника. Этого можно достичь, прежде всего, существенным повышением качества уроков.

     Опираясь на данные педагогического мониторинга обучающихся, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного процесса включать в него современные образовательные технологии.

     Одним из приоритетных направлений работы школы, является повышение качества образования через использование здоровьсберегающих технологий.

 

Здоровьсберегающие технологии

     Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить детям возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье обучающихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности обучающихся, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.

     При планировании и проведении урока я опираюсь на основные современные требования к уроку физической культуры с комплексом здоровьесберегающих технологий:

- рациональная плотность урока;

- включение в занятие вопросов, связанных со здоровьем учащихся, способствующих формированию у студентов ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

- оптимальное сочетание различных видов деятельности;

- выбор методов и приёмов обучения, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;

- формирование внешней и внутренней мотивации деятельности учащихся;

- осуществление индивидуального подхода к обуучающимся с учетом личностных возможностей;

- создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха и  эмоциональной разрядки;

     Здоровьесберегающая технология включает в себя: знакомство с результатами медицинских осмотров учащихся; их учёт в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; создание условий для заинтересованного отношения к учёбе.

     Контрольные испытания, задания, тестирование дают мне исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Во время занятия я чередую различные виды учебной деятельности; использую методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения моих учащихся. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы я учитываю возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. На своих занятиях обеспечиваю необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим).

   Результат использования технологии: улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; формирование стремления вести здоровый образ жизни; повышение уровня физической подготовленности.

Технология уровневой дифференциации.

      Цель использования технологии: создание условий личностного развития, оптимального уровня физической активности  учащихся, независимо от индивидуальных способностей и особенностей.

Задачи:

- сохранить интерес к предмету на протяжении всей учебы;

- обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками;

- создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении.

     В классе часто подбираются ребята с разным уровнем физической  подготовленности и психологическими качествами. Это является причиной понижения эффективности уроков физической культуры при условии использования единообразных требований  и методов работы со всеми обучающимися.  Применяя современную обучающую технологию дифференцированного обучения мной на уроках физической культуры применяются элементы технологии уровневой дифференциации:

- на уроке детям дается задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности  мышления и познавательного интереса к предмету;

- при оценивании учитывается не только достигнутый результат, но и динамика изменений физической подготовленности ученика;

    - для учащихся специальной медицинской группы дается отдельное задание;

- для детей, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов;

- ежегодно в начале и конце учебного года проводится тестирование всех учащихся по 5-ти упражнениям с целью определения уровня физических способностей для дифференциации;

   одаренные учащиеся участвуют в соревнованиях муниципального уровня.

       Результат использования технологии: данный подход к обучению на уроках физкультуры нацелен прежде всего на укрепление здоровья и развития двигательной активности учащихся. Основные результаты занятий – профилактика заболеваемости у обучающихся, а также повышение интереса к занятиям физическими упражнениями,  возможность каждому реализоваться,  добиваться успеха.

 

Информационно-коммуникационные технологии.

     Цель использования технологии:  повышение качества образования через использование информационных технологий на уроках и внеклассных занятиях наряду с традиционными формами обучения.

     Основные задачи обучения:

- приобрести базовый набор знаний и расширить кругозор по информационным технологиям;

-  сформировать практические навыки использования информационных технологий в области физической культуры и спорта;

- развить творческие способности в решении профессионально-педагогических задач;

     На уроках физической культуры использую электронные презентации. Это разрешает сделать урок более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений.  

       Обязательные инструктажи, проводимые перед каждым новым разделом программы, разработаны  в виде презентаций. Дети с интересом воспринимают ту же самую информацию, которая ранее предъявлялась в традиционной устной форме. В презентации обязательно включаются фотографии известных спортсменов - представителей данного вида спорта, что позволяет в ненавязчивой форме расширять знания учащихся по отдельным разделам программы, а также получать сведения необходимые при подготовке к экзаменам и олимпиаде по физкультуре.

     Учащиеся, освобожденные от практических занятий физической культурой  по состоянию здоровья, по желанию делают презентации на теоретические темы и выступают с докладами перед одноклассниками.

     Результат использования технологии: интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий. ИКТ позволило значительно расширить и разнообразить содержание обучения на уроке.

Игровая технология.

     Цель использования технологии: активизация и совершенствование основных психических процессов, лежащих в основе двигательной.

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игровая деятельность на уроках дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости, а от физиологической необходимости обучающихся двигаться, играть. Игра – это проявление желания действовать.

      На каждом уроке физической культуры применяются элементы игровой технологии:

      - для обучения двигательным действиям (подвижные игры, спортивные игры – баскетбол, волейбол, футбол)

      - для развития различных физических качеств (эстафеты, подвижные игры)

      - для формирования понятий о нормах общественного поведения, воспитания культурных навыков поведения

      - для увеличения положительных эмоций от занятий физической культурой и тем самым повышения интереса к занятиям физическими упражнениями и спортом

       Результат использования технологии: активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.

                                          

Соревновательная технология.

    Цель использования технологии:  стимулировать максимальное проявление двигательных способностей.

    Соревновательная технология исключает принуждение к учению: обучение идет через игру и соревнование. Он способствует движению вперед; обеспечивает постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодолеть трудности.

    Поэтому на уроках и внеклассных занятиях применяю самый эффективный метод в физическом воспитании – соревновательно - игровой. Он многогранен и является проверенным средством активизации двигательной деятельности как на уроке физкультуры, так и на внеурочных занятиях.  Важным достоинством данного метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки.  Применение  соревновательно - игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии, а сами занятия сделать более интересными. 
     При совершенствовании различных двигательных действий применяются соревновательные методы – ребенок применяет разученное действие для повышения показателей физической подготовленности. Так, например, освоенная техника высокого старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования позволяет повысить скорость прохождения своего этапа на соревнованиях в эстафете.

    - на занятиях по волейболу, баскетболу и т.д. обязательно применяется соревновательный метод в процессе учебной игры для:

    - повышения эмоциональной направленности урока,

    - увеличения интереса к игре,

    - повышения мотивации к совершенствованию технико-тактических навыков и развитию физических качеств.

    - соревновательный метод очень эффективен в привлечении учащихся к занятиям физической культурой и спортом во внеурочное время – учащиеся охотно участвуют в соревнованиях, активно болеют за свои команды, что способствует более ответственному отношению к предмету «Физическая культура» и повышению стремления обучающихся к самосовершенствованию;

    - во время сдачи контрольных тестов применение соревновательной технологии позволяет добиться более высоких показателей физической подготовленности, помогает студентам обрести уверенность в своих силах.

     Результат использования технологии: повышение мотивации к изучению предмета.

     Благодаря использованию различных технологий учащимся прививаются такие важные личностные качества, как толерантность и коллективизм, совершенствуется физическое мастерство, укрепляется здоровье, отбираются сильнейшие для участия в муниципальных соревнованиях.

     

 

      Повышение качества уроков физической культуры должно основываться на учете таких компонентов образовательного процесса, как обучение, воспитание, оздоровление, развитие учащихся. Такой же подход, очевидно, должен иметь место и при разработке критериев оценки качества проводимых занятий по физической культуре.

     Основными организационно-педагогическими условиями повышения качества уроков физической культуры в современной школе являются:  

      1. Изменение действующей вариативной части программы за счёт внесения в её содержание коррективов, учитывающих индивидуальные способности, интересы, потребности, мотивы учащихся к урокам физической культуры, а также образовательные возможности школы и региона.

      2. Усиление и расширение образовательной направленности школьной физической культуры за счет её ориентации на качественные показатели обучения, воспитания, развития, оздоровления детей.

      3. Внедрение в систему уроков физической культуры современных информационных образовательных технологий.

      4. Формирование и развитие у педагогов физической культуры теоретической составляющей профессиональной компетентности в соответствии с современными достижениями теории и практики физической культуры.

      5. Оснащение образовательного учреждения современными средствами материально-технического обеспечения школьных уроков, обеспечивающих учащимся качественно освоить программный материал по предмету «Физическая культура».

      Повышение качества урока физической культуры в русле обновления содержания школьного образования возможно при его ориентации на достижение показателей, характеризующих уровень обученности, воспитанности, развития и здоровья школьников и основанных на учете индивидуальных особенностей, потребностей, отношения к занятиям физической активностью и мотивации всех участников образовательного процесса.

     В качестве основных показателей качества уроков физической культуры целесообразно выделить следующие:

     1) показатели качества обучения школьников (уровень знаний учащихся; успеваемость учащихся по предмету «Физическая культура»);

     2) показатели качества воспитания школьников (дисциплинированность учащихся на уроках физической культуры; отношение учащихся к предмету «Физическая культура»; интерес учащихся к физкультурно-спортивной деятельности;

    3) показатели качества развития школьников (уровень развития у учащихся физических способностей);

   4) показатели качества оздоровления школьников (число учащихся, имеющих подготовительную группу здоровья; число учащихся, болеющих простудными заболеваниями в течение учебного года; уровень травматизма среди учащихся на уроках физической культуры).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие.Разработка и презентация в PPt урока по теме «Импрессионисты. Клод Моне»

Учебно-методическое пособие. План и презентация в РРt  урока по теме  «Импрессионисты. Клод Моне  -  « L’  aventure  des  impressionnistes»  для уч...

Использование учебно-методических материалов для организации дифференцированного обучения математике

В статье автор делает попытку представить элементы системы обучения, которая помогает достигать учебных достижений обучающихся....

Учебно-методическое пособие "Разработка модели информационные потребности школьников"По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой

По мере развития представлений об автоматизации информационного обеспечения процессов принятия решений становится очевидным, что для функционирования и управления любой организацией нужен широкий спек...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИКЕ

Статья посвящена методике использования методических материалов при очном и дистанционном форматах обучения...

Учебно-методический материал разработанный за время обучения

Учебно-методический материалы, которые могут вам пригодится...